×
10.04.2019
219.017.0262

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЕДИНЕННЫМИ ПОЕЗДАМИ ПО РАДИОКАНАЛУ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области автоматики, связи и вычислительной техники, а именно к системам радиосвязи на подвижных объектах железнодорожного транспорта, и предназначено для передачи управляющих сигналов автоматизированного вождения соединенных поездов с локомотивами (группами локомотивов), распределенными по длине состава. Устройство для управления соединенными поездами по радиоканалу содержит локомотивную радиостанцию поездной радиосвязи, систему управления локомотивом и адаптивный радиомодем, включающий антенно-фидерное устройство и передатчик. В устройство введен модем, соединенный каналами телеуправления - телесигнализации с радиостанцией локомотива и системой управления локомотивом, а адаптивный радиомодем дополнительно содержит приемник сигналов управления, широкополосный приемник, анализатор спектра, программный блок, синтезатор радиочастот. Технический результат заключается в автоматической организации радиоканала передачи данных для управления соединенными поездами на железнодорожном транспорте, повышении надежности передачи данных и устойчивости работы системы управления при возникновении внешних электромагнитных помех по пути следования соединенных поездов. 2 ил.

Изобретение относится к области автоматики, связи и вычислительной техники, а именно к системам радиосвязи на подвижных объектах, преимущественно на железнодорожном транспорте, для передачи управляющих сигналов автоматизированного вождения соединенных поездов с локомотивами (группами локомотивов), распределенными по длине состава.

Для радиоканалов передачи данных для управления соединенными поездами (РПД-СП) необходимыми показателями являются гарантированная доставка сигналов телеуправления (ТУ), телесигнализации (ТС) и телеизмерений (ТИ) по установленному адресу в заданных интервалах времени и с установленными для РПД-СП показателями вероятности потерь и трансформации команд ТУ, ТС, ТИ, включая аудио- и видеоинформацию.

Известен способ динамического распределения каналов для секторизированных радиоустройств доступа системы радиосвязи с подвижными объектами (RU №97110163, H04Q 7/36, 27.05.1999), в котором указанное радиоустройство доступа содержит приемопередатчик, блок управления и антенный блок, оперативно подключенные для обеспечения множества общих каналов радиосвязи в разделенных по направлениям секторах передачи, причем указанный радиоприемопередатчик, блок управления и антенный блок выполнены с возможностью действовать совместно с указанными удаленными устройствами дальней связи в секторе передачи. Для адаптивного выбора свободного радиоканала связи указанного множества общих радиоканалов связи указанный блок радиоприемопередатчика и управления и антенный блок выполнены с возможностью выбора в каждом из указанных секторов передачи свободного радиоканала связи указанного множества общих каналов радиосвязи, который после его выбора можно повторно использовать в том же радиоустройстве доступа, но который является индивидуальным для данного соединения линии радиосвязи в данном секторе передачи.

Недостатком известного технического решения является то, что выбор оптимальной рабочей частоты радиоустройства доступа осуществляется без учета отстройки от индустриальных широкополосных и сосредоточенных радиопомех и от радиостанций сетей железнодорожной технологической радиосвязи.

Известен сетевой модуль связи по радиоканалу (СМРК) для системы автоматического управления поездом с распределенными по его длине локомотивами (RU 2252167, B61C 17/12, 05.20. 2005), в котором сеть передачи данных системы автоматического управления поездом с распределенными по его длине локомотивами содержит объединенные в ведущий и ведомые сетевые модули связи по радиоканалу (узлы), в которых установлены блоки центральных процессоров, связанных со средствами управления, диагностики, исполнительными узлами, блоком индикации. Приемопередающее средство радиосвязи представляет собой сетевой модуль радиосвязи по радиоканалу, включающий в себя устройство сопряжения модуля с центральным процессором, подключенное к процессору, связанному с радиомодемом, и источник питания, к которому подключены устройство сопряжения, процессор и радиомодем.

Недостатком известного технического решения является невозможность автоматического выбора радиочастоты радиомодема передачи данных для управления соединенными поездами в зависимости от изменяющейся электромагнитной обстановки на железнодорожных станциях и перегонах.

В качестве прототипа принят используемый на отечественных железных дорогах организованный канал для передачи данных в интеллектуальной системе автоматизированного вождения соединенных поездов с распределенной тягой (ИСАВП-РТ), с использованием радиомодема T96SR с тенденцией перехода на радиомодем "МОСТ" (Автоматизированное ведение соединенного грузового поезда по радиоканалу. Журнал «Железнодорожный транспорт», №9, 2005 г. Специальный проект. Энергосберегающие технологии, с.13-15).

