Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей.
Известен навигационный комплекс летательного аппарата [1], содержащий спутниковую навигационную систему (приемник СРНС), инерциальную навигационную систему (ИНС), навигационный вычислитель (вычислитель).
Недостатком известного навигационного комплекса является недостаточная точность выдаваемых навигационных данных.
Сущность изобретения заключается в том, что навигационный комплекс летательного аппарата, содержащий инерциальную навигационную систему, спутниковую навигационную систему, навигационный вычислитель, дополнительно содержит регистратор навигационной информации, вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы, энергонезависимое запоминающее устройство, вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы.
При этом выход инерциальной навигационной системы соединен с первым входом навигационного вычислителя и первым входом регистратора навигационной информации, выход спутниковой навигационной системы соединен со вторым входом навигационного вычислителя и вторым входом регистратора навигационной информации, выход регистратора навигационной информации соединен с входом вычислителя погрешностей инерциальной навигационной системы, выход которого соединен с входом энергонезависимого запоминающего устройства, выход которого соединен с третьим входом навигационного вычислителя и входом вычислителя поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы, выход которого соединен с четвертым входом вычислителя, выход которого является выходом 8 навигационной информации.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором обозначены:
1 - инерциальная навигационная система;
2 - спутниковая навигационная система;
3 - навигационный вычислитель;
4 - регистратор навигационной информации;
5 - вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы;
6 - энергонезависимое запоминающее устройство;
7 - вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы;
8 - выход навигационной информации.
Сущность изобретения не зависит от типа применяемой инерциальной навигационной системы. Повышение точности определения навигационных параметров достигается и при использовании систем со встроенным вычислителем координат и курса, и при использовании инерциальных курсовертикалей со свободной или корректируемой (полусвободной) в азимуте гироплатформой, не имеющих вычислителя координат.
Ниже в качестве примера рассмотрим вариант использования в качестве инерциальной навигационной системы 1 инерциальной курсовертикали со свободной в азимуте гироплатформой.
Навигационный вычислитель 3, вычислитель 5 погрешностей инерциальной навигационной системы, вычислитель 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы представляют собой бортовые электронно-вычислительные машины. Функции навигационного вычислителя 3, вычислителя 5 погрешностей инерциальной навигационной системы, вычислителя 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы могут выполняться также одной бортовой электронно-вычислительной машиной.
Навигационный вычислитель 3 предназначен для осуществления во время полета летательного аппарата обработки навигационной информации, поступающей от инерциальной навигационной системы 1 и от спутниковой навигационной системы 2. При этом осуществляется коррекция данных, поступающих от инерциальной навигационной системы 1 по данным спутниковой навигационной системы 2.
Результатом обработки навигационной информации в навигационном вычислителе 3 являются данные о географических координатах (широте Φ и долготе λ ) летательного аппарата, высоте его полета (H), данные о составляющих скоростей летательного аппарата (северной VN, восточной VE, вертикальной VH), данные о курсе летательного аппарата (Φист).
Регистратор 4 навигационной информации представляет собой накопитель информации, в который на протяжении всего полета записываются данные, поступающие от инерциальной и спутниковой навигационных систем 1 и 2. По окончании полета эти данные используются вычислителем 5 погрешностей инерциальной навигационной системы.
Вычисленные вычислителем 5 погрешностей инерциальной навигационной системы погрешности заносятся в энергонезависимое запоминающее устройство 6, в котором эти данные хранятся до следующего полета.
Вычислитель 7 поправок: к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы на основании информации о погрешностях инерциальной навигационной системы 1, хранящейся в энергонезависимом запоминающем устройстве 6, вычисляет поправки, которые поступают в навигационный вычислитель 3 и используются им для корректировки данных, поступающих от инерциальной навигационной системы 1.
Навигационный комплекс летательного аппарата работает следующим образом.
Данные о составляющих абсолютных скоростей летательного аппарата в осях гироплатформы Vξст, Vηст, Vξст, о гироскопическом курсе ψг, об угле крена γ, об угле тангажа υ с выхода инерциальной навигационной системы 1 поступают на первые входы навигационного вычислителя 3 и регистратора 4 навигационной информации. Данные о географической широте Φ, о географической долготе λ, о составляющих относительных скоростей летательного аппарата (скоростей летательного аппарата относительно Земли) VN (северная составляющая), VE (восточная составляющая), VH (вертикальная составляющая) и данные о текущем времени (с выхода спутниковой навигационной системы 2) поступают на вторые входы навигационного вычислителя 3 и регистратора 4 навигационной информации.
