×
29.03.2019
219.016.f1fc

УСТАНОВКА ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к испытанию магистральных трубопроводов. Установка для пневматических испытаний трубопровода содержит контейнер, в котором размещена основная система. Система состоит из центробежного и поршневого компрессоров, снабженных газотурбинным приводом и соединенных в разных комбинациях с трубопроводом посредством магистралей подачи воздуха, системы согласования режимов совместной работы компрессоров и различных агрегатов, а именно регулирующего крана, блоков охладителей и влагоотделителей воздуха, трехходового клапана, запорных проходных клапанов, блока регулирования запуска поршневого компрессора и расхода воздуха центробежного компрессора, преобразователей параметров работы установки. Способы пневматических испытаний трубопровода заключаются в том, что включают установку и нагнетают среду из центробежного компрессора непосредственно или через поршневой компрессор в трубопровод. Непрерывно регистрируют и контролируют рабочие параметры установки. Перед подачей в трубопровод воздух охлаждают и удаляют сконденсированную влагу. Технический результат - повышение надежности работы установки при пневматических испытаниях трубопроводов в различных климатических условиях. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в различных климатических условиях, например в условиях вечной мерзлоты, и может быть использовано при вводе в эксплуатацию новых трубопроводов и при восстановлении действующих. Проблема повышения надежности работы магистральных трубопроводов и сокращения затрат на их эксплуатацию всегда имела первостепенное значение. Процесс создания новых и восстановления старых трубопроводов включает в себя обязательные предпусковые гидравлические или пневматические испытания, так как заводские испытания отдельных труб не могут выявить все дефекты, которые могут возникнуть при изготовлении, транспортировке, складировании, монтаже труб и проявятся только во время эксплуатации, что может приводить к разрушению трубопровода. Таким образом, в результате испытаний трубопровода выявляются не только производственные дефекты, возникшие при изготовлении труб, но и дефекты, возникающие в процессе транспортировки и складирования труб, производства монтажно-сварочных и изоляционно-укладочных работ.

Известен аналог того же назначения по конструкции и способу ее работы, как и заявляемые технические решения (патент РФ №2227907, МПК7 F G01M 3/08, F17D 5/02, 17.12.2002).

В перекачивающем средстве аналога испытуемый участок магистрального газопровода соединен с действующим газопроводом посредством соединительной линии - перемычки между кранами на действующем газопроводе и на испытуемом участке. Кроме того, испытуемый участок соединен через специальную гидравлическую обвязку с перекачивающими средствами - насосно-компрессорными установками. Специальная гидравлическая обвязка состоит из приемного коллектора, соединеного с газоподводящим трубопроводом, по которому подводится газ от прилегающего участка к насосно-компрессорным установкам и испытуемому участку трубопровода, являющегося продолжением нагнетательного коллектора. Нагнетательный коллектор соединен с трубным делителем жидкостного коллектора высокого давления через жидкостной теплообменник. Жидкостной теплообменник сообщен через дросселирующую задвижку с емкостью, которая через другую задвижку соединена с жидкостным коллектором низкого давления.

Способ испытания заключается в заполнении проверяемых трубопровода или отдельных его участков газом из источника, подъеме давления в трубопроводе до давления газа в источнике, дальнейшем подъеме давления в трубопроводе до испытательного давления путем закачки в него среды в виде газа, отделяемого от образующейся в перекачивающем средстве газожидкостной среды. Здесь перед заполнением испытуемых участков или отдельного участка газом до давления, равного давлению газа в источнике, его перепускают в режиме, обеспечивающем снижение температуры газа ниже 0°С за счет дроссель-эффекта, газожидкостную смесь формируют из газа и незамерзающей жидкости, а отделенный от незамерзающей жидкости газ перед подачей в испытуемый участок охлаждают в жидкостных теплообменниках.

Способ испытания и перекачивающее средство для его осуществления позволяют соблюсти теплотехнические параметры испытаний в условиях отрицательных температур грунта и окружающего воздуха. Недостаток данного способа заключается в отсутствие возможности его применения для пневматических испытаний строящихся магистральных газопроводов, как правило, прокладываемых в районах, где нет действующих магистральных газопроводов и разработанных источников газа, а следовательно, и отсутствует возможность использования природного газа в качестве испытательной среды.

Наиболее близким аналогом того же назначения, как и заявляемая установка для пневматических испытаний трубопровода, является передвижная компрессорная станция по патенту на полезную модель РФ №64712, МПК 7 G01M 3/08, 11.09. 2006 г.

Компрессорная станция для пневматических испытаний трубопровода содержит контейнер, состоящий из силовой рамы, каркаса с полом, крышей и боковых стенок, образующих полость. В полости контейнера на раме размещена основная система, включающая источник сжатого воздуха, низкого давления и многоступенчатый дожимающий поршневой компрессор, снабженные газотурбинным приводом с выводным валом и муфтой сцепления, установленной на свободном конце вала. Причем муфта сцепления соединена с поршневым компрессором. Основная система также включает промежуточную и выходную магистрали подачи воздуха. Промежуточная магистраль соединена входом с выходом источника низкого давления, а выходом - с входом поршневого компрессора. Выходная магистраль соединена входом с выходом поршневого компрессора, а выходом подключена к трубопроводу. Кроме того, основная система включает регулирующий кран, блок охладителей и влагоотделителей воздуха низкого давления с клапаном слива конденсата и трехходовой клапан, установленные в промежуточной магистрали последовательно от источника низкого давления. Трехходовой клапан со свободного выхода подключен переходной магистралью к трубопроводу. Основная система включает блок охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления с клапаном слива конденсата, соединенный в соответствии с порядком работы ступеней поршневого компрессора последовательно первым входом с выходом первой ступени поршневого компрессора, а выходом с входом последующей ступени поршневого компрессора последовательно для всех сопрягаемых ступеней, причем последний выход блока через выходную магистраль подключен к трубопроводу.

Недостаток указанной установки состоит в том, что в качестве источника воздуха низкого давления используют часть циклового воздуха газотурбинного привода путем его отбора за последней ступенью компрессора, что существенно снижает эффективность привода. В таблице показано влияние отбора воздуха за последней ступенью компрессор ГТУ на ее эффективность.

Влияние отбора воздуха
πк GB вх кг/с Gотб, кг/c Ne, мвт ηе, %
отбор = 0 7,2 28,97 0 4,0 24,73
2,5% 6,908 28,47 0,71 3,697 23,52
5,0% 6,58 27,80 1,39 3,367 22,19
7,5% 6,21 26,97 2,019 3,008 20,71
10,0% 5,796 25,79 2,579 2,625 19,06
12,5% 5,32 24,31 3,039 2,207 17,15
15,0% 4,64 21,8 3,27 1,667 14,4
В таблице приняты следующие условные обозначения: πк - степень повышения давления циклового воздуха ГТУ; GB вх - общий расход циклового воздуха ГТУ; Gотб - расход циклового воздуха, отбираемого за последней ступенью компрессора ГТУ; Ne - эффективная мощность ГТУ; ηе - эффективный КПД ГТУ.

Например, для создания компрессорной установки для пневмоиспытаний газопроводов производительностью 2,0 кг/с (5800 нм3/час) с давлением нагнетания 15,0 МПа потребуется ГТУ с общим расходом циклового воздуха 27 кг/с (78400 нм/час), при этом степень повышения давления πк=6,2, КПД ГТУ составит всего 20,7%, кроме того, для последующего сжатия воздуха от давления 0,62 МПа до испытательного давления 15,0 МПа потребуется поршневой компрессор с πк=24,19. При этом эффективная мощность ГТУ с обеспечением отбора воздуха за компрессором для последующего сжатия в дожимающем поршневом компрессоре и с использованием для этого остаточной мощности ГТУ составит 4,0 МВт.

Очевидно, что такая установка не может быть применена в качестве мобильного средства для испытаний трубопроводов в условиях отсутствия дорожной инфраструктуры из-за большого веса и повышенного расхода топлива.

Наиболее близким аналогом того же назначения по способу пневматических испытаний трубопровода, как и заявляемые технические решения, является способ испытаний трубопровода и устройство для его осуществления по патенту РФ на изобретение №2296310, МПК G01M 3/08, G01M 15/00, 14.09.2005. Способ пневматических испытаний трубопровода заключается в том, что первоначально рассчитывают параметры испытаний трубопровода. Моделируют изменение во времени испытательного давления, скорости его подъема, расхода среды, температуры среды в объеме заполняемого средой трубопровода, обеспечивающих стационарность процесса нагружения трубопровода. Рассчитывают время прохождения импульса давления при нагружении испытуемого трубопровода. Указанные параметры сравнивают с заданными допусками, рассчитанными с учетом прочности материалов труб и сварных соединений труб. По результатам моделирования устанавливают предельные значения параметров регулирования режимов работы установки с учетом потерь давления в магистралях установки и испытуемом трубопроводе. Задают значения рабочих параметров процесса испытаний, предварительно полученных в результате моделирования. Включают установку и нагнетают среду в трубопровод. Непрерывно регистрируют и контролируют изменение рабочих параметров среды в процессе испытаний, фиксируют наличие их пороговых значений, устанавливают соответствующие этим пороговым значениям параметры управления режимами работы установки в течение каждого из интервалов времени заполнения и последующего нагнетания среды в испытуемый трубопровод до заданных предельных значений испытательного давления. Выдерживают весь объем среды по времени до стабилизации давления и выравнивания температуры по длине трубопровода.

Указанные способ и устройство позволяют в процессе подъема давления перекачивающей установкой обеспечить требуемую точность регулирования объема закачиваемой в трубопровод испытательной среды для поддержания заданных предельных значений испытательного давления.

Недостаток такого способа регулирования для устройства, имеющего два и более каскадов компрессоров, заключается в отсутствие возможности согласования режимов их совместной работы. Например, при последовательной работе центробежного компрессора низкого давления и дожимающего поршневого компрессора высокого давления их оптимальную работу обеспечивают выбором закона регулирования, основанного на сохранении приведенного режима первого компрессора. С уменьшением температуры выходного воздуха приведенная частота вращения ротора сохраняется, а физическая возрастает. В этом случае сохранение заданной величины расхода воздуха на входе в дожимающий компрессор обеспечивают перепуском части расхода воздуха за компрессором низкого давления. В частности, такое регулирование режима совместной работы компрессоров невозможно осуществить с известным способом и устройством.

В основу изобретения положена задача повышения надежности работы установки в процессе испытаний трубопроводов за счет:

- введения в конструкцию системы согласования режимов совместной работы отдельных агрегатов установки;

- повышения КПД газотурбинного привода.

Поставленные задачи для конструкции решаются тем, что установка для пневматических испытаний трубопровода содержит контейнер, состоящий из силовой рамы, каркаса с полом, крышей и боковых стенок, образующих полость для размещения на раме основной системы. Основная система включает источник сжатого воздуха низкого давления и многоступенчатый дожимающий поршневой компрессор, снабженные газотурбинным приводом с выводным валом и муфтой сцепления, установленной на свободном конце вала. Причем муфта сцепления соединена с поршневым компрессором. Основная система также включает промежуточную и выходную магистрали подачи воздуха, где промежуточная магистраль соединена входом с выходом источника низкого давления, а выходом - с входом первой ступени поршневого компрессора, выходная магистраль соединена входом с выходом поршневого компрессора, а выходом подключена к трубопроводу. Кроме того, основная система включает регулирующий кран, блок охладителей и влагоотделителей воздуха низкого давления с клапаном слива конденсата и трехходовой клапан, установленные в промежуточной магистрали последовательно от источника низкого давления. Причем трехходовой клапан со свободного выхода подключен переходной магистралью к трубопроводу. К тому же, основная система включает блок охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления с клапаном слива конденсата, соединенный в соответствии с порядком работы ступеней поршневого компрессора последовательно первым входом с выходом первой ступени поршневого компрессора, а первым выходом с входом последующей ступени поршневого компрессора последовательно для всех сопрягаемых ступеней. Последний выход блока охладителей и влагоотделителей через выходную магистраль подключен к трубопроводу.

Согласно изобретению источник сжатого воздуха низкого давления выполнен в виде автономного центробежного компрессора. Основная система также включает воздушную входную магистраль, установленную на входе в центробежный компрессор. Выходная и переходная магистрали на выходе подключены к трубопроводу через запорные проходные клапана. Кроме того, установка дополнительно содержит систему согласования режимов совместной работы центробежного и поршневого компрессоров. Система согласования режимов совместной работы компрессоров включает байпасную магистраль подачи воздуха с запорным проходным клапаном, соединенную выходом с входной магистралью, а входом - с переходной магистралью между запорным проходным клапаном и трехходовым клапаном. Кроме того, система согласования режимов совместной работы центробежного и поршневого компрессоров содержит блок регулирования давления запуска поршневого компрессора и расхода центробежного компрессора. Блок регулирования давления запуска поршневого компрессора и расхода центробежного компрессора сопряжен с преобразователями температуры и давления воздуха, установленными во входной магистрали центробежного компрессора, преобразователями температуры, давления и расхода воздуха низкого давления, установленными в промежуточной магистрали на выходе из центробежного компрессора, преобразователем частоты вращения, установленным на выводном валу привода. При этом, блок регулирования подключен к трехходовому клапану.

В предлагаемой установке для пневматических испытаний трубопровода:

- выполнение источника сжатого воздуха низкого давления в виде автономного центробежного компрессора с отдельной воздушной магистралью, установленной на входе в компрессор, обеспечивает повышение эффективности газотурбинного привода по сравнению с прототипом по патенту на полезную модель РФ №64712;

- подключение выходной и переходной магистралей к трубопроводу через запорные проходные клапана обеспечивает заполнение трубопровода воздухом низкого давления при отключенном поршневом компрессоре, что позволяет экономить топливо и беречь назначенный заводом-изготовителем ресурс поршневого компрессора;

- введение в установку системы согласования режимов совместной работы центробежного и поршневого компрессоров, которая включает байпасную магистраль подачи воздуха с запорным проходным клапаном, соединенную выходом с входной магистралью, а входом - с переходной магистралью между запорным проходным клапаном и трехходовым клапаном, позволяет повысить давление воздуха в промежуточной магистрали до уровня давления запуска поршневого компрессора;

- введение в систему согласования режимов совместной работы центробежного и поршневого компрессоров блока регулирования давления запуска поршневого компрессора и расхода воздуха центробежного компрессоров, сопряженного с преобразователями температуры и давления воздуха, установленными во входной магистрали центробежного компрессора, преобразователями температуры, давления и расхода воздуха низкого давления, установленными в промежуточной магистрали на выходе из центробежного компрессора, преобразователем частоты вращения, установленными на выводном валу привода, и подключение блока регулирования к трехходовому клапану повышает надежность работы установки в процессе испытаний трубопровода;

- размещение установки в контейнере обеспечивает возможность автоматизированного контроля параметров и управления технологическим процессом испытания трубопровода (обеспечение режима запуска установки, регулирование режимов работы агрегатов, уход от помпажа центробежного компрессора и т.д.).

Развитие и уточнение существенных признаков установки для пневматических испытаний трубопровода дано далее.

Основная система может быть выполнена в варианте, когда автономный центробежный компрессор установлен на выводном валу перед муфтой сцепления привода с поршневым компрессором. Это обеспечивает механически согласованную работу центробежного и поршневого компрессоров.

Контейнер может быть снабжен теплозащитной обшивкой и/или системой принудительной вентиляции полости. Это определяется климатической зоной, в которой работает установка.

Установка может быть выполнена в другом варианте, когда основная система снабжена дополнительным газотурбинным приводом с выводным валом, где привод соединен через дополнительную муфту сцепления с автономным центробежным компрессором. Это улучшает массогабаритные характеристики установки и расширяет возможности системы регулирования работы установки.

Дополнительный газотурбинный привод с автономным центробежным компрессором могут быть установлены в дополнительном контейнере такой же конструкции, что и контейнер для размещения основного газотурбинного привода с поршневым компрессором. Это приближает условия эксплуатации установки к заводским, улучшает транспортабельность установки в условиях бездорожья и обеспечивает комфортность работы персонала.

Поставленные задачи по способу пневматических испытаний трубопровода заявленной установкой решаются тем, что первоначально рассчитывают параметры испытаний трубопровода. Моделируют изменение во времени испытательного давления, скорости его подъема, расхода среды, температуры среды в объеме заполняемого средой трубопровода, обеспечивающих стационарность процесса нагружения трубопровода. Рассчитывают время прохождения импульса давления при нагружении испытуемого трубопровода. Указанные параметры сравнивают с заданными допусками, рассчитанными с учетом прочности материалов труб и сварных соединений труб. По результатам моделирования устанавливают предельные значения параметров регулирования режимов работы установки с учетом потерь давления в магистралях установки и испытуемом трубопроводе. Задают значения рабочих параметров процесса испытаний, предварительно полученных в результате моделирования. Включают установку и нагнетают среду в трубопровод. При этом непрерывно регистрируют и контролируют изменение рабочих параметров среды в процессе испытаний, фиксируют наличие их пороговых значений. Устанавливают соответствующие этим пороговым значениям параметры управления режимами работы установки в течение каждого из интервалов времени заполнения и последующего нагнетания среды в испытуемый трубопровод до заданных предельных значений испытательного давления. Выдерживают весь объем среды по времени до стабилизации давления и выравнивания температуры по длине трубопровода.

Согласно изобретению способ пневматических испытаний трубопровода заявленной установкой по первому варианту заключается в том, что в качестве среды используют воздух из атмосферы, который через входную магистраль и центробежный компрессор нагнетают в промежуточную магистраль. В блоке охладителей и влагоотделителей низкого давления промежуточной магистрали воздух охлаждают. Через клапан слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Далее из промежуточной магистрали сжатый воздух низкого давления через трехходовой клапан, в соответствии с порядком работы поршневого компрессора, направляют на вход первой ступени поршневого компрессора. Затем из первой ступени поршневого компрессора воздух направляют в блок охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления, где дополнительно из воздуха через клапан слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Далее воздух направляют в последующую ступень поршневого компрессора, а затем возвращают воздух опять в блок охладителей и влагоотделителей, где из воздуха опять удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Повторяют эту операцию для всех ступеней поршневого компрессора. После достижения заданных величин давления и влажности воздух высокого давления из блока охладителей и влагоотделителей через выходную магистраль с запорным проходным клапаном подают в трубопровод.

В предлагаемом способе пневматических испытаний трубопровода заявленной установкой по первому варианту:

- использование для пневматических испытаний трубопровода воздуха из атмосферы позволяет обеспечить испытания постоянно возобновляемой рабочей средой;

- нагнетание воздуха в промежуточную магистраль через входную магистраль и автономный центробежный компрессор обеспечивает повышение эффективности газотурбинного привода по сравнению с прототипом по патенту на полезную модель РФ №64712;

- охлаждение воздуха низкого давления в блоке охладителей и влагоотделителей и удаление сконденсированной при охлаждении влаги через клапан слива обеспечивает требования по температуре и влажности воздуха низкого давления на входе в поршневой компрессор;

- направление из промежуточной магистрали сжатого воздуха низкого давления через трехходовой клапан, в соответствии с порядком работы поршневого компрессора, на вход первой ступени поршневого компрессора, а затем из первой ступени поршневого компрессора в блок охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления, где дополнительно из воздуха через клапан слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу, а также дальнейшее направление воздуха в последующую ступень поршневого компрессора, а затем возвращение воздуха опять в блок охладителей и влагоотделителей, где из воздуха опять удаляют сконденсированную при охлаждении влагу и повторяют эту операцию для всех ступеней поршневого компрессора, позволяет обеспечить требования по температуре и влажности воздуха, заданных на выходе последней ступени поршневого компрессора;

- подача, после достижения заданных величин давления и влажности воздуха, из последней ступени поршневого компрессора через блок охладителей и влагоотделителей в выходную магистраль с запорным проходным клапаном и далее в трубопровод обеспечивает требования к параметрам воздуха по температуре и влажности, заданных для трубопровода.

В предлагаемом способе пневматических испытаний трубопровода возможен перепуск части расхода воздуха низкого давления из промежуточной магистрали через регулирующий кран в атмосферу. Это необходимо для согласования режимов совместной работы центробежного и поршневого компрессоров в зависимости от изменения температуры сжатого воздуха низкого давления с целью поддержания поршневым компрессором заданной степени повышения давления воздуха на выходе.

Согласно изобретению способ пневматических испытаний трубопровода заявленной установкой по второму варианту заключается в том, что в качестве среды используют воздух из атмосферы, который через входную магистраль и центробежный компрессор нагнетают в промежуточную магистраль. В блоке охладителей и влагоотделителей низкого давления промежуточной магистрали воздух охлаждают. Через клапан слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Потом из промежуточной магистрали сжатый воздух низкого давления через трехходовой клапан, при отключенном поршневом компрессоре, направляют в переходную магистраль с открытым запорным проходным клапаном и далее в трубопровод. При достижении в трубопроводе величины давления, равной максимальному давлению воздуха на выходе центробежного компрессора в промежуточной магистрали, подачу воздуха низкого давления в трубопровод прекращают. Для чего закрывают проходной клапан на переходной магистрали и открывают проходной клапан на байпасной магистрали. Далее через промежуточную, переходную и байпасную магистрали перепускают воздух с выхода центробежного компрессора на его вход. Повышают давление воздуха в промежуточной магистрали до уровня давления запуска поршневого компрессора. Отключают подачу воздуха в байпасную магистраль и поворотом трехходового клапана направляют воздух в первую ступень поршневого компрессора. Из первой ступени поршневого компрессора воздух направляют в блок охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления, где дополнительно из воздуха через клапан слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Далее воздух направляют в последующую ступень поршневого компрессора, а затем возвращают воздух опять в блок охладителей и влагоотделителей. В блоке из воздуха опять удаляют сконденсированную при охлаждении влагу и повторяют эту операцию для всех ступеней поршневого компрессора. После достижения заданных величин давления и влажности, воздух из блока охладителей и влагоотделителей через выходную магистраль с запорным проходным клапаном подают в трубопровод.

В предлагаемом способе пневматических испытаний трубопровода заявленной установкой по второму варианту:

- использование для пневматических испытаний трубопровода воздуха из атмосферы позволяет обеспечить испытания постоянно возобновляемой рабочей средой;

- нагнетание воздуха в промежуточную магистраль через входную магистраль и центробежный компрессор обеспечивает повышение эффективности газотурбинного привода по сравнению с прототипом;

- охлаждение воздуха низкого давления в блоке охладителей и влагоотделителей и удаление сконденсированной при охлаждении влаги через клапан слива обеспечивает требования по температуре и влажности воздуха низкого давления на входе в поршневой компрессор;

- направление из промежуточной магистрали сжатого воздуха низкого давления через трехходовой клапан, при отключенном поршневом компрессоре, в переходную магистраль с открытым запорным проходным клапаном и далее в трубопровод обеспечивает заполнение трубопровода воздухом низкого давления при отключенном поршневом компрессоре, что позволяет экономить топливо и беречь назначенный заводом-изготовителем ресурс поршневого компрессора;

- прекращение подачи воздуха низкого давления при достижении в трубопроводе величины давления, равной максимальному давлению воздуха на выходе центробежного компрессора в промежуточной магистрали, закрытием проходного клапана на переходной магистрали и открытием проходного клапана на байпасной магистрали позволяет осуществить перепуск части воздуха низкого давления с выхода центробежного компрессора на его вход;

- перепуск воздуха с выхода центробежного компрессора на его вход через промежуточную, переходную и байпасную магистрали и повышение давление воздуха в промежуточной магистрали до уровня давления запуска поршневого компрессора обеспечивает заданные условия для запуска поршневого компрессора;

- отключение подачи воздуха низкого давления из промежуточной магистрали в байпасную магистраль и направление воздуха через трехходовой клапан, в соответствии с порядком работы поршневого компрессора, на вход первой ступени поршневого компрессора, а затем из первой ступени поршневого компрессора в блок охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления, где дополнительно из воздуха через клапан слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу, а также дальнейшее направление воздуха в последующую ступень поршневого компрессора, а затем возвращение воздуха опять в блок охладителей и влагоотделителей, где из воздуха опять удаляют сконденсированную при охлаждении влагу и повторяют эту операцию для всех ступеней поршневого компрессора, позволяет обеспечить требования по температуре и влажности воздуха, заданные для последней ступени поршневого компрессора;

- подача, после достижения заданных величин давления и влажности, воздуха из последней ступени поршневого компрессора через блок охладителей и влагоотделителей в выходную магистраль с открытым запорным проходным клапаном и далее в трубопровод обеспечивает требования к параметрам воздуха по температуре и влажности, заданным для трубопровода.

Таким образом, решена поставленная в изобретении задача - повышена надежность работы установки в процессе испытаний трубопроводов за счет:

- введения в конструкцию системы согласования режимов совместной работы отдельных агрегатов установки;

- повышения КПД газотурбинного привода.

Настоящее изобретение поясняется последующим подробным описанием установки для пневматических испытаний трубопровода и способов пневматических испытаний трубопровода со ссылкой на иллюстрации, представленные на фиг.1-5.

На фиг.1 представлена общая пневмогидросхема установки для пневматических испытаний трубопровода, в которой автономный центробежный компрессор установлен на одном выводном валу совместно с поршневым компрессором.

На фиг.2 - общий вид установки для пневматических испытаний трубопровода, выполненной в соответствии с пневмогидросхемой, изображенной на фиг.1 и установленной в контейнере.

На фиг.3 - общая пневмогидросхема установки для пневматических испытаний трубопровода, где основная система снабжена дополнительным газотурбинным приводом с выводным валом, причем привод через дополнительную муфту сцепления соединен с автономным центробежным компрессором.

На фиг.4 - общий вид установки для пневматических испытаний трубопровода, выполненной в соответствии с пневмогидросхемой, изображенной на фиг.3 и установленной в одном контейнере.

На фиг.5 - общий вид дополнительного газотурбинного привода, соединенного через муфту сцепления с автономным центробежным компрессором.

Установка для пневматических испытаний трубопровода 1 (см. фиг.1, 2) содержит контейнер 2, состоящий из силовой рамы 3, каркаса 4 с полом 5, крышей 6 и боковых стенок 7, образующих полость 8 для размещения на раме 3 основной системы. Основная система включает источник 9 сжатого воздуха низкого давления и многоступенчатый дожимающий поршневой компрессор 10, снабженные газотурбинным приводом 11 с выводным валом 12 и муфтой сцепления 13, установленной на свободном конце вала 12. Муфта сцепления 13 соединена с поршневым компрессором 10. Основная система также включает промежуточную 14 и выходную 15 магистрали подачи воздуха. Промежуточная магистраль 14 соединена входом 16 с выходом 17 источника 9 низкого давления воздуха, а выходом 18 с входом 19 первой ступени поршневого компрессора 10. Кроме того, основная система включает регулирующий кран 23, блок 24 охладителей и влагоотделителей воздуха низкого давления с клапаном 25 слива конденсата и трехходовой клапан 26, установленные в промежуточной магистрали 14 последовательно от источника 9 низкого давления. Трехходовой клапан 26 со свободного выхода 27 подключен переходной магистралью 28 к трубопроводу 1. Основная система также включает блок 29 охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления с клапаном 30 слива конденсата, соединенный в соответствии с порядком работы ступеней поршневого компрессора 10 последовательно первым входом 31 с выходом 32 первой ступени поршневого компрессора 10, а первым выходом 33 с входом 34 последующей ступени поршневого компрессора 10 последовательно для всех сопрягаемых ступеней. Последний выход 35 блока 29 через выходную магистраль 15 подключен к трубопроводу 1. Источник 9 сжатого воздуха низкого давления выполнен в виде автономного центробежного компрессора. Основная система к тому же включает воздушную входную магистраль 37, установленную на входе 38 в автономный центробежный компрессор 9. Выходная 15 и переходная 28 магистрали на выходе подключены к трубопроводу 1 соответственно через запорные проходные клапана 39 и 40. Установка дополнительно содержит систему согласования режимов совместной работы центробежного 9 и поршневого 10 компрессоров, которая включает байпасную магистраль 41 подачи воздуха с запорным проходным клапаном 42, соединенную выходом 43 с входной магистралью 37, а входом 44 - с переходной магистралью 28 между запорным проходным клапаном 40 и трехходовым клапаном 26 промежуточной магистрали 14. Система согласования режимов совместной работы центробежного 9 и поршневого 10 компрессоров содержит блок 45 регулирования давления запуска поршневого 10 компрессора и расхода воздуха центробежного 9 компрессора, сопряженный с преобразователями температуры 46 и давления 47 воздуха, установленными во входной магистрали 37 центробежного компрессора 9, преобразователями температуры 48, давления 49 и расхода 50 воздуха низкого давления, установленными в промежуточной магистрали 14 на выходе 17 из центробежного компрессора 9, преобразователем частоты вращения 51, установленным на выводном валу 12 привода 11, при этом блок 45 регулирования подключен к трехходовому клапану 26.

Автономный центробежный компрессор 9 может быть установлен на выводном валу 12 привода 11 перед муфтой сцепления 13. Контейнер 2 может быть снабжен теплозащитной обшивкой 52. Контейнер 2 может быть снабжен системой принудительной вентиляции полости 8 (не показано).

Основная система установки может быть снабжена дополнительным газотурбинным приводом 53 с выводным валом 54 (см. фиг.3-5), где привод 53 соединен через дополнительную муфту сцепления 55 с автономным центробежным компрессором 9. Дополнительный газотурбинный привод 53 с автономным центробежным компрессором 9 могут быть установлены в дополнительном контейнере (не показано) такой же конструкции, что и контейнер 2 для размещения основного газотурбинного привода 11 с поршневым компрессором 10.

Пневматические испытания трубопровода 1 заявленной установкой по первому варианту проводят следующим образом (см. фиг.1, 2). Первоначально рассчитывают параметры испытаний трубопровода 1. Моделируют изменение во времени испытательного давления, скорости его подъема, расхода среды, температуры среды в объеме заполняемого средой трубопровода 1, обеспечивающих стационарность процесса нагружения трубопровода 1. Рассчитывают время прохождения импульса давления при нагружении испытуемого трубопровода 1. Указанные параметры сравнивают с заданными допусками, рассчитанными с учетом прочности материалов труб, сварных соединений труб. По результатам моделирования устанавливают предельные значения параметров регулирования режимов работы установки с учетом потерь давления в магистралях установки и испытуемом трубопроводе 1. Задают значения рабочих параметров процесса испытаний, предварительно полученных в результате моделирования. Включают установку и нагнетают среду в трубопровод 1. Непрерывно регистрируют и контролируют изменение рабочих параметров среды в процессе испытаний. Фиксируют наличие их пороговых значений, устанавливают соответствующие этим пороговым значениям параметры управления режимами работы установки в течение каждого из интервалов времени заполнения и последующего нагнетания среды в испытуемый трубопровод до заданных предельных значений испытательного давления. Выдерживают весь объем среды по времени до стабилизации давления и выравнивания температуры по длине трубопровода. В качестве среды используют воздух из атмосферы, который через входную магистраль 37 и центробежный компрессор 9 нагнетают в промежуточную магистраль 14, где в блоке 24 охладителей и влагоотделителей низкого давления, воздух охлаждают и через клапан слива 25 удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Далее из промежуточной магистрали 14 сжатый воздух низкого давления через трехходовой клапан 26, в соответствии с порядком работы поршневого компрессора 10, направляют на вход 19 первой ступени поршневого компрессора 10. Затем из первой ступени поршневого компрессора 10 воздух направляют в блок 29 охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления, где дополнительно из воздуха через клапан слива 30 удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Далее воздух направляют в последующую ступень поршневого компрессора 10, а затем возвращают воздух опять в блок 29 охладителей и влагоотделителей, где из воздуха опять удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Повторяют эту операцию для всех ступеней поршневого компрессора 10. После достижения заданных величин давления и влажности, воздух из блока 29 охладителей и влагоотделителей через последний выход 35 и выходную магистраль 15 с запорным проходным клапаном 39 подают в трубопровод 1.

При необходимости часть расхода воздуха низкого давления из промежуточной магистрали 14 через регулирующий кран 23 перепускают в атмосферу.

Пневматические испытания трубопровода 1 заявленной установкой по второму варианту проводят следующим образом (см. фиг.3-5). Первоначально рассчитывают параметры испытаний трубопровода 1. Моделируют изменение во времени испытательного давления, скорости его подъема, расхода среды, температуры среды в объеме заполняемого средой трубопровода 1, обеспечивающих стационарность процесса нагружения трубопровода 1. Рассчитывают время прохождения импульса давления при нагружении испытуемого трубопровода 1. Указанные параметры сравнивают с заданными допусками, рассчитанными с учетом прочности материалов труб, сварных соединений труб. По результатам моделирования устанавливают предельные значения параметров регулирования режимов работы установки с учетом потерь давления в магистралях установки и испытуемом трубопроводе 1. Задают значения рабочих параметров процесса испытаний, предварительно полученных в результате моделирования. Включают установку и нагнетают среду в трубопровод 1. Непрерывно регистрируют и контролируют изменение рабочих параметров среды в процессе испытаний. Фиксируют наличие их пороговых значений, устанавливают соответствующие этим пороговым значениям параметры управления режимами работы установки в течение каждого из интервалов времени заполнения и последующего нагнетания среды в испытуемый трубопровод до заданных предельных значений испытательного давления. Выдерживают весь объем среды по времени до стабилизации давления и выравнивания температуры по длине трубопровода. В качестве среды используют воздух из атмосферы, который через входную магистраль 37 и центробежный компрессор 9 нагнетают в промежуточную магистраль 14, где в блоке 24 охладителей и влагоотделителей низкого давления воздух охлаждают и через клапан слива 25 удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Из промежуточной магистрали 14 через трехходовой клапан 26, при отключенном поршневом компрессоре 10, сжатый воздух низкого давления направляют в переходную магистраль 28 с открытым запорным проходным клапаном 40 и далее в трубопровод 1. При достижении в трубопроводе 1 величины давления, равной максимальному давлению воздуха на выходе центробежного компрессора 10 в промежуточной магистрали 14 подачу воздуха низкого давления в трубопровод 1 прекращают. Для чего закрывают проходной клапан 40 на переходной магистрали 28 и открывают проходной клапан 42 на байпасной магистрали 41. Далее через промежуточную 14, переходную 28 и байпасную 41 магистрали перепускают воздух с выхода 17 центробежного компрессора 9 на его вход 38. Повышают давление воздуха в промежуточной магистрали 14 до уровня давления запуска поршневого компрессора 10. Отключают подачу воздуха в байпасную магистраль 41 и поворотом трехходового клапана 26 направляют воздух в первую ступень поршневого компрессора 10. Из первой ступени поршневого компрессора воздух направляют в блок 29 охладителей и влагоотделителей воздуха высокого давления, где дополнительно из воздуха через клапан 30 слива удаляют сконденсированную при охлаждении влагу. Далее воздух направляют в последующую ступень поршневого компрессора 10, а затем возвращают воздух опять в блок 29 охладителей и влагоотделителей, где из воздуха опять удаляют сконденсированную при охлаждении влагу и повторяют эту операцию для всех ступеней поршневого компрессора 10. После достижения заданных величин давления и влажности, воздух из блока 29 охладителей и влагоотделителей через последний выход 35 и выходную магистраль 15 с запорным проходным клапаном 39 подают в трубопровод 1.

Изобретение направлено на улучшение характеристик установок для пневматических испытаний трубопроводов, находящихся в эксплуатации, а именно повышение производительности, снижение веса, улучшение экологических и эксплуатационных показателей, а также снижение затрат и сроков производства работ при пневмоиспытаниях трубопроводов. Установка, в основном, может быть собрана из готовых узлов и агрегатов.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
20.03.2019
№219.016.e533

Способ осушки полости подводного участка магистрального газопровода после гидравлических испытаний

Изобретение относится к транспорту газа по магистральному газопроводу и может быть использовано при строительстве подводных участков магистральных газопроводов после гидравлических испытаний для осушки. Способ отличается тем, что в процессе осушки измеряют параметры осушки и параметры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002343379
Дата охранного документа: 10.01.2009
19.04.2019
№219.017.30fb

Способ сжижения природного газа, откачиваемого из магистрального газопровода (варианты)

Способ сжижения природного газа, откачиваемого из магистрального газопровода, заключается в том, что мобильную установку для сжижения природного газа соединяют с действующим магистральным газопроводом или с отключенным для ремонта участком магистрального газопровода и мобильной компрессорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002412410
Дата охранного документа: 20.02.2011
19.04.2019
№219.017.330d

Внутритрубный дефектоскоп

Использование: для внутритрубной диагностики состояния стенок труб. Сущность заключается в том, что предлагаемое устройство состоит из герметичного цилиндрического полого стального корпуса, двух опорно-тянущих эластичных манжет, намагничивающего устройства, состоящего из постоянных магнитов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002439548
Дата охранного документа: 10.01.2012
10.07.2019
№219.017.b03d

Система для откачки газа из отключенного участка газопровода в действующий газопровод и способ откачки газа из отключенного участка газопровода в действующий газопровод

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту. Система для откачки газа содержит компрессорную установку, снабженную поршневым компрессором с блоком управления и приводом поршневого компрессора, соединенные в разных комбинациях с отключенным участком газопровода и действующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002400646
Дата охранного документа: 27.09.2010
Показаны записи 1-10 из 26.
20.05.2014
№216.012.c73f

Способ восстановления несущей способности трубопровода

Изобретение относится к области испытательной техники и, в частности, к технологии восстановления несущей способности трубопровода. Способ включает в себя лабораторные испытания на удар и растяжение-сжатие по схеме «стресс-теста» цилиндрических образцов с трещиноподобными дефектами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516766
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.de2e

Способ вывешивания на боевой позиции самоходного артиллерийского орудия (варианты)

Изобретение относится к области вооружения. Способ вывешивания на боевой позиции самоходного артиллерийского орудия с опорами выполнен в двух вариантах. По первому варианту способ включает подачу жидкости в рабочие полости гидроцилиндров опор и её отключение при достижении расчетного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522664
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.eba8

Способ подготовки к стрельбе самоходного артиллерийского орудия

Способ предназначен для подготовки к стрельбе самоходных артиллерийских орудий, имеющих систему управления вертикальной и горизонтальной наводкой. Способ включает определение углов крена, дифферента и углов наводки ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях, грубую горизонтальную и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526136
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.08.2014
№216.012.ef02

Способ подготовки жидкого топлива к сжиганию в камере сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ подготовки жидкого топлива к сжиганию в камере сгорания, преимущественно, поршневого двигателя, заключающийся в том, что создают воздуховодяную мелкодисперсную эмульсию путем распыления воды, на полученную эмульсию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527005
Дата охранного документа: 27.08.2014
27.03.2015
№216.013.353d

Твердотопливная газотурбинная установка

Изобретение относится к энергетике. Твердотопливная газотурбинная установка, содержащая компрессор, турбину, полезную нагрузку, расположенные на одном валу, твердотопливную камеру сгорания, выполненную в виде последовательно установленных газификатора, дожигателя и смесителя, и теплообменник....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545113
Дата охранного документа: 27.03.2015
20.09.2015
№216.013.7afa

Малоразмерный газотурбинный двигатель с регенерацией тепла

Малоразмерный газотурбинный двигатель с регенерацией тепла содержит компрессор с входным устройством, газовоздушный рекуперативный теплообменник, камеру сгорания, турбину привода компрессора и свободную турбину привода потребителя эффективной мощности, расположенные в едином корпусе с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563079
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7b07

Способ организации детонационно-дефлаграционного горения и детонационно-дефлаграционный пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Способ организации детонационно-дефлаграционного горения в воздушно-реактивном двигателе для высоких скоростей полета заключается в том, что набегающий высокоскоростной сверхзвуковой поток воздуха тормозят в криволинейном пространстве воздухозаборника, по мере продвижения, в зоне образования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563092
Дата охранного документа: 20.09.2015
27.03.2016
№216.014.c967

Способ осушки полости газопровода в условиях отрицательных температур

Изобретение может быть использовано при строительстве и капитальном ремонте магистральных газопроводов после испытаний для их осушки. Способ отличается тем, что с целью повышения эффективности осушки в условиях отрицательных температур осушаемой среды полость газопровода вакуумируют и в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578261
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.04.2016
№216.015.34c1

Стенд для испытания тепловых двигателей

Изобретение относится к области испытаний машин и двигателей, в частности к стендам для испытаний тепловых двигателей. Стенд для испытания тепловых двигателей содержит контур питания испытуемого двигателя штатным топливом, блок контроля параметров работы двигателя, контур подготовки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581503
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.05.2016
№216.015.42c8

Способ организации горения топлива и детонационно-дефлаграционный пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Изобретение относится к аэрокосмическим двигателям. Детонационно-дефлаграционный пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, систему непрерывной подачи топлива, решеточный пластинчатый гаситель детонационных волн, расположенный так, что в него...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585328
Дата охранного документа: 27.05.2016
+ добавить свой РИД