Недостатком заявленного прототипа является ручная установка рабочих радиочастот, что приводит к отвлечению локомотивной бригады от основной обязанности - безопасного ведения поезда, и тем самым существенно ограничивает возможности использования радиомодемов.

Технический результат изобретения заключается в автоматической организации радиоканала передачи данных для управления соединенными поездами на железнодорожном транспорте, повышении надежности передачи данных и устойчивости работы системы управления при возникновении внешних электромагнитных помех по пути следования соединенных поездов.

Технический результат достигается тем, что в устройство для управления соединенными поездами по радиоканалу, содержащее локомотивную радиостанцию поездной радиосвязи, систему управления локомотивом и адаптивный радиомодем, включающий антенно-фидерное устройство и передатчик, согласно предложению введен модем, соединенный каналами телеуправления - телесигнализации с радиостанцией локомотива и системой управления локомотивом, а адаптивный радиомодем дополнительно содержит приемник сигналов управления, широкополосный приемник, анализатор спектра, программный блок, синтезатор радиочастот, при этом первый выход антенно-фидерного устройства соединен с входом широкополосного приемника, второй выход соединен с входом приемника сигналов управления, выход широкополосного приемника соединен с первым входом анализатора спектра, выход приемника сигналов управления соединен со вторым входом анализатора спектра, выход которого соединен с входом программного блока, выход которого соединен с входом синтезатора радиочастот, первый выход которого соединен с первым входом передатчика, второй вход передатчика подключен к выходу системы управления, второй выход синтезатора радиочастот соединен с входом приемника сигналов управления, третий выход синтезатора радиочастот соединен с входом широкополосного приемника.

Сущность заявленного устройства для управления соединенными поездами по радиоканалу поясняется фиг.1.

Устройство состоит из следующих основных узлов: локомотивной радиостанции поездной радиосвязи 2, вход/выход которой через модем 3 соединены с входом/выходом системы управления 11, адаптивного радиомодема 1 с антенно-фидерным устройством 4, первый выход которого соединен с первым входом широкополосного приемника 7, второй выход соединен с первым входом приемника сигналов управления 6, вход антенно-фидерного устройства 4 соединен с выходом передатчика 5, первый вход которого соединен с первым выходом синтезатора радиочастот 10, второй вход соединен с выходом системы управления локомотива 11, первый выход приемника 6 сигналов управления соединен с первым входом анализатора спектра 8, второй выход приемника 6 сигналов управления соединен с входом системы управления локомотивом 11, второй вход приемника сигналов управления 6 соединен со вторым выходом синтезатора радиочастот 10, третий выход синтезатора радиочастот 10 соединен со вторым входом широкополосного приемника 7, выход которого соединен со вторым входом анализатора спектра 8, выход которого соединен с входом 9 программного блока, выход которого соединен с входом синтезатора радиочастот 10.

Устройство для управления соединенными поездами по радиоканалу используется следующим образом.

Через антенно-фидерное устройство 4 адаптивного радиомодема 1 ведущего локомотива 12 в широкополосный приемник 7 поступают радиосигналы от различных источников излучения и внешних радиопомех, которые анализируются в анализаторе спектра 8. Сигналы управления локомотивом через антенно-фидерное устройство 4 поступают в приемник сигналов управления 6 и также анализируются в анализаторе спектра 8.

По результатам анализа уровней радиосигналов и радиопомех в программном блоке 9 устанавливаются приоритеты радиочастот, в соответствии с которыми в синтезаторе радиочастот 10 осуществляется формирование безопасных несущих радиочастот, на которых формируются сигналы для работы системы управления локомотивом. Сигналы от системы управления 11 поступают в передатчик 5, антенно-фидерное устройство 4 и далее по радиоканалу в приемный тракт адаптивного радиомодема ведомого 13 локомотива.

Периодически (например, один раз в одну секунду) последовательным перебором радиочастот, реализуемым в синтезаторе радиочастот 10, в радиоканале производится сканирование по основной группе радиочастот с анализом качества радиоканалов анализатором спектра 8 и расстановкой их приоритетов. Порядок приоритетов фиксируется в программном блоке 9 радиомодемов ведущего и ведомого локомотивов.

Использование устройств, установленных на ведущем 12 и ведомом 13 локомотивах, для управления соединенными поездами по радиоканалу поясняется фиг.2.

