×
01.03.2019
219.016.c93c

Результат интеллектуальной деятельности: БЕСКОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ВЕРТОЛЕТНОГО РЕДУКТОРА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002283984
Дата охранного документа
20.09.2006
Аннотация: Изобретение относится к авиастроению, преимущественно к уплотнениям смазываемых опор высокооборотных валов редукторов вертолетов. Бесконтактное уплотнение вала вертолетного редуктора содержит корпус уплотнения, импеллер, маслосгонную резьбу и щелевое уплотнение на уплотняемом валу. Импеллер состоит из двух крыльчаток, одна из которых расположена под углом ˜70° к оси импеллера, а вторая имеет козырек по периферии крыльчатки и содержит два щелевых уплотнения. Одно из щелевых уплотнений образовано внутренней поверхностью импеллера, на которой выполнена канавка с разгрузочными отверстиями, и валом, а второе щелевое уплотнение образовано наружной поверхностью импеллера с корпусом уплотнения. Технический результат - улучшение свойств по герметичности без существенного усложнения конструкции и уменьшение габаритных размеров. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиастроению, преимущественно к уплотнениям смазываемых опор высокооборотных валов редукторов вертолетов.

Бесконтактное уплотнение применяется для валов редукторов, смазываемых жидкой смазкой, имеющих скорости на уплотняемом диаметре вала >15 м/с, в которых давление внутри редуктора посредством суфлирования выровнено с атмосферным и эксплуатирование выполняется на высотах до 6000 м над уровнем моря.

В редукторах вертолетов применяются комбинированные бесконтактные уплотнения, которые состоят из щелевого уплотнения, маслосгонной резьбы и маслоотражателя описанные в Л.Б.Бушмарин и др. Механические передачи вертолетов. М.: Машиностроение, 1983. 120 с. В таких уплотнениях маслоотражатель центробежными силами преграждает доступ масла в щелевое уплотнение. Маслосгонная резьба выполнена таким образом, что витки отгоняют масло в корпус, а щелевое уплотнение препятствует попаданию в редуктор (всасыванию) внешней воздушной среды, в которой может быть пыль.

Эти уплотнения имеют неограниченный ресурс и работают при высоких частотах вращения уплотняемых валов. Недостатком вышеуказанных уплотнений является низкий перепад давления, при котором обеспечивается герметичность уплотнения вала. Увеличение уплотняющей способности приводит к увеличению осевых габаритов деталей, а, следовательно, к увеличению массы, что для авиации не приемлемо.

Из известных устройств наиболее близким по технической сущности является уплотнение входного вала (от двигателя) редуктора ВР-2 вертолета Ми-2. В этом уплотнении применен импеллер, который объединяет маслоотражатель с центробежной крыльчаткой, представленный в Бюллетень Э-4212/82 "Главный редуктор ВР-2 IV серии" и принятый за прототип.

В этом уплотнении (см. Фиг.3) поясок фланца 1 образует сдвоенное щелевое уплотнение. Импеллер 2 создает противодействие масловоздушной смеси от давления возникающего внутри корпуса редуктора, на переменных режимах предотвращая выброс масла. Для улучшения слива масла между подшипником и крыльчаткой импеллера имеется полость 3 для успокоения масловоздушного потока.

Недостатком данного уплотнения является низкий перепад давления, при котором обеспечивается полная герметичность приводного вала редуктора, что существенно сужает область применения этого уплотнения и достаточно большие габаритные размеры. По результатам исследований подобного типа уплотнений выявлено, что капельная течь появляется при избыточном давлении в полости редуктора <100 мм водного столба при рабочей частоте вращения.

Техническим результатом настоящего изобретения является создание бесконтактного уплотнения с улучшенными свойствами по герметичности без существенного усложнения конструкции и с меньшими, чем у существующих устройств, габаритными размерами. По результатам испытаний представляемого уплотнения герметичность обеспечена до избыточного давления в полости редуктора до 500 мм водного столба при рабочей частоте вращения.

