×
29.03.2019
219.016.f6c4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В МНОГОКОЛЛЕКТОРНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002435972
Дата охранного документа
10.12.2011
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно распределение топлива между коллекторами осуществляют с помощью дозаторов, количество которых соответствует количеству топливных коллекторов КС, при этом в зависимости от потребного расхода топлива в первый топливный коллектор КС определяют заданное положение первого дозатора, измеряют фактическое положение первого дозатора и осуществляют управление расходом топлива в первый коллектор с помощью изменения положения первого дозатора, а поддержание перепада давлений топлива на первом дозаторе обеспечивают за счет изменения производительности топливного насоса, входы остальных дозаторов гидравлически соединяют со входом первого дозатора, заданное положение остальных дозаторов определяют, исходя из потребного расхода топлива в соответствующий топливный коллектор КС, измеряют фактическое положение остальных дозаторов и осуществляют управление расходом топлива с помощью изменения положения остальных дозаторов, при этом заданное положение остальных дозаторов корректируют в зависимости от гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после первого дозатора и гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после соответствующего дозатора. Технический результат изобретения - повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА за счет введения алгоритма учета фактических характеристик тракта подачи топлива к КС. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известен способ управления расходом топлива в камеру сгорания (КС) ГТД, заключающийся в том, что подают в КС двигателя постоянный расход топлива - расход розжига, определяемый для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем (Черкасов Б.А. «Автоматика и регулирование ВРД», М., «Машиностроение», 1965 г., с.324-328).

Недостатком известного способа является его низкая эффективность с точки зрения обеспечения требуемых запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора и, как следствие, невозможность использования для управления современными ГТД, а именно турбореактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности (ТРДД), такими, например, как двигатели ПС-90А и ПС-90А2.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива в двухколлекторную КС ГТД, заключающийся в том, что измеряют параметры двигателя, параметры воздушного потока на входе в двигатель и положение рычага управления двигателем (РУД), в соответствии с измеренными параметрами и положением РУД по заранее определенной зависимости определяют потребный суммарный расход топлива в КС двигателя, в зависимости от потребного суммарного расхода топлива в КС определяют заданное положение дозатора, измеряют фактическое положение дозатора и осуществляют управление расходом топлива с помощью изменения положения дозатора и поддержания перепада давлений топлива на дозаторе за счет изменения производительности топливного насоса, а распределение топлива между коллекторами осуществляют с помощью агрегата распределения топлива (APT) (Раздолин М.В., Сурнов Д.Н. «Агрегаты ВРД», М., «Машиностроение», 1973 г., с.232-235, 352).

Недостатком этого способа является то, что он практически неприменим для КС с количеством коллекторов больше двух. Это вызвано тем, что диапазон работы любого дозатора ограничен по расходу топлива через дозатор, a APT для управления расходом топлива через коллектор практически непригоден.

Кроме того, наличие клапанов поддержания перепада давлений (КППД) на каждом дозаторе при увеличении количества дозаторов снижает надежность работы САУ и, как следствие, снижает надежность работы двигателя и безопасность летательного аппарата (ЛА).

Снижение надежности обусловлено следующими факторами.

Сам по себе КППД является достаточно сложным гидромеханическим устройством с реальной интенсивностью отказов. Увеличение количества КППД приведет к увеличению суммарной интенсивности отказов устройства, а значит, к снижению его наработки на отказ, т.е. снижению надежности. Кроме того, отказ КППД может привести к неконтролируемому изменению расхода топлива через дозатор, а значит, и в КС ГТД, что снижает надежность работы двигателя и безопасность ЛА. Увеличение количества КППД повышает вероятность этого события.

Следует также отметить, что каждый КППД по своей сути является регулятором расхода топливного насоса (ТН). Наличие нескольких управляющих воздействий на один объект регулирования снижает устойчивость работы ТН и может привести к потере его работоспособности, что тоже снижает надежность работы двигателя и безопасность ЛА.

Целью изобретения является повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления расходом топлива в многоколлекторную КС ГТД, заключающемся в том, что измеряют параметры двигателя, параметры воздушного потока на входе в двигатель и положение рычага управления двигателем (РУД), в соответствии с измеренными параметрами и положением РУД по заранее определенной зависимости определяют потребный суммарный расход топлива в КС двигателя, дополнительно распределение топлива между коллекторами осуществляют с помощью дозаторов, количество которых соответствует количеству топливных коллекторов КС, при этом в зависимости от потребного расхода топлива в первый топливный коллектор КС определяют заданное положение первого дозатора, измеряют фактическое положение первого дозатора и осуществляют управление расходом топлива в первый коллектор с помощью изменения положения первого дозатора и поддержания перепада давлений топлива на первом дозаторе за счет изменения производительности топливного насоса, входы остальных дозаторов гидравлически соединяют со входом первого дозатора, заданное положение остальных дозаторов определяют, исходя из потребного расхода топлива в соответствующий топливный коллектор КС, измеряют фактическое положение остальных дозаторов и осуществляют управление расходом топлива с помощью изменения положения остальных дозаторов, при этом заданное положение остальных дозаторов корректируют в зависимости от гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после первого дозатора и гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после соответствующего дозатора.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД) параметров двигателя и воздуха на входе в двигатель, электронный регулятор 2 (ЭР) режимов работы двигателя, блок электрогидропреобразователей (ЭГП) 3. к выходу блока 3 подключены управляемые входы первого дозатора 4 топлива и остальных дозаторов 5 (по одному на каждый топливный коллектор КС), каждый дозатор 4 и 5 через свой датчик 6 положения подключен к БД 1, «расходные» входы дозаторов 4 и 5 подключены к «расходному» выходу топливного насоса (ТН) 7, «расходные» вход и выход первого дозатора 4 гидравлически подключены к КППД 8, управляющий выход КППД 8 подключен к управляемому входу ТН 7.

