Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к системам обеспечения безопасности транспортных средств и может быть использовано для обеспечения водителя информацией о скорости и направлении движения окружающих его транспортных средств, что позволит избежать аварийной ситуации.
В настоящее время водитель получает информацию об изменении скорости и направлении движения окружающих его транспортных средств только в пределах видимости - визуально и по расположенным на них сигнальным индикаторам.
При этом в условиях плохой (ограниченной) видимости или при движении группы автомобилей возможна ситуация, когда возникает аварийная обстановка из-за невозможности увидеть сигналы впереди (сзади или рядом) идущих автомобилей и вовремя отреагировать на них.
Известны различные способы предотвращения столкновений автомобилей, основанные на определении расстояния до транспортных средств [патент РФ №2310922. Способ предотвращения столкновений автомобиля и устройство для его осуществления / Мужичек С.М., Ефанов В.В., Винокуров В.И., Зыков В.Н.], [патент РФ №2348948. Устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием / Коннов В.П., Польский Ю.Е.].
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ, описанный в [патент РФ №2429505. Способ предупреждения столкновения автомобиля с препятствием и устройство для его осуществления / Ефанов В.В., Мужичек С.М.]. Указанный способ направлен на решение задачи повышения безопасности транспортных средств путем установки n интегрированных модулей устройства, которые формируют диаграммы направленности импульсного дальномерного оптического локатора.
Недостатком данных способов является необходимость использования группы радио- или оптических дальномеров, что приводит к высокой сложности и, соответственно, стоимости их реализации.
Заявленный способ направлен на решение задачи повышения эффективности средств обеспечения безопасности движения транспортных средств путем передачи, приема и обработки спутниковых навигационных сигналов и радиосигналов устройствами, расположенными непосредственно на транспортных средствах.
Сущность изобретения состоит в том, что для его осуществления введены приемник спутниковых навигационных сигналов, приемник радиосигналов, вычислительное устройство, передатчик радиосигналов, индикатор, N датчиков световой сигнализации, приемник спутниковых навигационных сигналов осуществляет прием спутниковых навигационных сигналов и определение координат, скорости и направления движения собственного транспортного средства, вычислительное устройство осуществляет прием информации от приемника спутниковых навигационных сигналов, приемника радиосигналов, переданных другими транспортными средствами, и датчиков световой сигнализации; передачу навигационных параметров и данных, полученных с датчиков световой сигнализации, через передатчик радиосигналов окружающим его транспортным средствам; построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки.
Функциональная реализация способа предупреждения столкновения транспортных средств представлена на чертеже, где обозначены:
- приемник спутниковых навигационных сигналов 1,
- приемник радиосигналов 2,
- вычислительное устройство 3,
- передатчик радиосигналов 4,
- индикатор 5,
- N датчиков световой сигнализации 6i, i=1, N.
Выход приемника спутниковых навигационных сигналов 1 подключен к первому входу вычислительного устройства 3. Выход приемника радиосигналов 2 подключен ко второму входу вычислительного устройства 3. Выходы датчиков световой сигнализации 6i, i=1, N, подключены к третьему, четвертому, …, N-му входам вычислительного устройства 3.
Первый выход вычислительного устройства 3 подключен ко входу передатчика радиосигналов 4. Второй выход вычислительного устройства 3 подключен ко входу индикатора 5.
При использовании на транспортных средствах мобильных телекоммуникационных устройств (например, смартфонов) приемник спутниковых навигационных сигналов 1, приемник радиосигналов 2, вычислительное устройство 3 и передатчик радиосигналов 4 могут быть конструктивно размещены (объединены) в одном мобильном телекоммуникационном устройстве (например, смартфоне).
Датчики световой сигнализации 6i, i=1, N, контролируют (формируют) сигналы, необходимые для управления транспортным средством (например, «левый поворот», «правый поворот», «аварийная остановка», «стоп» и т.д.).
Способ предупреждения столкновения транспортных средств реализуется следующим образом.
Приемник спутниковых навигационных сигналов 1 производит прием спутниковых навигационных сигналов и производит расчет координат, скорости и направления движения своего транспортного средства, после чего передает их в вычислительное устройство 3. Вычислительное устройство 3 считывает сигналы с выходов датчиков световой сигнализации 61-6N и определяет состояние сигналов управления транспортным средством (например, «левый поворот», «правый поворот», «стоп» и т.д.).
Вычислительное устройство 3 передает полученные из приемника спутниковых навигационных сигналов 1 данные и данные, полученные от датчиков световой сигнализации 61-6N, через передатчик радиосигналов 4 окружающим его транспортным средствам. Одновременно, приемник радиосигналов 2 производит прием радиосигналов, переданных другими транспортными средствами (передача данных через передатчик радиосигналов 4 и их прием приемником радиосигналов 2 могут осуществляться, например, с использованием смартфонов и любого из существующих стандартов: Wi-Fi, Bluetooth, GSM, WAP, GPRS, 3G, EDGE), а вычислительное устройство 3 осуществляет:
построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои координаты, в заданной пространственной области;
отображение схемы расположения транспортных средств на индикаторе 5;
при получении сигналов от других транспортных средств - включение различных информационно-предупреждающих сигналов, например:
- «торможение впереди идущего транспортного средства» (при торможении или уменьшении скорости транспортного средства, движущегося впереди);
- «осуществляется перестроение» (при получении сигнала поворота транспортного средства);
- «транспортное средство с аварийной сигнализацией» (при получении сигнала аварийного останова транспортного средства, находящегося впереди);
- «транспортное средство с водителем с агрессивным стилем вождения» (при обнаружении автомобиля, который осуществляет множество перестроений из полосы в полосу) и т.д.;
выделение транспортного средства на индикаторе с опасно высокой или опасно низкой скоростью и др.
Таким образом, предлагаемый способ предупреждения столкновения транспортных средств представляет собой последовательную реализацию следующих этапов.
Этап 1: прием спутниковых навигационных сигналов, определение координат, скорости и направления движения транспортного средства (приемником спутниковых навигационных сигналов 1).
Этап 2: чтение датчиков световой сигнализации (вычислительным устройством 3).
Этап 3: передача вычислительным устройством 3 данных, полученных с датчиков световой сигнализации 61-6N и приемника спутниковых навигационных сигналов 1, через передатчик радиосигналов 4 окружающим его транспортным средствам.
Этап 4: прием сигналов, переданных другими транспортными средствами (приемником радиосигналов 2).
Этап 5: построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки (вычислительным устройством 3 и индикатором 5).
Предложенный способ предупреждения столкновения транспортных средств обеспечивает практически в реальном времени построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки, что существенно повышает безопасность движения транспортных средств.
Способ предупреждения столкновения транспортных средств, заключающийся в том, что для его осуществления введены приемник спутниковых навигационных сигналов, приемник радиосигналов, вычислительное устройство, передатчик радиосигналов, индикатор, N датчиков световой сигнализации, приемник спутниковых навигационных сигналов осуществляет прием спутниковых навигационных сигналов и определение координат, скорости и направления движения собственного транспортного средства, вычислительное устройство осуществляет прием информации от приемника спутниковых навигационных сигналов, приемника радиосигналов, переданных другими транспортными средствами, и датчиков световой сигнализации; передачу навигационных параметров и данных, полученных с датчиков световой сигнализации, через передатчик радиосигналов окружающим его транспортным средствам; построение схемы расположения транспортных средств, передающих свои навигационные параметры, и при необходимости - формирование сигналов, предупреждающих водителя об опасных ситуациях дорожной обстановки.