×
10.04.2019
219.017.019f

САМОЛЕТ-АМФИБИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02222477
Дата охранного документа
27.01.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования легких самолетов-амфибий, гидросамолетов, самолетов обычных схем с улучшенными летно-техническими характеристиками при обеспечении безопасности полетов на больших углах атаки. Самолет-амфибия имеет лодку с реданами и низкорасположенное водоизмещающее крыло с консолями, выполненными с профилирующими аэродинамическими поверхностями-надкрылками, и с центропланом прямой стреловидности, имеющим наплыв по передней кромке стреловидностью более 70. Надкрылки размещены у передней кроки на концевых частях коносолей и фиксированно соединены с ними посредством опор, образуя профилированную щель. Концевые части надкрылков сопряжены с законцовками консолей. Корневые части надкрылков консольно отходят от опор и снабжены плавными законцовками. Размах надкрылков составляет 0,6-0,7 от размаха консолей. Задняя кромка крыла имеет вертикальный срез высотой 1-2,5% от хорды консолей крыла. Срез ограничен снизу плоской пластиной. Длина плоской пластины равнв высоте среза. Плоская пластина является продолжением нижней поверхности крыла. 10 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования легких самолетов-амфибий (СА), гидросамолетов (ГС), самолетов обычных схем, способных улучшить летно-технические характеристики (ЛТХ) и обеспечить безопасность полетов на больших углах атаки.

К устройствам, улучшающим ЛТХ и повышающим безопасность полетов на больших углах атаки, относятся:
- предкрылки, являющиеся профилированными частями носков крыла, отклоняемые посредством привода или воздействия разрежения от отклонения набегающего потока [1];
- надкрылки, являющиеся дополнительными профилированными аэродинамическими поверхностями, фиксируемыми относительно носков крыла, например, при помощи кронштейнов [1].

Известны летательные аппараты, содержащие фюзеляж, крыло, снабженное надкрылками, зафиксированными по всему размаху консолей крыла [2]. Такое расположение надкрылков увеличивает сопротивление самолета на всех режимах полета и приводит к ухудшению ЛТХ: снижает максимальную скорость и продолжительность полета самолета и увеличивает километровые расходы топлива.

В качестве прототипа рассматривается СА, содержащий лодку с реданами, низкорасположенное водоизмещающее крыло с центропланом прямой стреловидности, имеющий наплыв по передней кромке стреловидностью более 70o и консолями [3].

Недостатком такой схемы является ранний срыв потока на консолях крыла, обусловленный косыми пространственными течениями на наплывах центроплана. В результате развития срыва и потери подъемной силы на консолях, на самолете возникают кабрирующие моменты обтекания центроплана, приводящие к уменьшению приращения по углу атаки стабилизирующего пикирующего момента, что указывает на снижение степени продольной статической устойчивости. По мере увеличения угла атаки приращение продольного момента становится равным 0 и с дальнейшим увеличением угла атаки это приращение становится положительным еще до срывного угла αкр. В протекании зависимости коэффициента продольного момента по углу атаки образуется так называемая "ложка", приводящая к подхвату самолета, непроизвольному выходу его на критический угол атаки αкр и последующему сваливанию. Этот факт существенно снижает безопасность полета и ухудшает ЛТХ самолета-амфибии.

Задачей заявленного технического решения является создание легкого СА с улучшенными летно-техническими характеристиками и характеристиками безопасности полета, особенно на больших углах атаки, за счет повышения аэродинамического качества и расширения летного диапазона углов атаки.

Технический результат достигается тем, что в самолете-амфибии, содержащем лодку с реданами, низкорасположенное водоизмещающее крыло с центропланом прямой стреловидности, имеющий наплыв по передней кромке стреловидностью более 70o и консолями, консоли снабжены аэродинамическими поверхностями - надкрылками, расположенными у передней кромки на концевых частях консолей и фиксированно соединенными с ними при помощи опор, например, кронштейнов, образуя при этом профилированную щель. Концевые части надкрылков сопряжены с законцовками консолей, а корневые части надкрылков консольно отходят от опор и снабжены плавными законцовками, например, параболическими. Размах надкрылков составляет 0,6-0,7 от размаха консолей. Задняя кромка крыла СА имеет вертикальный срез высотой 1-2,5% от хорды крыла, ограниченный снизу плоской пластиной, длина которой равна высоте среза. Пластина является продолжением нижней поверхности крыла.

