×
11.03.2019
219.016.dc36

Результат интеллектуальной деятельности: ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002450166
Дата охранного документа
10.05.2012
Аннотация: Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий ракетно-космической техники. Техническим результатом изобретения является повышение технологичности и вибропрочности осевого вентилятора. Указанный технический результат достигается в осевом вентиляторе, содержащем корпус с внутренней цилиндрической поверхностью и профилированной расточкой на ней, установленной в нем втулку с, не менее чем, тремя радиальными выступами, имеющими наружную сферическую поверхность, контактирующую с поверхностью профилированной расточки корпуса, размещенном внутри втулки электродвигателем с установленным на его валу рабочим колесом, а также штифты, соединяющие корпус с каждым радиальным выступом, отличается тем, что корпус выполнен состоящим из двух соединенных посредством центрирующего соединения частей, на торце первой части выполнен посадочный бурт, входящий в центрирующую расточку на торце второй части корпуса, а профилированная расточка выполнена в виде обращенных друг к другу конических поверхностей на первой и второй частях корпуса, касательных к сферической поверхности, а каждый штифт пересекает центрирующую расточку второй части корпуса, посадочный бурт первой части корпуса и радиальный выступ втулки, при этом наружная поверхность посадочного бурта выполнена строго соосной конической поверхности первой части корпуса, а внутренняя поверхность центрирующей расточки выполнена строго соосной конической поверхности второй части корпуса. 1 ил.

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий ракетно-космической техники.

Известен осевой вентилятор, содержащий корпус в виде цилиндрический оболочки и размещенной в ней втулки с радиальными выступами, внутри которой посредством винтов, ввернутых в аксиальные резьбовые отверстия втулки, установлен электродвигатель с наружной цилиндрической поверхностью, снабженной элементом крепления в виде фланца и контактирующей с внутренней поверхностью втулки, а также рабочее колесо, установленное на валу электродвигателя [1]. Недостатками этого осевого вентилятора являются низкий к.п.д., что обусловлено значительным зазором между лопатками и корпусом, вызванным необходимостью компенсации допусков на размеры и отклонения форм и поверхностей деталей, т.к. в вентиляторе отсутствует возможность регулировки зазора между лопатками и корпусом.

Этого недостатка лишен осевой вентилятор, содержащий корпус с внутренней цилиндрической поверхностью и профилированной расточкой на ней, установленную в нем втулку с не менее чем тремя радиальными выступами, имеющими наружную сферическую поверхность, контактирующую с поверхностью профилированной расточки корпуса, размещенный внутри втулки электродвигатель с установленным на его валу рабочим колесом, а также штифты и винты, соединяющие корпус с радиальными выступами [2], выбранный в качестве прототипа. Профилированная расточка выполнена в виде сферы того же диаметра, что и наружная сферическая поверхность выступов.

Недостатком этого осевого вентилятора является низкая технологичность, вызванная сложностью точного изготовления и контроля профилированной расточки на внутренней поверхности корпуса, а также наличием винтов, служащих для технологической фиксации втулки с выступами к корпусу при засверловке отверстий под штифты и установке штифтов. Другим недостатком прототипа является низкая вибропрочность, так как изготовление сферических поверхностей расточки и выступов практически недостижимо из-за наличия допусков на их изготовление. Поэтому в соединении этих поверхностей всегда будет зазор, и контакт этих поверхностей будет не поверхностным, а в лучшем случае линейным, и даже в случае линейного контакта он будет препятствовать взаимному движению деталей в одном направлении, но не будет препятствовать в противоположном, вследствие наличия описанных зазоров. Таким образом, практически все силовые усилия воздействия со стороны втулки с электродвигателем на корпус, например, при виброперегрузках, будут передаваться не по сферической поверхности, а через штифты, проходящие через корпус и выступы. Незначительное число штифтов (обычно 3, для обеспечения надежной фиксации втулки и минимально возможного стеснения аэродинамического тракта) приводит к значительным силовым воздействиям, сконцентрированным в незначительном объеме материала. При достаточно большом ресурсе вентилятора, особенно в случае его неоднократного повторного применения в составе космического корабля, испытывающего значительные ударные и виброперегрузки на этапе выведения на орбиту, возможно сминание поверхностей отверстий под штифт в корпусе и выступах втулки, изготовленных, как правило, из алюминиевых сплавов, существенно уступающих по прочностным характеристикам материалу стального штифта. Следствием этого является постепенное ослабление штифтовых соединений, возможность незначительных перемещений втулки относительно корпуса и возможность касания лопатками рабочего колеса внутренней поверхности корпуса. Это, в худшем случае, может привести к полному отказу вентилятора, а в лучшем - повышению его шума за счет появления шума от трения лопаток по корпусу, что также неприемлемо на борту космического корабля.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение технологичности и вибропрочности осевого вентилятора.

