Вид РИД
Изобретение
Известны подпятники для быстровращающихся валов с воздушной подушкой между пятой и подпятником, создаваемой принудительной подачей воздуха. Однако они сложны конструктивно и работают при наличии компрессорной установки.
Цель изобретения получить упругую воздушную подушку между пятой и подпятником. Это достигается тем, что рабочая поверхность подпятника имеет в круговых сечениях волнообразную форму, которая обеспечивает избыточное давление, поднимающее пяту вследствие того, что воздух, засасываемый из атмосферы и увлекаемый поверхностью пяты, вгоняется в суживающийся зазор между пятой и подпятником.
Такой подпятник может состоять из диска с радиальными ребрами и закрепленной к нему винтами плоскопараллельной шайбы, причем волнообразная рабочая поверхность шайбы образуется в результате упругой деформации ее при затяжке винтов.
На чертеже 1 изображены детали подпятника.
Подпятник состоит из диска 1 с радиальными ребрами и закрепленной к нему винтами 2 шайбы 3. Стягивающие диски и шайбу винты расположены между ребрами. Шайба представляет собой стальную шлифованную плоскопараллельную пластину. Опорные поверхности ребер также шлифованы и притерты по плоскости. При затягивании винтов шайба деформируется, и поверхность ее принимает волнообразную форму. Шайба снабжена радиальными канавками а, пересекающими оси винтов. По этим канавкам в зазор между пятой и подпятником проходит воздух из атмосферы. При вращении вала воздух, увлекаемый поверхностью пяты из канавок а, вгоняется в суживающийся зазор между пятой и подпятником. Образующаяся при этом от избыточного давления упругая воздушная подушка поднимает пяту, устраняет соприкосновение поверхностей пяты и подпятника и, тем самым, обеспечивает возможность высоких скоростей вращения.