×
29.03.2019
219.016.eef1

ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002264950
Дата охранного документа
27.11.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на несущих поверхностях летательных аппаратов различного назначения. Законцовка несущей поверхности летательного аппарата имеет стреловидную концевую аэродинамическую поверхность, нижняя плоскость которой образована плавным продолжением образующих нижней плоскости крыла. Носок корневой хорды концевой аэродинамической поверхности расположен на нижнем обводе концевого профиля крыла в точке пересечения с линией максимальных толщин. Передняя кромка концевой аэродинамической поверхности выполнена острой, а ее задняя кромка выполнена прямолинейной и расположена на одной линии с задней кромкой крыла, при этом верхняя плоскость концевой аэродинамической поверхности выполнена с плавным переходом в месте ее стыка с крылом. Концевая аэродинамическая поверхность имеет малое удлинение, а стреловидность составляет 60°-85°. Технический результат - повышение аэродинамического качества летательного аппарата на больших дозвуковых скоростях полета. 10 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на несущих поверхностях летательных аппаратов различного назначения.

Известна законцовка несущей поверхности летательного аппарата, которая характеризуется увеличением стреловидности крыла по передней кромке (см. Техническая информация ОНТИ ЦАГИ №7, Пассажирский самолет БАК "Супер VC-10", 1966 г.).

Такая форма законцовки приводит к незначительному увеличению аэродинамического качества при больших дозвуковых скоростях полета. При этом имеет место уменьшение несущих свойств концевых сечений крыла, ухудшение устойчивости и управляемости.

Известна также законцовка несущей поверхности летательного аппарата, имеющая стреловидную концевую аэродинамическую поверхность, нижняя плоскость которой образована плавным продолжением образующих нижней плоскости крыла (см. патент РФ №2063365, МПК В 64 С 3/10, 06.07.93 г.).

В известной законцовке несущей поверхности летательного аппарата торцевая кромка выполнена с уступом и с профилями, имеющими большую кривизну и угол закрученности, чем концевой профиль крыла до уступа.

Однако умеренная стреловидность уступа, близкая к стреловидности крыла, не способствует увеличению критического числа М (Мкр) на больших дозвуковых скоростях полета. То же самое можно сказать о профилях законцовки, относительная кривизна которых больше, чем на исходном крыле. При этом величина подсасывающей силы на передней кромке уступа из-за малого размаха законцовки не может оказаться существенной. Таким образом, известная законцовка несущей поверхности летательного аппарата не позволяет в полной мере реализовать возможности увеличения Мкр и повышения аэродинамического качества на больших дозвуковых скоростях полета.

Задачей настоящего изобретения является повышение аэродинамического качества на больших дозвуковых скоростях полета.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в законцовке несущей поверхности летательного аппарата, имеющей стреловидную концевую аэродинамическую поверхность, нижняя плоскость которой образована плавным продолжением образующих нижней плоскости крыла, носок корневой хорды концевой аэродинамической поверхности расположен на нижнем обводе концевого профиля крыла в точке пересечения с линией максимальных толщин, передняя кромка концевой аэродинамической поверхности выполнена острой, а ее задняя кромка выполнена прямолинейной и расположена на одной линии с задней кромкой крыла, при этом верхняя плоскость концевой аэродинамической поверхности выполнена с плавным переходом в месте ее стыка с крылом, концевая аэродинамическая поверхность имеет малое удлинение, а стреловидность составляет 60°-85°.

Изобретение поясняется чертежами и графиками.

На фиг.1 представлена законцовка несущей аэродинамической поверхности в плане.

На фиг.2 показан вид по стрелке А фиг.1.

На фиг.3 - сечение Б-Б фиг.1.

На фиг.4 - сечение В-В фиг.1.

На фиг.5 приведена эпюра распределения коэффициента давления по хорде профиля в сечении вблизи конца крыла.

На фиг.6 - эпюра распределения вертикальных скосов перед концевой аэродинамической поверхностью.

На фиг.7 - схема расположения конического вихря сверху концевой аэродинамической поверхности.

На фиг.8 - эпюра распределения вертикальных скосов, индуцированных коническим вихрем (фиг.7) с внутренней стороны от оси вихря.

На фиг.9 дана схема векторного взаимодействия законцовки с набегающим потоком.

На фиг.10 представлены в виде графиков зависимости аэродинамического качества К от коэффициента подъемной силы Су по результатам испытаний в аэродинамической трубе модели самолета с предложенной и исходной законцовками при числе Маха М=0,75.