Технический результат достигается тем, что в известном осевом вентиляторе, содержащем корпус с внутренней цилиндрической поверхностью и профилированной расточкой на ней, установленную в нем втулку с не менее чем тремя радиальными выступами, имеющими наружную сферическую поверхность, контактирующую с поверхностью профилированной расточки корпуса, размещенный внутри втулки электродвигатель с установленным на его валу рабочим колесом, а также штифты, соединяющие корпус с каждым радиальным выступом, согласно изобретению, корпус выполнен состоящим из двух соединенных посредством центрирующего соединения частей, на торце первой части выполнен посадочный бурт, входящий в центрирующую расточку на торце второй части корпуса, а профилированная расточка выполнена в виде обращенных друг к другу конических поверхностей на первой и второй частях корпуса, касательных к сферической поверхности, а каждый штифт пересекает центрирующую расточку второй части корпуса, посадочный бурт первой части корпуса и радиальный выступ втулки, при этом наружная поверхность посадочного бурта выполнена строго сосной конической поверхности первой части корпуса, а внутренняя поверхность центрирующей расточки выполнена строго сосной конической поверхности второй части корпуса.

На иллюстрации приведен пример конкретного выполнения осевого вентилятора, продольный разрез.

Осевой вентилятор содержит корпус 1, выполненный состоящим из первой 2 и второй 3 частей, соединенных посредством центрирующего соединения 4. Центрирующее соединение, достаточно широко применяемое в технике понятие, см., например, [3]. На торце первой части 2 выполнен посадочный бурт 5, входящий в центрирующую расточку 6 на торце второй части 3 корпуса. Корпус 1 имеет в обеих своих частях 2 и 3 внутреннюю цилиндрическую поверхность 7 и профилированную расточку 8 на ней. Профилированная расточка 8 выполнена в виде обращенных друг к другу конических поверхностей 9 и 10 на первой 2 и второй 3 частях корпуса соответственно. В корпусе 1 установлена нем втулка 11 с не менее чем тремя радиальными выступами 12 (в данном примере - трех), имеющими наружную сферическую поверхность 13, контактирующую с поверхностью профилированной расточки 8 корпуса, причем как в зоне конической поверхности 9, так и в зоне конической поверхности 10, при этом поверхности 9 и 10 выполнены касательными к сферической поверхности 13. Внутри втулки 11 размещен электродвигатель 14 посредством разрезного кольца 15 и гайки 16, ввернутой во втулку 11. На валу электродвигателя 14 установлено рабочее колесо 17 с лопатками 18. Корпус 1 соединен с каждым радиальным выступом 12 посредством штифтов 19, каждый из которых пересекает центрирующую расточку 6 второй части 3 корпуса 1, посадочный бурт 5 первой части 2 корпуса 1 и радиальный выступ 12 втулки 11. Наружная поверхность посадочного бурта 5 выполнена строго сосной конической поверхности 9 первой части 2 корпуса 1, а внутренняя поверхность центрирующей расточки 6 выполнена строго сосной конической поверхности 10 второй части 3 корпуса 1. Использование термина «строго соосна» означает практически полное отсутствие относительного смещения осей указанных поверхностей, что обеспечивается, например, обработкой их за один установ детали на станке, поскольку при одном установе ось вращения всех обрабатываемых за этот переход поверхностей одна и та же. Однако в формулу признак «обработка за один установ» не включена, так как описывает динамику.

