×
11.03.2019
219.016.dbb5

УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002424936
Дата охранного документа
27.07.2011
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам, обеспечивающим контроль целостности рельсовой линии в системах железнодорожной автоматики. Устройство содержит генератор импульсов (2) с входом управления, один полюс которого соединен с первой рельсовой нитью на одном конце рельсовой линии (1), другой полюс которого соединен со второй рельсовой нитью на этом же конце рельсовой линии (1) через измерительное устройство (3). Измерительное устройство включает в себя резистор, включенный параллельно аналого-цифровому преобразователю. Измерительное устройство (3) подключено выходом к входу устройства обработки информации и управления (4), выход которого соединен с входом управления генератора импульсов (2). К другому концу рельсовой линии подключен дроссель (5). Генератор импульсов (2) выполнен с дополнительно установленными связанными между собой коммутатором и стабилизатором напряжения, вход которого соединен с емкостью, выход с входом коммутатора напряжения, вход управления которого связан с выходом устройства обработки информации и управления (4), а выход - с рельсовой линией (1). Достигается повышение точности и стабильности измерения параметров рельсовой цепи. 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам, обеспечивающим контроль целостности рельсовой линии в системах железнодорожной автоматики.

Известна рельсовая цепь (авторское свидетельство СССР на изобретение №1794752, B61L 23/16, приоритет 23.11.1989 г., опубликовано 15.02.1993 г.), которая используется в электрических рельсовых цепях железнодорожной автоматики и содержит рельсовую линию, опорный трансформатор, согласующий трансформатор, триггер, регистраторы, блок анализа состояния рельсовой линии, регистр сдвига, аналого-цифровой преобразователь, формирователь импульсов, компараторы, детектор.

Недостатком данной рельсовой цепи является необходимость прокладки провода, длина которого равна длине контролируемого участка. Кроме того, данное устройство требует периодической корректировки прошивки ПЗУ по крайне мере при сезонных колебаниях температуры (зима - лето), т.к. сопротивление балласта колеблется от единиц Ом×км летом до десятков и сотен зимой, и сопротивление рельсов также значительно меняется при переходе от отрицательных к положительным температурам, что делает данное устройство неудобным в эксплуатации.

Известна также рельсовая цепь (патент РФ №2067056, B61L 23/16, приоритет 13.05.1992, опубликовано 27.09.1996), которая используется для регулирования движения поездов и содержит источник сигнала, согласующие элементы, рельсовую линию, путевое реле, функциональный преобразователь, блок памяти, элемент задержки.

Недостатком данной рельсовой цепи является необходимость прокладки провода, длина которого равна длине контролируемого участка.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению являются способ контроля состояния рельсовой линии и рельсовая цепь повышенной длины, относящиеся к железнодорожной автоматике, в частности, к контролю за движением поездов, свободностью и исправностью рельсовой линии. Рельсовая цепь повышенной длины содержит генератор сигнала, один полюс которого соединен с первой рельсовой нитью на одном конце рельсовой линии, измерительное устройство, выполненное в виде аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к входу устройства обработки информации и управления, нагрузочный элемент, подключенный к другому концу рельсовой линии, при этом генератор сигнала выполнен в виде генератора импульсов с входом управления, другой полюс его связан с второй рельсовой нитью на первом упомянутом конце рельсовой линии через измерительное устройство, включающее в себя резистор, включенный параллельно аналого-цифровому преобразователю, и подключенное выходом к входу управления генератора сигнала (патент РФ №2117596, B61L 23/16, приоритет 12.09.1995 г., опубликовано 20.08.1998 г., бюл. №23).

Недостатком рельсовой цепи повышенной длины является недостаточная защищенность от помех частотой 50 Гц (сеть электропитания) и 25 Гц (смежные рельсовые цепи). Это связано с расчетом параметров рельсовой цепи по одному зондирующему импульсу (нет усреднения по нескольким импульсам, нет импульсов с противоположной полярностью и периодом следования, кратным периоду помехи для ее исключения). Кроме того, конденсатор, входящий в состав генератора импульсов, должен иметь большую емкость (доли фарады), такую емкость можно получить только с использованием электролитических конденсаторов, обладающих малой температурной и временной стабильностью, что приводит к увеличению погрешности расчета параметров рельсовой цепи, за счет изменения исходного значения емкости. Другим недостатком является необходимость передачи массива данных кривой тока от микро-ЭВМ в ЭВМ, что требует канала связи с большой пропускной способностью при длине до 1-2 км. При большом количестве подгорочных путей это влечет значительные затраты на реализацию канала связи.

