×
11.04.2019
219.017.0b2b

Результат интеллектуальной деятельности: Способ и устройство установки вибропреобразователя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области вибродиагностики машин и машинного оборудования, а конкретно к способам и устройствам установки вибропреобразователей, и может быть использовано в составе систем компьютерного мониторинга машин и механизмов. При реализации способа в корпусе диагностируемого агрегата готовят резьбовое отверстие в области проверяемого узла и закрепляют регулируемое крепежное устройство с установленным однокоординатным вибропреобразователем, задают с помощью регулируемого крепежного устройства пространственное положение однокоординатного вибропреобразователя, которое контролируют системой компьютерного мониторинга состояния агрегата. При этом направляют ось резьбового отверстия в корпусе агрегата в зону телесного угла вектора действия максимальных суммарных сил вибрации проверяемого узла, выставляют и точно настраивают с помощью регулируемого крепежного устройства положение главной оси чувствительности однокоординатного преобразователя вдоль биссектрисы телесного угла. Резьбовое отверстие в корпусе проверяемого узла агрегата подготавливают на приливе в зоне максимального приближения к проверяемому узлу диагностируемого агрегата. Данный способ реализуется с помощью устройства, которое содержит посадочный стержень, резьбовой конец которого вкручивается в подготовленное отверстие корпуса диагностируемого агрегата, а другой конец выполнен в форме сферической головки, опорную площадку, имеющую центральную резьбовую выемку, совмещенную со сферической головкой посадочного стержня, и накидную фигурную гайку с наружной резьбой для крепления сферической головки к опорной площадке, на верхней плоскости которой крепится однокоординатный вибропреобразователь. При этом наклон опорной площадки относительно стержня регулируемого крепежного устройства фиксируется с помощью накидной фигурной гайки, а регулировка пространственного положения выхода кабеля вибропреобразователя осуществляется разворотом опорной площадки регулируемого крепежного устройства с вибропреобразователем вокруг ее оси. Технический результат заключается в снижении влияния поперечной чувствительности вибропреобразователя, повышении достоверности контроля вибропараметров проверяемого узла, обеспечении инвариантности по отношению к конструкции диагностируемой машины, снижении трудоемкости монтажа и регулировки крепежного устройства вибропреобразователя. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области вибродиагностики машин и машинного оборудования, а конкретно, к способам и устройствам установки вибропреобразователей и может быть использовано в составе систем компьютерного мониторинга машин и механизмов.

Известен способ установки вибропреобразователя (патент RU 21338793, МПК G01M 15/00, 13/04, 24.12.1997) с использованием устройства, устанавливаемого на корпусе диагностируемой машины в зоне проверяемого узла, при этом устройство выполнено в виде кронштейна с продольной и поперечной полками, при этом продольная полка одета на ввертный резьбовой элемент крепления проверяемого узла, а поперечная полка снабжена опорной плоскостью под вибропреобразователь и отверстиями для его крепления.

Недостатком данного устройства является необходимость крепления его в зону проверяемого узла диагностируемой машины с использованием крепежных элементов, входящих в конструкцию узла, а также отсутствие плавной, точной регулировки ориентации вибропреобразователя.

Известен способ установки вибропреобразователя (RU 2172939, МПК G01M 15/00, 15.07.1999) с помощью устройства, несущее основание опорной плоскости которого выполнено в виде наборов сменных установочных кронштейнов с возможностью фиксации его углового положения, при этом опорная плоскость каждого сменного устанавливаемого кронштейна выполнена наклонно к оси опорного отверстия кронштейна под индивидуальным углом, равным углу направления вектора действия максимальных сил вибрации проверяемого узла.

Недостаток такого устройства заключается в значительной дискретности, трудоемкости подбора и установки сменных кронштейнов с заданными интервалами наклона в градусах. Указанные негативные обстоятельства увеличивают погрешность контроля вибропараметров и время установки вибропреобразователя.