Осевой вентилятор работает следующим образом: при включении электродвигателя 14 начинает вращаться рабочее колесо 17, создавая лопатками 18 поток воздуха. Равные зазоры между лопатками 18 рабочего колеса 17 и внутренней поверхностью 7 корпуса 1 по всему ее периметру обеспечивается разворотом втулки 11 до необходимого положения (зазоры контролируются индикатором в процессе сборки, при этом конические поверхности 9 и 10 служат опорой для наружной сферической поверхности 13 выступов 12), поджатия частей 2 и 3 технологическим приспособлением друг к другу для обеспечения контакта поверхностей 9 и 10 с поверхностью 13 и последующей установки штифтов 19, обеспечивающих неизменное взаимное положение частей 2 и 3 корпуса 1 и выступов 12 втулки 13. Поскольку поверхности 9 и 10 выполнены касательными к сферической поверхности 13, то между этими поверхностями и поверхностью 13 всегда будет линейный контакт, позволяющий вращать втулку 11 (до момента установки штифтов 19) до достижения равенства зазоров между лопатками 18 рабочего колеса 17 и внутренней поверхностью 7 корпуса 1 по всему ее периметру. Коническая поверхность 9 центрирует центр сферической поверхности 13 на своей оси, а поверхность 13 центрирует коническую поверхность 10, в итоге поверхности 9 и 10 оказываются соосными. Поскольку наружная поверхность посадочного бурта 5 выполнена строго сосной конической поверхности 9 первой части 2 корпуса 1, а внутренняя поверхность центрирующей расточки 6 выполнена строго сосной конической поверхности 10 второй части 3 корпуса 1, то наружная поверхность посадочного бурта 5 соосна внутренняя поверхность центрирующей расточки 6, что позволяет центрировать их друг по другу, не нарушая линейного контакта конических поверхностей 9 и 10 со сферической поверхностью 13. При этом между сферической поверхностью 13 и поверхностями 9 и 10 зазор отсутствует, а между наружной поверхностью посадочного бурта 5 и центрирующей расточки 6 имеется радиальный зазор в пределах допусков на диаметры этих поверхностей. По этот зазор не влияет на целостность конструкции, которая обеспечивается контактом сферической поверхности 13 с поверхностями 9 и 10. Центрирующее соединение 4 необходимо для ограничения возможного поворота осей частей 2 и 3 при сборке углом, определяемым максимально возможного зазора в посадке центрирующего соединения и длиной базы этого соединения (длиной, на которую бурт 5 входит в расточку 6). Конкретная величина угла наклона конических поверхностей 9 и 10 определятся обычным проектированием: максимальный угол определяется условием касательности поверхностей 9 и 10 к поверхности 13 в крайних ее точках на выступах 12 в направлении продольной оси вентилятора, а минимальный определяется, исходя из размера между посадочным буртом 5 и задними кромками лопаток 18 на их наружной цилиндрической поверхности, чтобы избежать увеличения зазора между лопатками и цилиндрической поверхностью 7, которое приводит к снижению к.п.д. вентилятора.

В результате использования изобретения повышается технологичность осевого вентилятора, так как из его конструкции устраняются винты для технологической фиксации, и вместо точного изготовления и контроля профилированной расточки на внутренней поверхности корпуса производится изготовление конических поверхностей на открытых торцах частей корпуса. Вместо изготовления двух сферических поверхностей с высокой степенью точности для обеспечения их поверхностного контакта в прототипе появляется возможность расширить допуск на диаметр наружной сферической поверхности выступов, выполнение конических поверхностей также может выполняться с широким полем допуска, поскольку сборка вентилятора возможна с достаточно широкими отклонениями этих поверхностей от номинала, в качестве компенсирующего эти отклонения параметра выступает общая длина корпуса вентилятора, т.к. при сближении частей 2 и 3 линейный контакт поверхностей 9 и 10 обеспечивается всегда, а отклонение общей длины различных экземпляров осевого вентилятора не имеет практического значения, т.к. вентиляторы на космических кораблях устанавливаются либо в свободном пространстве (для обдува какой-либо зоны), либо устанавливаются фланцевым соединением в эластичные магистральные воздуховоды, т.к. сам характер работы вентилятора требует наличия определенного свободного пространства как со стороны входа, так и со стороны выхода его корпуса. Кроме того, существенно повышается вибропрочность вентилятора из-за полного отсутствия зазоров между выступами 12, частями корпуса 2 и 3 и штифтами 19 (в прототипе полное отсутствие зазоров между сферическими поверхностями практически недостижимо), что не дает возможности первоначального смещения этих деталей друг относительно друга и исключает смятие стенок отверстий под штифты в них. Указанные преимущества позволяют рекомендовать заявленное решение к широкому использованию в агрегатах космической техники.

Литература

1. Патент РФ N 2235910, МПК: F04D 19/00, 2004 г.

2. Патент РФ N 2061907, МПК: F04D 19/00, 1996 г. (прототип).

3. Орлов П.И. «Основы конструирования». Справочно-методическое пособие. - М., Машиностроение, 1988 г., книга 2, стр.244.

Осевой вентилятор, содержащий корпус с внутренней цилиндрической поверхностью и профилированной расточкой на ней, установленную в нем втулку с не менее чем тремя радиальными выступами, имеющими наружную сферическую поверхность, контактирующую с поверхностью профилированной расточки корпуса, размещенный внутри втулки электродвигатель с установленным на его валу рабочим колесом, а также штифты, соединяющие корпус с каждым радиальным выступом, отличающийся тем, что корпус выполнен состоящим из двух соединенных посредством центрирующего соединения частей, на торце первой части выполнен посадочный бурт, входящий в центрирующую расточку на торце второй части корпуса, а профилированная расточка выполнена в виде обращенных друг к другу конических поверхностей на первой и второй частях корпуса, касательных к сферической поверхности, а каждый штифт пересекает центрирующую расточку второй части корпуса, посадочный бурт первой части корпуса и радиальный выступ втулки, при этом наружная поверхность посадочного бурта выполнена строго соосной конической поверхности первой части корпуса, а внутренняя поверхность центрирующей расточки выполнена строго соосной конической поверхности второй части корпуса.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 370.
10.02.2013
№216.012.233a

Двигательная установка ракетного блока

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Двигательная установка ракетного блока содержит топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474520
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.240a

Вихревой электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе гидросистем изделий авиационной и ракетной техники. Вихревой электронасосный агрегат содержит корпус 1 с цилиндрической расточкой 2 диаметра d, установленные в нем электродвигатель 3 с рабочим колесом 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474728
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.247e

Способ обнаружения пассивного космического объекта при сближении с ним активного космического аппарата

Изобретение относится к области космической техники, а именно к области лазерных локационных систем (ЛЛС), используемых для обеспечения сближения космических аппаратов (КА). Сканирование производится путем вращения активного КА с жестко установленной ЛЛС вокруг строительной оси «-ОХ» активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474844
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24d7

Щелевая антенна

Изобретение относится к антенной технике, в частности к щелевым антеннам резонаторного типа с полунаправленной диаграммой направленности, и может быть использовано в технике связи, особенно на борту космического объекта для приема сигналов навигационных систем и для организации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474933
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc3

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к способам управления разделением космических аппаратов (КА), в частности КА и отделяемого от него разгонного ракетного блока (РРБ). После отделения КА от РРБ на РРБ воздействуют импульсом тяги в плоскости, проходящей через центр масс (ц.м.) РРБ, не пересекающей обводы КА...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477246
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2e6e

Термокомпрессионное устройство

Изобретение относится к холодильной технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации компрессионных термических устройств. Термокомпрессионное устройство содержит источник газа высокого давления, подключенный к баллонам-компрессорам, устройство для термоциклирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477417
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ed

Космическая система для производства материалов в космосе

Изобретение относится к спутниковым системам для производства и исследования материалов с уникальными свойствами в условиях низкой микрогравитации. Система включает в себя технологический модуль (1) и энергетическую платформу (2), находящиеся на одной круговой орбите (3). Платформа имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478063
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ee

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается ракетного разгонного блока и элементов его конструкции, предназначенных для его стабилизации и увода от отделившегося космического аппарата. Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478064
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32bd

Космическая головная часть и способ ее сборки

Изобретения относятся к ракетно-космической технике, а именно к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходный отсек, который обеспечивает стыковку с ракетой-носителем. Стыковочный диаметр головного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478532
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32be

Космическая головная часть

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции космической головной части, входящей в состав ракет космического назначения. Космическая головная часть состоит из головного обтекателя и космического аппарата. В состав космической головной части введен промежуточный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478533
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-10 из 49.
10.02.2013
№216.012.240a

Вихревой электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе гидросистем изделий авиационной и ракетной техники. Вихревой электронасосный агрегат содержит корпус 1 с цилиндрической расточкой 2 диаметра d, установленные в нем электродвигатель 3 с рабочим колесом 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474728
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.07.2013
№216.012.5a80

Герметизированное устройство и способ подвода текучей среды в полость герметизированного устройства с ее герметизацией

Группа изобретений относится к области испытательной техники и направлена на повышение технологичности и увеличение ресурса использования, что обеспечивается за счет того, что герметизированное устройство содержит корпус с расточкой, сообщенной с внутренней полостью корпуса, установленный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488789
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.02.2014
№216.012.a708

Осевой вентилятор

Заявленный осевой вентилятор может быть использован в составе систем терморегулирования изделий космической техники. Осевой вентилятор содержит корпус, спрямляющий аппарат в виде втулки с лопатками, размещенную внутри втулки гильзу с закрепленным в ней электродвигателем и рабочим колесом, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508475
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.04.2014
№216.012.b3f7

Дублированный электронасосный агрегат

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511788
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.04.2014
№216.012.be57

Дублированный электронасосный агрегат

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514467
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.05.2014
№216.012.c81b

Рабочее колесо осевого вентилятора (варианты)

Заявленное рабочее колесо осевого вентилятора может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Рабочее колесо содержит ступицу с основаниями, снабженными пазами шириной S. В указанных пазах установлены хвостовики листовых лопаток толщиной s,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516993
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc24

Центробежное рабочее колесо

Изобретение может быть использовано при изготовлении и эксплуатации малорасходных насосов изделий ракетно-космической техники. Изобретение направлено на расширение области использования. Центробежное рабочее колесо содержит монолитные ступицу, ведущий диск, покрывной диск и n лопаток. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522134
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.11.2014
№216.013.089c

Центробежное рабочее колесо

Изобретение может быть использовано в составе электронасосных агрегатов систем терморегулирования изделий ракетно-космической техники, а также в химической промышленности. Центробежное рабочее колесо содержит единый со ступицей ведущий диск, покрывной диск с центральным входным отверстием и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533605
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.089e

Электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий космической техники. Электронасосный агрегат содержит металлический корпус, установленный на корпусе бесконтактный электродвигатель постоянного тока с выполненным заодно с ним электронным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533607
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.02.2015
№216.013.2ed0

Электропривод

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве приводов автоматики изделий авиационной и ракетной техники. Электропривод содержит корпус (1), установленные внутри него электродвигатель (5), датчик (6) углового положения, связанный с выходным валом электропривода, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543452
Дата охранного документа: 27.02.2015
+ добавить свой РИД