При формировании соединенного поезда машинисты ведущего и ведомого поездов включают радиомодемы и устанавливают в системе автоматического управления соединенным поездом номер поезда, присвоенный и переданный машинисту ведущего поезда диспетчером (дежурным по станции). Далее в автоматическом режиме, в зависимости от присвоенного номера поезду четного или нечетного направления, соответственно, в зависимости от четности или нечетности последней значащей цифры номера поезда, устанавливается четная или нечетная группа частот. При этом каждая группа из восьми радиочастот разбивается на две четверки - основную и дополнительную. Радиомодем ведущего локомотива 12 сканирует радиочастоты основной четверки, определяет наименее зашумленный канал и передает на этом канале сигнал, работая в режиме радиомаяка, для установления радиоканала с ведомым радиомодемом 13, который также сканирует по радиочастотам основной четверки. При нахождении радиочастоты радиомодема ведущего локомотива 12 между радиомодемами ведущего и ведомого локомотивов проходит тестовая проверка. При положительных результатах тестовой проверки радиомодемы переходят в рабочий режим системы управления 11 соединенным поездом с передачей команд телеуправления и телесигнализации.

Периодически (с переменным шагом от 10 с до 60 с) анализируется уровень сигнала и его изменения в основной группе радиочастот локомотивов соединенного поезда встречного направления (например, нечетного направления (12, 13)), с обеспечением максимального разделения по радиочастотам (fn-fm), (fk-fp) в период прохождения встречных соединенных поездов по соседним путям.

При ухудшении качества радиоканала ниже допустимого, например при воздействии мешающих сигналов от системы управления поезда с толкачом (СУЛ-Р), анализатор спектра 8 выдает соответствующий сигнал на программный блок 9, который через синтезатор радиочастот 10 перестраивает рабочую радиочастоту радиомодемов ведущего и ведомого локомотивов на радиоканал высшего приоритета и продолжает работу в интегрированной системе автоматического ведения соединенного поезда.

В условиях полного нарушения радиоканала, например при воздействии индустриальных (широкополосных импульсных) радиопомех 15, или технологической радиосвязи 14 обеспечивается автоматический переход на индуктивный канал поездной радиосвязи с использованием дополнительного модема 3 и штатной локомотивной радиостанции 2 поездной радиосвязи с подключением к разъему ТУ-ТС, предусмотренному для передачи данных в гектометровом диапазоне.

Практическая реализация макетных образцов адаптивных радиомодемов подтвердила основные положения заявляемой системы.

Устройство для управления соединенными поездами по радиоканалу, содержащее локомотивную радиостанцию поездной радиосвязи, систему управления локомотивом и адаптивный радиомодем, включающий антенно-фидерное устройство и передатчик, отличающееся тем, что в устройство введен модем, соединенный каналами телеуправления - телесигнализации с радиостанцией локомотива и системой управления локомотивом, а адаптивный радиомодем дополнительно содержит приемник сигналов управления, широкополосный приемник, анализатор спектра, программный блок, синтезатор радиочастот, при этом первый выход антенно-фидерного устройства соединен с входом широкополосного приемника, второй выход соединен с входом приемника сигналов управления, первый выход которого соединен с входом системы управления локомотивом, а второй выход соединен со вторым входом анализатора спектра, выход широкополосного приемника соединен с первым входом анализатора спектра, выход которого соединен с входом программного блока, выход которого соединен с входом синтезатора радиочастот, первый выход которого соединен с первым входом передатчика, второй вход передатчика подключен к выходу системы управления, второй выход синтезатора радиочастот соединен с входом приемника сигналов управления, третий выход синтезатора радиочастот соединен с входом широкополосного приемника.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 59.
27.11.2014
№216.013.0a74

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система содержит центральный пункт диспетчерского контроля и управления, стационарный приемопередатчик, локомотивный приемопередатчик, локомотивные приемники кодовых сигналов АЛС. Выход блока определения текущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534084
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.06.2018
№218.016.6503

Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза

Изобретение относится к устройствам для управления тяговой системой транспортных средств. Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза содержит дизель-генератор, возбудитель, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора, датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658229
Дата охранного документа: 19.06.2018
20.02.2019
№219.016.be70

Система для повышения безопасности движения при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты с размещенными на них устройствами постов ЭЦ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390456
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be73

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам интервального регулирования движения поездов. Система интервального регулирования движения поездов на перегоне содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций n блок-участков с неограниченными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390453
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be83

