×
08.04.2019
219.016.fe55

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ КОРРЕКЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002684229
Дата охранного документа
04.04.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к космической технике, а именно к системам поворота блока коррекции в составе космического аппарата (КА), и может быть использовано в аппаратах различных видов, а также в качестве опорно-поворотного устройства для наземных устройств. Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции состоит из верхней интерфейсной платы 1 и нижней интерфейсной платы 2 с установленными на них приводами 3, которые вращают шестерни 4, закрепленные на верхнем 7 и нижнем 7 поворотных элементах. Поворотные элементы 7 между собой соединены подшипниками 6. Верхняя 1 и нижняя 2 интерфейсные платы соединены между собой карданной связью 5. Точка поворота 8 совпадает с плоскостью сопряжения поворотных элементов. Техническим результатом изобретения является обеспечение управления вектором тяги двигателя коррекции в двух плоскостях, уменьшение возмущающих моментов, возникающих из-за отклонения вектора тяги от центра масс КА. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Устройство относится к космической технике, к системам поворота блока коррекции в составе космического аппарата (КА) и может быть использовано в аппаратах различных видов.

Выбор способа установки блоков коррекции на КА один из важных этапов проектирования, от точности выставки вектора тяги в центр масс зависит дальнейшая работа КА на орбите. Изменение центра масс КА в процессе выработки топлива приводит к увеличению возмущающих моментов, а, следовательно, к повышению расходов на их компенсацию.

Известно опорно-поворотное устройство позиционирования антенны (KR 101429001 В1), содержащее приводы управления двумя углами места и азимута, при помощи которых осуществляется наведение антенн. Недостатком изобретения относится то, что конструкция устройства не может быть использована в условиях космического пространства из-за габаритных характеристик.

Известно опорно-поворотное устройство, содержащее привод азимутального вращения, представляющее собой вертикальную колонну, все элементы приводов которой размещены внутри этой колонны (RU 2359372). Недостатком известного устройства является малый диапазон применения, данная конструкция устройства не применима в условиях космического пространства, может применяться только для наземных систем.

Известно устройство, которое принято за прототип изобретения, содержащее возвратно-поступательный привод (US 6820531 B1), реализованный на основе линейного электродвигателя, функции которого в данном устройстве выполняют приводы вращения. За счет линейного привода смещается шаровая опора каретки, в плоскости платформы изменяя угол местности. Вращение платформы определяет угол азимута. Недостатком такой конструкции является подвод электропитания к вращающимся элементам.

Задача изобретения состоит в комбинировании функций коррекций орбиты КА и создании вращающих моментов относительно центра масс, за счет использования свойств разработанной конструкции.

Указанная задача решается за счет разработки конструкции устройства управления вектором тяги двигателя коррекции, выполненное по типу опорно-поворотного устройства, изменяющего углы азимута и местности и содержащее приводы вращения. Приводы, связанные между собой карданной связью, вращают поворотные элементы относительно верхней и нижней интерфейсной платы. Точка поворота карданной связи совпадает с плоскостью сопряжения поворотных элементов, в которой расположен один из трех опорных подшипников, два других расположены в плоскостях сопряжения поворотных элементов с верхней и нижней интерфейсной платой, что позволяет при вращении изменять углы азимута и местности, при их совместном, либо противоположном вращении соответственно.

Техническим результатом, достигаемым изобретением является:

- контролируемое изменение наклона в двух плоскостях двигателя коррекции относительно посадочной плоскости;

- уменьшение возмущающих моментов, которые возникают из-за отклонения вектора тяги от центра масс КА;

- повышение точности в управлении углом наклона блока коррекции. Предлагаемое устройство поясняется чертежами, на которых показано:

- на фиг. 1 - прототип поворотного устройства;

- на фиг. 2 - поворотное устройство в разрезе;

Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции включает в себя верхнюю интерфейсную плату 1, расположенную в верхней части конструкции и служащей в качестве основания для двигателя коррекции. В нижней части конструкции устройства расположена нижняя интерфейсная плата 2 предназначенная для соединения с посадочным местом.

Приводы 3, в количестве двух штук, находятся во взаимно-перпендикулярных плоскостях, для исключения столкновений между ними во время работы устройства и каждый привод соединен с верхней 1 и нижней 2 интерфейсной платой соответственно. Шестерни 4 в количестве двух штук, установлены в верхней 1 и нижней 2 интерфейсной плате соответственно и находятся в жестком соединении с верхним 7 и нижним 7 поворотным элементом.

Карданный вал 5 расположен в центральной части устройства и соединяет верхнюю 1 и нижнюю 2 интерфейсную плату, предназначен для предотвращения вращения верхней интерфейсной платы 1 относительно нижней интерфейсной платы 2. Данная карданная связь препятствует вращению верхней интерфейсной платы 1 относительно нижней интерфейсной платы 2, что препятствует заклиниванию механизма. Поворотная система устройства состоит из трех подшипников 6, расположенных в верхней, нижней и центральной части устройства и объединяющие в поворотную систему верхний и нижний поворотный элемент 7 с верхней 1 и нижней 2 интерфейсной платой. Подшипники 6 осуществляют вращение независимо друг от друга. Точка поворота 8 расположена на пересечении осей карданного вала 5 и совпадает с плоскостью подшипника 6 расположенного в центральной части устройства.

Работа устройства происходит следующим образом.

При работе приводов 3 происходит вращение шестерней 4 либо в одну сторону, либо в разные стороны с равной угловой скоростью.

При вращении шестерней 4 в одну сторону происходит изменение направления плоскости наклона, изменяется угол азимута верхней интерфейсной платы 1 с неизменным углом наклона местности. При вращении шестерней 4 в разные стороны происходит контролируемый наклон верхней интерфейсной платы 1 относительно нижней интерфейсной платы 2, изменяется угол местности при неизменном направлении плоскости наклона.

Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции, выполненное по типу опорно-поворотного устройства, изменяющего углы азимута и местности и содержащее приводы вращения, отличающиеся тем, что приводы, связанные между собой карданной связью, вращают поворотные элементы относительно верхней и нижней интерфейсной платы, точка поворота карданной связи совпадает с плоскостью сопряжения поворотных элементов, в которой расположен один из трех опорных подшипников, два других расположены в плоскостях сопряжения поворотных элементов с верхней и нижней интерфейсной платой, что позволяет при вращении изменять углы азимута и местности при их совместном либо противоположном вращении соответственно.
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ КОРРЕКЦИИ
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ КОРРЕКЦИИ
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ КОРРЕКЦИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 193.
27.06.2015
№216.013.5815

Способ защиты командно-измерительной системы космического аппарата

Изобретение относится к области автоматизированных систем управления подвижными объектами, в частности космическими аппаратами (КА), и, более конкретно, к способам защиты командно-измерительной системы космического аппарата от несанкционированного вмешательства, возможного со стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554090
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5824

Способ эскплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата, эксплуатирующегося на низкой околоземной орбите

Предлагаемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей в автономных системах электропитания космических аппаратов, эксплуатируемых на низкой околоземной орбите. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554105
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.08.2015
№216.013.6960

Способ коррекции орбитального движения космического аппарата

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) с помощью реактивного двигателя коррекции (ДК). Способ включает приложение к КА тестового и корректирующего воздействий. При каждом из них определяют темпы нагрева стенки камеры сгорания ДК. По тестовым данным (тяге и темпу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558529
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6961

Способ резервирования космического аппарата на геостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением геостационарных космических аппаратов (КА) в периоды резервирования и оперативного ввода в эксплуатацию. На этапе пассивного дрейфа КА из стартовой позиции резервирования (СПР) в рабочую орбитальную позицию (точку «стояния») минимизируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558530
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6b09

Способ мониторинговой коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением группы (кластера) космических аппаратов (КА), преимущественно геостационарных спутников Земли. Согласно способу линии узлов и линии апсид орбит мониторингового КА (МКА) и смежных КА (СКА) поддерживают ортогональными. Сумма эксцентриситетов орбит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558959
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6b0a

Держатель

Изобретение относится к средствам временной фиксации различных устройств на космическом аппарате (КА), в частности панелей солнечных батарей. Держатель имеет корпус, из которого выступает стягивающий штырь (2), удерживающий элементы (4.1-4.n). Для блокировки-разблокировки оголовка штыря служат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558960
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6ca4

Регулируемый узел крепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разъемных соединениях. Регулируемый узел крепления содержит болты, сферические шайбы, гайки, втулки с наружной резьбой, углепластиковую площадку со стропами из арамидного волокна, накладку из металлических сплавов, три...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559370
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6ca5

Способ автономной коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для автономной коллокации на геостационарной орбите. Переводят векторы наклонения и эксцентриситета на границы разнесенных относительно друг друга областей прицеливания, измеряют параметры орбиты каждого космического аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559371
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6dc7

Способ электрических проверок космического аппарата

Изобретение относится к наземным испытаниям, в т.ч. при изготовлении космических аппаратов (КА). КА содержит систему электропитания с бортовыми источниками: солнечными (СБ) и аккумуляторными (АБ) батареями, а также стабилизированным преобразователем напряжения (СПН) с зарядными и разрядными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559661
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6df0

Многоканальный командный аппарат с электронной коммутацией

Изобретение относится к области электронной техники и автоматики и может быть использовано для формирования импульсов команд управления исполнительными элементами. Техническим результатом является повышение надежности устройства многоканального командного аппарата с электронной коммутацией за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559702
Дата охранного документа: 10.08.2015
Показаны записи 1-2 из 2.
26.08.2017
№217.015.d89d

Силовая конструкция платформы космического аппарата

Изобретение относится к конструкции и компоновке изделий космической техники или, более точно, к силовой конструкции платформы, входящей в унифицированную платформу космического аппарата, и может быть использовано при создании космических аппаратов различного назначения. Силовая конструкция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622304
Дата охранного документа: 19.06.2017
10.05.2018
№218.016.4ecc

Способ сборки силовой конструкции платформы космического аппарата

Изобретение относится к способу сборки платформы космических аппаратов (КА) и может быть использовано в процессе проектирования и изготовления КА различного назначения. В способе сборки силовой конструкции платформы КА каркас в форме трубы соединяют с панелью-основанием, устанавливают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652682
Дата охранного документа: 28.04.2018
+ добавить свой РИД