×
01.03.2019
219.016.cec8

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА ПЕРЕБРОСА РАБОЧЕГО ТЕЛА ДЛЯ ПОВОРОТНОГО СОПЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002456468
Дата охранного документа
20.07.2012
Аннотация: Система переброса рабочего тела для поворотного всеракурсного сопла турбореактивного двигателя содержит два полых рычага и два полых шарнирных узла, жестко закрепленных посредством проушин, охватывающих полые втулки, один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на его подвижном корпусе. Один конец каждого полого рычага соединен с соответствующим полым шарнирным узлом, а их противоположные концы соединены между собой дополнительным полым шарниром с полой перемычкой, соединяющей полости рычагов. Один рычаг установлен в шарнирах с возможностью поворота в радиальной направляющей в плоскости, перпендикулярной горизонтальной оси вращения сопла, а другой - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Соединение подвижного и неподвижного корпусов выполнено с возможностью перемещения точки их сочленения по сферической поверхности в любом направлении относительно неподвижного корпуса сопла. Изобретение позволяет повысить надежность системы переброса рабочего тела от двигателя к всеракурсному реактивному соплу. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам переброса рабочего тела для поворотных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях.

Известна система переброса рабочего тела для поворотного сопла турбореактивного двигателя. Данная система состоит из двух полых шарниров, жестко закрепленных один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на подвижном корпусе, телескопически соединенных между собой. Такое соединение позволяет перебрасывать рабочее тело при повороте сопла в одной плоскости вращения, совмещая два движения - вращательное и возвратно-поступательное. Две системы размещены по обе стороны продольной оси поворотного сопла в зоне его поворота (см. патент РФ №2250383, кл. F02K 1/78, опубл. 27.01.2008 г.).

Известное устройство имеет возможность перемещения только в одной плоскости и, следовательно, не позволяет перебрасывать рабочее тело от систем двигателя к системам всеракурсного реактивного сопла, которое изменяет вектор тяги одновременно в двух плоскостях - в вертикальной и горизонтальной.

Задача изобретения - обеспечить независимость друг от друга поворота реактивного сопла в двух взаимно перпендикулярных плоскостях с обеспечением надежной работы систем для переброса рабочего тела от двигателя к всеракурсному поворотному реактивному соплу при большом количестве циклов поворотов реактивного сопла.

Указанная задача решается тем, что известная система переброса рабочего тела для поворотного сопла турбореактивного двигателя, содержащая соединение двух полых шарнирных узлов, жестко закрепленных посредством проушин, охватывающих полые втулки, один - на неподвижном корпусе сопла двигателя, другой - на его подвижном корпусе, для всеракурсного сопла снабжена двумя полыми рычагами, один конец каждого из которых соединен с соответствующим полым шарнирным узлом, а их противоположные концы соединены между собой дополнительным полым шарниром с полой перемычкой, соединяющей полости рычагов, причем один рычаг установлен в шарнирах с возможностью поворота в радиальной направляющей в плоскости, перпендикулярной горизонтальной оси вращения сопла, а другой - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, при этом соединение подвижного и неподвижного корпусов выполнено с возможностью перемещения точки их сочленения по сферической поверхности в любом направлении относительно неподвижного корпуса сопла.

Предпочтительно шарнир, установленный на подвижном корпусе сопла, снабжен полой вилкой, один конец которой заведен в паз втулки полого рычага, а другой - в паз втулки корпуса шарнира, установленного в проушине подвижного корпуса сопла.

Такое выполнение устройства позволяет осуществить переброс рабочего тела от систем двигателя к всеракурсному реактивному соплу, которое осуществляет изменение вектора тяги как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, с обеспечением надежного переброса при большом количестве циклов поворотов сопла. Кроме того, система исключает взаимное продольное перемещение шарнирных соединений, что повышает надежность ее работы за счет уменьшения износа ее элементов.

На фиг.1 показана схема размещения систем в плоскости продольной оси двигателя;

на фиг.2 - разрез А-А системы в радиальном направлении;

на фиг.3 - разрез Б-Б шарнира, установленного на неподвижном корпусе сопла;

на фиг.4 - разрез В-В шарнира по оси качения полого рычага;

на фиг.5 - разрез Г-Г шарнира, установленного на подвижном корпусе сопла с трубопроводом подвода рабочего тела;

на фиг.6 - схема работы систем переброса, размещенных с одной стороны от продольной оси сопла.

Система переброса рабочего тела для всеракурсного поворотного реактивного сопла содержит три полых шарнира 1, 2, 3, соединенных гидравлически (пневматически) посредством двух полых рычагов 4, 5. Полый угольник 6 шарнирного узла 1 сообщается с трубопроводом 7 подвода рабочего тела двигателя, а штуцер 8 - с трубопроводом 9 подвода рабочего тела на поворотном корпусе 10 реактивного сопла. Внутренние полости рычагов 4 и 5 сообщаются через Т-образную полую втулку 11 и перемычку 12 с опорным угольником 13 шарнира 2. Конец рычага 4 через полый угольник 6 и проушины 14 шарнира 1 соединен с неподвижным корпусом 15 реактивного сопла двигателя. Свободный конец рычага 5 соединен через корпус 16 шарнира 3 с поворотным корпусом сопла 10 посредством проушины 17. Проушины 14 и 18 охватывают полые втулки 19 и 20, являющиеся окончанием рычагов 4 и 5. Рычаг 4 размещен в шарнирах с возможностью вращения в плоскости, перпендикулярной оси сопла, по направляющей 21, а рычаг 5 - в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, относительно оси 22 двигателя. В полом угольнике 6, опорном угольнике 13 и штуцере 8 выполнены радиальные отверстия 23 для прохождения рабочего тела. Штуцер 8 жестко соединен с трубопроводом 9 подвода рабочего тела сопла. Шарнир 3 снабжен полой вилкой 24 с радиальными отверстиями 23, один конец которой заведен в паз 25 полого рычага 5, одновременно фиксируя положение корпуса 16 в проушине 18. Другой конец полой вилки 24 заведен в паз 26 корпуса 16 шарнира 3. Положение корпуса 16 в проушине 17 поворотного корпуса 10 сопла фиксируется штуцером 8, обеспечивая гидравлическое (пневматическое) соединение.

Устройство работает следующим образом. При перекладках реактивного сопла поворотный корпус 10 вместе со штуцером 8 перемещается в пространстве по сферической траектории относительно центра вращения поворотного реактивного сопла, при этом коммуникации реактивного сопла, связанные со штуцером 8, занимают соответствующее пространственное положение, а коммуникации, расположенные на неподвижном корпусе сопла, остаются в статическом положении.

Рабочее тело (керосин или воздух) от двигателя поступает в полый угольник 6 шарнира 1 и через радиальные отверстия 23 - в полую втулку 19 и во внутреннюю полость рычага 4. Последний поворачивается по направляющей 21 вокруг полого угольника 6 шарнира 1 вместе с шарниром 2. Рычаг 5, имеющий на одном из концов шарнир 2, а на другом шарнир 3, вместе с рычагом 4 поворачивается вокруг полого угольника 6 шарнира 1 и одновременно может качаться в плоскости, перпендикулярной оси опорного угольника 13 шарнира 2.

Шарнир 3, расположенный на противоположном конце рычага 5, повторяет движение поворотного реактивного сопла и заставляет поворачиваться рычаг 5 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Рабочее тело через радиальные отверстия 23 полого угольника 6, проушину 14, перемычку 12 и отверстия 23 опорного угольника 13 шарнира 2 поступает во внутреннюю полость рычага 5, а из него через радиальные отверстия 23 штуцера 8 - в систему подвижного корпуса 9 поворотного реактивного сопла. Элементы уплотнения 27, установленные в каждом шарнирном соединении, обеспечивают надежную гидроизоляцию (пневмоизоляцию) системы.

Осуществление изобретения обеспечит надежную работу системы переброса рабочего тела от двигателя к всеракурсному реактивному соплу.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 14.
27.04.2013
№216.012.3ac3

Турбореактивный двигатель

Турбореактивный двигатель содержит корпус, в котором последовательно расположены турбина с затурбинным обтекателем, смеситель, форсажная камера, сопло. Затурбинный обтекатель содержит охлаждаемую и неохлаждаемую части. В охлаждаемой части выполнен кольцевой канал, образованный внутренней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480604
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2014
№216.012.c730

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516751
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.09.2014
№216.012.f7c7

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное осесимметричное сопло содержит неподвижный корпус с экраном и подвижный корпус со сферическим экраном, установленным между неподвижным и подвижным корпусами. Щели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529268
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.05.2018
№218.016.3ac5

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения. Сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно прикрепленные к дозвуковым створкам и подвижно соединенные с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647266
Дата охранного документа: 15.03.2018
09.06.2018
№218.016.5cbf

Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолёта

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции поворотных реактивных сопел авиационных турбореактивных двигателей в месте их сочленения с мотогондолой самолета. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656172
Дата охранного документа: 31.05.2018
09.06.2018
№218.016.5f82

Способ работы форсажного комплекса турбореактивного двигателя (трд) и форсажный комплекс, работающий этим способом, способ работы насоса форсажного и насос форсажный, работающий этим способом, способ работы трд и трд, работающий этим способом

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. В способе работы форсажного комплекса ТРД запуск форсажа производят по командам САУиР с подачей топлива в пусковой коллектор ФК непосредственно от HP через пусковой узел НФ и далее по топливному тракту, включая участок тракта РСФ,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656525
Дата охранного документа: 05.06.2018
13.09.2018
№218.016.8719

Способ работы форсажного комплекса турбореактивного двигателя (трд) и форсажный комплекс, работающий этим способом (варианты), способ работы трд и трд, работающий этим способом

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. В способе работы ТРД перевод форсажного комплекса в режим промежуточного и полного форсажа производят перемещением РУД САУиР из углового положения α последовательно в угловые диапазоны α и производят последовательное автоматическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666835
Дата охранного документа: 12.09.2018
26.01.2019
№219.016.b49a

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к турбореактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сопел. Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус со сферической законцовкой на нем и подвижное относительно нее поворотное устройство, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678235
Дата охранного документа: 24.01.2019
29.03.2019
№219.016.f1ca

Система пневмопереброса для поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам пневмопереброса для поворотных реактивных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях. Система пневмопереброса содержит два шарнирных узла, пневматически соединенных друг с другом при помощи телескопического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315888
Дата охранного документа: 27.01.2008
10.04.2019
№219.017.02f1

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами Г-образной формы со стороны его наружной поверхности и подвижный корпус. Подвижный корпус шарнирно соединен с неподвижным корпусом в двух диаметрально противоположных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002310767
Дата охранного документа: 20.11.2007
+ добавить свой РИД