×
21.03.2019
219.016.ec00

КОМПЛЕКС ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЗАБОРТНОГО СЕЙСМООБОРУДОВАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002317572
Дата охранного документа
20.02.2008
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области морской сейсморазведки и может быть использовано для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом. Сущность: комплекс выполнен в виде судна, имеющего корпус с днищем и трюмами, сейсмические лебедки и кабели ввода. С кабелями ввода соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос. Защитный кожух в виде полого цилиндра охватывает с зазором кабель ввода и сейсмографную косу. Сейсмооборудование дополнительно оснащено линиями сейсмических пневмоисточников, защитным кожухом для линии сейсмических пневмоисточников. В центральной части корпуса в днище в области трюма выполнена шахта по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии. Сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены в трюме с шахтой. При этом защитные кожухи, нижние края которых в рабочем положении расположены ниже нижней кромки плавающих льдов, снабжены направляющими для возможности перемещения в шахте. Технический результат: повышение эффективности использования, упрощение и компактность комплекса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам и комплексам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.

Известно устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой, кабель ввода, сейсмографную косу, концевое тело и защитную буксируемую линию, охватывающую кабель ввода и состоящую из профилированных обтекателей, размещенных с зазором на грузонесущем тросе между жестко закрепленными на нем опорными муфтами (см. авт. св. СССР №1744660 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом». МПК (5) G01V 1/38. Заявлено 30.05.90, опубликовано 30/06/92, бюл. №24. Заявители - НИИ морской геофизики ПО «Союзморгео» и Ленинградский кораблестроительный институт).

Известное устройство достаточно громоздко. Кроме того, не обеспечивает надежную защиту сейсмографной косы на акваториях с ледовым покровом, так как вход защитной буксируемой линии происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитной буксируемой линии с плавающим льдом, а следовательно, возможны ее повреждения.

Кроме того, не предусмотрена защита от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.

Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Анализ отобранной в процессе поиска информации позволил выявить наиболее близкое устройство для буксировки сейсмографной косы, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой и кабель ввода, с которым соединена сейсмографная коса, включающая концевое тело, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу (см. авт. св. СССР №1520459 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы». МПК (4) G01V 1/38. Заявлено 1988.03.31, опубликовано 1989.11.07. Заявители - ЛКИ, ВМНП геолого-геофизическое объединение по разведке нефти и газа «Союзморгео» - прототип).

Известное устройство не обеспечивает надежную защиту кабеля ввода, сейсмографной косы в ледовых условиях работы, так как вход защитного кожуха происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитного кожуха с плавающим льдом, а следовательно, возможны повреждения как кожуха, так и косы.

Устройство также достаточно громоздко.

Оно не предусматривает защиту от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.

Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Таким образом, известные устройства для буксировки сейсмооборудования, используемые для проведения морской сейсморазведки на акваториях с ледовым покровом, характеризуются невысокой эффективностью их эксплуатации.

Заявляемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования позволяет достичь нового технического результата - повышения эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, как сейсмографной косы, так и линии сейсмических пневмоисточников, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предлагаемого в качестве изобретения технического решения и способствует достижению нового технического результата.

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с днищем и трюмами, сейсмические лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу, отличающийся тем, что буксируемое забортное сейсмооборудование оснащено линиями сейсмических пневмоисточников, комплекс дополнительно снабжен защитным кожухом для линии сейсмических пневмоисточников, в центральной части корпуса в днище в области трюма выполнена шахта по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии, сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены в трюме с шахтой, при этом защитные кожухи снабжены направляющими для возможности перемещения в шахте, нижние края которых в рабочем положении расположены ниже нижней кромки плавающих льдов.

Достижению технического результата способствует и то, что шахта выполнена прямоугольной формы, верхняя часть которой снабжена средствами для фиксации защитных кожухов.

Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в области морской сейсморазведки и сущность предложенного изобретения показали, что предлагаемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования отвечает критерию патентоспособности «новизна».

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с днищем и трюмами, сейсмические лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу, позволяет обеспечить защиту от столкновения со льдом только сейсмографным косам во время их буксировки при сейсмической разведке.

