×
20.02.2019
219.016.bcc6

ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002282543
Дата охранного документа
27.08.2006
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к технике диагностики психофизиологического состояния человека в процессе профессиональной деятельности. Система содержит связанные по радиоканалу приемник и два телеметрических датчика, а также блок обработки сигналов и управления, связанный с блоком индикации. Каждый датчик имеет электроды для обеспечения электрического контакта с кожей водителя, подключенные к аналого-цифровому преобразователю, выход которого подключен к передатчику с антенной. Один из датчиков выполнен с возможностью установки на запястье, а другой - на пальце руки водителя. Передатчики обоих телеметрических датчиков и приемник выполнены с возможностью передачи и приема индивидуальных сигналов от каждого из телеметрических датчиков. Блок обработки сигналов и управления выполнен с возможностью суммирования сигналов от обоих датчиков в режиме реального времени. Изобретение позволяет повысить достоверность контроля бодрствования для различных физиологических типов водителей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к диагностике психофизиологического состояния человека в процессе профессиональной деятельности и может быть использовано в системах автоматического контроля состояния водителей транспортных средств.

Описано большое количество изобретений, касающихся противодействия попаданию за руль транспортного средства как изначально неработоспособного водителя, так и водителя, который в процессе вождения теряет работоспособность. Так, известно использование газоанализаторов для определения паров алкоголя в процессе дыхания водителя, препятствующих запуску двигателя (ЕР 1024746 A1, Smart Start Inc., A 61 B 5/097,... B 60 K 28/06, 09.08.2000) [1], использование систем распознавания речи водителя (RU 2148505, ЗАО «НЕЙРОКОМ», B 60 K 28/06, 10.05.2000) [2] для этих же целей. Известны также системы, использующие в качестве критерия работоспособности анализ во времени степени сжатия водителем рулевого колеса (WO 00/55000 A1, Fahrertraining..., B 60 K 28/06, 21.09.2000) [3], в предельном случае диагностирующие смерть водителя (WO 00/18012, Gustav Magenwirth, H 03 K 17/975, B 60 K 28/04, 30.03.2000) [4].

Процесс перехода в дремотное состояние в процессе движения предлагается фиксировать по частоте перемещения века глаз (US 5469143, Cooper, G 08 B 21/00, 340/575, 21.11.1995; WO 00/24309 A1, Renault, A 61 B 3/113, 04.05.2000) [5]. Другим направлением контроля за состоянием водителя в процессе движения является фиксация его физиологических параметров - электроэнцефалограмм, электромиограмм и электроокулограмм, а также их совместный анализ (WO 00/44580 A1, Compumedics Sleep. PTY. Ltd, B 60 K 28/02, /06, 03.08.2000) [6]. Контроль функционального состояния может быть эффективно использован для поддержания работоспособности, например, в условиях монотонии, когда оператор теряет бдительность (см. RU 2111134 С1, НЕЙРОКОМ, В 60 К 28/06, 1998) [7].

Одним из наиболее информативных критериев перехода в состояние потери работоспособности водителя является изменение кожно-гальванической реакции (RU 2107460 С1, НЕЙРОКОМ, А 61 В 5/05, 5/103, 5/18, 27.03.1998; US 6167299, Galchenkov et al, NEUROCOM, 600/547, 26.12.2000 - патенты-аналоги) [8]. Устройство для реализации способа содержит электроды со средствами их крепления, подключенные к входному устройству, средства для подавления импульсных помех, средства для выделения сигнала в полосе фазической составляющей электродермальной активности, средства для детектирования импульсов фазической составляющей, блок регистрации. Средства выделения сигнала в полосе фазической составляющей, средства для подавления импульсных помех и средства для детектирования импульсов фазической составляющей выполнены в виде последовательно подключенных к входному устройству фильтра нижних частот, блока преобразования входного сигнала в первую и вторую производные по времени и блока анализа формы импульсов, при этом вход последнего подключен к входу блока регистрации. Однако в [8] не затрагиваются технические аспекты реализации устройства на транспорте, обеспечение устойчивой телеметрии и поддержание бодрствования без создания дополнительных неудобств водителю, что и является задачей патентуемого изобретения.

Наиболее близким по совокупности признаков и достигаемому результату является телеметрическая система контроля бодрствования водителя транспортного средства (RU 2200095, НЕЙРОКОМ, 09.08.2001) [9]. Входное устройство выполнено в виде телеметрического датчика с возможностью размещения и крепления на запястье или на пальце водителя. Связь телеметрического датчика и блока приема осуществляется по радиоканалу. Входное устройство содержит последовательно соединенные логарифмический преобразователь, аналого-цифровой преобразователь, формирователь кодовых посылок и передатчик. Блок приема сигнала выполнен двухканальным, при этом каждый из каналов образован последовательно соединенными приемной антенной, усилителем высокой частоты, детектором, коррелятором.

Эта система использует один телеметрический датчик, размещаемый только на запястье или на пальце водителя, и реализует концепцию равнозначности указанных областей для целей достоверной регистрации кожно-гальванической реакции. Однако в результате обширных экспериментов установлено, что у некоторых людей сигнал на запястье самопроизвольно пропадает при их вполне работоспособном психофизиологическом состоянии, что вызывает в системе ложные тревоги. Но при этом на пальцах сигнал кожно-гальванической реакции сохраняется. У других людей наблюдается обратная ситуация: сохраняется сигнал на запястье при исчезновении его на пальцах. Патентуемое изобретение направлено на устранение неоднозначности в характере получаемой информации о состоянии бодрствования человека.

Технический результат изобретения состоит в повышении достоверности контроля бодрствования для различных физиологических типов водителей. Дополнительный технический результат - повышение надежности устройства за счет резервирования телеметрических датчиков.

Технический результат достигается тем, что телеметрическая система контроля бодрствования водителя транспортного средства содержит связанные по радиоканалу приемник и телеметрический датчик, имеющий электроды для обеспечения электрического контакта с кожей водителя, подключенные к аналого-цифровому преобразователю, выход которого подключен к передатчику с антенной, блок обработки сигналов и управления, связанный с блоком индикации.

В систему введен второй аналогичный телеметрический датчик, причем один из датчиков выполнен с возможностью установки на запястье, а другой - на пальце руки водителя, передатчики обоих телеметрических датчиков и приемник выполнены с возможностью передачи и приема индивидуальных сигналов от каждого из телеметрических датчиков, а блок обработки сигналов и управления выполнен с возможностью суммирования сигналов от обоих датчиков в режиме реального времени.

Система может характеризоваться тем, что радиоканал связи приемника и телеметрических датчиков выполнен с возможностью двустороннего обмена данными.

Введение второго датчика не сводится к увеличению однотипных признаков, приводящему лишь к усилению технического результата, поскольку реализуется новый принцип - одновременная регистрация сигналов и на запястье и на пальце водителя. Необходимость такой регистрации установлена самим заявителем. Следует отметить, что приемный блок в прототипе [9] реализует другой принцип: он принимает сигналы КГР только либо с запястья, только либо с пальца. Два канала в блоке приема (приемнике) обеспечивают решение другой задачи - устойчивости приема радиосигнала в условиях движения радиопередатчика телеметрического датчика относительно приемной антенны.

Существо изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показана блок-схема патентуемой системы контроля бодрствования водителя; на фиг.2 представлен алгоритм функционирования системы.

Система содержит (фиг.1) телеметрические датчики 10, 12, приемник 20 сигналов телеметрического датчика, контроллер 30 и устройство 40 индикации. Телеметрические датчики 10, 12 предназначены для получения информации об изменении кожного сопротивления водителя, передачи этой информации по радиоканалу. Телеметрические датчики 10, 12 располагаются на запястье и на пальце водителя и могут быть выполнены в виде браслета (или наручных часов) и перстня.

Телеметрические датчики характеризуются идентичной функциональной схемой и различаются только формой корпуса и электродов. Телеметрический датчик 10 имеет электроды 102, 104 для обеспечения электрического контакта с кожей водителя, соединенные с входом аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 105, выход которого подключен к входу передатчика 106. Передатчик 106 имеет передающую антенну 108. Питание датчика осуществляется от встроенного сменного автономного элемента (не показан). Датчик 12 соответственно включает электроды 122 и 124, АЦП 125, передатчик 126 с передающей антенной 128.

Приемник 20 с антенной 201 предназначен для приема высокочастотных радиосигналов от телеметрических датчиков 10, 12. Приемник 20, так же как и датчики 10, 12, выполняется таким образом, чтобы обеспечить прием телеметрической информации по радиоканалу с последующим разделением сигналов. Принципы и средства построения таких решений являются известными для специалиста (выбор разных частот передатчиков, различных типов модуляции и т.п. - см., например, http://www.cdma.aaanet.ru/cdma8006.html). Телеметрическая система может быть выполнена в соответствии с международным стандартом - протоколом беспроводной связи IEEE.802.15.4 (т.н. «ZigBee») (http://www.wireless.ru/wireless/1276). Этот протокол предусматривает небольшую дальность действия (около 10 метров) и пропускную способность канала - до 250 кбит/с. Передача на этой скорости ведется в диапазоне 2,4 ГГц. Небольшая мощность и скорость обусловлены малыми энергоресурсами связываемых устройств. Выход приемника 20 связан с контроллером 30.

Контроллер 30 имеет интерфейс 302, связанный с блоком 304 управления и цифровой обработки сигналов. Блок 304 подключен к блоку 306 формирования управляющих воздействий, имеющему ряд соответствующих выходных клемм 308 для подключения к различным системам транспортного средства. К одному из входов блока 304 подключен блок 310 входных сигналов с транспортного средства, имеющий группу входов 312 для подключения к соответствующим электрическим цепям транспортного средства, например указателям торможения, поворота и другим. К блоку 310 также подключена кнопка 314 подтверждения бодрствования. Для подключения блока 304 к бортовому компьютеру транспортного средства введен блок 316 сопряжения, вход которого соединен с блоком 304, а выход имеет соответствующий разъем 318. Блок 304 связан с интерфейсом 320 для связи с устройством 40 индикации.

Устройство 40 индикации связано с контроллером 30 через интерфейс 402, подключенный к блоку 404 управления индикацией, связанному с блоком 406 звуковой сигнализации и индикатором 408 уровня бодрствования, показывающему уровень бодрствования водителя по условной шкале, наличие радиосигналов от обоих телеметрических датчиков, а также световой сигнал тревоги.

Интерфейсы 302, 320 и 402 могут быть организованы по стандарту RS-232С или другому, используемому на транспортном средстве.

Устройство работает следующим образом.

Телеметрический датчик 10 крепится на палец, а датчик 12 - на запястье водителя. При контакте пар электродов 102, 104 и 122, 124 с кожей водителя обеспечивается возможность измерения электрического сопротивления кожи, характеризующего физиологическое состояние. Посредством АЦП 105 и 125 текущее значение сопротивления преобразуется в цифровой вид. Сигналы с выхода АЦП 105, 125 поступают на передатчики 106, 126. Кроме того, на эти передатчики поступает служебная информация о наличии гальванического контакта обоих пар электродов с телом водителя, о напряжении батареи питания датчиков, начале и окончании режима тестирования.

По запросу контроллера 30 информационный код вместе с признаками тестирования и ошибки подается на выход приемника 20. Блок 304 управления и цифровой обработки анализирует полученные с приемника 20 сигналы, соответствующие измеренному значению сопротивления кожи. На основе этого анализа, с учетом известных критериев состояния бодрствования по кожно-гальванической реакции [8], блок 304 определяет уровень бодрствования водителя. Кроме того, блок 304 управления и цифровой обработки анализирует полученные с приемника 20 сигналы об ошибках. К числу таких ошибок относятся:

а) отсутствие контакта электродов 102, 104 и 122, 124 с кожей водителя,

б) замыкание электродов 102, 104 и 122, 124 между собой,

в) отсутствие радиосигнала от обоих датчиков 10 и 12,

г) сбои в работе приемника 20.

Алгоритм работы блока 304 предусматривает, при наличии упомянутых ошибок, подачу определенного сигнала на блок 404 управления индикацией, который переводит индикатор 408 в особый режим работы (например, мигание), либо выдает звуковой сигнал посредством блока 406.

В соответствии с уровнем бодрствования через интерфейс 320 на вход устройства 40 индикации поступает код состояния индикатора 408. Блок 404 управления индикацией подключает необходимое число элементов индикатора (например, светодиодов) и при критическом снижении уровня бодрствования подает сигнал на блок 406 звуковой сигнализации. Звуковой сигнал тревоги требует от водителя нажатия кнопки 314 подтверждения бодрствования. Если водитель нажал кнопку 314 или блок 310 входных сигналов с транспортного средства, зарегистрировал сигнал по любому из входов 312, работа всей системы продолжается в прежнем режиме. В том случае, если с выхода блока 310 на блок 304 не поступило никакого сигнала, подтверждающего бодрствование, блок 304 выдает сигналы на блок 306 формирования управляющих воздействий, выходные клеммы 308 которого подключены к функциональным системам транспортного средства. При использовании патентуемой телеметрической системы на автодорожном транспорте и речных судах это - системы световой и звуковой сигнализации, управления впрыском топлива, управления пневматической подвеской. На железнодорожном транспорте управляющее воздействие подается на систему аварийного торможения.

При наличии в транспортном средстве бортовой сети стандарта CAN BUS патентуемая телеметрическая система может быть подключена к бортовому компьютеру транспортного средства посредством блока 316 сопряжения через разъем 318, которые выполнены также в стандарте CAN BUS. В бортовую сеть транспортного средства в этом случае может передаваться информация о текущем уровне бодрствования водителя, включении звукового сигнала тревоги, активизации водителем кнопки 314 подтверждения бодрствования, информации о выдаче сигналов на блок 306 формирования управляющих воздействий. Кроме того, в бортовую сеть может выдаваться информация и о состоянии самой системы контроля бодрствования (например, о возникновении сбоев, потере контакта телеметрического датчика с кожей руки водителя, разряде элемента питания датчика и о прочих нерегламентных ситуациях в работе системы).

Алгоритм функционирования системы показан на фиг.2.

При включении питания (п.60) проходит самотестирование стационарной части системы - блоков 20, 30 и 40 (п.61), в процессе которого проверяется правильность функционирования ее блоков. При обнаружении ошибок выдается сообщение (п.73), после чего водитель принимает решение (п.74) относительно дальнейшего использования системы: продолжить работу системы (п.61) или отключить ее (п.75).

Если самотестирование прошло успешно, проводится проверка наличия сигналов от датчиков 10, 12 (п.62). В том случае, если сигнал от обоих датчиков 10, 12 отсутствует, система возвращается в цикл самотестирования (п.61). При наличии хотя бы одного из сигналов включается индикатор 408 приема сигнала от соответствующего датчика (п.63) и производится анализ принимаемых данных (п.64). В случае обнаружения ошибок (п.65), сообщение о которых передал датчик 10 или 12 или приемник 20 (см. выше позиции в перечне ошибок за исключением п.«в»), выдается сообщение (п.73). После этого водитель принимает решение (п.74) относительно дальнейшего использования системы: устранить причину ошибки и продолжить работу системы (п.61) или отключить систему (п.75).

При отсутствии ошибок проводится арифметическое суммирование цифровых сигналов датчиков 10, 12 в режиме реального времени и определение уровня бодрствования (п.66) и его индикация (п.67). Далее проводится проверка уровня бодрствования (п.68) по известным критериям [8]. Если уровень бодрствования выше критического, система возвращается в п.62 по циклу. Если уровень бодрствования ниже критического, выдается звуковой сигнал «Подтвердите бодрствование», а также включается световой индикатор тревоги (п.69). Проверяется ответная реакция водителя (п.70): нажата ли в течение заданного времени кнопка 314.

Если кнопка 314 нажата, система возвращается на шаг (п.62). Одновременно проверяется наличие сигналов от органов управления транспортным средством (п.71) с группы входов 312, например, указателей торможения, поворота и другим. Если хотя бы один из этих сигналов присутствует, то система возвращается на шаг п.62. При отсутствии таких сигналов подается управляющее воздействие на выходы 308 и соответствующее сообщение об ошибке (п.73). После этого водитель принимает решение (п.74) относительно дальнейшего использования системы: продолжить работу системы, устранив причину ошибки (п.61), или отключить систему (п.75).

1.Телеметрическаясистемаконтролябодрствованияводителятранспортногосредства,содержащаясвязанныепорадиоканалуприемникителеметрическийдатчик,имеющийэлектродыдляобеспеченияэлектрическогоконтактаскожейводителя,подключенныеканалого-цифровомупреобразователю,выходкоторогоподключенкпередатчикусантенной,блокобработкисигналовиуправления,связанныйсблокоминдикации,отличающаясятем,чтовведенвторойаналогичныйтелеметрическийдатчик,причемодиниздатчиковвыполненсвозможностьюустановкиназапястье,адругой-напальцерукиводителя,передатчикиобоихтелеметрическихдатчиковиприемниквыполненысвозможностьюпередачииприемаиндивидуальныхсигналовоткаждогоизтелеметрическихдатчиков,аблокобработкисигналовиуправлениявыполненсвозможностьюсуммированиясигналовотобоихдатчиковврежимереальноговремени.12.Системапоп.1,отличающаясятем,чторадиоканалсвязиприемникаителеметрическихдатчиковвыполненсвозможностьюдвустороннегообменаданными.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
20.02.2019
№219.016.c4a1

Способ идентификации факта речевой активности оператора

Изобретение относится к диагностике психофизиологического состояния человека по речевому сигналу в процессе его профессиональной деятельности и может быть использовано при реализации контроля состояния водителя транспортного средства. Согласно данному способу регистрируют звуковое давление...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148505
Дата охранного документа: 10.05.2000
10.04.2019
№219.016.ff5d

Способ оценки сенсорной чувствительности в условиях анестезии и устройство для его осуществления

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано при различных хирургических манипуляциях, требующих проведения общей анестезии. Способ оценки сенсорной чувствительности в условиях анестезии состоит в воздействии стимула в виде импульсов электрического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002269291
Дата охранного документа: 10.02.2006
10.04.2019
№219.016.ff76

Устройство контроля психофизиологической совместимости операторов по гомеостатической методике

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при проведении психологических исследований и диагностики, в частности при оценке конфликтности или слаженности действий операторов. Устройство содержит по меньшей мере два пульта испытуемых. Каждый пульт включает переменный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266049
Дата охранного документа: 20.12.2005
18.05.2019
№219.017.5458

Способ оценки склонности к риску

Изобретение относится к способам оценки психофизиологических качеств человека-оператора сложных систем управления и может быть использовано при профессиональном отборе. Способ заключается в формировании на экране монитора компьютера, по меньшей мере, трех кадров с изображением трех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289165
Дата охранного документа: 10.12.2006
09.06.2019
№219.017.782d

Телеметрическая система контроля работоспособности оператора по уровню бодрствования и предвестникам гипогликемии

Изобретение относится к средствам диагностики психофизиологического состояния человека в процессе профессиональной деятельности и может быть использовано в системах автоматического контроля состояния операторов, в частности водителей транспортных средств. Технический результат - контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002251156
Дата охранного документа: 27.04.2005
Показаны записи 1-10 из 18.
10.06.2015
№216.013.54a0

Устройство для коррекции характеристик сна

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для коррекции характеристик сна содержит датчик для регистрации электродермальной активности ЭДА, связанный с блоками анализа и выделения сигналов кожно-гальванической реакции КГР, генератор стимулирующих электрических импульсов, накожные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553185
Дата охранного документа: 10.06.2015
26.08.2017
№217.015.e379

Устройство для непрерывного неинвазивного измерения кровяного давления

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для непрерывного неинвазивного измерения кровяного давления содержит установленный в корпусе (11) аппликатор (10), выполненный в виде заполненной жидкостью (15) полости (12) с гибкой мембраной (13) для обеспечения механического контакта с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626319
Дата охранного документа: 25.07.2017
29.12.2017
№217.015.fc24

Пневматический сенсор для непрерывного неинвазивного измерения артериального давления

Изобретение относится к медицинской технике. Сенсор для непрерывного измерения артериального давления содержит аппликатор (1), рабочую камеру (11) с датчиком давления (20), подключенным через АЦП (321) к микроконтроллеру (32), который связан с воздушным насосом (40, 42) и устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638712
Дата охранного документа: 15.12.2017
19.01.2018
№218.016.0742

Телеметрический датчик для контроля бодрствования по сигналам электродермальной активности

Изобретение относится к области средств контроля физического состояния ответственных лиц. Датчик содержит браслет для запястья оператора, на внутренней поверхности которого закреплены электроды для регистрации кожно-гальванической реакции, связанные с источником тока и микропроцессорным блоком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631364
Дата охранного документа: 21.09.2017
15.12.2018
№218.016.a7d2

Монолитный трёхкамерный пневматический сенсор с встроенными дроссельными каналами для непрерывного неинвазивного измерения артериального давления

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к сенсору для непрерывного измерения артериального давления. Сенсор содержит аппликатор (10) с контактной площадкой (100) и пневматической камерой (12). Пневматическая камера открыта на плоскую поверхность (17) контактной площадки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675066
Дата охранного документа: 14.12.2018
20.02.2019
№219.016.be64

Способ оценки эмоциональной устойчивости

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их эмоциональной устойчивости. Способ состоит в предъявлении зрительных стимулов и искусственно созданных слуховых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002343835
Дата охранного документа: 20.01.2009
20.02.2019
№219.016.be65

Способ оценки уровня распределения внимания

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности. Способ заключается в предъявлении на экране компьютера стимульных полей и определении реагирования на стимульное поле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002343843
Дата охранного документа: 20.01.2009
01.03.2019
№219.016.cb31

Психофизиологический способ оценки линейного глазомера

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии. На экране компьютера предъявляют плоскую разомкнутую фигуру в виде одной линии. Фигура имеет начальный и конечный реперы, которые соединены под прямым углом прямыми непересекающимися линиями различной длины. Испытуемому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347530
Дата охранного документа: 27.02.2009
11.03.2019
№219.016.d815

Психофизиологический способ оценки уровня восприятия скорости движущихся объектов и расстояния до них

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при определении профессиональной пригодности оператора к управлению транспортными средствами. При оценке уровня восприятия скорости и расстояния совмещают движущуюся марку с неподвижной и регистрируют факт и время реагирования....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347532
Дата охранного документа: 27.02.2009
20.03.2019
№219.016.e844

Интеллектуальная перчатка для водителя транспорта, препятствующая дремоте за рулем

Изобретение относится к устройствам предотвращения дремоты водителя транспорта. Технический результат заключается в повышении надежности и интеллектуальных свойств системы за счет одновременного учета психофизиологического состояния водителя, моторики его действий при управлении транспортом, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002455694
Дата охранного документа: 10.07.2012
+ добавить свой РИД