×
29.03.2019
219.016.ef1d

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002289707
Дата охранного документа
20.12.2006
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в состав устройства включены два электромагнитных клапана (ЭМК) дискретного действия (открыт-закрыт), первый ЭМК соединяет поршневую полость гидроусилителя с магистралью высокого давления, а второй ЭМК - с магистралью сливного давления, причем оба ЭМК подключены к блоку управления и подбираются таким образом, чтобы расход рабочего тела через ЭМК в положении "открыт" был в 3-4 раза больше, чем максимально возможный расход через жиклер питания. Положительный эффект от использования изобретения заключается в том, что обеспечивается повышение надежности работы гидроусилителя, что позволит повысить надежность работы ГТД и безопасность полета ЛА. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известно устройство для управления сервоприводом лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора, содержащее задатчик положения лопаток ВНА, подключенный к первому входу сумматора, второй вход которого подключен к выходу измерителя положения лопаток ВНА, выход сумматора подключен к сервоклапану, выход которого управляет сервоприводом лопаток ВНА [1].

Работа сервоклапана в режиме частотно-импульсной модуляции снижает его ресурс, а значит, ресурс и надежность устройства в целом.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является устройство для управления гидроусилителем, содержащее аналоговый электрогидропреобразователь (ЭГП) и жиклер питания, причем штоковая полость гидроусилителя соединена непосредственно с магистралью рабочего тела высокого давления, поршневая полость гидроусилителя соединена через сопло-заслонку ЭГП с магистралью сливного давления, а через жиклер питания - с магистралью высокого давления, ЭГП подключен к блоку управления (БУ) напрямую, а гидроусилитель - через датчик положения [2].

Такие устройства входят в состав гидромеханических агрегатов электронно-гидромеханических систем автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД), где в качестве рабочего тела используется авиационное топливо - керосин (например, в агрегат HP-65 САУ двигателя ТВ7-117С, входящего в силовую установку самолета Ил-114).

Недостатком этого устройства является недостаточно высокая надежность работы.

При эксплуатации САУ-65 неоднократно фиксировались случаи засорения сопла-заслонки ЭГП при работе с топливом с измененными физико-химическими свойствами (вследствие коксования топлива или попадания посторонних частиц). Это снижает эффективность управления гидроусилителя от ЭГП практически до нуля. При этом гидроусилитель не выполняет свою функцию привода исполнительного элемента САУ (например, дозирующей иглы) или элемента ГТД (например, ВНА компрессора). Это приводит к нарушению работоспособности САУ и ГТД и снижает безопасность летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение надежности работы гидроусилителя и, как следствие, надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно в состав устройства для управления гидроусилителем включены два электромагнитных клапана (ЭМК) дискретного действия (открыт-закрыт), первый ЭМК соединяет поршневую полость гидроусилителя с магистралью высокого давления, а второй ЭМК - с магистралью сливного давления, причем оба ЭМК подключены к БУ и подбираются таким образом, чтобы расход рабочего тела через ЭМК в положении "открыт" был в 3-4 раза больше, чем максимально возможный расход через жиклер питания.

На чертеже представлена структурная схема заявляемого устройства для управления гидроусилителем.

Устройство содержит аналоговый ЭГП 1, жиклер 2 питания, штоковая полость 3 гидроусилителя 4 соединена непосредственно с магистралью 5 рабочего тела высокого давления, поршневая полость 6 гидроусилителя 4 соединена через сопло-заслонку 7 ЭГП 1 с магистралью 8 сливного давления, а через жиклер 2 питания - с магистралью 5 высокого давления, два ЭМК 9 и 10, ЭМК 9 соединяет поршневую полость 6 гидроусилителя 4 с магистралью 5 высокого давления, а ЭМК 10 - с магистралью 8 сливного давления, ЭГП 1, ЭМК 9 и 10 подключены к БУ 11 напрямую, а гидроусилитель 4 - через датчик 12 положения.

Устройство работает следующим образом.

