×
20.03.2019
219.016.eaa3

УЗЕЛ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ЧАСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02150665
Дата охранного документа
10.06.2000
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для соединения разделяемых в полете частей летательного аппарата. Узел содержит корпус, закрепленный на одной части летательного аппарата, разрезное кольцо и корпус, закрепленный на другой части летательного аппарата. Узел снабжен подпружиненным поршнем с торцевыми выступами, на котором установлено разрезное кольцо, штоком, установленным внутри поршня с возможностью их взаимного перемещения и соединенным крепежными элементами с корпусом, закрепленным на другой части летательного аппарата, фиксатором штока и гильзой с отбортовкой и упором, установленной в корпусе, закрепленном на одной части летательного аппарата, и взаимодействующей с поршнем. На штоке выполнен буртик со сквозными окнами, через которые проходят торцевые выступы поршня. В корпусе, закрепленном на одной части летательного аппарата, выполнены профилированная кольцевая канавка, сопряженная по конической поверхности с разрезным кольцом, и сферический выступ, взаимодействующий с цилиндрическим гнездом, которое выполнено в корпусе, закрепленном на другой части летательного аппарата. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности за счет уменьшения количества деталей и максимальное увеличение несущей способности устройства в тех же габаритах. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемый узел относится к ракетно-космической технике и предназначен для соединения разделяемых в полете частей летательного аппарата.

Известен замок-толкатель, содержащий корпус, гильзу, в которой установлены шарики (патент РФ N 2093435, кл. B 64 G 1/64, приоритет 11.06.91).

К недостаткам этого устройства можно отнести сравнительно низкую несущую способность и необходимость в дополнительных мерах по предотвращению выпадания шариков в окружающее пространство.

Известно устройство для разделения отсеков летательного аппарата, в котором для передачи усилия используются фиксаторы, выполненные в виде пальцев, поворачивающихся на осях (авторское свидетельство СССР N 1834484, кл. F 42 B 15/36, приоритет 08.01.91).

Такое конструктивное решение значительно повышает несущую способность замка, но ведет к увеличению габаритов для организации осей поворота фиксаторов.

Наиболее близким к заявленному является узел разъединения отделяемого объекта от приборного отсека, содержащий корпус, закрепленный на одной части летательного аппарата, разрезное кольцо и корпус, закрепленный на другой части летательного аппарата (авторское свидетельство СССР N 1828230, кл. F 42 B 15/08, приоритет 01.10.90). После срабатывания пиропатрона пороховые газы смещают гильзу, освобождая упругое разрезное кольцо треугольного сечения. Затем смещается плата, освобождая другое разрезное кольцо, в результате чего происходит разделение частей летательного аппарата.

Недостатком данного устройства является неиспользование всей возможной несущей способности разрезного кольца большого диаметра, которое только передает осевую нагрузку на устройство отделения, имеющее меньший диаметр и, следовательно, заведомо меньшую несущую способность. Кроме того, такая двухступенчатая схема устройства имеет сложную конструкцию и большое количество деталей.

Техническим результатом, достигаемым с помощью предлагаемого изобретения, является упрощение конструкции, повышение надежности за счет уменьшения количества деталей и максимальное увеличение несущей способности устройства в тех же габаритах.

Этот результат достигается за счет того, что узел разъединения частей летательного аппарата, содержащий корпус, закрепленный на одной части летательного аппарата, разрезное кольцо и корпус, закрепленный на другой части летательного аппарата, в соответствии с предлагаемым изобретением снабжен подпружиненным поршнем с торцевыми выступами, на котором установлено разрезное кольцо, штоком, установленным внутри поршня с возможностью их взаимного перемещения и соединенным крепежными элементами с корпусом, закрепленным на другой части летательного аппарата, фиксатором штока и гильзой с отбортовкой и упором, установленной в корпусе, закрепленном на одной части летательного аппарата, и взаимодействующей с поршнем, при этом на штоке выполнен буртик со сквозными окнами, а торцевые выступы поршня выполнены с возможностью прохождения через упомянутые окна, причем в корпусе, закрепленном на одной части летательного аппарата, выполнены профилированная кольцевая канавка, сопряженная по конической поверхности с разрезным кольцом, и сферический выступ, взаимодействующий с цилиндрическим гнездом, которое выполнено в корпусе, закрепленном на другой части летательного аппарата.

Также фиксатор штока выполнен в виде гайки, жестко соединенной с корпусом, закрепленным на одной части летательного аппарата, и выполненной с зубьями, размещенными в пазах, которые выполнены в буртике штока.