Указанный результат достигается тем, что в уплотнении вала применен принципиально новый импеллер.

На фигуре 1 изображен пример установки бесконтактного уплотнения вала. На фигуре 2 изображен импеллер, примененный в конструкции уплотнения вала. Последовательно слева на право вид на импеллер справа, продольный разрез и вид на импеллер слева. На фигуре 3 изображено бесконтактное уплотнение вала, принятое за прототип.

В состав конструкции бесконтактного уплотнения вала входит импеллер 1 с двумя крыльчатками 2 и 3 (фигура 1 и 2), которые представляют собой набор лопаток. Крыльчатка 2 изготовленная с внутренней стороны редуктора выполнена наклонной (˜70° к оси импеллера). Над крыльчаткой 3 имеется козырек 16, который выступает над лопатками крыльчатки. В собранном уплотнении козырек располагается в проточке выполненной в корпусе уплотнения 10 с зазорами ˜0,3...0,5 мм. Внутренняя 5 и наружная 4 поверхности импеллера с корпусом уплотнения 10 имеют малые радиальные зазоры (˜0,2 мм) и образуют щелевые уплотнения. На внутренней поверхности 5 импеллера выполнена канавка 13 с тремя равнорасположенными наклонными отверстиями 7 диаметром 1,5 мм (разгрузочными элементами).

На уплотняемом валу 15 выполнены маслосгонная резьба 9 и точная наружная поверхность, которые образуют с точным отверстием корпуса 10 щелевое уплотнение. Маслосгонная резьба представляет собой многозаходную резьбу с прямобочным профилем витка.

В корпусе уплотнения 10 выполнена кольцевая проточка 6, которая соединена с полостью 12, в которую сливается масло из подшипника, наклонными пазами, изготовленными во втулке 11. Втулка 11 запрессована в корпус уплотнения 10.

Уплотнение, как правило, служит для предотвращения выброса масла, которым смазывается вращающийся подшипник с установленным в него приводным валом.

При работе вспененная, закрученная лопатками импеллера, масловоздушная смесь отводится от подшипника через наклонные пазы во втулке 11 в кольцевую проточку 6 и не может вернуться обратно в полость 12 из-за наклонного расположения пазов. Наклон пазов во втулке 11 выбран по направлению вращения подшипника с установленным в него валом. При этом в кольцевой проточке 6 создается направленное движение масла со сливом его в корпус редуктора через канал 14.

Наклонное расположение крыльчатки 2 создает дополнительное сопротивление прохождению масловоздушной смеси к щелевому уплотнению 4.

Козырек на крыльчатке 3 обеспечивает улучшение запирания щелевого уплотнения 4.

Прошедшее через две крыльчатки и щелевые уплотнения 4 и 5 масло отбрасывается центробежными силами в канавку 13 и далее через отверстия 7 на крыльчатку 2. Кроме того, через эти же отверстия стравливается часть избыточного давления масловоздушной смеси, прошедшей через уплотнение в разряженную зону действия крыльчатки 2, повышая эффективность действия уплотнения.

В целях повышения герметичности уплотнения на выходе из уплотнения за маслосгонной резьбой 9 установлено щелевое уплотнение с гладкими стенками 8.

Таким образом, без усложнения конструкции, увеличения количества деталей, их точности и массы удалось значительно повысить герметичность бесконтактного уплотнения валов, по экспериментальным данным, при одной частоте вращения уплотняемого вала, более чем в пять раз.

Предлагаемое техническое решение может быть использовано в уплотнениях высокооборотных валов авиационной техники.