Оснащение буксируемого забортного сейсмооборудования линиями сейсмических пневмоисточников и дополнительное снабжение комплекса защитным кожухом для линии сейсмических пневмоисточников обеспечивает надежную защиту последней от столкновения со льдом при постановке сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.

Выполнение в центральной части корпуса в днище в области трюма прямоугольной шахты по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии и установление сейсмических лебедок с сейсмооборудованием в трюме с шахтой позволяет разместить сейсмоооборудование в рабочем положении в этой шахте, при этом обеспечивается упрощение устройства, его компактность и надежная защита всего оборудования от обледенения, замерзания.

Снабжение защитных кожухов направляющими для возможности перемещения в шахте, расположение нижних краев которых в рабочем положении ниже нижней кромки плавающих льдов, обеспечивает надежную защиту как самих кожухов, так и кабелей ввода с сейсмооборудованием при постановке, полностью исключая столкновение последнего со льдом.

Кроме того, расположение защитных кожухов в шахте, выполненной в трюме судна, имеющего определенную осадку, позволяет выполнить их незначительных размеров, что также способствует компактности и простоте комплекса в целом.

Снабжение верхней части шахты средствами для фиксации защитных кожухов препятствует перемещению последних во время сейсморазведки, что также повышает надежность устройства. Это совместно с другими признаками способствует достижению технического результата.

Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

В ходе проведенного заявителем поиска информации в области морской сейсморазведки и судостроения обнаружены отдельные отличительные признаки заявленного изобретения среди известных объектов того же назначения (наличие шахты в корпусе судна, защитный кожух для сейсмографной косы). Однако форма выполнения и назначение иные, корме того, совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения, способствующая достижению нового технического результата, и ее влияние на последний не обнаружена из существующего уровня техники.

Именно совокупность существенных отличительных признаков позволяет получить новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, как сейсмографной косы, так и линии сейсмических пневмоисточников, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности как «изобретательский уровень».

Предлагаемое изобретение поясняется с помощью чертежей,

где

на фиг.1 изображен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, вид сбоку;

фиг.2 - то же, вид сверху;

фиг.3 - защитный кожух в рабочем положении.

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования (см. фиг.1, 2) содержит судно 1, имеющее корпус 2 с днищем 3, сейсмические лебедки 4, кабели 5 ввода, с которыми соединено сейсмооборудование 6, трюма 7.

В центральной части корпуса 2 в днище 3 в трюме 7 выполнена прямоугольная шахта 8 по ширине от правого борта 9 до левого борта 10, по высоте выше ватерлинии 11. Такая форма шахты проще в процессе изготовления и обслуживания.

В трюме 7 с шахтой 8 установлены двухбарабанные сейсмические лебедки 4 для сейсмооборудования 6.

Сейсмооборудование 6 представляет собой сейсмографные косы, линии сейсмических пневмоисточников (источников звуковых волн), а также необходимое периферийное оборудование (регуляторы глубины погружения, средства поддержания плавучести сейсмографных кос, устройства для поддержания расстояния между косами). Это стандартное сейсмооборудование, например сейсмические косы SEAL длиной по 6000 м каждая фирмы SERCEL (Франция), линии пневмоисточников BOLT фирмы Bolt Technology Corporation (США).

В положении "по-походному" сейсмообрудование 6 намотано на сейсмические лебедки 4.

Для защиты от соприкосновения со льдом кабелей ввода 5 и сейсмооборудования 6 (сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников) комплекс снабжен защитными кожухами 12 (см. фиг.3). Кожух выполнен в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель 5 ввода и сейсмооборудование 6. При этом кожух 12 выполнен таким диаметром, чтобы могло свободно пройти и периферийное оборудование вместе с сейсмооборудованием 6.

Кожух 12 снабжен направляющими 13 для возможности перемещения в шахте 8. Нижний край 14 кожуха 12 в рабочем положении расположен ниже нижней кромки плавающих льдов. Учитывая осадку судна, длина кожуха 12 незначительна.

Верхняя часть 15 шахты 8 снабжена средствами 16 для фиксации защитных кожухов 12, например прижимными скобами.

