×
11.03.2019
219.016.d6e2

ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СТЫКОВКИ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ С РАКЕТОЙ-НОСИТЕЛЕМ И УСТАНОВКИ ЕЁ НА ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002249547
Дата охранного документа
10.04.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к наземному оборудованию стартовых позиций ракет-носителей (РН). Предлагаемый агрегат содержит раму с гидроопорами, механизмами передвижения и доводки. К этой раме шарнирно присоединена грузоподъемная стрела для размещения и крепления РН. Для подъема стрелы служит гидродомкрат, связанный с гидросистемой питания и управления. На передней части стрелы, выполненной из двух параллельных балок с расстоянием между ними, большим диаметра головной части (ГЧ), закреплены парные кронштейны. Передняя пара кронштейнов снабжена поворотной грузоподъемной траверсой с грузоподъемным устройством. Это устройство снабжено дистанционно управляемым грузозахватным узлом для ГЧ. Задняя пара кронштейнов имеет горизонтальные оси, на которых подвешена поворотная в вертикальной плоскости монтажная площадка (для проведения стыковки ГЧ с РН). Пол монтажной площадки выполнен с проемом, большим диаметра РН и перекрываемым поворотными створками. Площадка снабжена стопором, фиксирующим ее при вертикальном положении стрелы. Технический результат изобретения состоит в обеспечении подъема и подвода к РН вертикально расположенной ГЧ одновременно с подъемом и установкой самой РН, а также в простоте установки монтажной площадки и удобстве проведения работ на ней. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое устройство относится к наземному оборудованию стартовых позиций (СП) ракет-носителей (РН) и предназначается для подъема головной части (ГЧ) РН в вертикальном положении для пристыковки ее (в вертикальном положении) к РН, находящейся в вертикальном положении на грузоподъемной стреле транспортно-установочного агрегата (ТУА), и установки РН с ГЧ на ПУ.

Для установки РН на ПУ используются, как правило, ТУА, которые транспортируют РН с присоединенными к ним ГЧ от мест их сборки в монтажно-испытательных корпусах (МИКах) до ПУ, поднимают РН с ГЧ из горизонтального (транспортного) положения в вертикальное (рабочее) положение и устанавливают РН на ПУ.

Известен, например, предназначенный для этих целей ТУА 11У219, изображенный, в частности, на форзаце книги В.В.Фаворского и И.В.Мещерякова “Военно-космические силы”, книга I “Космонавтика и вооруженные силы”, Москва, 1997 г.

Это устройство - ТУА 11У219 - содержит раму с механизмами передвижения, доводки и гидроопорами, грузоподъемную стрелу, шарнирно присоединенную к раме, с устройствами для размещения на ней и крепления к ней РН, гидродомкрат подъема грузоподъемной стрелы и гидросистему с насосной станцией, питающей гидродомкрат подъема грузоподъемной стрелы и управляющей им. Описанное устройство по числу совпадающих признаков является ближайшим аналогом предлагаемого устройства.

Однако не все ГЧ РН, в силу их конструктивных и эксплуатационных особенностей, допускают горизонтальную транспортировку. Такой особенностью обладает, например, ГЧ для РН “Союз СТК”, запуски которой предполагается осуществлять с зарубежного полигона “Куру” (Французская Гвиана). Поэтому ГЧ для РН “Союз СТК” не может быть пристыкована к РН в МИКе в горизонтальном положении и транспортироваться в этом положении к ПУ. Вследствие этого описанный ТУА 11У219 может поднять из горизонтального в вертикальное положение и установить на ПУ только РН без ее ГЧ, т.е. без полезного груза, что является его недостатком.

Предлагаемое устройство направлено на устранение этого недостатка, а также на то, чтобы обеспечить стыковку поднятой в вертикальном положении ГЧ с РН, находящейся в вертикальном положении на грузоподъемной стреле. С этими целями в предлагаемом устройстве на передней части грузоподъемной стрелы, выполненной из двух параллельных балок с расстоянием между ними, превышающим диаметр ГЧ, и жестко связанных между собой в передней части поперечной балкой, закреплены парные кронштейны, причем передняя их пара снабжена поперечной, поворотной в вертикальной плоскости, грузоподъемной траверсой с грузоподъемным устройством, снабженным грузозахватным узлом, а задняя пара кронштейнов снабжена горизонтальными осями, на которых на жестких тягах подвешена поворотная в вертикальной плоскости монтажная площадка, оборудованная ограждением по периметру.

С теми же целями в предлагаемом устройстве грузоподъемное устройство грузоподъемной траверсы выполнено в виде одноплунжерного гидродомкрата, а его грузозахватный узел снабжен гидроприводом расцепления с дистанционным управлением; пол монтажной площадки выполнен с проемом, превышающим по ширине диаметр РН, перекрываемым поворотными в вертикальной плоскости створками; ограждение монтажной площадки выполнено со стороны начала проема пола с поворотными участками, суммарная длина которых не менее ширины проема пола монтажной площадки; горизонтальные оси вращения грузоподъемной траверсы и монтажной площадки лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через ось РН и перпендикулярно к этой оси; монтажная площадка снабжена стопорным устройством, фиксирующим ее при вертикальном положении грузоподъемной стрелы в неподвижном положении относительно грузоподъемной стрелы.

На фиг.1 изображен вид сбоку на предлагаемое устройство.

На фиг.2 изображен вид А (фиг.1).

На фиг.3 изображен вид Б (фиг.1).

На фиг.4 изображен вид сбоку на предлагаемое устройство с поднятой в вертикальное положение грузоподъемной стрелой.

Предлагаемое устройство - ТУА - для установки РН на ПУ, подъема в вертикальном положении ее ГЧ в положение для стыковки и проведения стыковки ГЧ с РН состоит (см. фиг.1 и 2) из рамы 1 с механизмами передвижения и доводки 2 и 3 и гидроопорами 4. На раме 1 шарнирно закреплена грузоподъемная стрела 5 с устройствами (ложементами) 6 и 7 для укладки на них РН 8, средней регулируемой опорой 9 и устройством 10 для крепления РН 8 на грузоподъемной стреле 5. Передний конец грузоподъемной стрелы 5 выполнен из двух параллельных балок 11, сочлененных друг с другом поперечной балкой 12. На балках 11 закреплены парные кронштейны 13 и 14. Передняя пара кронштейнов 14 оснащена (см. фиг.3) поворотной в вертикальной плоскости грузоподъемной траверсой 15 с дистанционно управляемым грузоподъемным устройством 16 с грузозахватным узлом 17. Задняя пара кронштейнов 13 оснащена поворотной в вертикальной плоскости монтажной площадкой 18, подвешенной на жестких тягах 19 к осям 20 на кронштейнах 13. Оси 20 на кронштейнах 13 и оси 21, на которых к кронштейнам 14 подвешена грузоподъемная траверса 15, лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через продольную ось РН 8 и перпендикулярно к ней. Поворотная монтажная площадка 18 оснащена ограждением 22, а ее пол выполнен с проемом 23 под корпус РН 8 и перекрывающими его часть створками 24. Ограждение 22 снабжено поворотными участками 25, выполненными со стороны начала проема 23. Суммарная ширина поворотных участков 25 ограждения 22 равна ширине проема 23. Для фиксации монтажной площадки 18 в рабочем положении при вертикальном положении грузоподъемной стрелы 5 площадка 18 снабжена стопорными устройствами 26, взаимодействующими с соответствующими гнездами на боковых поверхностях балок 11 грузоподъемной стрелы 5. Подъем (поворот) грузоподъемной стрелы 5 осуществляется гидродомкратом 27.

Работает предлагаемое устройство - ТУА - следующим образом.

После укладки РН 8 крановыми средствами МИКа (без ГЧ) на ложементы 6 и 7 грузоподъемной стрелы 5 и присоединения РН 8 к грузоподъемной стреле 5 устройством 10 предлагаемый ТУА по своему рельсовому пути с помощью локомотива передвигается к ПУ, где с помощью механизма доводки 3 и гидроопор 4 устанавливается в положение, пригодное для подъема грузоподъемной стрелы 5 с РН 8 и установки на ПУ. Вслед за этим грузоподъемная стрела 5 гидродомкратом 27 поднимается в положение, при котором грузозахватный узел 17 грузоподъемного устройства 16 грузоподъемной траверсы 15 оказывается на высоте, пригодной для стыковки грузоподъемной траверсы 15 с верхним стыковочным узлом 28 ГЧ 29, которая для этой цели доставляется к ТУА на транспортере 30 по рельсовому пути ТУА в вертикальном положении.

Стыковка ГЧ 29 с траверсой 15 осуществляется с использованием стрелового подъемника, входящего в комплект оборудования СП и грузоподъемного устройства 16, которое для этой цели выдвигает грузозахватный узел 17 на нужную длину.

По окончании стыковки ГЧ 29 с грузоподъемной траверсой 15 ТУА на его поворотную монтажную площадку 18 с помощью стрелового подъемника поднимается персонал для осуществления стыковки ГЧ 29 с РН 8, который раскрывает створки 24 проема 23 пола монтажной площадки 18 и поворотные участки 25 ее ограждения 22. Завершив, таким образом, подготовку монтажной площадки к подъему, начинают подъем грузоподъемной стрелы 5, при котором ГЧ 29 и монтажная площадка 18, поворачиваясь на своих осях, сохраняют вертикальное положение до прихода грузоподъемной стрелы 5 (см. фиг.4) в вертикальное положение, по достижении которого стопорными устройствами 26 фиксируют монтажную площадку 18 и закрывают створки 24 проема 23 пола монтажной площадки и поворотные участки 25 ее ограждения 22. При повороте на своих осях вследствие подъема грузоподъемной стрелы 5 монтажная площадка 18 и ГЧ 29 проходят между балками 11. При этом ГЧ 29 по окончании подъема (поворота) грузоподъемной стрелы 5 в вертикальное положение также оказывается в вертикальном положении, но с монтажным зазором Н между ней и корпусом РН 8, причем оси РН 8 и ГЧ 29 (см. фиг.4) совпадают, что позволяет приступить к стыковке ГЧ 29 с РН 8, опуская для этого ГЧ 29 с помощью грузоподъемного устройства 16 до посадки ГЧ 29 на корпус РН 8. После посадки ГЧ 29 на корпус РН 8 персонал с монтажной площадки 18 сочленяет ГЧ и РН в единую конструкцию с помощью соответствующих крепежных элементов и по окончании этого процесса дистанционно отсоединяет грузозахватный узел 17 грузоподъемного устройства 16 траверсы 15 от ГЧ 29.