БУ 11 для поддержания заданного положения гидроусилителя формирует управляющее воздействие на ЭГП 1. Сопло-заслонка подключает к поршневой полости гидроусилителя 4 магистраль 5 рабочего тела высокого давления (Рвыс - заслонка закрывает сопло) или магистраль 8 сливного давления (Рсл - заслонка открывает сопло), обеспечивая тем самым перемещение гидроусилителя 4 в заданное БУ 11 положение. Обмотки ЭМК 9 и 10 обесточены, оба ЭМК находятся в состоянии "закрыто".

При засорении сопла-заслонки 7 ЭГП 1 управляемость гидроусилителем нарушается: он престает отслеживать заданное БУ 11 положение (определяется БУ 11 с помощью информации, получаемой с датчика 12). БУ 11 выдает на ЭГП 1 сигнал, обеспечивающий постоянное нахождение сопла-заслонки 7 в положении "закрыто", и одновременно начинает управление гидроусилителем 4 с помощью ЭМК 9 и 10, включающихся в работу в режиме широтно-импульсной модуляции (ШИМ-режим). При увеличении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 9, и уменьшении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 10, гидроусилитель перемещается в одну сторону. При уменьшении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 9, и увеличении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 10, гидроусилитель перемещается в другую сторону.

Т.к. ЭМК, работающий в ШИМ-режиме, устойчивее к загрязненному рабочему телу, чем аналоговый ЭГП, надежность устройства для управления гидроусилителем в целом повышается. Это позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Шевяков А.А. "Силовые установки ракетных двигателей и энергетических установок. Системы управления энергетических установок", М., Машиностроение, 1985 г., с.75.

2. Шевяков А.А. "Автоматика авиационных и ракетных силовых установок", М., "Машиностроение", 1970 г., с.119, с.137-138.

Устройстводляуправлениягидроусилителем,содержащееаналоговыйэлектрогидропреобразователь(ЭГП)ижиклерпитания,причемштоковаяполостьгидроусилителясоединенанепосредственносмагистральюрабочеготелавысокогодавления,поршневаяполостьгидроусилителясоединеначерезсопло-заслонкуЭГПсмагистральюсливногодавления,ачерезжиклерпитания-смагистральювысокогодавления,ЭГПподключенкблокууправления(БУ)напрямую,агидроусилитель-черездатчикположения,отличающеесятем,чтодополнительновсоставустройствавключеныдваэлектромагнитныхклапана(ЭМК)дискретногодействия(открыт-закрыт),первыйЭМКсоединяетпоршневуюполостьгидроусилителясмагистральювысокогодавления,авторойЭМК-смагистральюсливногодавления,причемобаЭМКподключеныкБУиподбираютсятакимобразом,чтобырасходрабочеготелачерезЭМКвположении"открыт"былв3-4разабольше,чеммаксимальновозможныйрасходчерезжиклерпитания.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 36.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.5498

Устройство для управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на золотнике распределения выполнена вторая рабочая кромка, соединяющая при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487259
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a2d

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в течение всего полета самолета до момента его касания ВПП блокируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488706
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64c8

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для регулирования мощности ВС измеряют давление и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491437
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.6522

Способ управления газотурбинным двигателем при его испытаниях на стенде

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в процессе сдаточных испытаний двигателя на стенде, подают в ЭР...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491527
Дата охранного документа: 27.08.2013
Показаны записи 1-10 из 50.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb4

Способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Технический результат заключается в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476971
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.34ea

Способ включения газотурбинной электростанции со свободной турбиной на автономную нагрузку

Использование в области газотурбинного двигателестроения, в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной. Положительный эффект изобретения - повышение надежности работы газотурбинной электростанции. Согласно способу команда на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479089
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3814

Способ управления параллельной работой двух газотурбинных электростанций

Использование: в автоматизированных системах управления (АСУ) газотурбинных (ГТЭС) электростанций собственных нужд (ЭСН) компрессорных станций магистральных трубопроводов и небольших предприятий. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности работы ГТЭС. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479909
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac0

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для повышения мощности воздушного стартера подогревают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480601
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД