×
02.02.2019
219.016.b5ef

Отсечной клапан

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области отсечки тяги РДТТ и направлено на совершенствование отсечных клапанов, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив. Отсечной клапан состоит из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, кольцевого детонирующего заряда, охватывающего цилиндрическую часть заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой, направленной в сторону цилиндрической части заглушки, при этом внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизолятором, при этом в корпус установлен вкладыш из эрозионно-стойкого пресс-материала, геометрически вкладыш представляет собой сопло Лаваля с критической и разнонаправленными расширяющимися частями. Закритическая часть вкладыша расположена напротив ДУЗа и защищена снаружи металлической втулкой, установленной на адгезионном составе. Техническим результатом является повышение надежности работы клапана. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области отсечки тяги РДТТ и направлено на совершенствование отсечных клапанов, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив при использовании его в РД, предназначенного для посадки кабины космонавтов на землю.

Известна конструкция отсечного клапана, состоящего из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой, направленной в сторону цилиндрической части заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, при этом внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизоляцией (А.М. Липанов, А.В. Алиев. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива. Москва. Машиностроение. 1995 г. Стр. 306. Рис. 8.36), принятого за прототип.

Недостаток такой конструкции заключается в том, что не конкретизирована форма сопла и степень его расширения, также в зазоре между срезом и корпусом возможны вихревые течения, что приведет к дополнительному нагреву конструкции, а введение дополнительного ТЗП и утолщение стенок ведут к увеличению веса всей конструкции. Также непонятно как происходит вылет заглушки, возможно заклинивание, что приведет к резкому повышению давления и разрушению летательного аппарата.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение надежности работы отсечного клапана.

Указанная задача решается так, что в отсечном клапане, состоящем из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, сопла, кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой, направленной в сторону цилиндрической части заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, при этом внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизоляцией, кроме того в корпус установлен вкладыш из эрозионностойкого прессматериала, геометрически вкладыш представляет собой сопло Лаваля с критической и разнонаправленными расширяющимися частями, закритическая часть вкладыша расположена напротив ДУЗа и защищена снаружи металлической втулкой, установленной на адгезионном составе, выходной диаметр закритической части вкладыша определяется по формуле:

, где

da - выходной диаметр закритической части, мм;

dkp - диаметр критического сечения вкладыша, мм;

Рк.с - давление в камере сгорания, Мпа;

β - расходный комплекс топлива, м/с;

ρа - плотность газа на срезе, кг/м3;

Iуд.п. - импульс удельный пустотный, м/с.

Цилиндрическая часть заглушки установлена по посадке во втулку, выполненную, как минимум, с двумя направляющими, в направляющую, расположенную дальше от ДУЗа, установлено герметизирующее уплотнение.

На представленной фигуре изображен общий вид отсечного клапана.

Отсечной клапан содержит корпус 1, жестко соединенный с комбинированной заглушкой, содержащей цилиндрическую 2 и сферическую 3 части, в корпусе 1 расположен кольцевой детонирующий заряд 4, охватывающий цилиндрическую часть 2 комбинированной заглушки, выполненный с кольцевой кумулятивной канавкой, направленной в сторону цилиндрической части 2 комбинированной заглушки. В корпусе 1, напротив кольцевого детонирующего заряда 4 установлен электродетонатор 5. Внутренняя часть корпуса 1 и комбинированная заглушка защищены теплоизоляцией 6.

В корпус 1 установлен вкладыш 7 из эрозионностойкого прессматериала в форме сопла Лаваля с критической и разнонаправленными расширяющимися частями, при этом диаметр среза сопла - da, выбран таким образом, чтобы при работе отсечного клапана давление на срезе сопла было меньше или равно атмосферному давлению (ра≤рн), т.е. чтобы сопло работало без перерасширения и недорасширения, что позволяет получить на выходе из отсечного клапана осесимметричный поток, не создающий вихревых течений в зазорах и исключить заброс давления в зону электродетонатора 5, его прогар и разрушение при посадке кабины космонавтов на землю.

Закритическая часть вкладыша 7 расположена напротив детонирующего заряда 4 и снаружи защищена металлической втулкой 8, установленной на адгезионном составе.

Выходной диаметр закритической части вкладыша 7 определяется по формуле:

, где

da - выходной диаметр закритической части, мм;

d - диаметр критического сечения вкладыша, мм;

Рк.с - давление в камере сгорания, Мпа;

β - расходный комплекс топлива, м/с;

ρа - плотность газа на срезе, кг/м3;

Iуд.п. - импульс удельный пустотный, м/с.

Цилиндрическая часть 2 заглушки установлена по посадке во втулку 9, выполненную, как минимум, с двумя направляющими 10 и 11. Втулка 9 установлена в корпус 1 на герметике и соединена с корпусом 1, при помощи гайки 13. В направляющую 11, расположенную дальше от ДУЗа, установлено герметизирующее уплотнение 12.

Применение вкладыша 7 из эрозионностойкого материала в форме сопла Лаваля где диаметр среза сопла - da, выбран таким образом, чтобы при работе отсечного клапана давление на срезе сопла было меньше или равно атмосферному давлению (ра≤рн), позволяет получить на выходе из отсечного клапана осесимметричный поток, не создающий вихревых течений в зазорах и исключить заброс давления в зону электродетонатора 5, его прогар и разрушение.

Установка втулки 9 по посадке с двумя направляющими 10 и 11 позволяет добиться контролируемого вылета заглушки при срабатывании отсечного клапана.

Установка металлической втулки 8 защищает закритическую часть вкладыша 7 от разрушения при срабатывании детонирующего заряда 4.

Соединение втулки 9 с корпусом 1 при помощи гайки 13 предотвращает вылет втулки 9 под действием усилий от взрыва детонирующего заряда 4.

Установка уплотнительного кольца 12 и втулки 9 в корпус 1 на герметике обеспечивает герметизацию детонирующего заряда.

В процессе работы продукты сгорания топлива, имеющие высокую температуру и давление, поступают во внутреннюю полость отсечного клапана и благодаря тому, что внутренняя полость защищена теплоизоляцией 6 не происходит преждевременное вскрытие заглушки. При подаче электрического сигнала на электродетонатор 5 происходит передача детонации к кольцевому детонирующему заряду 4, комбинированная заглушка разрушается под действием давления продуктов сгорания и вылетает из корпуса 1 без перекосов и закусываний. При дальнейшем работе отсечного клапана давление на срезе сопла меньше или равно атмосферному давлению (ра≤рн), что позволяет получить на выходе из отсечного клапана осесимметричный поток, не создающий вихревых течений в зазорах и исключить заброс давления в зону электродетонатора 5, его прогар и разрушение.

Таким образом, предложенная конструкция отсечного клапана обеспечивает повышение надежности работы отсечного клапана за счет исключения заброса давления в зону электродетонатора, исключает дополнительное температурное воздействие на корпус отсечного клапана, защиту докритической части вкладыша, контролируемый вылет комбинированной заглушки и герметизацию полости, в которую установлен детонирующий заряд.


Отсечной клапан
Отсечной клапан
Отсечной клапан
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 58.
27.06.2015
№216.013.5a68

Твердотопливный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании ракет различного назначения, в частности космического, в системе аварийного спасения. Твердотопливный ракетный двигатель состоит из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554685
Дата охранного документа: 27.06.2015
20.10.2015
№216.013.8456

Способ сборки газовода с эластичным шарниром

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на разработку способа сборки гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур и переменных давлений. Гибкий газовод содержит подвижный телескопический узел в виде металлических оболочек, сопряженных по цилиндрическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565481
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.02.2016
№216.014.c273

Клапан регулирования расхода газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан регулирования расхода газа состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, седла, заслонки и вала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574779
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.02.2016
№216.014.c4c0

Способ подтверждения внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя и стендовое устройство

При подтверждении внутрибаллистических и энергетических характеристик твердотопливного заряда ракетного двигателя сжигают серию зарядов с различной скоростью горения в камере-имитаторе с расходным круглым отверстием критического сечения с замером давления в камере-имитаторе. Перед сжиганием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574778
Дата охранного документа: 10.02.2016
13.01.2017
№217.015.8c04

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости содержит камеру сгорания с пороховым зарядом, пиропатрон и емкость, разделенную выворачивающей диафрагмой на две полости - газовую, сообщающуюся с камерой сгорания, и жидкостную, заполненную рабочей жидкостью. Камера сгорания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604775
Дата охранного документа: 10.12.2016
13.01.2017
№217.015.8cdb

Твердотопливный импульсный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке. Твердотопливный импульсный двигатель содержит камеру сгорания с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604772
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba6c

Нагружающее устройство

Изобретение относится к испытательной технике. Нагружающее устройство содержит привод, корпус с крышкой, выполненной с полым валом, установленный в крышке шестеренчатый редуктор, малая шестерня которого установлена на валу привода, а большая - на полом валу крышки, винтовую передачу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615719
Дата охранного документа: 07.04.2017
25.08.2017
№217.015.bbc4

Нагружающее устройство

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для создания тянущих и толкающих усилий в силовых цепях испытательных стендов, для тарировки датчиков силы, испытания материалов на прочность, в качестве приводов исполнительных механизмов, в качестве домкратов и прессов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615913
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.c7bb

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование газораспределительных клапанов, обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан содержит корпус с входным и двумя выходными патрубками, заслонки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619008
Дата охранного документа: 11.05.2017
25.08.2017
№217.015.cd56

Узел соединения отделяемых частей летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам соединения разделяемых частей летательных аппаратов. Технический результат - повышение сдвигоустойчивости узла соединения при длительных знакопеременных нагрузках с одновременной возможностью его распадения - отделения. Узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619611
Дата охранного документа: 17.05.2017
Показаны записи 1-10 из 48.
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.07.2013
№216.012.5a46

Узел соединения заслонки с седлом клапана расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции клапанов для регулирования расхода горячего газа, работающих при высоких температурах и давлениях, и предназначено для управления летательным аппаратом по каналам крена, тангажа и рыскания. Узел соединения заслонки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488731
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6ca2

Клапан для регулирования расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур и давлений и предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из корпуса с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493461
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.7a8c

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан содержит корпус с входным и двумя выходными патрубками, с седлами, установленными в выходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497034
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.7ece

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в клапанах, работающих в условиях высоких температур и давлений, при их транспортировке. Газораспределительный клапан содержит установленную с возможностью поворота вокруг оси в корпусе заслонку, связанную с валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498135
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.06.2014
№216.012.d6ec

Узел пары заслонка и седло регулятора расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам расхода горячего газа, работающим на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающим управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Узел пары заслонка и седло регулятора расхода горячего газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520798
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.11.2014
№216.013.0527

Способ соединения вала и силовой оболочки с помощью штифта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к регуляторам расхода горячего газа, в которых валы соединены с силовой оболочкой при помощи штифтов. Способ соединения включает установку во входное отверстие силовой оболочки штифта и его запрессовку. В процессе перемещения штифта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532717
Дата охранного документа: 10.11.2014
20.08.2015
№216.013.6f6f

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан состоит из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, в которых выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560097
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.10.2015
№216.013.8456

Способ сборки газовода с эластичным шарниром

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на разработку способа сборки гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур и переменных давлений. Гибкий газовод содержит подвижный телескопический узел в виде металлических оболочек, сопряженных по цилиндрическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565481
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.02.2016
№216.014.c273

Клапан регулирования расхода газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан регулирования расхода газа состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, седла, заслонки и вала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574779
Дата охранного документа: 10.02.2016
+ добавить свой РИД