×
10.04.2019
219.017.0a28

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАРЯДОВ СМЕСЕВОГО РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к изготовлению зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного твердого топлива. Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива включает в себя формование заряда методом литья топливной массы под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой, поддержание температуры топливной массы в шнеке при формовании путем подачи теплоносителя в кожух шнека, группирование зарядов для отверждения и отверждение под давлением. Формуют заряд в корпус ракетного двигателя при температуре топливной массы на 10-20С ниже температуры отверждения. Отформованный заряд выдерживают при работающем шнеке в течение 120-420 с с одновременным охлаждением топливной массы в шнеке путем подачи теплоносителя в кожух шнека с температурой 5-20С и производят отсечку топливной массы при давлении в корпусе ракетного двигателя 0,5-2,0 МПа. В процессе группирования заряд термостатируют при температуре теплоносителя на 2-5С выше температуры формования. Время термостатирования ограничивают временем достижения полноты отверждения топливной массы до 20% и отверждают заряд при температуре 65-85С и давлении в корпусе ракетного двигателя 1,5-6,0 МПа. Данное изобретение повышает качество готового изделия по монолитности, обеспечивает безопасность процесса и позволяет снизить трудозатраты при изготовлении зарядов. 5 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области изготовления заряда ракетного двигателя (РД) из смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ), а конкретно к технологии изготовления заряда методом литья под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой и отверждения его групповым способом под давлением. Способ может быть применен в промышленности для производства твердотопливных двигателей различных классов ракет, пороховых аккумуляторов давления для скважин и других изделий аналогичного назначения.

Развитие ракетной техники выдвигает все более повышенные требования к качеству зарядов СРТТ, к эффективности производства за счет снижения трудозатрат при изготовлении, повышения производительности, и тем самым к способу их изготовления.

Анализом отечественной и зарубежной патентной литературы установлено, что известны способы формования заряда литьем под давлением, предусматривающие нагревание компонентов топливной массы при смешении до температуры выше точки размягчения (патент США 3396215); до температуры 100-125oС (патент США 3408431); способ горячего формования блоков при температуре 85oС и более (патент Франции 2376094, кл С 06 В 21/00); существует способ полимеризации топлива под давлением инертного газа, которое выше атмосферного, но не выше 1/4 рабочего давления заряда при температуре 40-50oС (патент Франции 2116934, кл. С 06 В 21/00).

Известен также способ экструзии для получения смесевого твердого топлива (патент США 4776993 МКИ С 06 G 21/00), который взят авторами в качестве прототипа, предусматривающий дополнительное перемешивание топливной массы в течение 60-120 мин, отверждения до твердости 40-70 единиц по Шору, экструдирование при температуре менее 49oС и окончательное отверждение топливва.

Недостатками указанных способов и прототипа являются:
- относительно высокая температура формования 85oС и более и низкая температура отверждения 40-50oС, что приводит к образованию разрежения в корпусе при отверждении, подсосу воздуха из атмосферы через неплотности пресс-формы и к нарушению качества зарядов по монолитности;
- относительно высокая температура формования 85oС и более не обеспечивает создания необходимого давления топливной массы в корпусе РД в конце формования заряда на установке со шнековой выгрузкой вследствие низкой вязкости топливной массы до 3,0•102 Па•с при таких температурах, что также служит причиной образования дефектов в заряде;
- отсутствие термостатирования в процессе группирования заряда перед отверждением не исключает возможности подсоса воздуха в корпус РД из-за снижения давления в корпусе ниже атмосферного в результате охлаждения топливной массы;
- отсутствие ограничений по времени и температуре термостатирования в процессе группирования зарядов, что может привести к образованию микротрещин в заряде в случае превышения полноты отверждения топлива до постановки на отверждение допустимых пределов.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение качества заряда по монолитности, повышение производительности и безопасности процесса отверждения заряда.

Предлагаемый способ изготовления заряда из СРТТ включает формование заряда методом литья топливной массы под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой, поддержание температуры топливной массы в шнеке при формовании путем подачи теплоносителя в кожух шнека, группирование зарядов для отверждения и отверждение под давлением.

Технический результат достигается следующим образом.

Формуют заряд в корпус РД при температуре топливной массы на 10-20oС ниже температуры отверждения, отформованный заряд выдерживают при работающем шнеке в течение 120-420 с с одновременным охлаждением топливной массы в шнеке путем подачи теплоносителя в кожух шнека с температурой 5-20oС и производят отсечку топливной массы при давлении в корпусе ракетного двигателя 0,5-2,0 МПа. Затем в процессе группирования заряд термостатируют при температуре теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования, причем время термостатирования ограничивают временем достижения полноты отверждения топливной массы до 20% и отверждают заряд при температуре 65-85oC и давлении в корпусе ракетного двигателя 1,5-6,0 МПа.

Взаимосвязь между технологическими параметрами формования и отверждения зарядов определяется эмпирической формулой:
PОТВ= PОТС+ΔT•μ,
где Ротв - давление топливной массы в корпусе РД при отверждении.

Для обеспечения безопасности, качества по монолитности и упрощения конструкции пресс-форм предлагается поддерживать в пределах 1,5-6,0 МПа;
Ротс - давление топливной массы в корпусе РД после формования (отсечки), МПа;
ΔT - разница температур топливной массы в корпусе РД при отверждении и формовании, oС;
μ - коэффициент жесткости корпуса РД определяется гидравлическими испытаниями и колеблется в пределах 0,12-0,3 МПа/oС.

На основании данной зависимости для обеспечения безопасности процесса, исключения образования дефектов в заряде предлагается формование заряда в корпусе РД проводить при температуре топливной массы на 10-20oС ниже температуры отверждения, а отсечку топливной массы производить при давлении в корпусе РД 0,5-2,0 МПа.

Конкретные режима исполнения предлагаемого способа приведены в табл.1.

При формовании зарядов на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой давление отсечки топливной массы в корпусе РД связано с напорностью шнека, которая для выбранной конструкции аппарата зависит от вязкости топливной массы. Изменение напорности шнека от вязкости топливной массы и вязкости топливной массы от температуры приведены соответственно на фиг.1 и 2. Из фиг.1, 2 видно, что чем выше вязкость топливной массы, тем выше напорность шнека, чем ниже температура, тем выше вязкость топливной массы. Следовательно, увеличение вязкости топливной массы и тем самым повышение напорности шнека для заданной рецептуры топлива можно достичь только путем снижения температуры топливной массы.

Для увеличения напорности шнека 1 (см. фиг.3) достаточно охлаждения топливной массы в узком зазоре δ, на поверхности контакта топливной массы втулка 2 - реборда 3 шнека, что достигается путем подачи теплоносителя в кожух 4 шнека с температурой 5-20oС. При этом важно правильно выбрать время выдержки. При длительном охлаждении температура топливной массы понизится не только на поверхности контакта, но и во всем объеме шнека, что приведет к снижению температуры топливной массы в корпусе РД и увеличению продолжительности отверждения заряда. Зависимость давления отсечки (Ротс) от времени выдержки и температуры теплоносителя, подаваемого во втулку шнека, приведена в табл.2.

Из данных табл.2 температура теплоносителя выбрана 5-20oС, время выдержки 120-420 с, которые обеспечивают создание требуемого давления отсечки топливной массы в корпусе РД в пределах 0,5-2,0 МПа. Снижение температуры теплоносителя ниже 5oС потребует дополнительных затрат для обеспечения данной температуры теплоносителя, а повышение температуры теплоносителя выше 20oС удлиняет время выдержки, что является нецелесообразным.

Для исключения образования дефектов в заряде из-за падения давления в корпусе РД до атмосферного, в процессе группирования заряды предлагается термостатировать при температуре теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования.

Конкретные примеры исполнения предлагаемых режимов способа приведены в табл. 3. Примеры приведены для корпусов РД с коэффициентом жесткости μ= 0,25-0,3 МПа/oС, давления отсечки топливной массы Ротс=0,5-0,7 МПа и времени группирования 36 ч.

Как видно на данных табл. 3, температура теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования заряда, предлагаемой в способе, исключает охлаждение топливной массы в процессе группирования зарядов и падение избыточного давления в корпусе, предотвращает попадание воздуха в корпус РД и образование дефектов в заряде.

Время термостатирования в процессе группирования не должно превышать времени достижения полноты отверждения топлива 20%, или времени потери "живучести" топливной массой. В противном случае происходит образование микротрещин и нарушение целостности заряда при переходе с режима группирования на режим отверждения из-за деформирования подполимеризованной топливной массы в корпусе РД под воздействием прироста температуры и давления.

Опытами, проведенными в НИИПМ г. Перми, показано, что "живучесть" топливной массы определяется временем достижения вязкостью при термостатировании 30 тыс. Па•с, выше которой топливная масса теряет способности к течению без разрыва сплошности. На фиг.4, 5 приведены зависимости вязкости и полноты отверждения топлива от времени термостатирования при разных температурах.

Из графиков следует, что, чем выше температура взаимодействия полимерного связующего с вулканизирующими добавками, тем быстрее растет полнота отверждения и вязкость топливной массы. Время потери "живучести" соответствует полноте отверждения топлива 20%.

Время достижения 20%-ной полноты отверждения топлива при фактической температуре теплоносителя в процессе группирования заряда определяют исходя из кинетики отверждения образца топлива при стандартной температуре, например при 80oС, и коэффициента трансформации (пересчета) времени отверждения с этой температуры на фактическую согласно следующей формуле

где τ - время достижения 20%-ной полноты отверждения состава при фактической температуре, ч;
τ80- время достижения 20%-ной полноты отверждения топлива при температуре 80oС, ч;
χ - коэффициент пересчета времени отверждения с 80oС на требуемую температуру. При температурах 50, 60, 70oC коэффициенты соответственно равны 0,14; 0,3; 0,5.

Например, время достижения 20%-ной полноты отверждения топлива при стандартной температуре 80oС составило 21 ч. Отсюда следует, что время группирования заряда перед отверждением при Т=60oС (χ60=0,3) не должно превышать 70 ч.

После операции группировки заряд отверждают при температуре 65-85oС и давлении в корпусе РД 1,5-6,0 МПа.

Предлагаемый способ изготовления заряда СРТТ проверен с положительными результатами на заводе им. С.М. Кирова, г. Пермь. В результате использования способа достигнуты повышение качества зарядов по монолитности, повышение производительности фазы отверждения, обеспечение безопасности процесса, снижение трудозатрат при изготовлении зарядов.

Способизготовлениязарядасмесевогоракетноготвердоготоплива,включающийформованиезарядаметодомлитьятопливноймассыподдавлениемнаустановкенепрерывногодействиясошнековойвыгрузкой,поддержаниетемпературытопливноймассывшнекеприформованиипутемподачитеплоносителявкожухшнека,группированиезарядовдляотвержденияиотверждениеподдавлением,отличающийсятем,чтоформуютзарядвкорпусракетногодвигателяпритемпературетопливноймассына10-20Снижетемпературыотверждения,отформованныйзарядвыдерживаютприработающемшнекевтечение120-420Ссодновременнымохлаждениемтопливноймассывшнекепутемподачитеплоносителявкожухшнекастемпературой5-20Сипроизводятотсечкутопливноймассыпридавлениивкорпусеракетногодвигателя0,5-2,0МПа,впроцессегруппированиязарядтермостатируютпритемпературетеплоносителяна2-5Свышетемпературыформования,причемвремятермостатированияограничиваютвременемдостиженияполнотыотверждениятопливноймассыдо20%иотверждаютзарядпритемпературе65-85Сидавлениивкорпусеракетногодвигателя1,5-6,0МПа.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
11.03.2019
№219.016.de4e

