×
29.03.2019
219.016.f714

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для мониторинга состояния конструкции искусственного сооружения в процессе его эксплуатации. Техническим результатом является повышение надежности и точности работы системы мониторинга, основанной на беспроводных сенсорных узлах с интегрированными в них тензометрическими и акселерометрическими датчиками. Способ заключается в преобразовании полученной с датчиков информации, ее передаче на блок анализа состояния конструкции, создании и передаче метамоделей данных на каждый из удаленных узлов системы мониторинга. Результаты опроса датчиков наглядно визуализируются на виртуальной модели искусственного сооружения на экране управляющего компьютера. Устройство содержит систему датчиков, локально расположенных на объекте и связанных с микроконтроллером, приемопередатчик сенсорного узла, связанный с микроконтроллером и обменивающийся информацией через радиоканал с приемопередатчиком координатора сети, аккумулятор, генератор, способный преобразовывать энергию среды в электрическую и связанный с аккумулятором, базу данных, блок анализа состояния конструкции, связанный с базой данных и управляющим компьютером. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для мониторинга состояния конструкции искусственного сооружения в процессе его эксплуатации, в частности может применяться в системах мониторинга искусственных сооружений железнодорожного транспорта.

Известен способ автоматизированного сбора акселерометрической информации железнодорожного моста, реализованный в системе BriMon (http://www.cs.toronto.edu/~delara/courses/csc2228//papers/brimon.pdf), характеризующийся мониторингом состояния конструкции в момент прохода по ней поезда за счет развертывания беспроводной сенсорной сети на базе акселерометров с координатором сети, расположенным на локомотиве проходящего мимо поезда.

Недостатками упомянутого способа автоматизированного сбора информации являются низкая информационная составляющая и большие объемы акселерометрических данных, передаваемых с удаленных узлов в координатор сети, приводящие к значительному расходу энергии передатчиком, а также сниженная надежность системы за счет использования подвижного приемопередающего модуля, расположенного на локомотиве поезда.

Известен способ контроля состояния конструкции здания или инженерно-строительного сооружения (патент РФ №2327105, МПК G01M 7/00), согласно которому проводят опрос тензометрических датчиков, интегрированных в беспроводные узлы и установленных в критичных точках конструкции, оцифровывают снятые с датчиков данные и передают их на координатор сети, где информацию регистрируют и сравнивают с эталонными значениями, полученными при испытаниях конструкции и по отклонению судят об изменениях. Способ позволяет осуществлять постоянный контроль за состоянием сооружения или конструкции.

Недостатки его выражаются в том, что способ учитывает только тензометрические данные о конструкции, эталонные фиксированные величины, с которыми сравниваются текущие показания датчиков и которые могут быть записаны в узел только заранее без возможности перезаписи, вычисленные отклонения характеризуют сложившуюся в конструкции ситуацию только косвенно ввиду того, что в память удаленных узлов занесено только нормальное (эталонное) состояние конструкции в локальной точке и способ предусматривает питание датчиков по проводной контактной сети или аккумуляторов ограниченной емкости.

Известна также беспроводная система сбора информации от интегрированных датчиков, содержащая размещаемые на контролируемом объекте сенсорные узлы и координатор, связанный с управляющим компьютером (патент РФ №61447, G08C 17/00). Она и принята за прототип.

Недостатком этого устройства является то, что предложенная система не способна обеспечить непрерывную работу в автономном режиме из-за ограниченности энергетических ресурсов источников питания узлов и использования протокола передачи, аналогичного по принципу работы протоколу беспроводных сетей IEEE 802.11, что повышает энергопотребление устройства.

Задачей заявляемого изобретения является создание системы мониторинга, основанной на беспроводных сенсорных узлах с интегрированными в них тензометрическими и акселерометрическими датчиками, способных немедленно включаться и работать в автономном режиме при возникновении нагрузки в широком температурном диапазоне и на большом удалении от центра мониторинга для предотвращения разрушения конструкции искусственного сооружения за счет отслеживания его состояния, распознавания аварийных ситуаций на начальном этапе их возникновения, прогнозирования состояния конструкции, своевременного реагирования, а также обеспечение надежной работы такой системы за счет снижения объемов и повышения информационной составляющей данных, передаваемых с удаленных беспроводных узлов в координатор сети и возможности подзарядки аккумулятора с использованием энергии окружающей среды.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе контроля и управления состоянием искусственных сооружений, включающем опрос датчиков, установленных в местах диагностирования конструкции, сравнение полученной величины с заданным значением и передачу разницы в координатор сети, где осуществляют регистрацию полученной информации, формируют условное изображение контролируемого объекта, повторяющее его конструкцию, размещают на нем в местах, соответствующих реальному расположению датчиков, метки-индикаторы, выводят упомянутое изображение с метками-индикаторами на экран управляющего компьютера, обеспечивая постоянную связь меток-индикаторов с датчиками, а результаты опроса датчиков отражают в реальном времени на условном изображении объекта, по которому судят об исправности датчиков и состоянии конструкции, согласно заявляемому изобретению осуществляют непрерывный мониторинг, для чего используют систему датчиков, интегрированных в узлы, каждый из которых содержит конкретную метамодель, представляющую собой набор кластеров, характеризующихся присущими им ограничениями признакового пространства, при этом каждый кластер соответствует определенной ситуации на контролируемом объекте, результат опроса конкретного узла сравнивают с данными его метамодели и определяют, к какому из кластеров относится сложившаяся ситуация, а в координатор сети передают информацию об определенном кластере и относительном положении сложившейся ситуации в признаковом пространстве и по результатам сопоставления изменений положения ситуаций прогнозируют выход параметров конструкции за допустимые пределы, причем при возникновении ситуаций, не относящихся ни к одному из существующих кластеров, дополняют метамодели узлов новыми кластерами, характеризующими новые ситуации, перезаписывая их по радиоканалу в узлы, а непрерывность мониторинга обеспечивают подзарядкой питающих аккумуляторов узлов за счет энергии среды.