Навигационный вычислитель 3 на основании данных инерциальной навигационной системы 1 производит вычисление координат и высоты полета летательного аппарата (производит интегрирование составляющих скоростей). Затем производится комплексная обработка навигационных данных, полученных от инерциальной навигационной системы 1 и спутниковой навигационной системы 2. При этом учитывается, что данные спутниковой навигационной системы 2 являются более точными и их точность не зависит от продолжительности полета, но при этом в них присутствуют высокочастотные помехи и возможны ситуации неработоспособности спутниковой навигационной системы 2 из-за присутствия радиопомех, затенения антенны и других причин. При неработоспособности спутниковой навигационной системы 2 работа навигационного комплекса осуществляется только на основании данных от инерциальной навигационной системы 1.
На протяжении всего полета регистратор 4 навигационной информации осуществляет запись данных, полученных от инерциальной навигационной системы 1 и от спутниковой навигационной системы 2.
Вычисление координат и высоты полета летательного аппарата (интегрирование составляющих скоростей) по данным инерциальной навигационной системы 1 осуществляется следующим образом.
Перед полетом летательного аппарата навигационным вычислителем 3 производится вычисление начального значения азимутального угла гироплатформы инерциальной навигационной системы (равного стояночному курсу летательного аппарата) χ0 :
где Vξст,Vηст - составляющие (по осям гироплатформы) абсолютной скорости, измеренные инерциальной навигационной системой 1.
Вычисляются составляющие (по осям гироплатформы) угловой скорости вращения Земли Uξ0,Uη0,Uξ0 :
Uξ0= UcosΦ0cosχ0; (2)
Uη0= UcosΦ0sinχ0; (3)
U0ζ= UsinΦ0, (4)
где U - угловая скорость вращения Земли, Φ0 - географическая широта точки стоянки летательного аппарата.
Вычисляются начальные значения отклонения горизонтальных осей гироплатформы θ
|
|
Вычисляются фактические значения скомпенсированных постоянных дрейфов гироскопов:
ωζф0= KVξст0-Uζ0, (9)
где K - масштабный коэффициент, R - радиус Земли, на который настроена инерциальная навигационная система.
Вычисляются добавочные дрейфы ωξдоб0,ωηдоб0,ωζдоб0, обусловленные методическими погрешностями начальной выставки:
ωζдоб0= -θη0Uξ0+θξ0Uη0, (12)
где Rξ,Rη - радиусы кривизны земного эллипсоида по сечениям, проходящим через оси гироплатформы, R0 - вспомогательный параметр.
Вычисляются поправки на постоянные дрейфы гироскопов к измеренным линейным скоростям ωξдр0,ωηдр0 :
ωξдр0= Rωηф0; (13)
ωηдр0= -Rωξф0. (14)
Решается система дифференциальных уравнений движения гироплатформы под воздействием методических погрешностей:
где ΔV
|
|
|
|
|
Вычисляется дрейф азимутального гироскопа ωζ0 :
ωζ0= ωζф0+ωζдоб0. (16)
При этом начальные значения θ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычисляются абсолютные скорости для счисления Vξ,Vη :
Vξ= Vξст-ωξдоб0-ΔV
|
|
Вычисляются радиусы кривизны меридиана M, первого вертикала N и параметр R0:
Вычисляются азимут гироплатформы χ и истинный курс φИКВ :
φИКВ= φг+χ. (28)
Вычисляются скорости в осях сопровождающего трехгранника VN, VE:
VN= Vξcosχ+Vηsinχ; (29)
VE= Vξsinχ-Vηcosχ-NUcosΦИКВ. (30)
Вычисляются географическая широта ΦИКВ и географическая долгота λИКВ :
После окончания полета вычислителем 5 погрешностей инерциальной навигационной системы производится комплексная обработка данных, собранных во время полета регистратором 4 навигационной информации. Комплексная обработка информации производится с использованием известных методов идентификации источников погрешностей инерциальных навигационных систем, например с использованием фильтра Калмана [2]. При этом расчеты производятся как в прямом, так и обратном времени. В процессе этой обработки производится расчет следующих погрешностей инерциальной навигационной системы 1:
ωξn, ωηn, ωζn - недокомпенсированные постоянные составляющие дрейфов гироскопов;
ωξξ, ωξη - дрейфы гироскопа с измерительной осью ξ , пропорциональные действующим ускорениям по осям ξ и η соответственно;
ωηξ, ωηη - дрейфы гироскопа с измерительной осью η , пропорциональные действующим ускорениям по осям ξ и η соответственно;
Δmξ, Δmη - погрешности масштабных коэффициентов акселерометров;
ΔVξb, ΔVηb - скомпенсированные перед полетом постоянные дрейфы гироскопов.