Заявленный СА поясняется описанием и чертежами, где показаны на
фиг.1 - вид СА сбоку;
фиг.2 - вид в плане;
фиг.3 - вид спереди;
фиг.4 - схема консоли крыла СА с надкрылком и задней кромкой;
фиг.5 - сечение по надкрылку;
фиг.6 - сечение по задней кромке крыла;
фиг.7 - спектры обтекания консоли крыла прототипа, αкр = 15°;
фиг.8 - спектры обтекания консоли крыла заявленного СА, αкр = 16°;
фиг.9 - зависимость коэффициента подъемной силы от угла атаки;
фиг.10 - зависимость коэффициента продольного момента от угла атаки.

Самолет-амфибия содержит лодку 1 с реданами 2 и 3, низкорасположенное крыло 4 с центропланом 5 со стреловидностью более 70o по передней кромке 6 и консолями 7, которые снабжены профилированными аэродинамическими поверхностями - надкрылками 8, фиксированно соединенными с консолями при помощи внутренних опор 9, например, кронштейнов. Размах надкрылков 8 составляет 0,6-0,7 размаха консолей 7. Концевые части надкрылков 8 сопрягаются с законцовками 10 консолей 7 при помощи любых видов соединений, а корневые части отходят от внутренних опор - кронштейнов 9 и снабжены плавными законцовками, например, параболическими 11. Задняя кромка 12 крыла 4 имеет вертикальный срез 13 высотой 1-2,5% вкр, ограниченный снизу плоской пластиной 14, которая является продолжением нижней поверхности крыла 4. Длина пластины 14 равна высоте среза 13 задней кромки 12.

Работу заявленного СА можно объяснить, сравнивая спектры обтекания набегающим потоком крыла моделей прототипа и заявленного СА в аэродинамической трубе.

На фиг. 7 показана картина течения потока на крыле модели прототипа на срыве угла αкр = 15°, где видно, что пространственный характер обтекания, который формируется на наплыве центроплана, приводит к появлению срывных течений в задней области консолей крыла. Поскольку срыв потока и падение подъемной силы происходит позади центра тяжести самолета, то это приводит к уменьшению пикирующего момента и к образованию, в зависимости от коэффициента продольного момента от угла атаки α, так называемой "ложки", свидетельствующей о нейтральности и последующей неустойчивости СА.

На фиг.8 показаны спектры обтекания крыла 4 заявленного СА на угле атаки, соответствующем срыву αкр = 16°, где видно, что характер обтекания существенно изменился благодаря установке надкрылков 8: концевая часть 7 консоли крыла 4 находится в состоянии безотрывного обтекания. Срыв потока на крыле 4 СА происходит в корневой части консоли 7 крыла 4, передняя кромка которой не защищена надкрылками 8. При этом концевая часть консоли 7 крыла 4 с надкрылками 8 обтекается безотрывно до углов αкр и далее.

Поскольку концевой участок консолей 7 крыла 4 с надкрылками 8 находится позади центра тяжести самолета, то с увеличением угла атаки пикирующий момент не уменьшается и коэффициент продольного момента продолжает расти пропорционально углу атаки, и "ложка", в зависимости от коэффициента продольного момента от угла атаки, не образуется, т.е. СА не теряет устойчивости вплоть до αкр и далее.

Рассмотренные выше спектры обтекания подтверждаются графиками продувки модели заявленного СА в различных вариантах [4], где на фиг 9 показаны:
а - зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки α для прототипа;
в - зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки α для заявленного СА с надкрылками с размахом (0,6-0,7) в конс.;
с - зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки α для варианта СА с установленными надкрылками по всему размаху консолей крыла, а на фиг. 10 представлены зависимости коэффициента продольного момента по углу атаки крыла:
а* - зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки α для рассматриваемого прототипа;
в* - зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки α для заявленного СА с надкрылками с размахом (0,6-0,8) в конс;
с* - зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки α для варианта СА с надкрылками по всему размаху консолей.