Известен способ установки вибропреобразователя (патент RU 2149374, МПК G01M 13/04, 29.06.1998), принятый за прототип, в котором с помощью вспомогательного встроенного трехкоординатного вибропреобразователя и системы компьютерного мониторинга строят телесный угол вектора действия максимальных сил вибрации на наименьшем расстоянии от места дефекта, во внутреннем объеме телесного угла устанавливают постоянный однокоординатный вибропреобразователь с ориентацией его оси вдоль биссектрисы телесного угла, с отклонением не более чем на 30° в любую сторону.

Недостаток данного способа состоит в том, что отсутствует возможность плавной точной регулировки ориентации оси однокоординатного вибропреобразователя вдоль биссектрисы телесного угла, что снижает достоверность диагностического мониторинга проверяемого узла машины, приводит к погрешности контроля его вибропараметров из-за отклонения главной оси вибропреобразователя от вектора действия максимальных сил вибрации проверяемого узла диагностируемой машины, возрастания негативного влияния на результат диагностики поперечной составляющей чувствительности

вибропреобразователя.

Техническая задача, решаемая изобретением - снижение влияния поперечной чувствительности вибропреобразователя, повышение достоверности контроля вибропараметров проверяемого узла диагностируемой машины путем точной настройки главной оси чувствительности однокоординатного вибропреобразователя по вектору действия максимальных сил вибрации диагностируемого механизма, обеспечение инвариантности по отношению к конструкции диагностируемой машины, снижение трудоемкости монтажа и регулировки крепежного устройства вибропреобразователя.

Технический результат в заявленном способе установки вибропреобразователя, заключающемся в том, что определяют телесный угол вектора действия максимальных суммарных сил вибрации проверяемого узла диагностируемого агрегата, в корпусе которого готовят резьбовое отверстие в области проверяемого узла, закрепляют в резьбовом отверстии регулируемое крепежное устройство с установленным однокоординатным вибропреобразователем, задают с помощью регулируемого крепежного устройства пространственное положение однокоординатного вибропреобразователя, которое контролируют системой компьютерного мониторинга состояния агрегата, достигается тем, что направляют ось резьбового отверстия в корпусе агрегата при его подготовке в зону телесного угла вектора действия максимальных суммарных сил вибрации проверяемого узла, выставляют и точно настраивают с помощью регулируемого крепежного устройства положение главной оси чувствительности однокоординатного преобразователя вдоль биссектрисы телесного угла.

Технический результат достигается также тем, что резьбовое отверстие в корпусе проверяемого узла агрегата подготавливают на приливе в зоне максимального приближения к проверяемому узлу диагностируемого агрегата.

Технический результат достигается тем, что устройство для осуществления способа, содержит посадочный стержень, резьбовой конец которого вкручивается в подготовленное отверстие корпуса диагностируемого агрегата, а другой конец выполнен в форме сферической головки, опорную площадку, имеющую центральную резьбовую выемку, совмещенную со сферической головкой посадочного стержня и накидную фигурную гайку, с наружной резьбой для крепления сферической головки к опорной площадке, на верхней плоскости которой устанавливается однокоординатный вибропреобразователь.

Технический результат достигается также тем, что наклон опорной площадки относительно, стержня регулируемого крепежного устройства фиксируется с помощью накидной фигурной гайки.

Технический результат достигается также тем, что регулировка пространственного положения выхода кабеля вибропреобразователя осуществляется разворотом опорной площадки регулируемого крепежного устройства с вибропреобразователем вокруг ее оси.

Анализ отличительных признаков заявленного способа показал, что:

- направление оси резьбового отверстия в корпусе агрегата при его подготовке в зону телесного угла вектора действия максимальных суммарных сил вибрации проверяемого узла, позволяет снизить влияние поперечной чувствительности вибропреобразователя, повысить достоверность контроля вибропараметров проверяемого узла диагностируемой машины и измерять вибрацию в точке, расположенной в непосредственной близости от источника вибрации;

- выполнение резьбового отверстия на приливе в зоне максимального приближения к проверяемому узлу диагностируемого агрегата обеспечивает инвариантность способа по отношению к конструкции диагностируемой машины;