Недостатки приведенных выше изобретений устраняются в предлагаемом устройстве контроля целостности рельса. Для соединения устройства с рельсовой линией требуются провода (перемычки) минимальной длины. Параметры рельсовой цепи рассчитываются по кривой тока, для снятия которой не требуется быстродействующих компонентов (в зависимости от расстояния до отцепа длительность переходного процесса от долей до десятков мс). Влияние помех исключается за счет выдачи 4 зондирующих импульсов разной полярности с периодом повторения, кратным периоду повторения помех. Погрешность из-за изменения величины емкости устраняется введением стабилизатора напряжения. Расчет параметров рельсовой цепи производится полностью микроконтроллером (МК), на ЭВМ передается код индуктивности и сопротивления рельсовой цепи в условных единицах, что снижает требования к каналу связи по скорости передачи и количеству линий связи.

Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, заключается в повышении точности и стабильности измерения параметров рельсовой цепи за счет уменьшения влияния помех и увеличения стабильности работы при изменении температуры окружающей среды, а также в сокращении затрат на кабельную сеть.

Технический результат достигается тем, что устройство контроля целостности рельса, содержащее генератор импульсов с входом управления, один полюс которого соединен с первой рельсовой нитью на одном конце рельсовой линии, другой полюс которого соединен со второй рельсовой нитью на этом же конце рельсовой линии через измерительное устройство, включающее в себя резистор, включенный параллельно аналого-цифровому преобразователю, и подключенное выходом к входу устройства обработки информации и управления, выход которого соединен с входом управления генератора импульсов, при этом к другому концу рельсовой линии подключен дроссель, снабжено дополнительно в части генератора импульсов связанными между собой коммутатором и стабилизатором напряжения, вход которого соединен с емкостью, выход с входом коммутатора напряжения, вход управления которого связан с выходом устройства обработки информации и управления, а выход - с рельсовой линией.

На фиг.1 показана структурная схема устройства контроля целостности рельса; на фиг.2 - схема генератора импульсов; на фиг.3 - схема измерительного устройства; на фиг.4 - схема устройства обработки информации и управления; на фиг.5 - кривая тока переходного процесса в рельсовой линии.

Устройство контроля целостности рельса в соответствии с фиг.1 содержит генератор импульсов 2, измерительное устройство 3, устройство обработки информации и управления 4, дроссель 5, причем генератор импульсов 2 и измерительное устройство 3 находится на одном конце рельсовой линии 1, а на другом конце рельсовой линии находится дроссель 5. Один полюс выхода генератора импульсов 2 соединен с первой рельсовой нитью, а другой полюс его выхода через измерительное устройство 3 соединен с другой рельсовой нитью. Кроме того, вход устройства обработки информации и управления 4 соединен с информационным выходом измерительного устройства 3, а его выход - с входом управления генератора импульсов 2. Дроссель выбирают таким, чтобы его индуктивность приблизительно была равна 1/3 индуктивности контролируемого участка, что обеспечивает надежное определение повреждения рельсовой линии по всей длине участка.

В соответствии с фиг.2 генератор состоит из выпрямителя 6, конденсатора 7, стабилизатора напряжения 8 и коммутатора 9.

В соответствии с фиг.3 измерительное устройство состоит из аналого-цифрового преобразователя 10 и резистора 11, соединенных параллельно.

В соответствии с фиг.4 устройство обработки информации и управления (УОИ и У) может представлять собой программно-аппаратный комплекс, содержащий МК 12 и ЭВМ 13, находящуюся на станции и выдающую конечную информацию, и линию связи 14 между ними.