На фиг. 9 видно, что у заявленного СА коэффициент подъемной силы максимальный (в) и критический угол атаки также максимальный и равен αкр = 16°. Зависимости (а) и (с), соответствующие прототипу СА и варианту с надкрылками по всему размаху консолей, имеют меньшее значение максимального коэффициента подъемной силы и критического угла атаки, равного αкр = 15°.

На фиг.10 видно, что у зависимостей коэффициента продольного момента от угла атаки α для вариантов а* и с*, потеря продольной статической устойчивости происходит на углах атаки 11o и 13o, т.е. еще до режима сваливания с углом атаки αкр = 15° для этих вариантов, что недопустимо с точки зрения безопасности полета.

У заявленного СА "ложка" в зависимости от коэффициента продольного момента от угла атаки α проявляется только на углах атаки α=19o, что лежит за пределами αкр = 16°.

Таким образом, установка надкрылков на консолях крыла СА позволяет улучшить характеристики безопасности момента, особенно на больших углах атаки за счет расширения летного диапазона углов атаки.

Для обоснования затупления задней кромки 12 крыла 4, как средства увеличения аэродинамического качества и, соответственно, повышения летно-технических характеристик были проведены аэродинамические исследования в аэродинамической трубе Т.203 СибНИА [5].

Анализ результатов продувок привел к следующим выводам:
- Срыв потока за вертикальным срезом 13, каким является затупленная задняя кромка 12 крыла 4, вызывает в следе за крылом 4 разрежение и это разрежение действует на верхнюю поверхность пластины 14, которая является продолжением нижней поверхности крыла 4.

- При наличии пластины 14, разрежение за срезом 13 более интенсивно распространяется вперед, повышая разрежение на верхней поверхности крыла 4, если пластина 14 расположена снизу.

- В соответствии с вышеизложенным, при установке пластины 14 снизу, в случае δз.к = 2,2%, коэффициент подъемной силы крыла возрастает во всем диапазоне углов атаки.

- Поскольку, как уже упоминалось выше, установка пластины 14 приводит к дополнительному уменьшению давления на прилегающей к задней кромке 12 поверхности крыла 4, коэффициент лобового сопротивления за счет сопротивления давления крыла 4 уменьшается, причем уменьшается более значительно в том случае, когда пластина 14 установлена снизу.

- Преимущество по коэффициенту сопротивления Сха заявленного СА с крылом 4 и пластиной 14, установленной на задней кромке 12, снизу перед другими вариантами выполнения задней кромки 12 крыла 4 сохраняется в зависимости от высоты задней кромки 12 до значений Суа=0,7-1,0, т.е. на режимах крейсерского полета.

Таким образом, установка пластины 14 на затупленной кромке со стороны нижней поверхности крыла 4 приводит к повышению аэродинамического качества.

Предлагаемый СА, благодаря применению надкрылков, установленных на концевых частях консолей и затупленной задней кромке крыла с пластиной, закрепленной на нижней поверхности консоли крыла, позволяет достичь поставленной задачи: создать легкий СА с улучшенными летно-техническими характеристиками безопасности полета, особенно на больших углах атаки за счет повышения аэродинамического качества и расширения летного диапазона углов атаки.

Источники информации
1. Справочник авиаконструктора. Том 1, Аэродинамика самолета, 1937 г., с.139, фиг.142(c, d).

2. Jane's All the World's aircraft, 1983-84 гг., с. 169-171.

3. Патент РФ 2135394, бюл. 24, 27.08.99 г.

4. Результаты поиска средств улучшения аэродинамических свойств модели самолета - амфибии Бе-103 на околокритических углах атаки; Отчет СибНИА 27 - 98, с.22, 79, 80.

5. Исследование влияния затупления задней кромки крыла на его аэродинамические характеристики. Отчет СибНИА 2-99.

