×
20.03.2019
219.016.e3fb

Результат интеллектуальной деятельности: РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЁРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Ракетный двигатель твердого топлива содержит прочно скрепленный с корпусом и раскрепленный по торцам с помощью манжет канальный заряд. Манжеты выполнены с утолщением в горловине. При выходе на горловину размер утолщения манжеты вдоль образующей горловины составляет 1,5-2,5 толщины манжеты. Угол, образованный поверхностью утолщения, обращенной к топливу, и осью канала заряда составляет 45-90°. Изобретение позволит обеспечить в двигателе максимальный объём для заполнения топливом и исключить появление дефектов при заполнении. 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности, к двигателям, содержащим заряды смесевого твердого топлива, и может быть использовано в ракетах (реактивных снарядах) с твердотопливными двигателями.

Объект изобретения представляет собой ракетный двигатель с зарядом твердого топлива, прочно скрепленным корпусом двигателя и раскрепленным по торцам с днищами двигателя, содержащий внутреннюю камеру горения, образованную центральным каналом и компенсатором поверхности, например, щелевыми вырезами.

Скрепление топлива с корпусом обеспечивается, как правило, только по боковой поверхности.

Торцы заряда защищены (флегматизированы) от несанкционированного горения с помощью манжет. Манжеты выполняются из пластины эластичного материала и скреплены с корпусом по части боковой поверхности и откреплены от днищ посредством размещения между манжетой и теплозащитным покрытием специальной разделительной прокладки.

К конструкциям ракетных двигателей с манжетами предъявляются ряд известных требований, выполнение которых в совокупности обеспечивают его работоспособность:

1. Поверхности манжет, обращенные к топливу, не должны содержать зон, так называемых “карманов”, где мог бы скапливаться (капсулироваться) воздух при заполнении корпуса топливом.

2. Манжеты должны сохранять форму, т.е. обладать достаточной устойчивостью для исключения деформирования манжет (морщинистость, провисание и т.п.) усилиями, возникающими при подготовке корпуса для заполнения, а также при течении топливной массы в корпусе при деформировании заряда.

3. Обеспечивать защиту горловины двигателя от попадания на ее металлические поверхности топливной массы (технологического облоя). Наличие облоя чревато снижением безопасности работ при обращении с двигателем (например, при сборке).

4. Обеспечивать защиту заманжетного пространства (зазора между днищем и манжетой) от попадания в него топливной массы. Наличие топливной массы в заманжетном пространстве может изменить расчетный характер работы двигателя при огневых испытаниях.

Конструкций двигателя, которые удовлетворяли бы в полной мере всем перечисленным требованиям, нет.

Из известных наиболее близкой предлагаемому изобретению по ограничительным признакам является конструкция, представленная патентом США №1082, 1992.08.04, кл. F 02 K 009-18, принимаемая авторами за прототип.

Сущность ракетного двигателя твердого топлива, принятого за прототип (см. фиг.1), состоит в том, что он содержит канальный заряд твердого топлива 1, прочно скрепленный с корпусом двигателя 2 и раскрепленный с днищами двигателя по торцам с помощью разделительной (антиадгезионной) прокладки 4 и манжеты, имеющей горловину А с участком Б, где поверхность, обращенная к топливу, составляет с осью двигателя угол В>90°, при этом у заряда защищены (флегматизированы) и поверхность торца и поверхность части канала на длине Б, т.е. двигатель, принятый за прототип, содержит заряд, топливо которого размещено, в том числе, и в углублении манжеты.

Конструкция двигателя - прототип, действительно решает ряд проблем, в том числе, следующие:

1. 3а счет формы манжете придается устойчивость при воздействии усилий, возникающих при течении массы в корпусе в процессе формования заряда, что исключает деформирование ее (морщинистость, провисание и т.п.).

2. Обеспечивается защита посадочных участков горловины двигателя и входа в заманжетное пространство от попадания на них топливной массы за счет насадки манжеты на технологическую втулку с небольшим натягом.

К недостаткам данной конструкции-прототипа следует отнести следующее:

1. Манжета 3 (см. фиг.1), имеющая участок, у которого угол В между поверхностью, обращенной к топливу, и осью двигателя составляет более 90° (т.е. выполненная с углублением), предопределяет появление в двигателе зоны с возможным дефектом.

В этой зоне (участок Б) возможна капсуляция воздуха в топливе, т.е. его “захлопывание” при заполнении двигателя топливом, что исключает монолитность (однородность) топлива, т.е. делает его пористым. Это приводит, как правило, к появлению нерасчетных баллистических характеристик при проведении огневых работ.

2. Изготовление манжет представляется сложным.

Общими признаками прототипа и предлагаемого решения является наличие в двигателе конструктивного элемента, так называемой манжеты, флегматизирующей торцы заряда твердого топлива и одновременно выполняющей ряд других функций, в том числе, обеспечивающей качество заряда.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение недостатков изобретения-прототипа, а именно, создание конструкции двигателя с манжетой, имеющей конфигурацию, которая обеспечивает качественное изготовление двигателей, и размеры, отвечающие требованиям по минимизации конструктивных элементов, размещаемых внутри двигателя и относящихся к пассивному весу.

В отличие от прототипа в предлагаемом изобретении авторами предлагается использовать манжету, конфигурация которой выполнена таким образом, что в ней отсутствует зона, где мог бы “захлопываться” воздух, а требования к сохранению формы ее и к исключению прохода топливной массы в заманжетное пространство обеспечиваются за счет выбора оптимальных размеров утолщения манжеты в ее горловине.

Технический результат предлагаемого изобретения достигается тем, что ракетный двигатель твердого топлива, содержащий канальный заряд, прочно скрепленный с корпусом и раскрепленный по торцам с днищем с помощью манжет, имеющих горловину, выполнен так, что манжете придана конфигурация, обеспечивающая устойчивость (сохранение формы) за счет утолщения Г в горловине, равной (1,5-2,5)·Дм, где Дм - толщина манжеты, см. фиг.2, 3, 4, а внутренняя поверхность утолщенной части манжеты (обращенной к топливу) расположена под углом К=45-90°.

На фиг.2, 3, 4 представлен предлагаемый ракетный двигатель 1, содержащий сопло 3, воспламенитель 4, заряд 2, манжету 5 и разделительную прокладку 6.

Новое конструктивное решение позволяет:

1. Обеспечить устойчивость ее формы при действии сил, возникающих при формовании заряда за счет принятого утолщения манжеты в горловине, равного (1,5-2,5)·Дм.

2. Исключить проход топливной массы в заманжетное пространство и на посадочные участки горловины двигателя при формовании заряда за счет оптимальной толщины утолщения манжеты в горловине, контактирующей с небольшим натягом с технологической втулкой 7 (см. фиг.3).

3. Исключить возможность образования дефектов в топливе (в заряде) в виде воздушных раковин за счет расположения внутренней поверхности утолщения манжеты (прилегающей к топливу) под углом 45-90°.

Эффект от предлагаемого изобретения определяется следующим:

Заполнение корпуса двигателя топливной массой ведется в вертикальном положении через отверстие в технологической втулке, на которую с небольшим натягом заведена утолщенная горловина манжеты.

Масса топлива, попадая в корпус, начинает растекаться в начале по внутренней поверхности манжеты и далее заполняет весь корпус.

Многочисленные экспериментальные исследования показали:

- при расположении внутренней поверхности манжеты под углом В>90° (см. фиг.1), т.е. при наличии углубления, топливная масса, затекая в углубление, “накрывает” находящийся там воздух и “захлопывает” его, образуя дефектный участок (с воздушной раковиной);

- при расположении внутренней поверхности манжеты под углом оси двигателя К<45° (см. фиг.3) возникает составляющая силы при поддавливании топливной массы в конце заполнения (требуется по технологическому регламенту), которая действует на манжету радиально в направлении от оси заряда и увеличивает зазор между горловиной манжеты и технологической втулкой, что приводит к проникновению топливной массы в заманжетное пространство и, соответственно, к браку;

- при толщине манжеты в горловине менее 1,5·Дм нарушается сохранность формы манжеты;

- при толщине манжеты более 2,5·Дм увеличивается усилие снятия манжеты с технологической втулки при распрессовке, что приводит к отслоению манжеты от топлива.

Таким образом, экспериментальные исследования показали, что предлагаемая авторами конструкция минимизирована по размерам и тем самым обеспечивается максимальный объем в двигателе для заполнения его топливом, и в, то же время, исключается возможность появления дефектов при заполнении.

Предлагаемая конструкция двигателя нашла применение при разработке РДТТ класса “воздух-поверхность” и прошла экспериментальную проверку.

При этом каких-либо замечаний к конструкции и необходимости в доработке не было.

Ракетныйдвигательтвердоготоплива,содержащийканальныйзаряд,прочноскрепленныйскорпусомираскрепленныйпоторцамспомощьюманжет,имеющихгорловину,отличающийсятем,чтовгорловинеманжетавыполненасутолщением,приэтомразмерутолщенияманжетыпривыходенагорловинувдольее(горловины)образующейсоставляет1,5-2,5толщиныманжеты,аугол,образованныйповерхностьюутолщения,обращеннойктопливу,иосьюканалазарядасоставляет45-90°.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 153.
27.05.2013
№216.012.44ed

Заряд твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива для газогенераторов и ракетных двигателей твердого топлива. Заряд твердого ракетного топлива содержит канальную шашку твердого ракетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483222
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.02.2019
№219.016.bc92

Способ определения параметров формования монолитного изделия из высоконаполненной полимерной композиции

Использование: для изготовления изделия из высоконаполненной полимерной композиции. Сущность: способ предусматривает приготовление модельного состава, заполнение геометрически подобной с изделием прозрачной модельной пресс-формы модельным составом и определение параметров формования натурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260180
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bce3

Способ изготовления изделия из взрывчатого состава

Изобретение относится к технологии взрывчатых веществ, в том числе смесевых твердых ракетных топлив. Предложен способ изготовления изделия из взрывчатого состава, включающий дозирование жидковязких и порошкообразных компонентов, перемешивание их в вертикальном смесителе с планетарными мешалками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288204
Дата охранного документа: 27.11.2006
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd07

Форма литьевая

Изобретение относится к технологии изготовления ракетных зарядов твердого топлива и предназначено для нанесения бронепокрытия на боковую поверхность зарядов. Форма литьевая содержит матрицу, крышку и толкатель, при этом она снабжена двумя полувтулками с конической наружной поверхностью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248275
Дата охранного документа: 20.03.2005
20.02.2019
№219.016.bd3b

Способ ультразвукового контроля

Использование: для контроля крупногабаритных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что при ультразвуковом контроле изделий с каналами малого диаметра осуществляют ввод ультразвуковых колебаний в изделие, прозвучивание свода изделия и прием ультразвуковых колебаний приемным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295124
Дата охранного документа: 10.03.2007
20.02.2019
№219.016.bd42

Бисерный двухроторный измельчитель

Изобретение относится к устройствам для измельчения твердых минеральных и органических материалов в жидкой среде. Предложен бисерный двухроторный измельчитель, включающий размольную камеру с рубашкой охлаждения, внутри которой консольно установлены два ротора с размещенными на их валах парными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299874
Дата охранного документа: 27.05.2007
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdc0

Способ определения дымообразования рдтт

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива. Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233991
Дата охранного документа: 10.08.2004
Показаны записи 1-10 из 79.
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdd0

Пиропатрон для катапультного кресла пилотируемого летательного аппарата

Пиропатрон системы аварийного спасения экипажей летательных аппаратов включает гильзу, капсюль-воспламенитель, петарду, твердотопливные шашки, пыж, колосник и прокладочные элементы. Твердотопливные шашки выполнены канальными и бронированными по наружной поверхности. Петарда выполнена из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230211
Дата охранного документа: 10.06.2004
20.02.2019
№219.016.bdd8

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус и прочноскрепленный с ним топливный блок с каналом круглой формы и щелевой частью. Канал выполнен с соотношением диаметров в щелевой и круглой части 1,10...1,13. Вершины щелей расположены на конической поверхности с полууглом раскрытия 5...8,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02221158
Дата охранного документа: 10.01.2004
20.02.2019
№219.016.bdf9

Наполнитель для повышения огнеэррозионной стойкости литьевых бронесоставов на основе ненасыщенных полиэфирных смол и способ его получения

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике и касается разработки наполнителя с целью повышения огнеэррозионной стойкости, механической и адгезионной прочности бронесоставов различных типов. Данный наполнитель получают методом соединения органического наполнителя -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225424
Дата охранного документа: 10.03.2004
20.02.2019
№219.016.be03

Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к области изготовления зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного топлива (СРТТ). Согласно изобретению способ изготовления заряда СРТТ включает в себя дозирование компонентов СРТТ в смеситель предварительного смешивания смесительной машины, перемешивание доз...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219150
Дата охранного документа: 20.12.2003
20.02.2019
№219.016.be11

Устройство для бронирования твердотопливных зарядов

Устройство относится к изготовлению зарядов из твердых ракетных топлив, а именно к устройствам бронирования зарядов литьем под давлением. Содержит пресс-форму с выталкивателем и профилирующий элемент, установленный в полости пресс-формы перед выталкивателем. Поверхность профилирующего элемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216444
Дата охранного документа: 20.11.2003
20.02.2019
№219.016.be18

Твердотопливный заряд для ракетного двигателя

Твердотопливный вкладной заряд для вращающегося ракетного двигателя выполнен с утопленными внутрь камеры сгорания сопловыми бобышками. В сопловой части заряда со стороны его наружной поверхности выполнены пазы. Профиль пазов эквидистантно сопряжен в продольном и поперечном сечениях с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02211350
Дата охранного документа: 27.08.2003
20.02.2019
№219.016.be22

Вкладной заряд медленногорящего твердого топлива

Изобретение относится к области создания бронированных зарядов твердого топлива. Согласно изобретению вкладной заряд медленногорящего твердого топлива на основе аммиачной селитры и ацетилцеллюлозного связующего бронируют двухслойным покрытием по боковой поверхности и покрытием по торцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215722
Дата охранного документа: 10.11.2003
+ добавить свой РИД