×
10.04.2019
219.017.05f1

Результат интеллектуальной деятельности: СОЕДИНЕНИЕ ДИСКОВ РОТОРА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002328601
Дата охранного документа
10.07.2008
Аннотация: Соединение дисков ротора газовой турбины предназначено для использования в высокотемпературных газовых турбинах для фиксации покрывного диска по ободу основного диска. Соединение дисков ротора газовой турбины включает соединяемые кольцевые выступы дисков, один из которых охватывающий, другой охватываемый, и фиксирующие элементы, выполненные в виде стержней с головкой. Охватывающий выступ расположен на основном диске, а охватываемый - на покрывном. Охватывающий выступ с торца свободного края снабжен выемками, отделенными друг от друга стенками, на поверхности которых со стороны оси дисков сформированы в окружном направлении канавки для стержней. Охватываемый выступ размещен с радиальным зазором внутри охватывающего выступа и снабжен радиальными шипами, установленными в выемках охватывающего выступа, через одну. Канавки охватывающего выступа закрыты со стороны оси дисков охватываемым выступом. Каждый из стержней в соответствующей ему канавке установлен с возможностью запирания его головкой шипа в выемке. Конец стержня, выступающий из канавки в свободную от шипа выемку, загнут. Изобретение позволяет обеспечить высокую прочностную надежность дисков в местах их соединения за счет снижения уровня деформации, возникающей при эксплуатации турбины. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединениям дисков ротора высокотемпературной газовой турбины, и предназначено для фиксации покрывного диска по ободу основного диска. Соединение может быть использовано в газотурбинных двигателях летательных аппаратов, морских и наземных транспортных средств, а также в энергоустановках.

Известны соединения дисков ротора газовой турбины, включающие соединяемые кольцевые выступы дисков, один из которых является охватывающим, а другой охватываемым (пат. РФ №2183747, кл. F01D 5/08, опуб. 20.06.02; Масленников М.М., Шальман Ю.И. Авиационные газотурбинные двигатели. - М.: Машиностроение, 1975, с.444). Охватывающий выступ расположен на ободе основного диска, охватываемый - на ободе покрывного. Выступы соединены путем зацепления. Однако такое зацепление не дает полного закрепления покрывного диска на основном, а лишь исключает его свободное перемещение в радиальном и осевом направлениях. Конструктивное исполнение ротора в этом случае предусматривает дополнительное крепление - фиксацию покрывного диска у ступицы основного с помощью либо радиальных штифтов, либо соединений шип - паз, выполненных с натягом. Кроме того, соединение через зацепление выступов не обеспечивает герметичности полости, образованной между покрывным и основным дисками.

Известно выбранное в качестве прототипа соединение дисков ротора газовой турбины, включающее соединяемые кольцевые выступы дисков, один из которых охватывающий, а другой охватываемый, а также фиксирующие элементы (Вьюнов С.А. и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1989, с.195, рис.4.48, вар. а). Каждый из выступов по свободному краю имеет радиальные отверстия. Фиксирующие элементы, в виде цилиндрических штифтов, предназначенные для фиксации дисков относительно друг друга в осевом и окружном направлениях, установлены с натягом в отверстиях. Соединение спроектировано с гарантированным натягом по сопрягаемым цилиндрическим пояскам кольцевых выступов и обеспечивает изменение натяга с изменением режимов работы ротора (по оборотам и температурному состоянию дисков), не переходящее в зазор. Данное соединение является неразъемным, что усложняет ремонт ротора. Кроме того, важным недостатком данного соединения является то, что в случае его использования для фиксации покрывного диска по ободу основного оно оказывает негативное влияние на прочностную надежность дисков в местах их соединения. При наработке, ввиду различий в массе и тепловом состоянии дисков, на их кольцевых выступах образуются трещины усталостного характера, приводящие к разрушениям.

Задачей изобретения является создание разъемного соединения для фиксации покрывного диска по ободу основного, обеспечивающего высокую прочностную надежность дисков в местах их соединения за счет снижения уровня деформационных процессов в условиях эксплуатации турбины.

Поставленная задача решается тем, что в соединении дисков ротора газовой турбины, включающем соединяемые кольцевые выступы дисков, один из которых охватывающий, другой охватываемый, и фиксирующие элементы, согласно изобретению, охватывающий выступ расположен на основном диске, охватываемый - на покрывном, фиксирующие элементы выполнены в виде стержней с головкой, при этом охватывающий выступ с торца свободного края снабжен выемками, отделенными друг от друга стенками, на поверхности которых со стороны оси дисков сформированы в окружном направлении канавки для стержней, а охватываемый выступ размещен с радиальным зазором внутри охватывающего выступа и снабжен радиальными шипами, установленными в выемках охватывающего выступа, через одну, причем канавки охватывающего выступа закрыты со стороны оси дисков охватываемым выступом, и каждый из стержней в соответствующей ему канавке установлен с возможностью запирания его головкой шипа в выемке, а конец стержня, выступающий из канавки в свободную от шипа выемку, загнут.