Работа устройства в соответствии с фиг.1 осуществляется следующим образом. По управляющим сигналам от устройства обработки информации и управления 4 генератор импульсов 2 посылает в рельсовую линию четыре импульса разной полярности с периодом повторения, кратным 40 мс для исключения помех частотой 25 и 50 Гц. Изменение полярности зондирующих импульсов осуществляется коммутатором, выполненным на электронных компонентах. Под воздействием сигналов управления коммутатор подключает к рельсовым нитям выход стабилизатора напряжения 8 то в одной, то в другой полярности. Ток переходного процесса, идущего в рельсовой линии 1, имеет вид, показанный на фиг.5. Измерительное устройство 3 снимает ток переходного процесса, идущего в рельсовой линии 1 по каждому импульсу, и с заданным шагом времени посылает его в устройство обработки информации и управления. Последнее усредняет кривые тока, полученные от четырех импульсов, устраняя при этом возможные помехи, и обрабатывает усредненную кривую тока. Усреднение и обработку кривой тока производит МК. Рассчитанные коды индуктивности и сопротивления рельсовой цепи в условных единицах МК посылает по каналу связи в ЭВМ для окончательной обработки и анализа. Программой ЭВМ производится расчет фактической индуктивности и фактического сопротивления рельсовой цепи участка. По результатам расчета и при наличии сигнала свободности участка программа ЭВМ делает вывод об исправности (целостности) рельсовой линии и выводит информацию на экран монитора и (или) передает информацию в канал связи на следующий уровень управления. ЭВМ может быть связана с несколькими МК и, соответственно, получать информацию о параметрах рельсовых цепей и свободности нескольких участков путей.

Обрабатывать кривую тока переходного процесса можно следующим образом. На кривой выбирают, например, три точки (t1, I(t1); t2, I(t2); t3, I(t3)) и рассчитывают параметры рельсовой линии путем решения методом Ньютона системы нелинейных алгебраических уравнений:

относительно R, L и Rб,

где

Rг - сопротивление генератора, которое равно сумме сопротивлений резистора 11 измерительного устройства и проводов, соединяющих выход генератора с рельсовыми нитями;

R - сопротивление рельсовой нити;

L - индуктивность рельсовой нити (при занятости - индуктивность свободной части рельсовой линии, при свободности - индуктивность всего контролируемого участка с учетом индуктивности дросселя);

Rб - сопротивление балласта.

Для данного варианта рельсовой цепи в операторном виде:

где

s - оператор Лапласа;

U - выходное напряжение стабилизатора напряжения.

Далее принимают решение о целостности рельсов:

если при свободности участка рассчитанные значения индуктивности и сопротивления равны индуктивности и сопротивлению рельсовой линии участка с учетом дросселя и погрешности измерения, то принимается решение о целостности рельсов, в противном случае - нарушение целостности.

Устройство контроля целостности рельса, содержащее генератор импульсов с входом управления, один полюс которого соединен с первой рельсовой нитью на одном конце рельсовой линии, другой полюс которого соединен со второй рельсовой нитью на этом же конце рельсовой линии через измерительное устройство, включающее в себя резистор, включенный параллельно аналого-цифровому преобразователю, и подключенное выходом к входу устройства обработки информации и управления, выход которого соединен с входом управления генератора импульсов, при этом к другому концу рельсовой линии подключен дроссель, отличающееся тем, что генератор импульсов выполнен с дополнительно установленными, связанными между собой коммутатором и стабилизатором напряжения, вход которого соединен с емкостью, выход с входом коммутатора напряжения, вход управления которого связан с выходом устройства обработки информации и управления, а выход - с рельсовой линией.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 436.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a6

Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к системам передачи данных и может быть использовано для обмена информацией между станционными и бортовыми устройствами в целях обеспечения управления движением локомотивов. Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит станционное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478509
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-2 из 2.
06.07.2019
№219.017.a6d6

Приемник-дешифратор кодов кодовой электронной блокировки

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано в устройствах сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в устройствах интервального регулирования движения поездов на перегонах и станциях. Приемник-дешифратор кодовой электронной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693811
Дата охранного документа: 04.07.2019
02.10.2019
№219.017.cb75

Генератор кодов кодовой электронной блокировки

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, может быть использовано в устройствах сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте в устройствах интервального регулирования движения поездов на перегонах и станциях. Генератор кодов кодовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701231
Дата охранного документа: 25.09.2019
+ добавить свой РИД