Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции буксовых поводков, связывающих колесные пары с рамами тележек.
Известен буксовый поводок, содержащий корпус, эластичные элементы, шарниры, при этом корпус поводка выполнен в виде внутреннего и наружного соосных полукорпусов, соединенных между собой одним или несколькими эластичными элементами, размещенными в кольцевом зазоре между полукорпусами (см. патент RU №2255871, кл. В61F 5/02, 29.12.2003).
Недостатком известного устройства является относительно низкая его надежность, так как его конструкция включает шарниры, работающие в условиях трения скольжения и требующие постоянного обслуживания. Кроме того, конструкция известного устройства не способна воспринимать поперечные нагрузки, возникающие в связи буксы с рамой тележки.
По технической сущности наиболее близким к предлагаемому является буксовый поводок тепловоза 2ТЭ116, содержащий корпус с двумя головками, в которые запрессованы амортизаторы, сформированные один на коротком, другой на длинном валике, по концам валики имеют клиновидную форму для установки в соответствующие пазы на корпусе буксы и раме тележки, причем на клиновидные концы валиков установлены торцовые амортизаторы в поджатом состоянии, состоящие из кольца, шайбы и привулканизированного к ним резинового элемента, а на конце каждого валика торцевой амортизатор зафиксирован при помощи полуколец, вставленных в канавку валика (см. «Тепловоз 2ТЭ116», изд. «Транспорт», Москва, 1985 г., стр.162-163, рис.88).
Однако конструкция известного буксового поводка сложна и нетехнологична из-за наличия значительного количества упругих элементов.
Техническим результатом является упрощение конструкции устройства и повышение его технологичности.
Достигается это тем, что буксовый поводок железнодорожного транспортного средства содержит корпус и два обрезиненных валика, установленных в головках корпуса и по концам имеющих клиновидную форму, причем один валик в средней части выполнен в виде соединенных по основаниям двух усеченных конусов с установленными на них резиновыми втулками, на которые по наружной поверхности установлены металлические втулки с соответствующими коническими отверстиями, по наружному диаметру запрессованные в цилиндрическое отверстие головки корпуса, а второй валик в средней части выполнен цилиндрическим с напрессованными на него металлическими коническими вкладышами с установленными на них резиновыми втулками, на которые по наружной поверхности установлены металлические кольца с соответствующими коническими отверстиями, по наружному диаметру запрессованные в цилиндрическое отверстие второй головки корпуса, при этом большие диаметры металлических конических вкладышей, резиновых втулок и металлических колец сторонами с большими диаметрами расположены в сторону ближайшего конца второго валика. Кроме того, резиновые втулки выполнены конической или цилиндрической формы.
Сущность технического решения заключается в том, что выполнение предложенного устройства вышеописанным способом позволяет значительно упростить его конструкцию и улучшить его технологичность.
Сравнение предложенного устройства с ближайшим аналогом позволяет утверждать о соответствии критерию «новизна», а отсутствие в аналогах отличительных признаков говорит о соответствии критерию «изобретательский уровень».
Предварительные испытания позволяют судить о возможности широкого промышленного использования.
На фиг.1 представлен общий вид конструкции предлагаемого буксового поводка, а на фиг.2 - общий вид установки буксовых поводков в тележке.
Буксовый поводок железнодорожного транспортного средства содержит корпус 1 и первый и второй обрезиненные валики 2 и 3, установленные в головках корпуса 1 и по концам имеющие клиновидную форму. Один валик 2 в средней части выполнен в виде соединенных по основаниям двух усеченных конусов с установленными на них резиновыми втулками 4-1, 4-2, на которые по наружной поверхности установлены металлические втулки 6-1, 6-2 с соответствующими коническими отверстиями, по наружному диаметру запрессованные в цилиндрическое отверстие головки корпуса 1. Второй валик 3 в средней части выполнен цилиндрическим с напрессованными на него металлическими коническими вкладышами 7-1, 7-2 с установленными на них резиновыми втулками 5-1, 5-2, на которые по наружной поверхности установлены металлические кольца 8-1, 8-2 с соответствующими коническими отверстиями, по наружному диаметру запрессованные в цилиндрическое отверстие второй головки корпуса 1. Большие диаметры металлических конических вкладышей 7-1, 7-2, резиновых втулок 5-1, 5-2 и металлических колец 8-1, 8-2 сторонами с большими диаметрами расположены в сторону ближайшего конца второго валика 3. Кроме того, резиновые втулки 4-1, 4-2 и 5-1, 5-2 могут быть выполнены конической или цилиндрической формы.
Однако в собранном виде они деформированы и принимают форму, зависящую от формы валика 2, втулок 6-1, 6-2, конических вкладышей 7-1, 7-2 и колец 8-1, 8-2.
Кроме того, устройство содержит дистанционные кольца 9-1÷9-4.
Валик 2 по концам, имеющим форму клиньев, устанавливается в клиновые пазы корпуса 11 буксы, а валик 3 своими концами, также имеющими форму клиньев, устанавливается в клиновые пазы рамы 10 тележки, обеспечивая таким образом связь колесной пары с рамой 10 тележки по всем трем направлениям через буксу.
При работе вертикальные перемещения корпуса 11 буксы вместе с колесной парой относительно рамы 10 тележки буксовые поводки обеспечивают практически беспрепятственно за счет угловой податливости обрезиненных валиков 2 и 3 относительно корпуса 1 поводка. Поперечные (рамные) силы, возникающие между буксами и рамой 10 тележки при ее движении, передаются через буксовые поводки.
Толщина резиновых втулок 4-1, 4-2 и 5-1, 5-2 их длина и углы конусов позволяют в широком диапазоне варьировать жесткостными параметрами буксовых поводков, от которых зависят ходовые качества тележки.
Дистанционные кольца 9-1÷9-4, напрессованные на цилиндрические поверхности валиков, обеспечивают необходимое положение буксы относительно рамы 10 тележки за счет широкого варьирования размерами А, Б и В.
Предлагаемая конструкция буксового поводка позволяет обойтись без торцевых амортизаторов, а также имеет ряд других преимуществ технологического характера. Например, не сложно в этой конструкции с необходимой точностью обеспечить выполнение размеров А, Б и В.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет существенно упростить конструкцию и повысить технологичность буксового поводка.