×
11.03.2019
219.016.d842

ПРИВОД

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002391583
Дата охранного документа
10.06.2010
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение может быть использовано в качестве приводов автоматики изделий авиационной и ракетной техники. Привод содержит корпус (1), размещенный в нем двигатель (2), связанный с выступающим из корпуса со стороны его первого торца (3) выходным валом (4), а также датчик (16) угла поворота. Вал датчика угла поворота соосен выходному валу. Датчик угла поворота размещен в корпусе со стороны второго торца (17) корпуса, противоположного первому. Вал (20) датчика угла поворота установлен в размещенных в корпусе подшипниках (21) и выполнен выступающим из корпуса со стороны его второго торца (17). Выступающие из корпуса участки выходного вала и вала датчика угла поворота соединены друг с другом через исполнительный элемент (26), закрепленный неподвижно с одного своего края на выходном валу, а с другого своего края закрепленный неподвижно на валу датчика угла поворота. Изобретение направлено на повышение прочности и расширение функциональных возможностей. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в составе изделий авиационной и ракетной техники.

Известен волновой привод, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель и волновую передачу, генератор волн которой связан с валом электродвигателя через промежуточный редуктор [1]. Недостатком этого волнового привода является отсутствие в его составе датчика угла поворота, что ограничивает его использование в системах автоматического регулирования.

Этого недостатка лишен выбранный в качестве прототипа привод, содержащий корпус, размещенный в нем двигатель, связанный с выступающим из корпуса со стороны его первого торца выходным валом, а также датчик угла поворота, корпус которого соединен с выходным валом, а вал датчика угла поворота - с корпусом, при этом вал датчика угла поворота соосен выходному валу [2].

Недостатком такого привода является его невысокая прочность, обусловленная консольным закреплением корпуса привода, так как с одного торца и с наружной поверхности корпус полностью охватывается выходным валом. Соответственно, это накладывает существенные ограничения на массу устанавливаемого на вал привода исполнительного элемента и на величину вибрационных, инерционных и ударных нагрузок, воспринимаемых приводом. Поскольку уровень таких нагрузок весьма значителен в изделиях авиационной и особенно ракетной техники, использование прототипа в этих областях техники представляется достаточно проблематичным. Другим недостатком этой конструкции являются ее ограниченные функциональные возможности - на этом приводе невозможно размещать исполнительные элементы, обладающие значительным габаритом в направлении продольной оси привода - такие, как закрылки, створки, панели солнечных батарей и т.п., что связано с малой длиной привода, не позволяющей обеспечить жесткое закрепление протяженных исполнительных элементов. Простое же увеличение длины корпуса не даст в этом случае положительного результата, так как резко снижает жесткость закрепления привода на изделии из-за увеличения величины консоли от плоскости крепления привода до его центра масс.

Задачей, решаемой с помощью заявленного изобретения, является повышение прочности и расширение функциональных возможностей привода.

Технический результат достигается за счет того, что в известном приводе, содержащем корпус, размещенный в нем двигатель, связанный с выступающим из корпуса со стороны его первого торца выходным валом, а также датчик угла поворота, один элемент пары «корпус датчика угла поворота - вал датчика угла поворота» которого соединен с выходным валом, а другой элемент этой же пары - с корпусом, при этом вал датчика угла поворота соосен выходному валу, согласно изобретению датчик угла поворота размещен в корпусе со стороны второго торца корпуса, противоположного первому, вал датчика угла поворота установлен в размещенных в корпусе подшипниках и выполнен выступающим из корпуса со стороны его второго торца, при этом выступающие из корпуса участки выходного вала и вала датчика угла поворота соединены друг с другом через исполнительный элемент, закрепленный неподвижно с одного своего края на выходном валу, а с другого своего края закрепленный неподвижно на валу датчика угла поворота. Такое исполнение привода позволяет избежать консольного закрепления привода на изделии, что существенно повышает его прочность и расширяет функциональные возможности привода за счет возможности размещать исполнительные элементы, обладающие значительным габаритом в направлении продольной оси привода.

На иллюстрации приведен пример конкретного выполнения привода, продольный разрез.

Привод (в данном примере электромеханический волновой, хотя может быть и гидравлическим или газовым) содержит корпус 1, размещенный в нем двигатель 2, связанный с выступающим из корпуса 1 со стороны его первого торца 3 выходным валом 4, через редуктор 5, выходным звеном которого является волновая зубчатая передача 6 с гибким 7 и неподвижным жестким 8 колесами. Внутри гибкого колеса 7 размещен кулачковый генератор волн 9 с подшипником 10 с гибкими кольцами (т.наз. гибкий подшипник). Выходной вал 4 может вращаться относительно корпуса 1 в подшипниках 11 (установленный в корпусе 1) и 12 (сдвоенный подшипник, установленный между выходным валом 4 и генератором волн 9). Жесткое колесо 8 волновой зубчатой передачи 6 жестко закреплено на корпусе 1 посредством штифтов 13, а гибкое колесо 7 соединено с выходным валом 4 посредством шлицевой муфты 14. В выходном валу 4 выполнена полость 15, двигатель 2 установлен внутри нее. В данном примере конкретного исполнения двигатель выполнен электрическим, однако может применяться и другой тип двигателя, поэтому заявляется обобщающий признак «двигатель» без конкретизации его типа. В приводе также установлен датчик угла поворота 16, размещенный со стороны второго торца 17 корпуса 1, противоположного первому торцу 3. Корпус 18 датчика угла поворота 16 соединен с корпусом 1 штифтами 13 и 19. Вал 20 датчика угла поворота 16 установлен в размещенных в корпусе 1 подшипниках 21 соосно с выходным валом 4 и выполнен выступающим из корпуса 1 со стороны его второго торца 17. Датчик выполнен контактным, на его валу 20 установлены диски 22, имеющие на своей наружной поверхности проводящие и непроводящие участки, а в корпусе размещены контактирующие с дисками 22 контакты 23. Выступающие из корпуса 1 участок 24 выходного вала 4 и участок 25 вала 20 датчика угла поворота 16 соединены друг с другом через исполнительный элемент 26, закрепленный неподвижно с одного своего края 27 на выходном валу 4 посредством штифта 28, а с другого своего края 29 закрепленный неподвижно на валу 20 датчика угла поворота 16 посредством штифта 30.

Привод работает следующим образом: при включении двигателя 2 вращение его вала передается на генератор волн 9. Генератор волн 9, вращаясь на сдвоенном подшипнике 12, своим подшипником 10 деформирует гибкое колесо 7, вводит его в зацепление с жестким колесом 8 и приводит в движение гибкое колесо 7 и через шлицевую муфту 14 - выходной вал 4, вращающийся в подшипниках 11 и 12. При этом подшипник 12 сохраняет свою соосность корпусу 1 за счет того, что деформированное гибкое колесо 7 жестко базируется многопарным зацеплением своих зубьев с зубьями жесткого колеса 8, а соосность генератора волн 9 гибкому колесу 7 обеспечивается тем, что наружная поверхность подшипника 10 находится в поверхностном контакте с внутренней поверхностью гибкого колеса 7, а внутренняя - с наружной поверхностью генератора волн 9. Одновременно вращение выходного вала 4 через штифт 28, исполнительный элемент 26 и штифт 30 передается валу 20 датчика угла поворота 16, вызывая вращение его дисков 22 и изменение электрических сигналов, снимаемых контактами 23. Так как валы 4 и 20 соосны, то вращение исполнительного элемента 26 возможно в любом диапазоне (исключая естественные пространственные ограничения, связанные с размещением привода на изделии). При этом исполнительный элемент 26 помимо своих прямых функций выполняет функцию передачи угла поворота выходного вала 4 на вал 20 датчика углового положения.

В данном примере датчик выполнен специально с достаточно прочным валом, позволяющим воспринимать нагрузки со стороны исполнительного элемента, такие датчики достаточно распространены в устройствах ракетно-космической техники (см., например, [3]). Использование вала датчика угла поворота (наряду с выходным валом) для размещения исполнительного элемента позволяет существенно расширить диапазон возможных конструктивных исполнений привода, так как устраняется необходимость в сплошном валу, проходящем через весь привод, что обычно затрудняет компоновку узлов и деталей привода и приводит к увеличению радиальных габаритов. За счет устранения необходимости в консольном закреплении привода существенно повышается его прочность, а также расширяются функциональные возможности.

Указанные преимущества позволяют рекомендовать заявленный привод к использованию в агрегатах авиационной и космической техники.

Литература

1. Е.Г.Гинзбург, "Волновые зубчатые передачи". - Л.: Машиностроение, 1969, стр.125, рис.60.

2. Авторское свидетельство СССР №1089325 по кл. F16H 1/00, 1984 г. - прототип.

3. Атлас конструкций элементов приборных устройств. - М.: Машиностроение, 1982, стр.108.

Привод, содержащий корпус, размещенный в нем двигатель, связанный с выступающим из корпуса со стороны его первого торца выходным валом, а также датчик угла поворота, один элемент пары «корпус датчика угла поворота - вал датчика угла поворота» которого соединен с выходным валом, а другой элемент этой же пары - с корпусом, при этом вал датчика угла поворота соосен выходному валу, отличающийся тем, что датчик угла поворота размещен в корпусе со стороны второго торца корпуса, противоположного первому, вал датчика угла поворота установлен в размещенных в корпусе подшипниках и выполнен выступающим из корпуса со стороны его второго торца, при этом выступающие из корпуса участки выходного вала и вала датчика угла поворота соединены друг с другом через исполнительный элемент, закрепленный неподвижно с одного своего края на выходном валу, а с другого своего края закрепленный неподвижно на валу датчика угла поворота.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 370.
10.02.2013
№216.012.233a

Двигательная установка ракетного блока

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Двигательная установка ракетного блока содержит топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474520
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.240a