- в устройстве для осуществления способа, имеющем посадочный стержень и опорную площадку, выполнение одного конца посадочного стержня в форме сферической головки, а опорной площадки с центральной резьбовой выемкой, и накидной фигурной гайкой с наружной резьбой для крепления сферической головки к опорной площадке, обеспечивает точную настройку главной оси чувствительности однокоординатного вибропреобразователя по вектору действия максимальных сил вибрации диагностируемого механизма, а также инвариантность по отношению к конструкции диагностируемой машины;

- фиксация наклона опорной площадки относительно стержня регулируемого крепежного устройства с помощью накидной фигурной гайки, также повышает точность настройки положения оси максимальной чувствительности вибропреобразователя по вектору действия максимальных сил вибрации диагностируемого узла агрегата, способствует снижению влияния поперечной чувствительности однокоординатного

вибропреобразователя и достоверному наблюдению за техническим состоянием машины;

- регулировка пространственного положения выхода кабеля вибропреобразователя путем разворота опорной площадки регулируемого крепежного устройства с вибропреобразователем вокруг ее оси снижает трудоемкость регулировки положения кабеля крепежного устройства вибропреобразователя.

Таким образом, совокупность описанных выше отличительных признаков представляется новой и позволяет решить поставленную задачу, а именно - повысить достоверность контроля вибропараметров проверяемого узла диагностируемой машины, обеспечить инвариантность по отношению к конструкции диагностируемой машины, а также снизить трудоемкость монтажа и регулировки крепежного устройства вибропреобразователя. Следовательно, изобретение удовлетворяет условию изобретательского уровня.

Сущность способа и устройства установки и регулировки вибропреобразователя поясняется чертежом (фиг. 1), на котором показано расположение регулируемого крепежного устройства с вибропреобразователем на диагностируемой машине и его конструкция.

Способ осуществляется в следующей последовательности действий:

- определяют телесный угол 1 (пунктиром показаны границы телесного угла на плоскости) вектора действия максимальных суммарных сил вибрации 2 проверяемого узла диагностируемого агрегата 3 (например, подшипниковой опоры) в соответствии с патентом RU 2149374 (прототип);

- подготавливают в приливе корпуса агрегата 4 резьбовое отверстие 5 в месте минимальной жесткости корпуса по отношению к проверяемому узлу 3;

- направляют ось резьбового отверстия 5 в зону телесного угла 1 вектора действия максимальных сил вибрации 2 проверяемого узла 3;

- вворачивают с регламентируемым моментом в подготовленное резьбовое отверстие 5 стержень 6 со сферической головкой 7 регулируемого крепежного устройства (на чертеже устройство не обозначено);

- закрепляют однокоординатный вибропреобразователь 8 на верхней опорной площадке 9 при помощи винтов 10;

- совмещают сферическую головку 7 стержня 6 с ответным сферическим отверстием в нижней плоскости опорной площадки 9 с надетой на головку стержня накидной фигурной гайкой 11 с внутренней полусферической поверхностью, соответствующей сфере головки 7 стержня 6;

- ориентируют выход кабеля 14 вибропреобразователя 8 в необходимом направлении, исходя из конструкции и монтажной обвязки диагностируемой машины, разворотом опорной площадки 9 относительно ее оси;

- плавно регулируют точное положение вибропреобразователя 8 наклоном опорной площадки 9 относительно стрежня 6 с помощью сферических поверхностей головки 7 стержня и отверстия в нижней плоскости опорной площадки 9, надежно фиксируют требуемое положение затяжкой накидной фигурной гайки 11 с контролем положения вдоль биссектрисы телесного угла 1 (на чертеже не показана) с помощью отдельной программы в системе компьютерного мониторинга. При этом плавно регулируют наклон (угол γ°), как правило, в небольших пределах (до 10°) до максимально возможного совпадения главной продольной оси чувствительности вибропреобразователя с биссектрисой телесного угла 1 вектора действия максимальных сил вибрации 2 проверяемого узла 3.

Установку вибропреобразователя выполняют следующим способом: Подготавливают резьбовое отверстие 5 так, чтобы ось отверстия 12 была направлена внутрь телесного угла 1 вектора действия максимальных сил вибрации контролируемой, например, подшипниковой опоры 3 диагностируемой машины.

Стержень 6 вворачивают с прилагаемым регламентированным моментом в подготовленное резьбовое отверстие 5 в приливе корпуса машины 4. Крепят на опорной площадке 9 вибропреобразователь 8 тремя винтами 10. Устанавливают площадку 9 с вибропреобразователем 8 на сферической головке стержня 7, регулируют наклон γ° вибропреобразователя 8 так, чтобы ось главной чувствительности 13 вибропреобразователя 8 совпадала с вектором 2 действия максимальных сил вибрации подшипниковой опоры 3 и фиксируют положение затяжкой накидной фигурной гайки 11. Регулируют пространственное положение выхода кабеля 14 вибропреобразователя 8 путем разворота опорной площадки 9 регулируемого крепежного устройства с вибропреобразователем вокруг ее оси.

Таким образом, реализация предлагаемого способа и технического решения для его осуществления обеспечивает повышение достоверности результатов контроля технического состояния машин и механизмов, качественное и долговременное наблюдение за режимами эксплуатации машины, а также снижение трудоемкости установки вибропреобразователя на объекте диагностирования и инвариантность по отношению к конструкции диагностируемой машины.


Способ и устройство установки вибропреобразователя
Способ и устройство установки вибропреобразователя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
20.11.2014
№216.013.09aa

Система диагностики узлов мотор-вагонного подвижного состава на участках ремонта

Изобретение относится к диагностике подвижного состава. Система диагностики узлов мотор-вагонного подвижного состава содержит диагностический пост, в состав которого включены ЭВМ с принтером, блоком беспроводного интерфейса и блоком двунаправленной связи с полевым оборудованием. В состав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533875
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.04.2015
№216.013.404b

Способ диагностики технического состояния роторных агрегатов

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния роторных агрегатов, и может быть использовано при оценке состояния подшипниковых узлов, например колесно-моторных блоков (КМБ) подвижного состава железнодорожного транспорта. Согласно способу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547947
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.05.2015
№216.013.492d

Система мониторинга электропоездов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Система мониторинга электропоездов содержит диагностическую сеть с центром мониторинга, состоящую из сервера, рабочих станций пользователей и беспроводных терминалов, связанных по радиоканалу с центром управления, расположенным на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550240
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.04.2016
№216.015.2eb5

Способ диагностики технического состояния машин

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния однотипных механизмов машин, и может быть использовано, например, для оценки технического состояния узлов ходовой части транспортного средства. Способ диагностики технического состояния группы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580587
Дата охранного документа: 10.04.2016
13.01.2017
№217.015.87bb

Способ интегрированного мониторинга и диагностики управления безопасной эксплуатацией парка подвижного состава и устройство для его осуществления

Техническое решение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Способ включает оценку технического состояния узлов, агрегатов, подсистем, единиц и подвижного состава в целом на стадиях эксплуатации и ремонта, определение вида и уровня опасности неисправностей, формирование и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603294
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.9c60

Способ диагностики технического состояния машин по косвенным признакам

Изобретение относится к вибродиагностике машин и механизмов и может использоваться для вибродиагностики машин. Cпособ диагностики машин по косвенным признакам, преимущественно по вибрации корпуса, включает измерение вибрации в информативной точке корпуса машины, восстановление функции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610366
Дата охранного документа: 09.02.2017
25.08.2017
№217.015.9f2d

Способ диагностики повреждения деталей машин

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации. В предложенном способе диагностики...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606164
Дата охранного документа: 10.01.2017
09.06.2018
№218.016.5c2a

Способ балансировки ротора с применением алгоритма плавного разгона

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на площадках ремонтных предприятий при проверке технического состояния агрегатов. Реализуя способ, осуществляют плавный разгон ротора с начальной частоты вращения до номинальной с непрерывным контролем параметров вибрации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655731
Дата охранного документа: 29.05.2018
20.06.2018
№218.016.6496