Законцовка крыла 1 представляет собой концевую аэродинамическую поверхность 2 большой стреловидности χ=60°-85°, малого удлинения с острой передней кромкой 3. Носок 4 корневой хорды 5 концевой аэродинамической поверхности 2 расположен на нижнем обводе 6 концевого профиля 7 крыла в точке пересечения с линией максимальных толщин 8. Задняя кромка 9 концевой аэродинамической поверхности 2 расположена на одной линии с задней кромкой 10 крыла 1. Нижняя поверхность 11 законцовки образована плавным продолжением образующих нижней поверхности 12 крыла 1 с выходом на острую переднюю кромку 3 концевой аэродинамической поверхности 2.

Работа законцовки несущей поверхности летательного аппарата базируется на ее взаимодействии с полем вертикальных скосов вблизи конца крыла. Например, на крыле 1, находящемся под углом атаки α (угол между строительной плоскостью крыла СПК и вектором скорости набегающего потока V), из-за перепада давлений 13 и 14 возникает интенсивное перетекание потока 15 с нижней поверхности на верхнюю вокруг законцовки крыла с вертикальной составляющей скорости 16 (см. фиг.6). При этом, как видно на фиг.5, из эпюры распределения коэффициента давления Р по текущей относительной координате Х хорды профиля вблизи конца крыла наибольший перепад давления имеет место на переднем участке концевой хорды перед концевой аэродинамической поверхностью. В результате местный угол скоса потока ΔαМ в зависимости от геометрических параметров крыла 1 может в несколько раз превышать угол атаки α. При удалении от концевой хорды величина вертикальной составляющей скоса потока Vy уменьшается по гиперболическому закону и, как показывают результаты экспериментальных и теоретических исследований, область эффективных углов вертикального скоса распространяется до 0,3-0,35 концевой хорды ВК. Размах концевой аэродинамической поверхности 2 не выходит за указанные границы, что в значительной степени определяет ее эффективность.

Таким образом, концевая аэродинамическая поверхность, находясь в указанной области, имеет положительный местный угол атаки αМ по отношению к местной скорости VM (см. фиг.9).

В результате, на острой передней кромке 3 концевой аэродинамической поверхности 2, выполненной с большой стреловидностью и находящейся под местным углом атаки αM, происходит отрыв потока с образованием конического вихря 17, который создает разрежение на верхней поверхности концевой аэродинамической поверхности и, соответственно, подъемную силу Yкап, проекция которой на направление полета V∞ является тяговой составляющей Т.

Таким образом, в создании тяговой составляющей участвует вся верхняя поверхность, на которой реализуется разрежение от вихря 17. При этом скосы 18 с внутренней стороны от оси 19 вихря направлены противоположно скосам от вихря индуктивности, ослабляя последний. Кроме того, законцовка с острой кромкой дает наибольший эффективный размах и, следовательно, наименьшее индуктивное сопротивление. Отрыв потока на острой передней кромке при χ≥60° трансформируется в устойчивое вихревое течение с образованием конического вихря. Увеличение χ>85°, приводящее к дальнейшему уменьшению площади концевой аэродинамической поверхности, становится неэффективным.

В результате увеличения эффективной стреловидности несущей системы (крыло плюс концевая аэродинамическая поверхность) повышается критическое число Маха (Мкр) и, следовательно, аэродинамическая эффективность самолета (КхМ), где К - аэродинамическое качество, М - число Маха. В целом эта несущая система становится более устойчивой к концевому срыву, увеличивая критический угол атаки.

Продувки в аэродинамической трубе модели самолета с предложенной законцовкой показали увеличение аэродинамического качества по сравнению с аналогом при больших дозвуковых скоростях потока на величину ΔКмах=0,65, что составляет 4,4%, тогда как в прототипе эти показатели по сравнению с тем же известным техническим решением, соответственно, составляют ΔКмах=0,5 и 3,8%. На фиг.10 позицией 1 обозначена кривая, построенная по результатам испытаний предлагаемой законцовки, позицией 2 - законцовки-аналога.

Сравнение имеющихся результатов позволяет сделать вывод, что предлагаемая законцовка имеет не только аэродинамические преимущества по сравнению с прототипом. Относительно малая площадь концевой аэродинамической поверхности и более низкий по сравнению с другими типами законцовок коэффициент подъемной силы Суα приводят к минимизации изгибающего момента на основную конструкцию крыла.

Кроме того, конструктивно предлагаемое техническое решение является высокотехнологичным, так как законцовка при необходимости может легко монтироваться на существующих самолетах без усиления основных силовых элементов.