Вихревой электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе гидросистем изделий авиационной и ракетной техники. Вихревой электронасосный агрегат содержит корпус 1 с цилиндрической расточкой 2 диаметра d, установленные в нем электродвигатель 3 с рабочим колесом 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474728
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.247e

Способ обнаружения пассивного космического объекта при сближении с ним активного космического аппарата

Изобретение относится к области космической техники, а именно к области лазерных локационных систем (ЛЛС), используемых для обеспечения сближения космических аппаратов (КА). Сканирование производится путем вращения активного КА с жестко установленной ЛЛС вокруг строительной оси «-ОХ» активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474844
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24d7

Щелевая антенна

Изобретение относится к антенной технике, в частности к щелевым антеннам резонаторного типа с полунаправленной диаграммой направленности, и может быть использовано в технике связи, особенно на борту космического объекта для приема сигналов навигационных систем и для организации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474933
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc3

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к способам управления разделением космических аппаратов (КА), в частности КА и отделяемого от него разгонного ракетного блока (РРБ). После отделения КА от РРБ на РРБ воздействуют импульсом тяги в плоскости, проходящей через центр масс (ц.м.) РРБ, не пересекающей обводы КА...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477246
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2e6e

Термокомпрессионное устройство

Изобретение относится к холодильной технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации компрессионных термических устройств. Термокомпрессионное устройство содержит источник газа высокого давления, подключенный к баллонам-компрессорам, устройство для термоциклирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477417
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ed

Космическая система для производства материалов в космосе

Изобретение относится к спутниковым системам для производства и исследования материалов с уникальными свойствами в условиях низкой микрогравитации. Система включает в себя технологический модуль (1) и энергетическую платформу (2), находящиеся на одной круговой орбите (3). Платформа имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478063
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ee

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается ракетного разгонного блока и элементов его конструкции, предназначенных для его стабилизации и увода от отделившегося космического аппарата. Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478064
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32bd

Космическая головная часть и способ ее сборки

Изобретения относятся к ракетно-космической технике, а именно к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходный отсек, который обеспечивает стыковку с ракетой-носителем. Стыковочный диаметр головного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478532
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32be

Космическая головная часть

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции космической головной части, входящей в состав ракет космического назначения. Космическая головная часть состоит из головного обтекателя и космического аппарата. В состав космической головной части введен промежуточный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478533
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-10 из 49.
10.02.2013
№216.012.240a

Вихревой электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе гидросистем изделий авиационной и ракетной техники. Вихревой электронасосный агрегат содержит корпус 1 с цилиндрической расточкой 2 диаметра d, установленные в нем электродвигатель 3 с рабочим колесом 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474728
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.07.2013
№216.012.5a80

Герметизированное устройство и способ подвода текучей среды в полость герметизированного устройства с ее герметизацией

Группа изобретений относится к области испытательной техники и направлена на повышение технологичности и увеличение ресурса использования, что обеспечивается за счет того, что герметизированное устройство содержит корпус с расточкой, сообщенной с внутренней полостью корпуса, установленный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488789
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.02.2014
№216.012.a708

Осевой вентилятор

Заявленный осевой вентилятор может быть использован в составе систем терморегулирования изделий космической техники. Осевой вентилятор содержит корпус, спрямляющий аппарат в виде втулки с лопатками, размещенную внутри втулки гильзу с закрепленным в ней электродвигателем и рабочим колесом, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508475
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.04.2014
№216.012.b3f7

Дублированный электронасосный агрегат

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511788
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.04.2014
№216.012.be57

Дублированный электронасосный агрегат

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514467
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.05.2014
№216.012.c81b

Рабочее колесо осевого вентилятора (варианты)

Заявленное рабочее колесо осевого вентилятора может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Рабочее колесо содержит ступицу с основаниями, снабженными пазами шириной S. В указанных пазах установлены хвостовики листовых лопаток толщиной s,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516993
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc24

Центробежное рабочее колесо

Изобретение может быть использовано при изготовлении и эксплуатации малорасходных насосов изделий ракетно-космической техники. Изобретение направлено на расширение области использования. Центробежное рабочее колесо содержит монолитные ступицу, ведущий диск, покрывной диск и n лопаток. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522134
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.11.2014
№216.013.089c

Центробежное рабочее колесо

Изобретение может быть использовано в составе электронасосных агрегатов систем терморегулирования изделий ракетно-космической техники, а также в химической промышленности. Центробежное рабочее колесо содержит единый со ступицей ведущий диск, покрывной диск с центральным входным отверстием и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533605
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.089e

Электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий космической техники. Электронасосный агрегат содержит металлический корпус, установленный на корпусе бесконтактный электродвигатель постоянного тока с выполненным заодно с ним электронным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533607
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.02.2015
№216.013.2ed0

Электропривод

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве приводов автоматики изделий авиационной и ракетной техники. Электропривод содержит корпус (1), установленные внутри него электродвигатель (5), датчик (6) углового положения, связанный с выходным валом электропривода, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543452
Дата охранного документа: 27.02.2015
+ добавить свой РИД