Поставленная задача решена также за счет того, что устройство контроля и управления состоянием искусственных сооружений, содержащее связанные посредством радиоканала сенсорные узлы, размещенные в местах диагностирования, каждый из которых состоит из интегрированных датчиков, источника питания, приемопередатчика и контроллера, выполненного с возможностью обработки данных, полученных от датчиков, координатора с подключенным к нему через интерфейс управляющим компьютером, программное обеспечение которого выполнено с возможностью передачи данных от узлов системы, находящихся вне прямой зоны радиовидимости, дополнительно содержит входящие в координатор базу данных, связанную с приемопередатчиком и накапливающую информацию об объекте за продолжительный период времени, и блок анализа состояния конструкции, связанный с базой данных и управляющим компьютером и выполненный с возможностью прогнозирования состояния конструкции искусственного сооружения, при этом источник питания каждого из узлов выполнен с возможностью подзарядки за счет энергии среды.

Такая реализация способа и устройства позволяет получить наглядную и оперативную картину состояния контролируемого объекта, поскольку в способе контроля состояния конструкции искусственного сооружения, включающем опрос датчиков, установленных в критичных местах диагностирования конструкции, преобразование полученных с датчиков данных и передачу этой информации в координатор, сравниваются полученная после предобработки информация датчиков с данными метамодели сенсорного узла, содержащей информацию о различных состояниях конструкции и ранее созданная в блоке анализа состояния конструкции при помощи эксперта на основании базы данных. Запись метамодели в удаленный узел осуществляется по радиоканалу оператором через управляющий компьютер. В координатор сети передается лишь вывод о состоянии конструкции в точке размещения сенсорного узла, представляющий собой порядковый номер ситуации, происходящей на объекте, и отклонение от ее эталонного значения. Информационная составляющая вывода о локальном состоянии значительно выше, а объем передаваемых данных ниже, чем необработанные данные датчиков.

Созданная метамодель представляет собой набор кластеров, каждый из которых характеризуется набором присущих ему ограничений признакового пространства данных, а также соответствует определенному типу состояния конструкции, среди которых присутствуют нормальная и некоторые типы аварийных ситуаций. Вывод о состоянии конструкции в локальной точке представляет собой номер кластера и величину отклонения от него в метапространстве данных. В сенсорном узле предусмотрена возможность удаленной перезаписи метамодели в тех случаях, если старая потеряла свою актуальность либо появились новые кластеры типов ситуаций. Работа эксперта при создании метамодели заключается в том, чтобы связать найденные блоком анализа состояния конструкции новые кластеры с реальными ситуациями, происходящими на искусственном сооружении. Наблюдение за динамикой развития процесса старения (изнашивания) конструкций в метапространстве дает возможность применить автоматические алгоритмы прогнозирования состояния конструкции.

Предлагаемое устройство содержит систему датчиков, локально расположенных на объекте и связанных с микроконтроллером через интерфейс, приемопередатчик сенсорного узла, связанный с микроконтроллером и обменивающийся информацией через радиоканал с приемопередатчиком координатора сети, аккумулятор, генератор, способный преобразовывать энергию среды в электрическую и связанный с аккумулятором, базу данных, блок анализа состояния конструкции, связанный с базой данных и управляющим компьютером. При этом программное обеспечение микроконтроллера выполнено с возможностью предварительной обработки поступающих с датчиков данных, сравнения полученной информации с данными метамодели сенсорного узла и вычисления вывода о состоянии конструкции в локальной точке размещения системы датчиков сенсорного узла. Также управляющий компьютер выполнен с возможностью записи в удаленный узел по радиоканалу индивидуальной метамодели, которая создается блоком анализа состояния конструкции на основании базы данных.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства, реализующего способ.