По окончании стыковки ГЧ с РН ТУА устанавливает РН с ГЧ на ПУ и после освобождения стопорного устройства 26 монтажной площадки 18 и подъема створок 24 ее пола и поворота поворотных участков 25 ее ограждения опускает грузоподъемную стрелу 5 в горизонтальное положение, после чего производится подготовка к отводу ТУА от ПУ (съем с гидроопор 4 и отсоединение механизма доводки 3) и сам отвод ТУА от ПУ на безопасное расстояние с помощью локомотива.

1.Транспортно-установочныйагрегатдлявертикальнойстыковкиголовнойчастисракетой-носителемиустановкиеенапусковоеустройство,содержащийрамусгидроопорами,механизмамипередвиженияидоводки,шарнирноприсоединеннуюкрамегрузоподъемнуюстрелусустройствамидляразмещениянанейикреплениякнейракеты-носителя,гидродомкратподъемагрузоподъемнойстрелыигидросистемуснасоснойстанциейдляпитанияуказанногогидродомкратаиуправленияим,отличающийсятем,чтовнемнапереднейчастигрузоподъемнойстрелы,выполненнойиздвухпараллельныхбалоксрасстояниеммеждуними,превышающимдиаметрголовнойчасти,ижесткосвязанныхмеждусобойвпереднейчастипоперечнойбалкой,закрепленыпарныекронштейны,передняяпаракоторыхснабженапоперечной,поворотнойввертикальнойплоскостигрузоподъемнойтраверсойсгрузоподъемнымустройством,снабженнымгрузозахватнымузлом,азадняяпарауказанныхкронштейновснабженагоризонтальнымиосями,накоторыхнажесткихтягахподвешенаповоротнаяввертикальнойплоскостимонтажнаяплощадка,оборудованнаяограждениемпоеепериметру.12.Транспортно-установочныйагрегатпоп.1,отличающийсятем,чтогрузоподъемноеустройствогрузоподъемнойтраверсывыполненоввидеодноплунжерногогидродомкрата,агрузозахватныйузелэтогоустройстваснабженгидроприводомрасцеплениясдистанционнымуправлением.23.Транспортно-установочныйагрегатпоп.1,отличающийсятем,чтополмонтажнойплощадкивыполненспроемом,превышающимпоширинедиаметрракеты-носителяиперекрываемымповоротнымиввертикальнойплоскостистворками.34.Транспортно-установочныйагрегатпоп.3,отличающийсятем,чтоограждениемонтажнойплощадкивыполненосостороныначалапроемаполасповоротнымиучастками,суммарнаядлинакоторыхнеменеешириныуказанногопроема.45.Транспортно-установочныйагрегатпоп.1,отличающийсятем,чтогоризонтальныеосивращениягрузоподъемнойтраверсыимонтажнойплощадкилежатвгоризонтальнойплоскости,проходящейчерезпродольнуюосьракеты-носителяприеегоризонтальномположенииперпендикулярноэтойоси.56.Транспортно-установочныйагрегатпоп.1,отличающийсятем,чтомонтажнаяплощадкаснабженастопорнымустройством,фиксирующимеепривертикальномположениигрузоподъемнойстрелывнеподвижномположенииотносительноэтойстрелы,причемширинауказаннойплощадкименьшерасстояниямеждууказаннымипараллельнымибалкамигрузоподъемнойстрелы.6
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
10.04.2019
№219.017.0127

Устройство для крепления ракеты-носителя на опорных ложементах грузоподъемной стрелы транспортно-установочного агрегата

Изобретение относится к наземному оборудованию стартовых позиций ракет-носителей, в частности к устройствам для крепления ракет-носителей на грузоподъемных стрелах транспортно-установочных агрегатов. Устройство содержит размещенные по обеим сторонам грузоподъемной стрелы две силовые тяги,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002258666
Дата охранного документа: 20.08.2005
29.06.2019
№219.017.9a68

Устройство для отвода вертикально поворотной опорной стрелы от борта ракеты-носителя

Изобретение относится к наземным устройствам для отвода площадок обслуживания от борта ракеты-носителя. Согласно изобретению, в устройстве самораскрывающийся стопор размещен на внешнем конце опорной стрелы, выполнен самораскрывающимся под действием собственного веса и регулируемым по длине и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246436
Дата охранного документа: 20.02.2005
+ добавить свой РИД