×
10.04.2019
219.017.09f1

Результат интеллектуальной деятельности: ШАРОВАЯ ОПОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002461743
Дата охранного документа
20.09.2012
Аннотация: Изобретение относится к шаровым опорам подвески транспортных средств (сферическим шарнирам, шаровым шарнирам, пальцам шаровым и др.). Шаровая опора транспортного средства содержит корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом. Поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш-шаровая головка. Технический результат: повышение срока службы шаровой опоры за счет обеспечения более высокой износостойкости пары трения: вкладыш-шаровая головка.

Заявляемое изобретение относится к шаровым опорам подвески транспортных средств (сферическим шарнирам, шаровым шарнирам, пальцам шаровым и др.).

Аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или на срединной поверхности шаровой головки, диаметр пальца в месте сопряжения с шаровой головкой составляет 25÷75% от диаметра шаровой головки, а максимальная толщина вкладыша составляет 5÷25% от диаметра шаровой головки (см. патент РФ №77923, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки. Это является следствием склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, приводящей к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывающей образование локальных зон пластической деформации.

Другим аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или на срединной поверхности шаровой головки, а диаметр пальца в месте сопряжения с шаровой головкой составляет 25÷75% от диаметра шаровой головки (см. патент РФ №77922, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога также является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки вследствие склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, что приводит к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывает образование на поверхности локальных зон пластической деформации.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или срединной поверхности шаровой головки (см. патент РФ №77921, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком наиболее близкого аналога также является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки вследствие склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, приводящей к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывающей образование на поверхности локальных зон пластической деформации.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение срока службы шаровой опоры за счет обеспечения более высокой износостойкости пары трения: вкладыш-шаровая головка.

Для достижения указанного технического результата в шаровой опоре транспортного средства, содержащей корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш-шаровая головка.

Существенные признаки заявляемого изобретения - поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш - шаровая головка, являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.

Шаровая опора включает корпус, вкладыш и шаровую головку с пальцем. Корпус и шаровая головка с пальцем могут быть выполнены из стали, вкладыш может быть выполнен из антифрикционного полимерного материала. Поверхность шаровой головки имеет шероховатость, соответствующую или близкую к равновесной шероховатости, соответствующей следующим условиям эксплуатации шаровой опоры: материалу трущейся пары (вкладыш - шаровая головка), давлению, температуре на поверхности трения и условиям смазки.

Конкретным примером заявляемой шаровой опоры является шаровая опора автомобиля, вкладыш которой выполнен из полиацеталя. Параметр шероховатости поверхности шаровой головки Ra≈0,25 мкм, что приблизительно соответствует равновесной шероховатости шаровой головки шаровой опоры легкового автомобиля после пробега ≈2000 км в стандартных условиях эксплуатации.

Изготавливаться заявляемая шаровая опора может известными методами, при этом поверхность шаровой головки подвергают полировке до необходимой шероховатости.

Выполнение поверхности шаровой головки с равновесной шероховатостью позволяет избежать повышенного износа пары трения в начальный период эксплуатации шаровой опоры, поскольку известно, что равновесная шероховатость является оптимальной для конкретных условий трения и обеспечивает минимальное изнашивание. В результате увеличивается износостойкость пары трения и, соответственно, срок службы шаровой опоры.

Шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, отличающаяся тем, что поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш - шаровая головка.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
20.07.2013
№216.012.5794

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах, где сила трения направлена по дуге окружности, по которой осуществляется относительное перемещение контртела и фрикционного изделия. Фрикционное изделие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488028
Дата охранного документа: 20.07.2013
01.03.2019
№219.016.d0b0

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области производства фрикционных изделий, предназначенных для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования. Фрикционное изделие содержит зафиксированную на металлическом каркасе фрикционную накладку, включающую рабочую и боковую поверхности. Рабочая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464460
Дата охранного документа: 20.10.2012
Показаны записи 1-2 из 2.
20.07.2013
№216.012.5794

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах, где сила трения направлена по дуге окружности, по которой осуществляется относительное перемещение контртела и фрикционного изделия. Фрикционное изделие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488028
Дата охранного документа: 20.07.2013
01.03.2019
№219.016.d0b0

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области производства фрикционных изделий, предназначенных для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования. Фрикционное изделие содержит зафиксированную на металлическом каркасе фрикционную накладку, включающую рабочую и боковую поверхности. Рабочая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464460
Дата охранного документа: 20.10.2012
+ добавить свой РИД