1.Бесконтактноеуплотнениевалавертолетногоредуктора,содержащеекорпусуплотнения,импеллер,маслосгоннуюрезьбуищелевоеуплотнениенауплотняемомвалу,отличающеесятем,чтоимпеллерсостоитиздвухкрыльчаток,однаизкоторыхрасположенаподуглом˜70°косиимпеллера,автораяимееткозырекпоперифериикрыльчаткиисодержитдващелевыхуплотнения.12.Бесконтактноеуплотнениевалавертолетногоредукторапоп.1,отличающеесятем,чтоодноизщелевыхуплотненийобразовановнутреннейповерхностьюимпеллера,накоторойвыполненаканавкасразгрузочнымиотверстиями,ивалом,автороещелевоеуплотнениеобразованонаружнойповерхностьюимпеллераскорпусомуплотнения.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
27.02.2013
№216.012.2a72

Способ получения безобжигового минерального вяжущего гидравлического твердения

Изобретение относится к производству безобжиговых вяжущих и может быть использовано при изготовлении строительных изделий гидравлического твердения. Технический результат - снижение себестоимости вяжущего, повышение его активности. В способе получения безобжигового минерального вяжущего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476393
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.01.2014
№216.012.9b5a

Способ получения фтористого водорода

Изобретение может быть использовано в химической промышленности. Способ получения фтористого водорода включает сернокислотное разложение фторсодержащего материала алюминиевого производства при нагревании реакционной смеси. В качестве фторсодержащего материала используют высокодисперсные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505476
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.04.2016
№216.015.347a

Система отопления пола жилых и производственных помещений

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к теплообменным аппаратам. Система отопления пола жилых и производственных помещений, заполненная теплоносителем, включает подающий и обратный трубопроводы и средства передачи тепловой энергии в виде набора труб, уложенных равноудаленно друг...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581556
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.7946

Таблетированное лекарственное средство на основе экстракта манжетки обыкновенной

Изобретение относится к таблетированному лекарственному средству для лечения синдрома повышенной вязкости крови. Указанное средство включает 6 мас.% густого экстракта манжетки обыкновенной, полученного упариванием спиртовой вытяжки до остаточной влажности 25%, 46,8 мас.% глюкозы, 46,8 мас.%...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599020
Дата охранного документа: 10.10.2016
20.02.2019
№219.016.bea2

Способ переработки мелкодисперсных натрий-фтор-углеродсодержащих отходов электролитического производства алюминия

Изобретение относится к способу переработки мелкодисперсных натрий-фтор-углеродсодержащих отходов электролитического производства алюминия. Способ включает смешение отходов, используемых в качестве фторсодержащего минерализатора, со смесью, содержащей кальциевый, алюмосиликатный и железистый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002393241
Дата охранного документа: 27.06.2010
20.02.2019
№219.016.c3e7

Способ обработки жидкой стали

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству стали. Способ включает подачу в расплав стали углеродсодержащего материала в виде отходов электролитического производства алюминия. Указанные отходы с содержанием углерода не менее 91% подают в расплав стали на завершающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002441923
Дата охранного документа: 10.02.2012
08.03.2019
№219.016.d3aa

Способ диагностики изменений водонасыщения слоев торфа в стратиграфии торфяной залежи

Изобретение относится к способам исследования водного режима торфяных почв. Сущность: на выбранном стратиграфическом участке верхового или переходного болота на фиксированном расстоянии друг от друга устанавливают две скважины. Одну из скважин устраивают по методике, используемой на болотных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681270
Дата охранного документа: 05.03.2019
20.06.2019
№219.017.8d65

Комплексное лекарственное средство в таблетированной форме для коррекции синдрома повышенной вязкости крови

Изобретение относится к фармацевтической промышленности, а именно к таблетированному лекарственному средству для лечения синдрома повышенной вязкости крови. Таблетированное лекарственное средство для лечения синдрома повышенной вязкости крови, включающее густой экстракт надземной части манжетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691936
Дата охранного документа: 19.06.2019
12.09.2019
№219.017.ca75

Устройство согласованной фильтрации произвольных отраженных лчм сигналов в реальном масштабе времени

Изобретение относится к средствам обнаружения сигнала с линейной частотной модуляцией в условиях шумов. Технический результат заключается в обеспечении согласованной фильтрации ЛЧМ сигналов с изменяемыми параметрами, такими как девиация и длительность импульса. Устройство работает в реальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699828
Дата охранного документа: 11.09.2019
+ добавить свой РИД