×
01.03.2019
219.016.c93f

Результат интеллектуальной деятельности: ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент. Фрикционное изделие содержит металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителей (или наполнителя). Слой фрикционного элемента, контактирующий с металлическим каркасом, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое. Фрикционный элемент выполнен из трех слоев. Слой, размещенный между рабочим слоем и слоем, контактирующим с металлическим каркасом, имеет соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое, но меньше, чем в слое, контактирующем с металлическим каркасом. Техническим результатом является улучшение эксплуатационных характеристик изделия путем снижения теплопроводности тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру, а также повышение стойкости изделия к тепловой усталости при резких нагревах и охлаждениях изделия в процессе эксплуатации за счет повышения плавности изменения теплопроводности изделия по слоям от рабочего слоя фрикционного элемента к металлическому каркасу.

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент, совмещенный с металлическим каркасом, эксплуатирующимся во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования (колодки дисковых и барабанных тормозов автомобилей, тракторов и др.).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, при этом между металлическим каркасом и полимерным композиционным элементом размещен клеевой слой, фиксирующий элемент к каркасу (см. патент СССР №1277491, МПК4 В 22 F 7/04, 1994). Существенные признаки аналога "металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является низкая прочность и термостойкость клеевого соединения, нетехнологичность процесса склеивания и недостаточные теплоизолирующие свойства клеевого слоя, практически не снижающего теплопроводность тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру, в результате чего возможно закипание тормозной жидкости и отказ тормозной системы при нагреве фрикционного элемента колодки в процессе торможения.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее металлический каркас и расположенный на металлическом каркасе полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из двух слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой фрикционного элемента, контактирующий с металлическим каркасом, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое (т.е. в слое, имеющем фрикционный контакт с металлическим контртелом) (см. патент РФ №2117197, МПК6 F 16 D 69/00, 1998). Существенные признаки прототипа "металлический каркас и расположенный на металлическом каркасе полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой фрикционного элемента, контактирующий с металлическим каркасом, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа являются недостаточные теплоизолирующие свойства слоя, примыкающего к каркасу, недостаточно снижающего теплопроводность тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру, в результате чего возможно закипание тормозной жидкости и отказ тормозной системы при нагреве фрикционного элемента колодки в процессе торможения.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик изделия путем снижения теплопроводности тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру. Другим видом технического результата, получение которого может обеспечить заявляемое изобретение, является повышение стойкости изделия к тепловой усталости при резких нагревах и охлаждениях изделия в процессе эксплуатации за счет повышения плавности изменения теплопроводности изделия по слоям от рабочего слоя фрикционного элемента к металлическому каркасу.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем металлический каркас и расположенный на металлическом каркасе полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой фрикционного элемента, контактирующий с металлическим каркасом, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое, фрикционный элемент выполнен из трех слоев, причем слой, размещенный между рабочим слоем и слоем, контактирующим с металлическим каркасом, имеет соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое, но меньше, чем в слое, примыкающем к металлическому каркасу.

Существенные признаки заявляемого изобретения "фрикционный элемент выполнен из трех слоев, причем слой, размещенный между рабочим слоем и слоем, контактирующим с металлическим каркасом, имеет соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое, но меньше, чем в слое, примыкающем к металлическому каркасу" являются отличительными от признаков прототипа.

Фрикционное изделие содержит металлический каркас, совмещенный (например, путем приформовывания) с полимерным композиционным фрикционным элементом, выполненным из полимерного композита (композитов). В качестве полимерной основы (матрицы) композита могут использоваться отвержденные смолы, вулканизованные каучуки или смеси отвержденных смол и вулканизованных каучуков. В качестве наполнителей могут использоваться волокнистые материалы, например минеральные волокна, стальные волокна, полиарамидные волокна н др. или их смеси. Также в состав наполнителей могут входить дисперсные материалы, например технический углерод, другие углеродные материалы, барит и т.д. или их смеси. При этом для фрикционного композита рабочего слоя соотношения между матрицей н наполнителями составляет обычно: матрицы 5÷40% масс., наполнителей 60÷95% масс. Слой фрикционного элемента, контактирующий с каркасом, выполнен из композита, имеющего соотношение между матрицей и наполнителями: матрицы 77÷100% масс., наполнителей 0÷33% масс. Слой, размещенный между рабочим слоем и слоем, контактирующим с каркасом, выполнен из фрикционного композита, у которого соотношение между матрицей и наполнителем составляет: матрицы 10÷45% масс., наполнителей 65÷90% масс. Для этого слоя соотношение матрицы с наполнителем всегда больше, чем у рабочего слоя, но меньше, чем у слоя, контактирующего с металлическим каркасом. При этом предпочтительно использование в качестве полимеров для матриц слоев одного и того же полимера или сходных полимеров (одного класса, группы и т.д.).

Изготавливаться заявляемое изделие может известными методами, например, приформовыванием к металлическому каркасу формовочной смеси. При этом поверхность металлического каркаса, к которой приформовывается полимерный фрикционный элемент, предварительно покрывается полимерной композицией, например, путем обработки раствором полимера с наполнителем (возможно покрытие только полимером, раствор которого используется без наполнителя) и последующей сушкой. Затем на каркас наносятся слои из формовочных смесей необходимого состава, и осуществляется формование и термообработка изделия, в результате чего образуются полимерные композиты. Затем изделие может подвергаться механической обработке.

Конкретным примером заявляемого изделия является полимерное композиционное фрикционное изделие, содержащее плоский металлический каркас (колодка дискового тормоза легковых автомобилей), и фрикционный элемент, состоящий из трех слоев полимерных фрикционных композитов. Слой, контактирующий с металлическим каркасом, толщиной до 0,5 мм включает 80% масс. полимерной матрицы на базе фенолформальдегидной смолы (СФП) и 20% масс. дисперсного технического углерода. Рабочий слой 8÷20 мм содержит 20% масс. полимерной матрицы на базе фенолформальдегидной смолы, волокнистые наполнители (стальные волокна, минеральная вата, стекловолокна) в количестве 20% масс., порошкообразные наполнители (барит, глинозем и др.) - 60% масс. Расположенный между указанными слоями дополнительный слой толщиной 2÷5 мм содержит 30% масс. полимерной матрицы на базе фенолформальдегидной смолы, волокнистые наполнители в количестве 19% масс. и порошкообразные наполнители в количестве 51% масс.

Наличие во фрикционном изделии композиционных слоев, теплопроводность которых снижается при чередовании от рабочей поверхности изделия до металлического каркаса, позволяет более надежно защитить тормозную жидкость от перегрева и повысить стойкость изделия к тепловой усталости в процессе эксплуатации за счет более плавного изменения теплопроводности по слоям, что улучшает эксплуатационные характеристики изделия.

Фрикционноеизделие,содержащееметаллическийкаркасиполимерныйкомпозиционныйфрикционныйэлемент,состоящийизслоев,каждыйизкоторыхсостоитизполимернойматрицыинаполнителей(илинаполнителя),приэтомслойфрикционногоэлемента,контактирующийсметаллическимкаркасом,имеетмассовоеотношениематрицыкнаполнителю(илинаполнителям)большее,чемврабочемслое,отличающеесятем,чтофрикционныйэлементвыполненизтрехслоев,причемслой,размещенныймеждурабочимслоемислоем,контактирующимсметаллическимкаркасом,имеетотношениематрицыкнаполнителю(илинаполнителям)большее,чемврабочемслое,номеньшее,чемвслое,контактирующемсметаллическимкаркасом.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 43.
20.02.2013
№216.012.2799

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим армирующий металлический каркас, например колодкам дисковых тормозов автомобилей, фрикционным изделиям для различных машин и оборудования. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475657
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.33f4

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, и используется во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе. Поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478843
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.05.2013
№216.012.44f7

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, полимерный демпфирующий слой и противошумную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483232
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.493c

Фрикционная накладка

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным накладкам, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования, где фрикционный контакт происходит в среде масла. Фрикционная накладка выполнена из полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484328
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.5794

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах, где сила трения направлена по дуге окружности, по которой осуществляется относительное перемещение контртела и фрикционного изделия. Фрикционное изделие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488028
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.11.2013
№216.012.7ec4

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области фрикционных изделий, в частности к тормозным колодкам и накладкам автомобилей, тракторов, мототехники, колодкам рельсового транспорта, накладкам сцеплений и муфт и различным фрикционным устройствам. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498125
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.01.2014
№216.012.9515

Нао фрикционное изделие, не содержащее меди

Изобретение относится к области фрикционных изделий из неасбестовых органических материалов, не содержащих меди, в частности к тормозным колодкам и накладкам автомобилей, тракторов и различных фрикционных устройств. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503859
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.04.2014
№216.012.ba07

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513351
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.04.2014
№216.012.ba09

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513353
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.04.2014
№216.012.bc1a

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, полимерный демпфирующий слой и противошумную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513882
Дата охранного документа: 20.04.2014
Показаны записи 1-10 из 55.
20.02.2013
№216.012.2799

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим армирующий металлический каркас, например колодкам дисковых тормозов автомобилей, фрикционным изделиям для различных машин и оборудования. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475657
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.33f4

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, и используется во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе. Поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478843
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.05.2013
№216.012.44f7

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, полимерный демпфирующий слой и противошумную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483232
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.493c

Фрикционная накладка

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным накладкам, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования, где фрикционный контакт происходит в среде масла. Фрикционная накладка выполнена из полимерного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484328
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.5794

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах, где сила трения направлена по дуге окружности, по которой осуществляется относительное перемещение контртела и фрикционного изделия. Фрикционное изделие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488028
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.11.2013
№216.012.7ec4

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области фрикционных изделий, в частности к тормозным колодкам и накладкам автомобилей, тракторов, мототехники, колодкам рельсового транспорта, накладкам сцеплений и муфт и различным фрикционным устройствам. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498125
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.01.2014
№216.012.9515

Нао фрикционное изделие, не содержащее меди

Изобретение относится к области фрикционных изделий из неасбестовых органических материалов, не содержащих меди, в частности к тормозным колодкам и накладкам автомобилей, тракторов и различных фрикционных устройств. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503859
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.04.2014
№216.012.ba07

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513351
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.04.2014
№216.012.ba09

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513353
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.04.2014
№216.012.bc1a

Фрикционное изделие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, полимерный демпфирующий слой и противошумную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513882
Дата охранного документа: 20.04.2014
+ добавить свой РИД