Наличие радиального зазора между охватываемым выступом и охватывающим выступом, а также выполнение на первом из них радиальных шипов, а на втором выемок под шипы позволяют цилиндрическому пояску охватываемого выступа, контактирующему с цилиндрическим пояском охватывающего выступа, свободно увеличивать свой диаметр при разогреве турбины. Такая возможность, в случае применения нового соединения для фиксации покрывного диска по ободу основного, при условии расположения охватывающего выступа на основном диске, а охватываемого - на покрывном, является крайне ценной, т.к. на малых режимах вытяжка покрывного диска происходит интенсивней, чем основного. В отличие от прототипа, где существует натяг по посадке и цилиндрический поясок охватывающего выступа мешает увеличению диаметра цилиндрического пояска на охватываемом выступе диска, в предлагаемом соединении увеличение механических напряжений по этой причине исключено.

Кроме того, уровень напряжений в выступах дисков значительно снижен благодаря тому, что в них для размещения фиксирующих элементов вместо отверстий, как предусмотрено в прототипе, выполнены канавки, при том только на охватывающем выступе, который обладает большей массой и испытывает в целом меньшие по величине деформации. Отверстия, как известно, являются центрами концентрации значительных механических напряжений: особенно интенсивное деформирование и растрескивание в соединениях наблюдается на самом краю выступа за отверстиями.

Установка шипов в выемках охватывающего выступа, через одну, в совокупности с выполнением на стенках выемок со стороны оси дисков, ориентированных в окружном направлении канавок, выход из которых, в направлении к оси дисков, закрыт охватываемым выступом, а также с применением в качестве фиксирующих элементов стержней с головкой и размещением их в канавках с возможностью запирания головкой шипа в выемке обеспечивает разъемность соединения и надежное скрепление дисков между собой, что является чрезвычайно важным для фиксации покрывного диска по ободу основного. Загиб конца стержня, выступающего из канавки в свободную от шипа выемку, предохраняет стержень от выпадения и повышает надежность крепления в соединении.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены:

Фиг.1. Часть ротора газовой турбины с предлагаемым соединением дисков, продольный разрез;

Фиг.2. Фрагмент Б на фиг.1, в увеличенном масштабе;

Фиг.3. Разрез А-А на фиг.1, без фиксирующих элементов;

Фиг.4. Вид В на фиг.2;

Фиг.5. Соединение дисков ротора газовой турбины в разобранном виде, изометрическая проекция.

На чертежах показано соединение основного диска с покрывным по ободу. В соединение входят охватывающий выступ 1 основного диска, охватываемый выступ 2 покрывного диска и фиксирующие элементы в виде стержней 3 с головкой. Стержни 3 в иллюстрируемом примере имеют прямоугольное поперечное сечение. На торце свободного края охватывающего выступа 1 выполнены выемки 4, отделенные друг от друга стенками 5. На поверхности стенок 5 со стороны оси дисков ротора в окружном направлении сформированы канавки 6 для стержней 3. Охватываемый выступ 2 размещен внутри охватывающего выступа 1 таким образом, что между их посадочными цилиндрическими поясками образован зазор 7. Охватываемый выступ 2 снабжен радиальными шипами 8, установленными в выемках 4 охватывающего выступа, через одну.

Канавки 6 охватывающего выступа 1 закрыты со стороны оси дисков охватываемым выступом 2. Каждый из стержней 3 размещен в канавке 6 с возможностью запирания его головкой выступа в выемке 4. Конец стержня 3, выступающий из канавки 6 в свободную от шипа выемку 4, загнут.Выемки 4 имеют форму двух видов: под шип - прямоугольную, под свободные концы стержней 3 - более округлую форму.

Сборка соединения осуществляется следующим образом.

Покрывной диск устанавливают на основной диск путем введения шипов 8 охватываемого выступа 2 покрывного диска в прямоугольные выемки 4 охватывающего выступа 1 основного диска. При этом покрывной диск монтируется на основной диск до упора бурта (не обозначен на чертеже) охватываемого выступа 2 в торцы стенок 5. Размещение шипов 8 в прямоугольных выемках 4 обеспечивает концентричное положение покрывающего диска относительно основного. Затем стержни 3 продевают со стороны прямоугольных выемок 4 в канавки 6, до упора головки в стенку 5, и концы стержней, выступающие из канавки в свободную от шипа 8 выемку 4 округлой формы, загибают безударным методом. Каждый из шипов 8, таким образом, оказывается поджатым в выемке головками двух стержней 3. После сборки перемещение покрывного диска относительно основного в окружном, осевом и радиальном направлениях исключено.