Система предупреждения аварии состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам автоматического контроля технического состояния подвижного состава при движении поезда. Система предупреждения аварии состава содержит размещенные около железнодорожных путей пункты считывания информации (1), соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392149
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be85

Система интервального регулирования движения поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к автоматизированным системам диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит аппаратуру блок-участков, соединенную с постовыми устройствами ЭЦ станций, и диспетчерский центр, который через линию магистральной связи соединен с постовыми устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392156
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be87

Способ управления движением поездов на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах с двухпутными вставками. Обгон и скрещение поездов осуществляют во время нахождения поездов на двухпутных вставках. Разрешение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392152
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be8a

Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам контроля перегонных рельсовых цепей. Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций блок-участки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392154
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be93

Способ создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах. В способе создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками, при диспетчерской централизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391242
Дата охранного документа: 10.06.2010
20.02.2019
№219.016.bf16

Система для управления движением поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных цифровых системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты, с размещенными на них устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387564
Дата охранного документа: 27.04.2010
Показаны записи 1-10 из 63.
27.02.2013
№216.012.2a3f

Способ и устройство обмена информацией по радиоканалу между поездным локомотивом и стационарным пунктом

Группа изобретений относится к железнодорожной автоматике, телемеханике и связи. Способ обмена информацией по радиоканалу между поездным локомотивом и стационарным пунктом заключается в передаче данных на локомотив в заранее установленный временной интервал. До начала обмена на локомотиве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476342
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c84

Устройство для мажоритарного выбора сигналов

Изобретение относится к области радиотехники и может найти применение в радиосредствах специальной радиосвязи для высоконадежной передачи данных по радиоканалу в условиях воздействия комплекса помех. Техническим результатом является повышение помехоустойчивости за счет минимизации воздействия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476923
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.05.2013
№216.012.45d4

Система цифровой оперативно-технологической связи железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике электросвязи и может найти применение на железнодорожном транспорте для организации оперативно-технологической связи. Технический результат заключается в оптимизации канальных ресурсов первичных сетей оперативно-технологической связи за счет формирования кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483453
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.09.2013
№216.012.674b

Станционное устройство для системы регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Станционное устройство для системы регулирования движения поездов содержит блок управления, связанный с устройствами систем автоматической блокировки и электрической централизации, радиомодем и приемник спутниковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492090
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.10.2013
№216.012.7b1a

Централизованная интегрированная система информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и станционной парковой связи

Изобретение относится к системе связи, преимущественно системе связи и оповещения на железнодорожном транспорте, и может быть использовано для информирования пассажиров и оповещения работающих на железнодорожных путях станций, перегонов и управления эксплуатационной работой станций. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497176
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.7b25

Система цифровой оперативно-технологической связи железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике цифровой связи и может найти применение на железнодорожном транспорте для организации оперативно-технологической связи работников, организующих движение поездов. Технический результат в оптимизации канальных ресурсов первичных сетей оперативно-технологической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497187
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.03.2014
№216.012.a928

Устройство защиты аппаратуры и линейно-кабельных сооружений проводной связи на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к устройствам защиты кабельных цепей железнодорожной связи. Устройство защиты аппаратуры и линейно-кабельных сооружений проводной связи на железнодорожном транспорте содержит блоки защиты, включающие подключенные к кабелю связи модуль первой ступени защиты и модуль второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509019
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.04.2014
№216.012.b09d

Устройство многофункционального пульта связи

Изобретение относится к технике электросвязи, преимущественно цифровой связи, и может найти применение для организации связи и ведения переговоров оперативных работников в цифровых сетях технологической радиосвязи и сетях оперативно-технологической связи на железнодорожном транспорте....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510928
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3d2

Централизованная система оповещения работающих на железнодорожных путях перегона

Изобретение относится к системам оповещения о приближении поезда. Централизованная система оповещения работающих на железнодорожных путях перегона содержит переносимые оповещатели, соединенные с приемником навигационных сигналов и с сигнальным устройством, а также с приемопередающим устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511750
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3d3

Система контроля и резервирования устройств передачи и воспроизведения оповещения и информирования пассажиров и работающих на железнодорожных путях станции

Изобретение относится к контролю систем оповещения пассажиров. Система контроля и резервирования устройств передачи и воспроизведения оповещения и информирования пассажиров и работающих на железнодорожных путях станции содержит взаимосвязанные между собой формирователь сообщений,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511751
Дата охранного документа: 10.04.2014
+ добавить свой РИД