На чертеже изображен общий вид узла разъединения частей летательного аппарата. Узел разъединения содержит корпус 1, закрепленный на одной части летательного аппарата, например, на отделяемом объекте 2. В корпусе 1 выполнены профилированная кольцевая канавка 3 и сферический выступ 4. Корпус 5 закреплен на другой части летательного аппарата, например, на носителе 6, и выполнен с цилиндрическим гнездом 7, взаимодействующим со сферическим выступом 4.

Разрезное кольцо 8 установлено на подпружиненном поршне 9 с торцевыми выступами 10 и взаимодействует по конической поверхности с кольцевой канавкой 3. Шток 11 установлен внутри поршня 9 с возможностью их взаимного перемещения и выполнен с буртиком 12, на котором имеются сквозные окна 13 и пазы 14.

Фиксатор штока, препятствующий провороту штока 11 при его соединении крепежными элементами 15 с корпусом 5, выполнен в виде гайки 16, жестко соединенной с корпусом 1, на которой имеются зубья 17, размещенные в пазах 14.

В корпусе 1 установлена гильза 18, с отбортовкой 19 и упором 20, предотвращающими выпадание гильзы при разъединении частей летательного аппарата.

Узел разъединения работает следующим образом.

До разделения узел разъединения обеспечивает передачу перерезывающих и осевых растягивающих усилий. Перерезывающих - за счет контакта корпуса 1 по сферической поверхности выступа 4 с цилиндрической поверхностью гнезда 7 в корпусе 5. Осевых - за счет передачи усилия от штока 11 на корпус 1 через разрезное кольцо 8, контактирующее с корпусом 1 по конической поверхности канавки 3. При этом сжатию кольца в радиальном направлении препятствует поршень 9, установленный внутри разрезного кольца 8. Осевые сжимающие нагрузки воспринимаются упорами между разделяемыми частями летательного аппарата (на чертеже не показаны).

Высокая несущая способность узла разъединения к осевым нагрузкам обеспечивается разрезным кольцом 8, имеющим максимально возможный диаметр, ограничиваемый диаметром соединения (диаметром сферической поверхности выступа 4 корпуса 1).

При приложении к гильзе 18 усилия по стрелке А, развиваемого приводом любого типа (на чертеже не показан) или за счет относительного движения частей летательного аппарата (например, при применении данного узла для окончательного отделения створок головного обтекателя от ракеты-носителя для нажатия на гильзу узла разъединения может использоваться поворотное движение створки, ранее сообщенное ей толкателями, набегающим потоком или другими силами), гильза 18 смещается, воздействуя на торцевые выступы 10, пропущенные через окна 13, и перемещает поршень 9, удерживаемый в исходном положении пружиной. Поршень 9 освобождает разрезное кольцо 8, которое сжимается под действием радиальных составляющих реакций от растягивающей узел нагрузки, возникающих по конической поверхности контакта кольца 8 и канавки 3, и позволяет штоку 11 выйти из зацепления с корпусом 1. Сферический выступ 4 обеспечивает надежное (без опасности заедания вследствие перекоса) разделение корпусов 1 и 5. После разделения гильза 18 остается в корпусе 1, а шток 11 со свободно надетым на него разрезным кольцом 8 и поршнем 9 остаются в корпусе 5.

В случае отсутствия растягивающей узел нагрузки, достаточной для сжатия упругого разрезного кольца 8, разделение может производиться за счет сил, приводящих в движение гильзу 18, так как при ее дальнейшем движении (после выталкивания ею поршня 9 из-под кольца 8 и полного утапливания выступов 10) отбортовка 19 гильзы 18 упирается в буртик 12 штока 11 и выталкивает его вместе с кольцом 8 из корпуса 1 (при этом разделяющимся частям сообщается некоторый импульс).