Способ диагностики технического состояния роторных механизмов

Изобретение относится к области контроля и диагностики технического состояния узлов колесно-моторных блоков подвижного состава. Способ включает измерение параметров вибрации и значений сопутствующих факторов, например частоты вращения, построение функциональных зависимостей параметров вибрации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658233
Дата охранного документа: 19.06.2018
19.08.2018
№218.016.7e00

Интеллектуальный преобразователь акустической эмиссии

Использование: для мониторинга технического состояния опасных производственных объектов и объектов во взрывоопасной зоне. Сущность изобретения заключается в том, что интеллектуальный преобразователь акустической эмиссии выполнен во взрывозащищенном исполнении и содержит пьезоэлемент, частотный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664259
Дата охранного документа: 15.08.2018
Показаны записи 1-10 из 22.
27.04.2014
№216.012.bcfc

Способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации

Изобретение относится к вибродиагностике машин и механизмов и может использоваться для диагностирования машин в условиях производства или/и эксплуатации при отсутствии машин-эталонов с известными погрешностями, т.е. в условиях априорной неопределенности относительно предельно допускаемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514119
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.05.2014
№216.012.cb26

Способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации

Изобретение относится к вибродиагностике машин и механизмов и может использоваться для вибродиагностики машин в условиях производства или/и эксплуатации при отсутствии машин-эталонов с известными погрешностями. При реализации способа измеряют вибрацию в информативной точке корпуса машины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517772
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.11.2014
№216.013.09aa

Система диагностики узлов мотор-вагонного подвижного состава на участках ремонта

Изобретение относится к диагностике подвижного состава. Система диагностики узлов мотор-вагонного подвижного состава содержит диагностический пост, в состав которого включены ЭВМ с принтером, блоком беспроводного интерфейса и блоком двунаправленной связи с полевым оборудованием. В состав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533875
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.02.2015
№216.013.2226

Способ диагностики повреждения деталей машин

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации. В способе диагностики измеряют уровень...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540195
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.04.2015
№216.013.404b

Способ диагностики технического состояния роторных агрегатов

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния роторных агрегатов, и может быть использовано при оценке состояния подшипниковых узлов, например колесно-моторных блоков (КМБ) подвижного состава железнодорожного транспорта. Согласно способу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547947
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.05.2015
№216.013.492d

Система мониторинга электропоездов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Система мониторинга электропоездов содержит диагностическую сеть с центром мониторинга, состоящую из сервера, рабочих станций пользователей и беспроводных терминалов, связанных по радиоканалу с центром управления, расположенным на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550240
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.04.2016
№216.015.2eb5

Способ диагностики технического состояния машин

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния однотипных механизмов машин, и может быть использовано, например, для оценки технического состояния узлов ходовой части транспортного средства. Способ диагностики технического состояния группы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580587
Дата охранного документа: 10.04.2016
13.01.2017
№217.015.87bb

Способ интегрированного мониторинга и диагностики управления безопасной эксплуатацией парка подвижного состава и устройство для его осуществления

Техническое решение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Способ включает оценку технического состояния узлов, агрегатов, подсистем, единиц и подвижного состава в целом на стадиях эксплуатации и ремонта, определение вида и уровня опасности неисправностей, формирование и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603294
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.9c60

Способ диагностики технического состояния машин по косвенным признакам

Изобретение относится к вибродиагностике машин и механизмов и может использоваться для вибродиагностики машин. Cпособ диагностики машин по косвенным признакам, преимущественно по вибрации корпуса, включает измерение вибрации в информативной точке корпуса машины, восстановление функции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610366
Дата охранного документа: 09.02.2017
25.08.2017
№217.015.9f2d

Способ диагностики повреждения деталей машин

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации. В предложенном способе диагностики...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606164
Дата охранного документа: 10.01.2017
+ добавить свой РИД