Вид РИД
Изобретение
Предметом настоящего изобретения является станок для намотки якорей электрических машин с прямым или скошенным пазом, состоящий из кронштейна с опорами для концов вала якоря.
Новизна станка заключается в том, что кронштейн устроен таким образом, чтобы он мог вращаться во время намотки вокруг оси, перпендикулярной к оси вала якоря, и снабжен нагруженной пружиною зубчатой рейкой, которая сцеплена с зубчаткой, закрепленной на поворотной опоре конца вала якоря, и опирается на неподвижный сменный диск, имеющий наклонную торцевую поверхность. Такая конструкция станка позволяет удобно укладывать провод в пазы якоря.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на фиг. 1 которого изображена принципиальная конструкция предлагаемого станка (вид сбоку), на фиг. 2 и 3 - детали.
На валу 1, пропущенном через центральное отверстие неподвижного диска 2, закреплен кронштейн 3, на котором установлены опоры 4 и 5 для концов вала 6 обматываемого якоря 7. Вал 6 в опоре 4 садится на центр, а в опоре 5 вводится во втулку 8 и закрепляется в ней винтом 9. На втулке 8 закреплена шестерня, которая сцеплена с зубчатой рейкой 10, снабженной на конце роликом 11 и опирающейся этим роликом на диск 2. Рейка 10 нагружена пружиной 12, прижимающей ее к диску 2.
При намотке кронштейн 3 с якорем 7 приводится во вращение при помощи вала 1. При этом ролик 11 катится по диску 2, имеющему наклонную торцевую поверхность, наклон которой соответствует скошенности паза и шагу обмотки. Качение ролика 11 по диску 2 приводит рейку 10 в возвратно-поступательное движение. Рейка же приводит в возвратно-вращательное движение втулку 8 и якорь 7. Благодаря этому провод с катушки через неподвижно установленные направляющие укладывается в пазы.
Для перевода намотки в другие пазы нужно отвернуть винт 9, повернуть якорь 7 на соответствующее число пазов и снова закрепить вал 6 во втулке 8 винтом 9.
Необходимо отметить, что вопрос поворота якоря может быть решен несколькими конструктивно различными вариантами, позволяющими производить поворот якоря, не открепляя его от опоры, и устанавливать якорь в точно фиксированных положениях. Например, поворотная опора вала якоря может быть выполнена не в виде втулки 8, а в виде дисковой сцепной муфты (фиг. 2). Нижний диск 13, в котором закрепляется конец вала 6, снабжен рядом отверстий по количеству пазов в якоре. Диск 13 механически соединяется с диском 14, который сидит на оси 15 шестерни, при помощи сухаря 16, вставляемого в соответствующее из отверстий диска 13. При повороте якоря 7 надо вынуть сухарь 16 из отверстия в нижнем диске 13 и повернуть якорь на нужный угол; при этом снабженный пружиною сухарь 16 войдет в другое отверстие диска 13, осуществляя механическое соединение вала 6 с шестерней рейки 10.
Установка станка на разные шаги обмотки и скошенности пазов достигается сменой диска 2 или тех частей диска 2, по которым катится ролик 11. На фиг. 3 показан в плане диск 2, снабженный сменными секторами 17, образующими путь, по которому движется ролик 11.
Предлагаемый станок предназначается для намотки якорей и роторов небольших габаритов.
Станок для намотки якорей электрических машин с прямым или скошенным пазом, состоящий из кронштейна с опорами для концов вала якоря, отличающийся тем, что кронштейн устроен таким образом, чтобы он мог вращаться во время намотки вокруг оси, перпендикулярной к оси вала якоря, и снабжен нагруженной пружиной 12 зубчатой рейкой 10, которая сцеплена с зубчаткой, закрепленной на поворотной опоре конца вала якоря, и опирается на неподвижный сменный диск 2, имеющий наклонную торцевую поверхность.