В положении "по-походному" кожухи 12 уложены и закреплены в трюме 7 с шахтой 8.

Для перемещения кожухов 12 из положения "по-походному" в рабочее положение на судне предусмотрены грузовые устройства (на черт. не показаны).

Предлагаемое изобретение работает следующим образом.

Перед постановкой сейсмооборудования 6 кожухи 12 с помощью грузовых устройств опускают в шахту 8 до уровня ниже нижней кромки плавающих льдов. Затем с помощью средств 16 каждый кожух 12 фиксируют в шахте 8.

Постановку сейсмографного оборудования 6 осуществляют его стравливанием с сейсмических лебедок 4 через кожухи 12. Во время стравливания к сейсмографным косам прикрепляют необходимое периферийное оборудование.

Сначала стравливают линии сейсмоисточников, затем сейсмографные косы. При этом сейсооборудование 6 попадает в море через кожухи 12, минуя столкновения со льдом. После стравливания сейсмооборудования 6 стравливают кабели ввода 5. Последние находятся в рабочем положении, располагаясь в защитных кожухах 12, избегая столкновений со льдом.

Затем осуществляют сейсмическую съемку в море с ледовым покровом, обеспечивая при этом высокую надежность всего сейсмооборудования.

Таким образом, в результате применения заявляемого устройства достигается новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, как сейсмографной косы, так и линии сейсмических пневмоисточников, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следовательно, предлагаемое изобретение соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

В Мурманском морском пароходстве разработано технико-экономическое обоснование переоборудования сухогрузного судна ледового плавания «Иван Папанин» под научно-исследовательское судно (НИС) для проведения сейсмической разведки. Предпроектное технико-экономическое обоснование подтвердило высокие технико-экономические показатели работы судна типа «Иван Папанин» в качестве НИС для сейсмической разведки нефти и газа на шельфе северных морей в ледовых условиях.

1.Комплексдлябуксировкизабортногосейсмооборудования,содержащийсудно,имеющеекорпуссднищемитрюмами,сейсмическиелебедкиикабеливвода,скоторымисоединеносейсмооборудование,выполненноеввидесейсмографныхкос,защитныйкожух,выполненныйввидепологоцилиндра,охватывающегосзазоромкабельвводаисейсмографнуюкосу,отличающийсятем,чтобуксируемоезабортноесейсмооборудованиеоснащенолиниямисейсмическихпневмоисточников,комплексдополнительноснабжензащитнымкожухомдлялиниисейсмическихпневмоисточников,вцентральнойчастикорпусавднищевобластитрюмавыполненашахтапоширинеотправогобортадолевогобортаиповысотевышеватерлинии,сейсмическиелебедкиссейсмооборудованиемустановленывтрюмесшахтой,приэтомзащитныекожухиснабженынаправляющимидлявозможностиперемещениявшахте,нижниекраякоторыхврабочемположениирасположеныниженижнейкромкиплавающихльдов.12.Комплекспоп.1,отличающийсятем,чтошахтавыполненапрямоугольнойформы,верхняячастькоторойснабженасредствамидляфиксациизащитныхкожухов.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
27.05.2013
№216.012.455a

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования

Изобретение относится к области морской сейсморазведки и может быть использовано для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования содержит судно, имеющее корпус 2 с днищем 3, верхней 4 и нижней 5 палубами, кормовой частью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483331
Дата охранного документа: 27.05.2013
15.03.2019
№219.016.e020

Судно ледового плавания

Изобретение относится к судостроению, а именно к судам ледового плавания. Судно содержит корпус, на котором ниже ватерлинии установлены антенны гидроакустических станций. При этом каждая антенна снабжена узлом ледовой защиты, выполненным в виде клина, расходящегося в сторону кормовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267439
Дата охранного документа: 10.01.2006
21.03.2019
№219.016.ec05

Быстроразъемное соединение

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в конструкциях, требующих частого и быстрого разъема. Быстроразъемное соединение содержит установленный в отверстиях соединяемых деталей цилиндрический стержень, имеющий конец с головкой и свободный конец, а также пружину-фиксатор....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373436
Дата охранного документа: 20.11.2009
29.04.2019
№219.017.435c