Разборка соединения дисков включает отгибание загнутых концов стержней 3, извлечение стержней из канавок 6 и разъединение кольцевых выступов дисков.

В условиях работы газовой турбины на малых режимах зазор 7 между посадочными цилиндрическими поясками охватывающего 1 и охватываемого 2 выступов на дисках ротора сохраняется. При переходе на высокие рабочие режимы, когда вытяжка и разогрев покрывного диска в сравнении с основным протекает быстрее, зазор 7 обеспечивает беспрепятственное увеличение диаметра цилиндрического пояска на охватываемом выступе покрывного диска, при этом металл выступов не испытывает дополнительных механических напряжений, возникающих обычно из-за натяга по посадке. По мере роста диаметра цилиндрического пояска на охватываемом выступе зазор 7 полностью выбирается до образования небольшого расчетного натяга. Отсутствие зазора на высоких режимах гарантирует герметичность образованной между основным и покрывным дисками полости, через которую подается воздух на охлаждение рабочих лопаток. В дальнейшем, после перехода газовой турбины снова на малые режимы, из-за более быстрого охлаждения покрывного диска происходит более быстрое уменьшение диаметра цилиндрического пояска на охватываемом выступе покрывного диска по сравнению с уменьшением диаметра пояска на охватывающем выступе основного диска. В итоге вновь образуется зазор 7. Таким образом, в течение всего процесса работы турбины суммарный уровень напряжений в материале соединенных выступов дисков значительно ниже, чем в случае применения неразъемного соединения, выбранного в качестве прототипа, где посадка выполнена с постоянным натягом.

Газовая турбина с новым соединением дисков ротора прошла длительные стендовые испытания в составе газотурбинного двигателя. При обследовании дисков после разборки ротора трещин на выступах дисков не обнаружено, что подтверждает высокую прочностную надежность дисков в местах их соединений.

Соединениедисковроторагазовойтурбины,включающеесоединяемыекольцевыевыступыдисков,одинизкоторыхохватывающий,другойохватываемый,ификсирующиеэлементы,отличающеесятем,чтоохватывающийвыступрасположеннаосновномдиске,охватываемый-напокрывном,фиксирующиеэлементывыполненыввидестержнейсголовкой,приэтомохватывающийвыступсторцасвободногокраяснабженвыемками,отделеннымидруготдругастенками,наповерхностикоторыхсостороныосидисковсформированывокружномнаправленииканавкидлястержней,аохватываемыйвыступразмещенсрадиальнымзазоромвнутриохватывающеговыступаиснабженрадиальнымишипами,установленнымиввыемкахохватывающеговыступа,черезодну,причемканавкиохватывающеговыступазакрытысостороныосидисковохватываемымвыступом,икаждыйизстержнейвсоответствующейемуканавкеустановленсвозможностьюзапиранияегоголовкойшипаввыемке,аконецстержня,выступающийизканавкивсвободнуюотшипавыемку,загнут.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
13.01.2017
№217.015.80ef

Газогенератор газотурбинного двигателя

Газогенератор высокотемпературного газотурбинного двигателя содержит центробежное колесо-крыльчатку, диффузор-выпрямитель, отделенный от последнего полостью радиального кольцевого зазора и имеющий в нижней своей части кольцевой фланец, корпус силовой задний, камеру сгорания и турбину высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602029
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.bf11

Система питания газодизеля

Изобретение относится к машиностроению. Система питания газодизеля содержит линию подачи газа, связывающую источник газового топлива с впускным коллектором двигателя, и линию питания жидким топливом с насосом высокого давления. Система снабжена электронным блоком управления, управляющим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617017
Дата охранного документа: 19.04.2017
26.08.2017
№217.015.d72d

Система питания автотракторного дизеля

Изобретение относится к системам питания двигателя внутреннего сгорания транспортных средств, работающих на двух топливах. Система питания автотракторного дизеля содержит топливные баки (1), подогреватель (2) топлива, фильтры (3) грубой очистки, топливоподкачивающие насосы (4), фильтры (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623324
Дата охранного документа: 23.06.2017
20.01.2018
№218.016.1561

Газогенератор газотурбинного двигателя

Газогенератор газотурбинного двигателя включает в себя осевой компрессор, камеру сгорания, турбину высокого давления с охлаждаемыми рабочими и диском основным с выполненными на его фланце отверстиями и несущим на себе диск покрывной с образованием между ними кольцевой полости. Кольцевая полость...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634981
Дата охранного документа: 08.11.2017
+ добавить свой РИД