Устройство работает следующим образом.

По измеренным с помощью БД 1 параметрам ЭР 2 формирует по заранее определенной зависимости потребный суммарный расход топлива в КС двигателя

где

Gт зад. - потребный суммарный расход топлива,

Твх., Рвх. - температура и давления воздуха на входе в двигатель;

α руд - положение РУД;

nк, nв - частота вращения компрессора и вентилятора двигателя;

Тг - температура газов за турбиной турбокомпрессора двигателя;

Рк - давление воздуха за компрессором двигателя.

Далее ЭР 2 потребный суммарный расход топлива распределяет между топливными коллекторами (не чертеже показаны), количество и расходные характеристики которых заносятся в энергонезависимую память ЭР 2 в процессе приемо-сдаточных испытаний (ПСИ) двигателя.

В зависимости от потребного расхода топлива в первый топливный коллектор КС ЭР 2 с помощью расходной характеристики первого дозатора 4, которая заносится в энергонезависимую память ЭР 2 в процессе сдаточных испытаний двигателя, определяет заданное положение первого дозатора 4, сравнивает с измеренным с помощью датчика 6 и БД 1 фактическим положением первого дозатора 4 и осуществляет управление расходом топлива в первый коллектор, изменяя с помощью ЭГП 3 положение первого дозатора 4. Поддержание перепада давлений топлива на первом дозаторе 4 обеспечивается с помощью КППД 8 за счет изменения производительности ТН 7.

Одновременно ЭР 2 определяет заданное положение остальных дозаторов 5, исходя из потребного расхода топлива в соответствующий топливный коллектор КС и расходной характеристики соответствующих дозатора 5. Расходные характеристики всех дозаторов 5 заносятся в энергонезависимую память ЭР 2 в процессе ПСИ двигателя.

Далее с помощью датчиков 6 и БД 1 ЭР 2 измеряет фактическое положение остальных дозаторов 5 и осуществляет управление расходом топлива, изменяя с помощью ЭГП 3 положения остальных дозаторов 5.

При этом в процессе управления заданное положение остальных дозаторов 5 корректируется в зависимости от гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после первого дозатора 4 и гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после соответствующего дозатора 5.

Т.к. «расходные» входы остальных дозаторов 5 гидравлически соединены с «расходным» входом первого дозатора 4, корректирующее воздействие на i-дозатор рассчитывается, исходя из следующих соображений.

Как известно (см., например, Моль Р. «Гидропневмоавтоматика», М., «Машиностроение», 1975 г., с.236-237), для любого дозатора можно применить зависимость «баланса расходов»:

где

Fэкв.i - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению i-го тракта подачи топлива в КС,

Fд.i - площадь проходного сечения i-го дозатора,

Fкi - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению труб подвода топлива к i-му топливному коллектору и гидравлическому сопротивлению самих форсунок i-го топливного коллектора.

Поскольку конструктивно «расходные» входы всех дозаторов 4 и 5 гидравлически соединены, то на входе любого i-го тракта подачи топлива в КС будет давление, создаваемое ТН 7 (Рн), а на выходе - давление газа в КС (Р г кс). Учитывая это, можно принять:

где

Gт.i - расход топлива через i-ый дозатор в i-ый коллектор,

Gт.1 - расход топлива через первый дозатор в первый коллектор,

K1 - коэффициент отношений расходов топлива через i-ый дозатор в i-ый коллектор и через первый дозатор в первый коллектор,

Fэкв.i - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению i-го тракта подачи топлива в КС,

Fэкв.1 - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению тракта подачи топлива в КС через первый дозатор и первый коллектор.

Из (3) можно рассчитать

где

Fэкв.i - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению i-го тракта подачи топлива в КС,

K1 - коэффициент отношений расходов топлива через i-ый дозатор в i-ый коллектор и через первый дозатор в первый коллектор,

Fэкв.1 - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению тракта подачи топлива в КС через первый дозатор и первый коллектор.

Используя зависимость (1), можно рассчитать площадь проходного сечения i-го дозатора Fдi:

где

Fд.i - площадь проходного сечения i-го дозатора,

Fэкв.i - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению i-го тракта подачи топлива в КС,

Fкi - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению труб подвода топлива к i-му топливному коллектору и гидравлическому сопротивлению самих форсунок i-го топливного коллектора.

Подставляя в (5) данные выражения (4), можно рассчитать площадь требуемого проходного сечения i-го дозатора Fдi с учетом гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после первого дозатора и гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после i-го дозатора.

Расчет Fдi выполняется ЭР 2 с использованием наперед заданных величин, хранящихся в энергонезависимой памяти ЭР 2, и величин, рассчитываемых по измеряемым параметрам по следующей зависимости:

где

Fд.i - требуемая площадь проходного сечения i-го дозатора,

Fкi - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению труб подвода топлива к i-му топливному коллектору и гидравлическому сопротивлению самих форсунок i-го топливного коллектора (заносится в память ЭР 2 в процессе ПСИ двигателя).

K1 - коэффициент отношений расходов топлива через i-ый дозатор в i-ый коллектор и через первый дозатор в первый коллектор (рассчитывается в ЭР 2 по измеренным значениям положений i-го дозатора и первого дозатора),

Fэкв.1 - площадь условного проходного сечения, гидравлическое сопротивление которого соответствует суммарному гидравлическому сопротивлению тракта подачи топлива в КС через первый дозатор и первый коллектор (заносится в память ЭР 2 в процессе ПСИ двигателя).

Далее ЭР 2 с использованием проливочной характеристики i-го дозатора, хранящейся в его энергонезависимой памяти после занесения туда в процессе ПСИ двигателя, определяет требуемое положение i-го дозатора:

где

Хдi треб. - требуемое положение i-го дозатора,

Fд.i - требуемая площадь проходного сечения i-го дозатора.

После этого ЭР 2 вычисляет величину коррекции заданного положения i-го дозатора:

где

Δ Хдi - величина коррекции заданного положения i-го дозатора,

Хдi треб. - требуемое положение i-го дозатора,

Хдi - измеренное с помощью датчика 6 положение i-го дозатора.

Величина Δ Хдi используется ЭР 2 для коррекции заданного положения i-го дозатора.

где

Хдi зад. корр. - скорректированное заданное положение i-го дозатора,

Хдi зад. - заданное положение i-го дозатора, вычисленное ЭР 2 с помощью расходной характеристики i-го дозатора из потребного расхода топлива через i-ый коллектор,

Δ Хдi - величина коррекции заданного положения i-го дозатора.

Способ управления расходом топлива в многоколлекторную КС ГТД, заключающийся в том, что измеряют параметры двигателя, параметры воздушного потока на входе в двигатель и положение рычага управления двигателем (РУД), в соответствии с измеренными параметрами и положением РУД по заранее определенной зависимости определяют потребный суммарный расход топлива в КС двигателя, отличающийся тем, что дополнительно распределение топлива между коллекторами осуществляют с помощью дозаторов, количество которых соответствует количеству топливных коллекторов КС, при этом в зависимости от потребного расхода топлива в первый топливный коллектор КС определяют заданное положение первого дозатора, измеряют фактическое положение первого дозатора и осуществляют управление расходом топлива в первый коллектор с помощью изменения положения первого дозатора, а поддержание перепада давлений топлива на первом дозаторе обеспечивают за счет изменения производительности топливного насоса, входы остальных дозаторов гидравлически соединяют со входом первого дозатора, заданное положение остальных дозаторов определяют, исходя из потребного расхода топлива в соответствующий топливный коллектор КС, измеряют фактическое положение остальных дозаторов и осуществляют управление расходом топлива с помощью изменения положения остальных дозаторов, при этом заданное положение остальных дозаторов корректируют в зависимости от гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после первого дозатора и гидравлического сопротивления в тракте подачи топлива после соответствующего дозатора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 36.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.5498

Устройство для управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на золотнике распределения выполнена вторая рабочая кромка, соединяющая при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487259
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a2d

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в течение всего полета самолета до момента его касания ВПП блокируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488706
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64c8

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для регулирования мощности ВС измеряют давление и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491437
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.6522

Способ управления газотурбинным двигателем при его испытаниях на стенде

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в процессе сдаточных испытаний двигателя на стенде, подают в ЭР...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491527
Дата охранного документа: 27.08.2013
Показаны записи 1-10 из 50.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb4

Способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Технический результат заключается в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476971
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.34ea

Способ включения газотурбинной электростанции со свободной турбиной на автономную нагрузку

Использование в области газотурбинного двигателестроения, в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной. Положительный эффект изобретения - повышение надежности работы газотурбинной электростанции. Согласно способу команда на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479089
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3814

Способ управления параллельной работой двух газотурбинных электростанций

Использование: в автоматизированных системах управления (АСУ) газотурбинных (ГТЭС) электростанций собственных нужд (ЭСН) компрессорных станций магистральных трубопроводов и небольших предприятий. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности работы ГТЭС. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479909
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac0

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для повышения мощности воздушного стартера подогревают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480601
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД