×
02.02.2019
219.016.b656

Подводный аппарат с плавниковым движителем

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002678732
Дата охранного документа
31.01.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области судовых движителей и может быть использовано при проектировании малых подводных робототехнических средств. Подводный аппарат с плавниковым движителем содержит корпус, энергетическую установку, механизмы управления и плавниковый движитель, который состоит из последовательности поверхностей с жесткими ребрами, выполняющих перемещения в цепной сцепке, оснащенной шарнирами, которые снабжены торсионными пружинами и демпферами, обеспечивающими возникновение регулируемого гидроупругого эффекта. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области судовых движителей и может быть использовано при проектировании малых подводных робототехнических средств.

Известен плавниковый движитель, построенный для модели судна под руководством Г. Хертеля (см. Гидробионика в судостроении под ред. И.М. Петрова / И.М. Петров. - М.: Издательство ЦНИИТЭИС, 1970. стр. 100-101). Плавниковый движитель состоит из плавника, совершающего поступательно-вращательные колебания, привода поперечных перемещений плавника, привода вращательных перемещений плавника. Плавник представляет собой прямоугольный металлический лист постоянной толщины.

Недостатком конструкции является то, что такая форма плавника не является оптимальной по сравнению с крыловым профилем и приводит к значительным срывам потока при движении плавника. Это, в свою очередь, ухудшает пропульсивные характеристики плавникового движителя и увеличивает затраты энергии на движение плавучего объекта.

Известен плавниковый движитель типа «машущее крыло», разработанный норвежской фирмой «Wave Control Со» и использующий энергию качки судна (см. Слижевский Н.Б. Гидробионика в судостроении / Н.Б. Слижевский. - Николаев: Издательство УГМТУ, 2002. стр. 98-99). Плавниковый движитель состоит из горизонтально расположенного машущего крыла, смонтированного на специальных стойках в носовой оконечности судна. При качке носовая оконечность совершает вертикальные гармонические колебания, за счет чего горизонтально расположенное крыло совершает поступательно-вращательные колебания. Тем самым, на машущем крыле возникает горизонтальная составляющая гидродинамической силы, толкающая судно вперед.

Недостатком данного движителя является зависимость его эффективной работы от погодных условий - волнения моря. При этом возможно ухудшение его пропульсивных качеств и, соответственно, увеличение затрат энергии на движение судна.

Известен также плавниковый движитель, принятый в качестве прототипа (см. пат.RU №2360831 «Корабль с плавниковым движителем», опубл. 10.07.2009, кл. МПК: В63Н 1/36). Движитель состоит из последовательности гибких полосовых поверхностей с жесткими ребрами, выполняющими перемещения в цепной сцепке, задающей углы наклона жестких ребер по касательной к бегущей синусоиде, что в разные моменты времени образует геометрически сложные седловые поверхности со строго заданными скоростями деформации поверхности машущего крыла.

Недостатком движителя является то, что перемещения гибких полосовых поверхностей происходят по синусоидальному закону, который может быть не оптимальным для обеспечения пропульсивных качеств движителя. Тем самым, возможно увеличение затрат энергии на движение плавучего объекта.

Задачей изобретения является разработка нового плавникового движителя, состоящего из системы поверхностей с повышенным пропульсивным коэффициентом полезного действия, что, в свою очередь, уменьшает затраты энергии на движение подводного аппарата с плавниковым движителем.

Технический результат заключается в уменьшении затрат энергии на движение подводного аппарата с плавниковым движителем за счет использования регулируемого гидроупругого эффекта, который возникает, когда характеристики жесткости и демпфирования в шарнирах подобраны таким образом, чтобы частота колебаний первой поверхности, задаваемая с помощью механизмов управления, совпадала с основной собственной частотой всей системы поверхностей.

Поставленная задача достигается тем, что подводный аппарат с плавниковым движителем содержит корпус, энергетическую установку, механизмы управления и плавниковый движитель. Плавниковый движитель состоит из последовательности поверхностей с жесткими ребрами, выполняющими перемещения в цепной сцепке, оснащенной шарнирами. Шарниры снабжены торсионными пружинами и демпферами, обеспечивающими возникновение гидроупругого эффекта

Сущность изобретения поясняется чертежами:

на фиг. 1 показана схема подводного аппарата с плавниковым движителем;

на фиг. 2 показано устройство шарнира.

Подводный аппарат с плавниковым движителем содержит корпус 1, энергетическую установку 2, механизмы управления 3 и плавниковый движитель, состоящий из поверхностей 4-7 и жестких ребер 8-11, а также цепных сцепок 12-14, оснащенных шарнирами 15-17. Каждый шарнир 15-17 состоит из торсионной пружины 18 и демпфера 19.

Подводный аппарат с плавниковым движителем работает следующим образом. Внутри корпуса 1 расположена энергетическая установка 2, снабжающая энергией механизмы управления 3. Механизмы управления 3 задают поверхности 4 поступательно-вращательные колебания, которые передаются поверхностям 5-7 при помощи цепных сцепок 12-14. Частота колебаний поверхности 4 совпадает с основной собственной частотой системы поверхностей 4-7 (фиг. 1). Основная собственная частота определяется исходя из характеристик жесткости торсионных пружин 18 и демпфирования демпферов 19 (фиг. 2). Таким образом, создаются условия для возникновения регулируемого гидроупругого эффекта.

В результате разработан новый подводный аппарат с плавниковым движителем, состоящим из системы поверхностей, обладающим повышенными пропульсивными качествами, вследствие этого уменьшаются затраты энергии на движение подводного аппарата с плавниковым движителем.

Подводный аппарат с плавниковым движителем, состоящий из корпуса, энергетической установки, механизмов управления и плавникового движителя, состоящего из последовательности поверхностей с жесткими ребрами, выполняющих перемещения в цепной сцепке, оснащенной шарнирами, отличающимися тем, что шарниры снабжены торсионными пружинами и демпферами, обеспечивающими возникновение регулируемого гидроупругого эффекта.
Подводный аппарат с плавниковым движителем
Подводный аппарат с плавниковым движителем
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
25.08.2017
№217.015.ac28

Способ защиты от коррозии сменного инструмента, изготовленного из разнородных металлов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технологии защиты сменного инструмента, изготовленного из разнородных металлов, работающего в морской воде, от контактной и электрохимической коррозии. Способ включает погружение инструмента или его части, изготовленной из менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612118
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.cd0a

Способ неразрушающего контроля скрытых дефектов в технически сложном элементе конструкции, к которому нет доступа, и устройство для его осуществления

Изобретение относится к неразрушающим методам и средствам дефектоскопии технически сложных элементов конструкции. Сущность: элемент конструкции, к которому есть доступ, нагружают переменной механической нагрузкой и вызывают его перемещения. Измеряют параметры процесса перемещения элемента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619812
Дата охранного документа: 18.05.2017
26.08.2017
№217.015.dc35

Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки текучей среды к плавающему судну от подводного терминала. Предложена система для транспортировки текучей среды к плавающему судну, содержащая погруженный буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624283
Дата охранного документа: 03.07.2017
26.08.2017
№217.015.dcaa

Способ обработки резьбового соединения бурильных труб из титановых сплавов

Изобретение относится к области технологии обработки конструкционных материалов, в частности к поверхностному упрочнению наружной резьбы концов бурильных труб, изготовленных из титановых сплавов в составе подводно-бурового комплекса. Способ обработки включает облучение лазером резьбовой части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624274
Дата охранного документа: 03.07.2017
29.12.2017
№217.015.fe34

Подводная буровая установка

Изобретение относится к области горного дела, а именно к разведочному бурению при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых на шельфах морей. Подводная буровая установка выполнена в виде подводной лодки с отсеками и межбортным пространством. Подводная лодка снабжена спускоподъемным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638665
Дата охранного документа: 15.12.2017
10.05.2018
№218.016.4a3a

Адаптивное погруженное швартовное устройство для передачи нефти или газа с подводного терминала на плавучее сооружение

Изобретение относится к области судостроения, в частности к швартовным устройствам, применяемым для удержания плавучих сооружений при передаче нефти, природного газа с морского подводного терминала. Предлагаемое устройство включает подводный захват, закрепленный одним концом на поворотном столе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651401
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4bec

Исследовательская необитаемая малая подводная лодка

Изобретение относится к области проектирования и строительства подводных лодок (ПЛ) и предназначено для испытательных подводных пусков торпедного и ракетного оружия. ПЛ включает носовой, кормовой и средний прочные корпусы, а также блоки пусковых труб, служащих для подводного пуска ракет или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651942
Дата охранного документа: 24.04.2018
11.10.2018
№218.016.9009

Подводный планер-глайдер

Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Подводный планер-глайдер включает в себя систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669244
Дата охранного документа: 09.10.2018
23.10.2018
№218.016.94f7

Способ определения метацентрической высоты подводных и надводных объектов и устройство электронного угломерного прибора для его осуществления

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при определении метацентрической высоты подводных и надводных объектов. Предложен способ определения метацентрической высоты подводных и надводных объектов водоизмещением D, который осуществляется путем кренования объектов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670319
Дата охранного документа: 22.10.2018
01.11.2018
№218.016.97c5

Регулируемый совмещённый преобразователь импедансного дефектоскопа

Использование: для акустического импедансного метода неразрушающего контроля многослойных материалов и изделий. Сущность изобретения заключается в том, что регулируемый совмещенный преобразователь импедансного дефектоскопа содержит корпус регулируемого совмещенного преобразователя, контактный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671334
Дата охранного документа: 30.10.2018
Показаны записи 1-4 из 4.
11.10.2018
№218.016.9009

Подводный планер-глайдер

Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Подводный планер-глайдер включает в себя систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669244
Дата охранного документа: 09.10.2018
04.06.2019
№219.017.735a

Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования траекторий движения корабля, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля заключается в том, что формируют его трехмерную электронную модель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690305
Дата охранного документа: 31.05.2019
24.11.2019
№219.017.e5bf

Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата

Изобретение относится к управлению автономными подводными аппаратами и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных аппаратов, выполняющих сложное маневрирование. Создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг которой определяют распределение полей скоростей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707017
Дата охранного документа: 21.11.2019
05.08.2020
№220.018.3cbb

Кормовое крестообразное оперение подводного объекта

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструктивному оформлению кормового оперения подводного объекта, назначением которого является обеспечение устойчивости и управляемости подводного объекта. Кормовое крестообразное оперение подводного объекта включает горизонтальные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728960
Дата охранного документа: 03.08.2020
+ добавить свой РИД