Комплекс для транспортирования айсберга

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов. Комплекс для транспортирования айсберга (1) содержит транспортирующие суда (2), соединенное с последними устройство для транспортирования айсберга, имеющее тяговый трос (3), выполненный в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002418710
Дата охранного документа: 20.05.2011
29.05.2019
№219.017.6795

Шланг-швартов для одноопорной швартовки судов и транспортирования по нему текучей среды

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в подводных системах для одноопорной швартовки и обслуживания судов. Шланг-швартов выполнен секционным вдоль продольной оси. Введено дополнительное устройство для защиты гибкого шланга-швартова от разрушительного воздействия льда....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002412079
Дата охранного документа: 20.02.2011
19.06.2019
№219.017.894c

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования

Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием. Для повышения эффективности эксплуатации комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащего судно, имеющее корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002427859
Дата охранного документа: 27.08.2011
13.07.2019
№219.017.b3d4

Комплекс для передачи жидкого груза, преимущественно нефти, на танкер

Изобретение относится к области загрузки танкера из подводного трубопровода в ледовых условиях. Комплекс содержит ледокол, танкер, пришвартованный носовой частью к корме ледокола, подводный трубопровод с манифольдом, гибкий шланг, подсоединенный к манифольду, спускоподъемный механизм,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002378149
Дата охранного документа: 10.01.2010
14.07.2019
№219.017.b4d8

Комплекс для транспортировки грузов в ледовых условиях (варианты)

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке. Комплекс для транспортировки грузов в ледовых условиях содержит ведущее судно, выполненное в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002462386
Дата охранного документа: 27.09.2012
14.07.2019
№219.017.b4e1

Судно-катамаран

Изобретение относится к области судостроения, а именно к переоборудованию однокорпусных судов в многокорпусные с целью их использования для транспортировки нестандартных, крупногабаритных, массивных грузов в акваториях с ледовым покровом. Судно-катамаран содержит два независимых водоизмещающих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464200
Дата охранного документа: 20.10.2012
Показаны записи 1-6 из 6.
27.05.2013
№216.012.455a

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования

Изобретение относится к области морской сейсморазведки и может быть использовано для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования содержит судно, имеющее корпус 2 с днищем 3, верхней 4 и нижней 5 палубами, кормовой частью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483331
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.01.2014
№216.012.9770

Устройство контроля перпендикулярности уплотнительной поверхности фланцев относительно осевой линии труб

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в процессе установки фланцев на трубы. Устройство контроля перпендикулярности уплотнительной поверхности фланцев содержит лазерный излучатель и мишень, установленные на отдельные монтажные основания. Излучатель установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504467
Дата охранного документа: 20.01.2014
13.01.2017
№217.015.8aa9

Кормовая часть ледокола

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации ледоколов при буксировке судов ледового плавания в акваториях с ледовым покровом, а именно судов с бульбовой носовой частью. Кормовая часть ледокола имеет подводную оконечность и надводную оконечность, кормовой подзор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604253
Дата охранного документа: 10.12.2016
29.12.2017
№217.015.f442

Мобильное устройство для ходьбы

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к средствам передвижения неходячих парализованных пациентов, инвалидов. Каркас 1, ножные 2 и ручные 5 элементы, седло 8, упор 9 для головы с подголовником, спинная часть 10, подмышечные упоры 13 устройства выполнены единой целой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637604
Дата охранного документа: 05.12.2017
14.07.2019
№219.017.b4d8

Комплекс для транспортировки грузов в ледовых условиях (варианты)

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке. Комплекс для транспортировки грузов в ледовых условиях содержит ведущее судно, выполненное в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002462386
Дата охранного документа: 27.09.2012
14.07.2019
№219.017.b4e1

Судно-катамаран

Изобретение относится к области судостроения, а именно к переоборудованию однокорпусных судов в многокорпусные с целью их использования для транспортировки нестандартных, крупногабаритных, массивных грузов в акваториях с ледовым покровом. Судно-катамаран содержит два независимых водоизмещающих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464200
Дата охранного документа: 20.10.2012
+ добавить свой РИД