Устройство контроля и управления состоянием искусственных сооружений содержит систему датчиков 1, связанных с микроконтроллером 2 через интерфейс, приемопередатчик сенсорного узла 3, связанный с микроконтроллером 2 и приемопередатчиком координатора сети 6, аккумулятор 4, питающий энергией блоки 1, 2 и 3, генератор 5, связанный с аккумулятором 4, базу данных 7, блок анализа состояния конструкции 8, связанный с блоками 6, 7 и управляющим компьютером 9.

Все блоки устройства реализованы на базе известных выпускаемых элементов.

Устройство работает следующим образом.

Датчики устанавливают в местах диагностирования состояния искусственного сооружения, выявленных на основе опыта эксперта, имитационным и (или) аналитическим моделированием, как точки, предрасположенные к первоочередному разрушению. Интегрированные в узлы датчики 1, расположенные на искусственном сооружении, начинают непрерывно измерять параметры конструкции в локальных точках. Цифровые данные, поступающие с датчиков, обрабатываются и агрегируются на основании метамодели посредством программно-аппаратного обеспечения микроконтроллера 2, который передает вывод о состоянии конструкции в локальной точке на приемопередатчик сенсорного узла 3, обменивающийся информацией через радиопротокол, аналогичный IEEE 802.15.4, с приемопередатчиком координатора сети 6. Питание системы датчиков 1, микроконтроллера 2 и приемопередатчика 3 сенсорного узла осуществляется от аккумуляторной батареи 4. Генератор 5 (необязательный элемент), интегрированный в состав сенсорного узла, преобразует энергию среды в электрическую, что позволяет производить подзарядку аккумулятора 4 в режиме работы устройства. В частности, могут использоваться солнечные батареи, пьезогенераторы, емкостные и индуктивные генераторы.

Приемопередатчики сенсорных узлов 3 передают вычисленные выводы на координатор сети, где приемопередатчик координатора 6 транслирует ее в базу данных 7. Накопленная таким образом информация обрабатывается блоком анализа состояния конструкции 8, производится оценка ее текущего состояния, и осуществляется прогнозирование состояния искусственного сооружения. Обработанная информация передается на управляющий компьютер 9.

Блок анализа состояния конструкции 8 способен в автоматическом режиме сигнализировать оператору о произошедшей аномалии, в случае чего к работе подключают эксперта, который маркирует аномалию соответствующим типом ситуации, произошедшей на искусственном сооружении, и создает новую группу метамоделей, которые затем удаленно записываются на сенсорные узлы.

Результаты контроля могут быть использованы для текущей оценки технического состояния сооружения, причем дистанционно, и служить основанием для решения специальных вопросов, возникающих в процессе эксплуатации, в том числе для разработки проектов ремонта и других.

1 - система датчиков

2 - микроконтроллер

3 - приемопередатчик сенсорного узла

4 - аккумулятор

5 - генератор

6 - приемопередатчик координатора сети

7 - база данных

8 - блок анализа состояния конструкции

9 - управляющий компьютер

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 43.
27.03.2016
№216.014.c840

Способ проверки бортовой аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации и оценки её помехоустойчивости

Изобретение относится к области обеспечения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте. В способе определяют работоспособность бортовой аппаратуры АЛС, задают последовательности тестовых кодовых сигналов, используя различные сочетания и смены комбинаций кодовых сигналов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578627
Дата охранного документа: 27.03.2016
10.04.2016
№216.015.2e73

Автоматизированная система для комплексного управления ресурсами, рисками, надежностью объектов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике. Технический результат - повышение эффективности автоматизированной системы за счет анализа перевозочного процесса на железнодорожных участках полигона за анализируемый промежуток времени и определения влияния отказов технических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579981
Дата охранного документа: 10.04.2016
27.04.2016
№216.015.3a30

Система оповещения работающих на железнодорожных путях о приближении железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и может быть использовано для оповещения рабочих. Система содержит установленные на рельсах датчики обнаружения подвижного состава, коллективное переносимое устройство оповещения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583011
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.05.2016
№216.015.43ef

Система маршрутно-контрольных устройств

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система содержит управляющий блок дежурного по станции, в котором осуществляется контроль и замыкание стрелок в необходимом положении, и исполнительные блоки ручных стрелочных переводов с замками, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585511
Дата охранного документа: 27.05.2016
10.06.2016
№216.015.47d9

Способ защиты аппаратуры автоблокировки от воздействия тягового тока на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. В способе защиты аппаратуры системы автоблокировки на железнодорожном транспорте у магистрального симметричного кабеля с витыми парами, обеспечивающего функционирование аппаратуры двух оконечных пунктов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585701
Дата охранного документа: 10.06.2016
13.01.2017
№217.015.66f9