Самолет-амфибия,содержащийлодкусреданами,низкорасположенноеводоизмещающеекрылосцентропланомпрямойстреловидности,имеющийнаплывпопереднейкромкестреловидностьюболее70°иконсолямиспрофилирующимиаэродинамическимиповерхностями-надкрылками,отличающийсятем,чтонадкрылкиразмещеныупереднейкромкинаконцевыхчастяхконсолейификсированносоединеныснимипосредствомопор,образуяпрофилированнующель,приэтомконцевыечастинадкрылковсопряженысзаконцовкамиконсолей,корневыечастинадкрылковконсольноотходятотопориснабженыплавнымизаконцовками,аразмахнадкрылковсоставляет0,6-0,7отразмахаконсолей,крометого,задняякромкакрылаимеетвертикальныйсрезвысотой1-2,5%отхордыконсолейкрыла,ограниченныйснизуплоскойпластиной,имеющейдлину,равнуювысотесреза,иявляющейсяпродолжениемнижнейповерхностикрыла.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
11.03.2019
№219.016.de65

Салон летательного аппарата

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к вибро- и звукоизоляции салонов. Салон летательного аппарата содержит каркас 1, закрепленный на конструкции фюзеляжа посредством амортизационных узлов, и облицовочные панели 4, установленные на каркасе салона автономно посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02191716
Дата охранного документа: 27.10.2002
10.04.2019
№219.017.0aac

Бортовой люк самолета-амфибии

Изобретение относится к гидроавиации и касается создания летательных аппаратов, базирующихся на акватории, а также использующих линии полета над водной поверхностью и рассчитывающих на приводнение в аварийной ситуации. Бортовой люк самолета-амфибии имеет дверь с механизмом открытия и щиток,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02186710
Дата охранного документа: 10.08.2002
29.05.2019
№219.017.6aa7

Корпус летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. На корпусе установлены пилоны. Пилоны пересекают корпус, простираясь внутрь, образуя в плоскости ХОY балки на двух опорах с консолями. Консоли - наружные части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02193506
Дата охранного документа: 27.11.2002
19.06.2019
№219.017.8580

Гидросамолет

Изобретение относится к авиационной технике и касается гидросамолетов, летательных аппаратов с использованием аэродинамического экранного эффекта при взлете и посадке. Гидросамолет содержит лодку, хвостовое оперение, низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223200
Дата охранного документа: 10.02.2004
Показаны записи 1-5 из 5.
20.03.2019
№219.016.e47f

Самолет-амфибия с низкорасположенным крылом

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в разработке гидросамолетов и самолетов-амфибий. Самолет-амфибия имеет лодку, низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и гидродинамическую поверхность. Задняя кромка центроплана крыла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231480
Дата охранного документа: 27.06.2004
20.03.2019
№219.016.e496

Слоистый композиционный материал и изделие, выполненное из него

Изобретение относится к получению слоистых гибридных алюмополимерных композиционных материалов, используемых для основных элементов планера самолета, в том числе для обшивок, полов и перегородок грузовых отсеков, также для различных изделий транспортного машиностроения. Заявлен слоистый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238850
Дата охранного документа: 27.10.2004
10.04.2019
№219.017.0a34

Самолет-амфибия (са)

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в гидроавиации. Самолет-амфибия имеет лодку с реданами, с сужением корпуса в кормовой части и с приподнятой законцовкой до высоты, которая является предельной высотой волны для самолета. Самолет-амфибия выполнен с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02171208
Дата охранного документа: 27.07.2001
18.05.2019
№219.017.5c30

Самолет-амфибия (са)

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов с глиссирующим крылом. Самолет-амфибия имеет лодку, хвостовое оперение и низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и механизацией в виде щитков и закрылков. Размах щитков или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02151084
Дата охранного документа: 20.06.2000
09.06.2019
№219.017.803e

Способ измерения сверхмалой высоты полета самолета, преимущественно гидросамолета, над водной поверхностью и параметров морского волнения

Изобретение относится к авиационному приборостроению и предназначено для использования при создании систем автоматизированного управления параметрами полета, зависящими от его текущей высоты и параметров морского волнения, в частности для автоматической посадки (приводнения) гидросамолета на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02183010
Дата охранного документа: 27.05.2002
+ добавить свой РИД