Законцовканесущейповерхностилетательногоаппарата,имеющаястреловиднуюконцевуюаэродинамическуюповерхность,нижняяплоскостькоторойобразованаплавнымпродолжениемобразующихнижнейплоскостикрыла,отличающаясятем,чтоносоккорневойхордыконцевойаэродинамическойповерхностирасположеннанижнемобводеконцевогопрофилякрылавточкепересеченияслиниеймаксимальныхтолщин,передняякромкаконцевойаэродинамическойповерхностивыполненаострой,аеезадняякромкавыполненапрямолинейнойирасположенанаоднойлиниисзаднейкромкойкрыла,приэтомверхняяплоскостьконцевойаэродинамическойповерхностивыполненасплавнымпереходомвместееестыкаскрылом,концеваяаэродинамическаяповерхностьимеетмалоеудлинение,астреловидностьсоставляет60-85°.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
10.02.2014
№216.012.9f3a

Тормозное устройство

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к тормозным устройствам стартовых пусковых установок. Тормозное устройство содержит корпус, внутри которого по скользящей посадке установлена дисковая фрикционная муфта и зажимной механизм. Зажимной механизм состоит из пружины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506470
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.01.2015
№216.013.1dac

Способ раскладывания консолей крыла летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу приведения в полетную конфигурацию летательного аппарата (ЛА), транспортируемого к точке сброса авиационным носителем. Способ раскладывания консолей крыла (1, 2) ЛА, сбрасываемого с авиационного носителя, заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539024
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.03.2015
№216.013.3129

Гидросистема летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к гидравлическим системам летательных аппаратов. Гидросистема ЛА содержит гидравлический насос, фильтр, гаситель гидроудара, гидроаккумулятор, обратный клапан, распределительный кран и соединительные трубопроводы. Распределительный кран...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544053
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.04.2015
№216.013.42fa

Дверь для самолета (варианты) и механизм навески двери

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции пассажирских дверей. Дверь содержит дверное полотно и механизм навески, содержащий два поворотных рычага, соединенные друг с другом жестким элементом, управляющую тягу с роликом, и водило, шарнирно соединенное первым концом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548644
Дата охранного документа: 20.04.2015
29.03.2019
№219.016.eeed

Законцовка крыла летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на летательных аппаратах различного назначения. Законцовка крыла летательного аппарата имеет концевую шайбу и снабжена стреловидной дополнительной аэродинамической поверхностью малого удлинения с острой передней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002264328
Дата охранного документа: 20.11.2005
29.03.2019
№219.016.efa7

Механизм управления аэродинамическими поверхностями самолета

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания механизмов управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками. Кинематические звенья механизма управления связаны посредством шарнирных узлов, в том числе узлом шарового шарнира, соединяющего подкос с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295475
Дата охранного документа: 20.03.2007
19.04.2019
№219.017.2c21

Запирающее устройство

Изобретение относится к устройствам для запирания дверей и может быть использовано для запирания дверей туалетных кабин, например, в авиационном, морском или железнодорожном транспорте и касается запирающего устройства, содержащего корпус с торцевой планкой, задней стенкой и крышкой, ригель с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289664
Дата охранного документа: 20.12.2006
19.04.2019
№219.017.2f57

Законцовка несущей поверхности летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Законцовка крыла летательного аппарата имеет стреловидную переднюю кромку по размаху, нижняя поверхность которой образована плавным продолжением образующей нижней поверхности крыла. Передняя кромка концевой части законцовки от точки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002378154
Дата охранного документа: 10.01.2010
19.04.2019
№219.017.31b0

Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к сборке конструкций и агрегатов самолета, и касается крепления стабилизатора к фюзеляжу самолета. Во время установки передней шторки стабилизатора в зазор между фюзеляжем и торцевой частью носка стабилизатора выставляют стабилизатор в 0°...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002470833
Дата охранного документа: 27.12.2012
Показаны записи 1-2 из 2.
29.03.2019
№219.016.eeed

Законцовка крыла летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на летательных аппаратах различного назначения. Законцовка крыла летательного аппарата имеет концевую шайбу и снабжена стреловидной дополнительной аэродинамической поверхностью малого удлинения с острой передней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002264328
Дата охранного документа: 20.11.2005
29.05.2019
№219.017.64b6

Стреловидное крыло дозвукового транспортного самолета

Изобретение относится к области авиационной техники. Крыло имеет профили с параметрами ϑ и ϑ•ϑ, где ϑ - средний угол наклона верхней поверхности на участке хорды от точки с максимальной ординатой средний угол наклона верхней поверхности на участке хорды от . Угол ϑ изменяется в пределах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02208540
Дата охранного документа: 20.07.2003
+ добавить свой РИД