Дополнительно с помощью фильтра Калмана четвертого порядка, в качестве вектора измерений которого используется высота и вертикальная скорость, полученные с использованием информации инерциальной навигационной системы 1 и спутниковой навигационной системы 2, формируются оценки постоянной составляющей погрешности и погрешности масштабного коэффициента вертикального акселерометра ( Δaζn, Δmζ ).
Результаты расчета величин ωξn, ωηn, ωζn, ωξξ, ωξη, ωηξ, ωηη, Δmξ, Δmη, ΔVξb, ΔVηb, Δaζn, Δmζ из вычислителя 5 погрешностей инерциальной навигационной системы поступают в энергонезависимое запоминающее устройство 6.
Перед вторым и последующими полетами начальный угол χ0 ориентации гироплатформы инерциальной навигационной системы 1 в азимуте формируется в соответствии с соотношением:
Также на основании информации, записанной в энергонезависимом запоминающем устройстве 6, вычислитель 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы производит вычисление поправок ΔVNb, ΔVEb и Δχb исходя из следующих соотношений:
Результаты вычислений поправок ΔVNb, ΔVEb и Δχb из вычислителя 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы поступают на четвертый вход навигационного вычислителя 3. При этом также параметры ΔVξb и ΔVηb из энергонезависимого запоминающего устройства 6 на третий вход навигационного вычислителя 3. Навигационный вычислитель формирует скорости в осях сопровождающего трехгранника в виде:
При этом истинный курс формируется в виде:
φИКВ= φИКВ-Δχb. (36)
Затем вычисляются географические координаты летательного аппарата путем интегрирования угловых скоростей:
Вычисленные географические координаты, высота и составляющие скоростей летательного аппарата выдаются на выход 8 навигационной информации и передаются потребителям.
В случае неработоспособности спутниковой навигационной системы 2 (например, из-за неработоспособности спутников, наличия радиопомех и т.д.), о чем свидетельствует отсутствие сигнала исправности на выходе спутниковой навигационной системы 2, вычисление географических координат, высоты, составляющих скоростей и курса летательного аппарата производится на основании данных только инерциальной навигационной системы. Но при этом производится их корректировка с учетом данных, полученных от спутниковой навигационной системы 2 (до момента потери работоспособности спутниковой навигационной системой 2) и поправок, поступающих с вычислителя 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы.
Предварительная оценка результатов эффективности использования изобретения в навигационном комплексе самолета-истребителя показала, что реализация изобретения позволяет уменьшить погрешности автономного инерциального счисления координат в полете в 3-4 раза, погрешности гирокомпасирования - на порядок.
Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает повышение точности, отказоустойчивости и информативности навигационного комплекса летательного аппарата.
Представленные чертежи и описание предлагаемого изобретения позволяют, используя существующую элементную базу, изготовить его промышленным способом и использовать в навигационных системах летательных аппаратов: многофункциональных истребителей, вертолетов и т.п., что характеризует предлагаемое изобретение как промышленно применимое.
Источники информации
1. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. Под ред. В. Н. Харисова, А. И. Перова, В.А. Болдина. М.: ИПРЖР, 1998, с. 374, рис. 16.7.а.
2. Летные испытания пилотажно-навигационных комплексов самолетов и вертолетов. Е.Г. Харин и др. М.: Машиностроение, 1985, с. 46-49, 55-49.
Навигационныйкомплекслетательногоаппарата,содержащийинерциальнуюнавигационнуюсистему,спутниковуюнавигационнуюсистемуинавигационныйвычислитель,отличающийсятем,чтоондополнительносодержитрегистраторнавигационнойинформации,вычислительпогрешностейинерциальнойнавигационнойсистемы,энергонезависимоезапоминающееустройство,вычислительпоправокксоставляющимскоростииазимутальномууглугироплатформыинерциальнойнавигационнойсистемы,приэтомвыходинерциальнойнавигационнойсистемысоединенспервымвходомнавигационноговычислителяипервымвходомрегистраторанавигационнойинформации,выходспутниковойнавигационнойсистемысоединенсовторымвходомнавигационноговычислителяивторымвходомрегистраторанавигационнойинформации,выходрегистраторанавигационнойинформациисоединенсвходомвычислителяпогрешностейинерциальнойнавигационнойсистемы,выходкоторогосоединенсвходомэнергонезависимогозапоминающегоустройства,выходкоторогосоединенстретьимвходомнавигационноговычислителяивходомвычислителяпоправокксоставляющимскоростииазимутальномууглугироплатформыинерциальнойнавигационнойсистемы,выходкоторогосоединенсчетвертымвходомвычислителя,выходкоторогоявляетсявыходомнавигационнойинформации.