Способ изготовления зарядов сртт

Изобретение относится к области изготовления зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ), а именно к технологии формования зарядов из СРТТ методом литья под давлением в смесителе непрерывного действия. Способ изготовления зарядов СРТТ включает приготовление...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02198153
Дата охранного документа: 10.02.2003
10.04.2019
№219.017.0ae0

Способ изготовления зарядов смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к области изготовления зарядов смесевого ракетного твердого топлива. Способ включает в себя дозирование жидковязких и порошкообразных компонентов, предварительное перемешивание их в предварительном смесителе, перемешивание с вакуумированием в нижнем смесителе и формование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02196760
Дата охранного документа: 20.01.2003
09.06.2019
№219.017.7fe3

Твердое ракетное топливо баллиститного типа

Предлагаемое изобретение относится к классу твердых ракетных топлив баллиститного типа для использования в системах различного назначения, например в газогенераторах (ГГ), пороховых аккумуляторах давления (ПАД), противотанковых управляемых ракетных системах (ПТУРс) и др., для которых требуются...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02172730
Дата охранного документа: 27.08.2001
Показаны записи 1-10 из 64.
20.02.2019
№219.016.bc92

Способ определения параметров формования монолитного изделия из высоконаполненной полимерной композиции

Использование: для изготовления изделия из высоконаполненной полимерной композиции. Сущность: способ предусматривает приготовление модельного состава, заполнение геометрически подобной с изделием прозрачной модельной пресс-формы модельным составом и определение параметров формования натурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260180
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd07

Форма литьевая

Изобретение относится к технологии изготовления ракетных зарядов твердого топлива и предназначено для нанесения бронепокрытия на боковую поверхность зарядов. Форма литьевая содержит матрицу, крышку и толкатель, при этом она снабжена двумя полувтулками с конической наружной поверхностью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248275
Дата охранного документа: 20.03.2005
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdd8

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус и прочноскрепленный с ним топливный блок с каналом круглой формы и щелевой частью. Канал выполнен с соотношением диаметров в щелевой и круглой части 1,10...1,13. Вершины щелей расположены на конической поверхности с полууглом раскрытия 5...8,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02221158
Дата охранного документа: 10.01.2004
20.02.2019
№219.016.bdf9

Наполнитель для повышения огнеэррозионной стойкости литьевых бронесоставов на основе ненасыщенных полиэфирных смол и способ его получения

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике и касается разработки наполнителя с целью повышения огнеэррозионной стойкости, механической и адгезионной прочности бронесоставов различных типов. Данный наполнитель получают методом соединения органического наполнителя -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225424
Дата охранного документа: 10.03.2004
20.02.2019
№219.016.be03

Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к области изготовления зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного топлива (СРТТ). Согласно изобретению способ изготовления заряда СРТТ включает в себя дозирование компонентов СРТТ в смеситель предварительного смешивания смесительной машины, перемешивание доз...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219150
Дата охранного документа: 20.12.2003
20.02.2019
№219.016.be11

Устройство для бронирования твердотопливных зарядов

Устройство относится к изготовлению зарядов из твердых ракетных топлив, а именно к устройствам бронирования зарядов литьем под давлением. Содержит пресс-форму с выталкивателем и профилирующий элемент, установленный в полости пресс-формы перед выталкивателем. Поверхность профилирующего элемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216444
Дата охранного документа: 20.11.2003
20.02.2019
№219.016.be23

Способ бронирования заряда термопластичного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к разработке способов бронирования зарядов твердого ракетного топлива. Согласно изобретению способ бронирования заряда термопластичного топлива на основе ацетилцеллюлозы и аммиачной селитры, содержащего β-2,4-динитрофеноксиэтанол,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215723
Дата охранного документа: 10.11.2003
+ добавить свой РИД