×
10.04.2019
219.017.09c6

ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002465466
Дата охранного документа
27.10.2012
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит сопловые лопатки и расположенные ниже по потоку газа рабочие лопатки. С внешней стороны от рабочих лопаток установлены секторы основного разрезного кольца и наружный корпус турбины с радиальным усиливающим ребром. Сопловые лопатки зафиксированы в осевом направлении стопорным кольцом с радиальным ребром, контактирующим с выходным торцом верхних полок сопловых лопаток. Между секторами основного разрезного кольца и наружным корпусом расположено N-образное в поперечном сечении промежуточное разрезное кольцо, закрепленное с внутренней стороны от радиального усиливающего ребра. Секторы основного разрезного кольца выполнены с трехкамерной системой охлаждения, отделенной от внутренней воздушной полости N-образного промежуточного кольца лентой с подводящими воздух каналами. Каналы в каждой из камер охлаждения смещены вперед по потоку газа относительно входа в охлаждающее отверстие сектора, и отношение числа секторов основного разрезного кольца к числу секторов промежуточного разрезного кольца равно 2. Изобретение позволяет повысить надежность газотурбинного двигателя. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известна высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя, содержащая сопловые лопатки и наружный корпус турбины с разрезным кольцом с внешней стороны от рабочих лопаток (Патент РФ №2386816, F01D 5/08, 2008 г.).

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за возможного повреждения наружного корпуса турбины с образованием в нем разрывов и пробоин в случае обрыва рабочей лопатки турбины.

Наиболее близкой к заявляемой является высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя с сопловыми лопатками и расположенными ниже по потоку газа рабочими лопатками, с внешней стороны от которых установлено секторное разрезное кольцо и наружный корпус турбины, усиленный радиальным ребром, расположенным с внешней стороны от рабочей лопатки (Патент РФ №2211926, F01D 5/18, 2001 г.).

Недостатками известной конструкции, принятой за прототип, являются низкая надежность высокотемпературной турбины газотурбинного двигателя из-за повышенной температуры разрезного кольца и наружного корпуса турбины и низкая экономичность из-за повышенных утечек охлаждающего воздуха между верхними полками сопловых лопаток.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности и экономичности двигателя путем снижения температуры разрезного кольца и наружного корпуса турбины, а также уплотнения верхних полок сопловых лопаток на выходе из соплового аппарата.

Сущность изобретения заключается в том, что в высокотемпературной турбине газотурбинного двигателя с сопловыми лопатками и расположенными ниже по потоку газа рабочими лопатками, с внешней стороны от которых установлены секторы основного разрезного кольца и наружный корпус турбины с радиальным усиливающим ребром, согласно изобретению сопловые лопатки зафиксированы в осевом направлении стопорным кольцом с радиальным ребром, контактирующим с выходным торцом верхних полок сопловых лопаток; между секторами основного разрезного кольца и наружным корпусом расположено N-образное в поперечном сечении промежуточное разрезное кольцо, закрепленное с внутренней стороны от радиального усиливающего ребра, а секторы основного разрезного кольца выполнены с трехкамерной системой охлаждения, отделенной от внутренней воздушной полости N-образного промежуточного кольца лентой с подводящими воздух каналами, причем каналы в каждой из камер охлаждения смещены вперед по потоку газа относительно входа в охлаждающее отверстие сектора, и , где:

m - число секторов основного разрезного кольца;

n - число секторов промежуточного разрезного кольца.

Фиксация сопловых лопаток турбины в осевом направлении стопорным кольцом с радиальным ребром, контактирующим с выходным торцом верхних полок сопловых лопаток, позволяет снизить паразитные утечки охлаждающего воздуха, протекающие по стыкам боковых стенок верхних полок сопловых лопаток, за счет уплотнения этих стыков радиальным ребром стопорного кольца, что повышает экономичность высокотемпературной турбины газотурбинного двигателя.

Размещение между секторами основного разрезного кольца и наружным корпусом турбины N-образного в поперечном сечении промежуточного разрезного кольца позволяет увеличить расстояние между проточной частью турбины и ее наружным корпусом, снизив таким образом теплоотдачу в корпус и понизив температуру наружного корпуса как на рабочих режимах, так и после остановки турбины, что важно для режимов повторной приемистости.

Установка N-образного в поперечном сечении промежуточного разрезного кольца, закрепленного с внутренней стороны от усиливающего радиального ребра, позволяет за счет повышенной радиальной жесткости ребра точнее выдержать необходимую геометрию внутренней поверхности установленного на промежуточном основного разрезного кольца, что способствует уменьшению радиальных зазоров между рабочей лопаткой и трактовой поверхностью основного разрезного кольца, уплотняя верхние полки сопловых лопаток на выходе из соплового аппарата, снижая паразитные утечки воздуха и повышая таким образом экономичность турбины.

Давление газа в проточной части турбины от входной к выходной кромкам рабочей лопатки существенно уменьшается, и выполнение системы охлаждения секторов основного разрезного кольца трехкамерной, т.е. в виде трех расположенных последовательно в осевом направлении камер, соединенных на входе через каналы в ленте с внутренней кольцевой воздушной полостью промежуточного разрезного кольца, а на выходе через отверстия в основном разрезном кольце - с проточной частью турбины, позволяет путем изменения проходной площади в каналах или отверстиях получать необходимое давление охлаждающего воздуха в каждой из камер и организовывать эффективное конвективно-пленочное охлаждение основного разрезного кольца со стороны проточной части турбины.

Смещение вперед по потоку газа каналов подвода охлаждающего воздуха в ленте относительно входа в охлаждающие отверстия секторов разрезного кольца позволяет интенсифицировать конвективное охлаждение внутренней поверхности секторов основного разрезного кольца, что повышает надежность турбины.