1.Узелразъединениячастейлетательногоаппарата,содержащийкорпус,закрепленныйнаоднойчастилетательногоаппарата,разрезноекольцоикорпус,закрепленныйнадругойчастилетательногоаппарата,отличающийсятем,чтоузелснабженподпружиненнымпоршнемсторцевымивыступами,накоторомустановленоразрезноекольцо,штоком,установленнымвнутрипоршнясвозможностьюихвзаимногоперемещенияисоединеннымкрепежнымиэлементамискорпусом,закрепленнымнадругойчастилетательногоаппарата,фиксаторомштокаигильзойсотбортовкойиупором,установленнойвкорпусе,закрепленномнаоднойчастилетательногоаппарата,ивзаимодействующейспоршнем,приэтомнаштокевыполненбуртиксосквознымиокнами,аторцевыевыступыпоршнявыполненысвозможностьюпрохождениячерезупомянутыеокна,причемвкорпусе,закрепленномнаоднойчастилетательногоаппарата,выполненыпрофилированнаякольцеваяканавка,сопряженнаяпоконическойповерхностисразрезнымкольцом,исферическийвыступ,взаимодействующийсцилиндрическимгнездом,котороевыполненовкорпусе,закрепленномнадругойчастилетательногоаппарата.12.Узелпоп.1,отличающийсятем,чтофиксаторштокавыполненввидегайки,жесткосоединеннойскорпусом,закрепленнымнаоднойчастилетательногоаппарата,ивыполненнойсзубьями,размещеннымивпазах,которыевыполненывбуртикештока.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 14.
01.03.2019
№219.016.d108

Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к измерительной технике. Устройство содержит индикатор, втулку, соединенную с крепежным элементом, в отверстии которого размещена игла, контактирующая с дном отверстия. Игла имеет буртик, снабженный опорной поверхностью, расположенной внутри выступающей за верхний торец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02160436
Дата охранного документа: 10.12.2000
01.03.2019
№219.016.d188

Пирозамок

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для соединения и последующего разъединения ступеней или для сброса головного обтекания ракеты. Пирозамок содержит подпружиненный болт с проточкой, выступами и гайкой, скрепляемые им элементы, корпус с дном, в котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02150413
Дата охранного документа: 10.06.2000
01.03.2019
№219.016.d189

Устройство разделения агрегатов

Изобретение относится к области космической техники. Устройство содержит отделяемую опору, пиропривод с корпусом и поршнем, взаимодействующий с замковым устройством, выполненным в виде цанги, контактирующей с опорой, и штока с фиксатором начального положения. Устройство имеет основание и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02150664
Дата охранного документа: 10.06.2000
20.03.2019
№219.016.ea17

Устройство для соединения и разъема трубопроводов

Устройство для соединения и разъема трубопроводов относится к области машиностроения, в частности к разъемным соединениям трубопроводов, применяемых, например, в топливных системах летательных аппаратов. Устройство содержит запорный клапан с седлом, взаимодействующий со стопором, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02162983
Дата охранного документа: 10.02.2001
29.03.2019
№219.016.f075

Устройство бокового удержания ракеты на пусковой установке

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к наземным стартовым сооружениям ракет-носителей. Предложенное устройство содержит закрепленную на ракете шарнирную опору, взаимодействующую со штоком наземного сооружения. При этом оно снабжено шарнирным рычагом, установленным на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02226170
Дата охранного документа: 27.03.2004
29.03.2019
№219.016.f8aa

Многоштуцерный разъемный агрегат

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки пневмогидромагистралей летательного аппарата и наземного комплекса. Многоштуцерный разъемный агрегат содержит бортовую и отрывную платы, соединенные замком с приводным и фиксирующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02190798
Дата охранного документа: 10.10.2002
10.04.2019
№219.017.0a67

Предохранительное устройство

Устройство может быть использовано для защиты внутренней полости заправочной горловины летательного аппарата от воздействия внешних факторов. Предохранительное устройство содержит корпус с отверстием, крышку, рычаг, шарнирно закрепленный на проушине корпуса, защелку, прижимной и фиксирующий с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02169872
Дата охранного документа: 27.06.2001
10.04.2019
№219.017.0abc

Устройство для стыковки и расстыковки питающих магистралей

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки питающих магистралей летательного аппарата. Устройство содержит первый корпус, уплотнения питающих магистралей, второй корпус, кожух с плитой. Второй корпус взаимодействует с первым при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02180641
Дата охранного документа: 20.03.2002
10.04.2019
№219.017.0b0b

Узел монтажа крышки люка системы термостатирования летательного аппарата

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска. Согласно изобретению узел содержит крышку с пружинным приводом, петли ее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02158215
Дата охранного документа: 27.10.2000
29.04.2019
№219.017.4701

Система разделения

Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для крепления космического аппарата (КА) на ракете и отделения от нее после выведения. Предложенная система содержит ленточные соединительные узлы, каждый из которых снабжен релаксатором, стяжным болтом, соединительной и двумя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02161111
Дата охранного документа: 27.12.2000
+ добавить свой РИД