Система управления движением поездов по железной дороге, проходящей через тоннели

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления. Система содержит на каждом из перегонов, ограниченных станциями, путевые устройства автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591552
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.6707

Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для регулирования движения поездов по перегону между соседними станциями. Система содержит на ограничивающих перегон станциях станционную аппаратуру рельсовых цепей, входной и выходной светофоры, блок аппаратуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591553
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.678b

Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для регулирования движения поездов по перегону между соседними станциями. Система содержит на ограничивающих перегон станциях станционную аппаратуру рельсовых цепей, входной и выходной светофоры, блок аппаратуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591554
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.67f3

Система управления движением поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта для интервального регулирования движения поездов. Система задействует центр диспетчерского управления, два полукомплекта, установленных на счетных участках, ограничивающих перегон. Причем каждый полукомплект содержит рельсовые датчики,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591551
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.7c83

Система для определения свободности участков пути от подвижного состава

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта. Система содержит на станциях, ограничивающих перегоны, пункты считывания идентификационной и диагностической информации с проходящих по перегону поездов, пункты счета осей, локомотивы, каждый из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600175
Дата охранного документа: 20.10.2016
Показаны записи 1-10 из 31.
10.05.2015
№216.013.4842

Устройство контроля и управления пружинно-гидравлического вагонного замедлителя

Изобретение относится к области автоматики. Устройство содержит напольные устройства - весомер, датчик счета осей и скоростемер, а также постовое оборудование - модуль управления и автоматизированное рабочее место оператора. Модуль управления содержит первый преобразователь сигналов, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550005
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.11.2015
№216.013.8b73

Система контроля перемещения подвижных объектов на железнодорожной станции

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система содержит установленные на рельсовых цепях стрелок реверсивные датчики счета осей, выходами подключенные через блок обработки сигналов к первому входу блока расчета скорости подвижного объекта, выход которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567306
Дата охранного документа: 10.11.2015
25.08.2017
№217.015.c5cd

Система закрепления составов на путях железнодорожной станции

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система содержит устройства закрепления, выполненные в виде домкратовидных точечных замедлителей и установленные на каждом пути станционного парка группами из не менее семи устройств закрепления на заданном расстоянии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618656
Дата охранного документа: 05.05.2017
13.12.2018
№218.016.a62f

Волоконно-оптический датчик для мониторинга железнодорожного пути

Изобретение относится к средствам контроля и диагностики и может быть использовано, в частности, для определения наличия подвижных единиц на контролируемом участке. Волоконно-оптический датчик для мониторинга железнодорожного пути содержит чувствительный элемент в виде волоконно-оптического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674547
Дата охранного документа: 11.12.2018
20.02.2019
№219.016.be73

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам интервального регулирования движения поездов. Система интервального регулирования движения поездов на перегоне содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций n блок-участков с неограниченными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390453
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.c1dc

Устройство для дистанционного обнаружения объектов, скрытых на железнодорожном пути

Изобретение относится к устройствам обнаружения посторонних предметов и может быть использовано для контроля чистоты железнодорожного пути на перегонах и станциях. Устройство содержит смонтированные на самоходной тележке источник проникающего излучения и детектор, соединенный посредством кабеля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002425769
Дата охранного документа: 10.08.2011
20.02.2019
№219.016.c345

Система управления передачей сообщений по поездной радиосвязи

Изобретение относится к системам поездной радиосвязи и может быть использовано для централизованного диспетчерского управления на железнодорожном транспорте. Система содержит на центральном посту диспетчерского управления автоматизированное рабочее место поездного диспетчера, персональный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002432284
Дата охранного документа: 27.10.2011
20.02.2019
№219.016.c456

Устройство для управления движением на железнодорожном переезде

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к устройствам автоматического управления движением на железнодорожных переездах. Устройство для управления движением на железнодорожном переезде содержит по обе стороны от железнодорожного переезда рельсовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002468949
Дата охранного документа: 10.12.2012
11.03.2019
№219.016.db93

Система распределенного контроля рельсового полотна

Изобретение относится к средствам контроля железнодорожного пути. Система распределенного контроля рельсового полотна содержит размещенное в головной части подвижного объекта устройство сбора данных, состоящее из микроконтроллера, к которому подключены передатчик, приемник и блок вывода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002425770
Дата охранного документа: 10.08.2011
11.03.2019
№219.016.dba4

Устройство для дистанционного обнаружения объектов, скрытых в замкнутых объемах на железнодорожном транспорте

Использование: для дистанционного обнаружения объектов, скрытых в замкнутых объемах на железнодорожном транспорте. Сущность: заключается в том, что устройство для дистанционного обнаружения объектов, скрытых в замкнутых объемах на железнодорожном транспорте, содержит смонтированные на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002422808
Дата охранного документа: 27.06.2011
+ добавить свой РИД