Секторы основного разрезного кольца, омываемые со стороны проточной части турбины газом, а со стороны наружного корпуса турбины - воздухом, испытывают при работе значительные термические напряжения, что приводит, особенно при значительных ресурсах работы, к изменению их геометрии и к увеличению радиального зазора между рабочей лопаткой и основным разрезным кольцом. Для снижения указанного отрицательного эффекта основное разрезное кольцо выполняется из большого количества секторов, что минимизирует искажение их геометрии.

Промежуточное разрезное кольцо, которое при работе турбины находится целиком в воздушной полости и нагревается более равномерно, испытывает значительно меньшие термические напряжения, искажения его геометрии при работе минимальны, и поэтому оно выполняется из меньшего количества секторов.

При увеличивается искажение геометрии основного разрезного кольца; при увеличиваются паразитные утечки газа между секторами основного разрезного кольца.

На фиг.1 показан продольный разрез высокотемпературной турбины газотурбинного двигателя, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, а на фиг.3 представлено сечение A-A на фиг.2.

Высокотемпературная турбина 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 с сопловыми лопатками 3 и расположенного ниже по потоку газа 4 ротора 5 с рабочими лопатками 6, расположенными в проточной части 7.

Сопловые лопатки 3 в сопловом аппарате 8 зафиксированы по верхним полкам 9 от смещения под действием газовых сил в осевом направлении стопорным кольцом 10 с радиальным ребром 11, контактирующим с наружной поверхностью 12 выходного торца 13 полки 9, уплотняя таким образом стыки 14 между боковыми стенками 15 и 16 соседних сопловых лопаток 3 и снижая тем самым паразитные утечки охлаждающего воздуха из соплового аппарата 8 в проточную часть 7 турбины 1.

Наружный корпус 17 турбины 1 выполнен с внешним радиальным усиливающим ребром 18, обеспечивающим непробиваемость корпуса 1 и локализацию фрагментов 37 лопатки 3 в случае ее обрыва. С внутренней стороны на корпусе 17 под ребром 18 с помощью соединения шип-паз 19 зафиксировано N-образное в поперечном сечении промежуточное разрезное кольцо 20, на котором в свою очередь установлено основное разрезное кольцо 21, ограничивающее своей трактовой поверхностью 22 проточную часть 7 турбины 1 со стороны рабочей лопатки 6.

Секторы 23 основного разрезного кольца 21 выполнены с трехкамерной системой охлаждения 24, отделенной от внутренней воздушной полости 25 промежуточного разрезного кольца 20 лентой 26 с каналами 27 подвода охлаждающего воздуха 28 в расположенные в осевом направлении переднюю 29, среднюю 30 и заднюю 31 камеры охлаждения, которые разделены между собой радиальными перегородками 32. Каждая из камер 29, 30 и 31 соединена с проточной частью 7 турбины 1 охлаждающими отверстиями 33, выполненными в секторах 23 основного разрезного кольца 21, причем каналы 27 в ленте 26 смещены вперед по потоку газа 4 относительно входа 34 в охлаждающие отверстия 33, что позволяет интенсифицировать конвективное охлаждение в каждой из камер 29, 30 и 31. Позицией 35 обозначена входная кромка рабочей лопатки 6, позицией 36 - выходная. Поз.37 - фрагменты лопатки 6, расположенные в полости 38 при разрушении указанных лопаток 6.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе турбины 1 давление газа 4 в проточной части 7 от входной кромки 35 рабочей лопатки 6 к выходной кромке 36 уменьшается, что могло бы ухудшить охлаждение передней по потоку 4 части основного разрезного кольца 21. Однако этого не происходит, так как трехкамерная система охлаждения кольца 21 позволяет обеспечить необходимое давление охлаждающего воздуха 28 в каждой из камер 29, 30 и 31, достаточное для обеспечения эффективного заградительного охлаждения трактовой поверхности 22 секторов 23 основного разрезного кольца 21.

Увеличенное радиальное расстояние между наружным корпусом 17 турбины 1 и основным разрезным кольцом 21 с воздушной полостью 25 позволяет в случае обрыва рабочей лопатки 6 локализовать фрагменты 37 лопатки 6 в полости 38 между корпусом 17 и проточной частью 7 турбины 1, не допуская тем самым дальнейшего лавинообразного разрушения турбины 1.

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя с сопловыми лопатками и расположенными ниже по потоку газа рабочими лопатками, с внешней стороны от которых установлены секторы основного разрезного кольца и наружный корпус турбины с радиальным усиливающим ребром, отличающаяся тем, что сопловые лопатки зафиксированы в осевом направлении стопорным кольцом с радиальным ребром, контактирующим с выходным торцом верхних полок сопловых лопаток; между секторами основного разрезного кольца и наружным корпусом расположено N-образное в поперечном сечении промежуточное разрезное кольцо, закрепленное с внутренней стороны от радиального усиливающего ребра, а секторы основного разрезного кольца выполнены с трехкамерной системой охлаждения, отделенной от внутренней воздушной полости N-образного промежуточного кольца лентой с подводящими воздух каналами, причем каналы в каждой из камер охлаждения смещены вперед по потоку газа относительно входа в охлаждающее отверстие сектора, и , где m - число секторов основного разрезного кольца; n - число секторов промежуточного разрезного кольца.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 100.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
Показаны записи 1-10 из 87.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f0e

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506426
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f0f

Ротор турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины газотурбинного двигателя включает конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, фиксируемые между собой при помощи болтовых соединений. Кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506427
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a2d6

Турбина низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к турбинам низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Турбина низкого давления газотурбинного двигателя включает ротор, статор с задней опорой, лабиринтное уплотнение с внутренним и внешним фланцами на задней опоре статора. Лабиринтное уплотнение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507401
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД