×
21.11.2018
218.016.9f18

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ МИНИМИЗАЦИИ ЗОН ОТЧУЖДЕНИЯ ОТДЕЛЯЕМЫХ ЧАСТЕЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для сокращения районов падения отделяющихся частей ступеней ракет-носителей. Технический результат - снижение площадей зон отчуждения из-за отделяемых частей за счет обеспечения их полного сгорания на атмосферном участке траектории спуска. По способу на этапе предполетной подготовки ракеты-носителя выделяют отделяющиеся части, различающиеся по степени их разрушения в плотных слоях атмосферы после отделения от ракеты-носителя. Производят расчет параметров движения до момента их падения на поверхность зоны отчуждения. Рассчитывают количество теплоты, получаемой отделяющейся частью за счет аэродинамического нагрева при движении на атмосферном участке траектории спуска до заданной высоты, на которой должно закончиться ее сгорание. Рассчитывают необходимое дополнительное количество теплоты для обеспечения полного сгорания отделяющейся части в атмосфере. Определяют необходимое количество энергетического материала для обеспечения получения заданного количества теплоты. В качестве материала заполнителя выбирают материал, способный к горению в отсутствие дополнительного окислителя и обладающий соответствующими характеристиками для обеспечения требований условий эксплуатации в составе отделяющейся части на всех участках ее функционирования. Количество и положение точек зажигания энергетического материала в составе отделяющейся части определяют из условия ее сжигания на заданном интервале времени. Инициирование воспламенения упомянутого материала осуществляют по достижении заданных параметров движения отделяемой части на атмосферном участке траектории спуска с учетом длительности интервала времени процесса сжигания и конструкции отделяемой части до возможного ее разрушения на крупные фрагменты. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для сокращения районов падения отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет-носителей (РН). К ОЧ ступеней РН относятся: отработавшие ступени (ОС), переходные отсеки (ПО), створки головных обтекателей (СГО).

Одной из основных проблем, связанных со снижением техногенного воздействия пусков РН на окружающую среду, является наличие ОЧ, что приводит к необходимости выделять значительные площади зон отчуждения на территориях и акваториях поверхности Земли для районов падения ОЧ.

Известен «Способ минимизации зон отчуждения для отделяемых частей многоступенчатой ракеты-носителя» (патент РФ №2464526, МПК F42B 15/36, 2012 г.), по которому на этапе предполетной подготовки РН производят расчет параметров движения ОЧ до момента падения их на Землю и по результатам расчетов определяют необходимую зону отчуждения, в конструкции ОЧ выделяют элементы, различающиеся по степени их разрушения в плотных слоях атмосферы после отделения от РН, для этих отдельно летящих элементов ОЧ рассчитывают зоны необходимого отчуждения, и после отделения ОЧ от РН в процессе автономного полета этих частей на участке траектории до момента вхождения в плотные слои атмосферы формируют сигнал на средства членения и осуществляют воздействие на конструкцию ОЧ для их физического разделения на выделенные элементы.

К основным недостаткам этого способа относится тот факт, что в нем не предусматривается установка дополнительных источников теплоты в элементы конструкции для повышения температуры конструкции до температуры горения, приводящему к сгоранию всех выделенных элементов конструкции.

Прототипом предлагаемого технического решения является "Способ минимизации зон отчуждения отделяемых частей ракеты-носителя" (патент РФ №2585395 F42B 15/00, B64G 1/62 от 18.12.14 г.) по которому на этапе предполетной подготовки РН выделяют элементы ОЧ, различающиеся по степени их разрушения в плотных слоях атмосферы после отделения от РН, производят расчет параметров движения ОЧ РН до момента падения их на Землю, рассчитывают количество теплоты, получаемой ОЧ за счет аэродинамического нагрева при движении на атмосферном участке траектории спуска до заданной высоты, на которой должно закончиться ее сгорание, и необходимое дополнительное количество теплоты для обеспечения полного сгорания ОЧ в атмосфере до достижения заданной высоты полета, определяют необходимое количество энергетического материала (ЭМ) для обеспечения рассчитанного повышения температуры ОЧ, размещают его в конструкции ОЧ и после отделения ОЧ от РН в процессе автономного полета ОЧ на участке траектории до момента вхождения в плотные слои атмосферы формируют сигнал на его возгорание по достижении заданной температуры.

К недостаткам этого технического решения следует отнести:

а) ЭМ размещают внутри заполнителя, типа «соты», изготовленных из алюминия, зажигание которого требует значительных затрат, вместо использования ЭМ, который также может нести функции аналогичные алюминиевому сотовому заполнителю, но при этом, при горении сам выделяет значительное количество теплоты;

б) расчет необходимого количества теплоты и, соответственно, массы ЭМ, осуществляется из условия прогрева всей массы ОЧ до температуры горения, вместо того, чтобы рассчитывать массу ЭМ прежде всего из условия обеспечения прочности конструкции с последующим увеличением массы ЭМ в случае недостатка теплоты для прогрева всей массы ОЧ до температуры горения;

в) не определено количество точек зажигания ЭМ в конструкции ОЧ, которые поджигают одновременно;

г) инициирование зажигания ЭМ осуществляют по достижении заданной температуры, а не по достижению заданных параметров движения ОЧ на атмосферном участке траектории спуска, учитывающих длительность интервала времени процесса сжигания ЭМ и конструкции ОЧ, возможность разрушения конструкции ОЧ на крупные фрагменты, что ухудшит условия сжигания.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является существенное снижение площадей зон отчуждения ОЧ за счет полного сгорания ОЧ на атмосферном участке траектории спуска.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в известном способе, заключающимся в том, что на этапе предполетной подготовки РН выделяют элементы ОЧ, различающиеся по степени их разрушения в плотных слоях атмосферы после отделения от РН, производят расчет параметров движения ОЧ до момента падения их на поверхность зоны отчуждения, рассчитывают количество теплоты, получаемой ОЧ за счет аэродинамического нагрева при движении на атмосферном участке траектории спуска до заданной высоты, на которой должно закончиться ее сгорание, и необходимое дополнительное количество теплоты для обеспечения полного сгорания ОЧ в атмосфере, определение необходимого количества ЭМ для обеспечения получения заданного количества теплоты, размещении его в конструкции ОЧ дополнительно вводят следующие действия:

а) в качестве материала заполнителя выбирают ЭМ, способный к горению в отсутствии дополнительного окислителя и обладающий соответствующими характеристиками для обеспечения требований условий эксплуатации в составе ОЧ на всех участках функционирования ОЧ;

б) количество и положение точек зажигания ЭМ в конструкции ОЧ определяют из условия сжигания ОЧ на заданном интервале времени;

в) инициирование воспламенения ЭМ осуществляют по достижении заданных параметров движения ОЧ на атмосферном участке траектории спуска, с учетом длительности интервала времени процесса сжигания ЭМ и конструкции ОЧ, до возможного разрушения конструкции ОЧ на крупные фрагменты;

г) в качестве ЭМ используют, например, смесь акрилонитрил-бутадиен-стирол - 20%, Al - 13.8%, MoO3 - 37.0%, KClO4 - 29.2%.

Реализация предлагаемого технического решения

В качестве возможного материала заполнителя выбирают ЭМ, способный к горению в отсутствии дополнительного окислителя, например, смесь акрило-нитрил-бутадиен-стирол - 20%, Al - 13.8%, MoO3 - 37.0%, KClO4 - 29.2%; которая рекомендована в [1] Billy Clark, Zhenhuan Zhang, Gordon Christopher, and Michelle L. Pantoya «3D processing and characterization of acrylonitrile butadiene styrene (ABS) energetic thin films»/ J Mater Sci (2017) 52:993-1004 DOI: 10.1007/s10853-016-0395-5, который одновременно может использоваться и как заполнитель с различным конструктивным исполнением, например, в виде сот, стержневых конструкций, гофр и т.д. Теплота сгорания этого ЭМ составляет q ~ 5500 кДж/кг.

Прочностные характеристики предлагаемого ЭМ позволяют его рассматривать как пример возможного материала для использования в качестве заполнителя.

Основные эксплуатационные свойства материала ЭМ, такие как сохранение характеристик, при выведении на активном участке траектории, в частности, прочность, пожаровзывобезопасность при наземной и летной эксплуатации находятся в допустимых пределах.

Примем для примера массу СГО [ОСТ 92-5156-90 Конструкции трехслойные с обшивками из углепластика и алюминиевым сотовым заполнителем (АСЗ)] ~ 500 кг. По аналогии с массой АСЗ, которая может составлять 40% от массы СГО, примем, что масса предлагаемого ЭМ также находится в интервале 40% от массы СГО.

При сгорании заполнителя из ЭМ массой ~ 200 кг выделится количество теплоты Q(mэм), определяемое по формуле:

Количество теплоты, необходимое для нагрева оставшейся массы конструкции СГО массой 500 кг - 200 кг = 300 кг, состоящей из углепластика и связующего материала (коэффициент теплоемкости суп ~ 1.5 Дж/г/К) с текущей температуры 420 К до температуры горения ~ 1300 K, определяется по формуле:

Таким образом, количество теплоты, выделяемое при сжигании ЭМ (1) достаточно для доведения температуры конструкции СГО до горения (2).

Для повышения скорости сжигания СГО (скорость горения ЭМ в соответствии с [1] составляет до Vэм=10-12 мм/с) предлагается зажигание заполнителя из ЭМ в нескольких выбранных точках в конструкции ОЧ.

После зажигания ЭМ в выбранной точке фронт горения распространяется в виде расширяющейся площади круга с центром в точке зажигания с увеличивающимся радиусом r. Приближенно, количество выбранных точек зажигания конструкции СГО можно определить по формуле:

где: Sсго - площадь поверхности СГО, r=Vэм⋅t - увеличивающийся радиус площади круга.

Для приведенных выше данных количество точек зажигания на поверхности ЭМ в конструкции ОЧ будет не менее

Инициирование зажигания осуществляется традиционными средствами, например, с помощью металлической проволоки, с нанесенным на нее пиротехническим составом, который воспламеняется при нагревании проволоки электрическим током.

В частном случае, возможно, сжечь всю конструкцию ОЧ на внеатмосферном участке траектории, что исключит ее разрушение от аэродинамического напора, однако, для этого потребуется запас окислителя и его подвод к конструкции ОЧ для ее сжигания углепластика и связующего материала по аналогии с подачей окислителя в ракетный двигатель.

В соответствии с предлагаемым техническим решением процесс сжигания ОЧ осуществляется с использованием кислорода воздуха, но при этом до наступления порога разрушения от аэродинамического напора, т.к. это может привести к разрушению конструкции недогоревшей ОЧ на фрагменты, что приводит к снижению вероятности полного сжигания конструкции ОЧ.

Для определения положения начала участка сжигания на атмосферной части траектории спуска ОЧ осуществляют следующие действия:

а) оценивают возможность разрушения ОЧ при движении на атмосферном участке траектории спуска на интервале теплового воздействия ЭМ с различных моментов времени, из условия превышения напряжениями, вызванных аэродинамической силой предела прочности материала, учитывая текущую температуру, воздействующую на конструкцию в текущий момент времени;

б) выбирают начало возможного размещения участка сжигания ОЧ из условия наличия кислорода для горения ОЧ, например, с высоты 50 км начинается интенсивный приток кислорода, из этого следует, что целесообразно проводить зажигание не выше указанной высоты;

в) выбирают конец возможного размещения участка сжигания из условия начала разрушения ОЧ, т.е. когда на конструкцию воздействуют возмущающие силы и моменты, приводящие к потере прочности и устойчивости конструкции;

г) для оценки возможности разрушения ОЧ используют математическую модель термопрочности на основе существующей теории прочности [см., например, В. Fritsche, Н. Klinkrad, A. Kashkovsky, Е. Grinberg. Spacecraft disintegration during uncontrolled atmospheric Re-entry, Acta Astronautica, Vol. 47, No. 2. 2000. pp. 513-522.]

Использование предлагаемого способа, в случае его реализации, позволит в значительной мере сократить затраты, связанные с выделение районов падения ОЧ, поиском и эвакуацией фрагментов ОЧ из районов падения, что, в конечном итоге, снизит стоимость пуска РН.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 109.
25.08.2017
№217.015.b522

Устройство дифференциальной защиты на герконах и магниторезисторе для преобразовательной установки с трансформатором и выпрямителем

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к устройствам для защиты вентильных преобразовательных установок, и может быть использовано на преобразовательных установках, силовые трансформаторы которых имеют значительный бросок тока намагничивания. Устройство содержит исполнительный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614243
Дата охранного документа: 24.03.2017
25.08.2017
№217.015.b6b7

Устройство защиты линии электропередачи из двух параллельно соединенных кабелей в электрической сети с изолированной нейтралью от однофазного замыкания на землю

Использование: в области электротехники и электроэнергетики. Технический результат - обеспечение селективности защиты. Устройство защиты содержит трансформаторы тока нулевой последовательности на каждом кабеле и реле тока. При этом обмотки трансформаторов тока нулевой последовательности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614528
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.be41

Спортивно-охотничий лук

Изобретение относится к метательному оружию и может быть использовано при создании недорогих и достаточно мощных луков и арбалетов для спортивных тренировок, состязаний и спортивной охоты. Лук содержит рукоять (1) с полочкой (2) для укладки стрелы (3) и натяженое устройство тетивы (4) в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616772
Дата охранного документа: 18.04.2017
25.08.2017
№217.015.bfb2

Способ средневолновой многоканальной зоновой сети двусторонней мобильной автоматической радиосвязи с временным разделением режимов приема и передачи сообщений

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в системах мобильной связи. Технический результат состоит в повышении надежности связи. Для этого способ средневолновой зоновой сети двусторонней радиосвязи с временным разделением режимов приема и передачи сообщений заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617211
Дата охранного документа: 24.04.2017
25.08.2017
№217.015.c269

Способ получения металлизированного изображения

Изобретение относится к электронике, полиграфии и может быть использовано при изготовлении печатных плат для формирования металлизированного изображения. Технический результат – упрощение способа за счет отсутствия необходимости воздействия лазерным импульсом на обработанную поверхность, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617705
Дата охранного документа: 26.04.2017
25.08.2017
№217.015.c499

Устройство защиты печного трансформатора

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технике релейной защиты, и может быть использовано в качестве устройства защиты печного трансформатора от коротких замыканий. Устройство защиты печного трансформатора, содержащее блок измерения тока и напряжения, первый и второй блоки логики,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618216
Дата охранного документа: 03.05.2017
25.08.2017
№217.015.c5a5

Устройство контроля веществ

Предложено устройство контроля веществ, содержащее источник физического поля 1 в составе соединенных последовательно генератора сигналов 14, модулятора 15, светодиода 16, к которым подключены последовательно элемент с объектом контроля 2, преобразователь физического поля 3, и, кроме того,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618488
Дата охранного документа: 03.05.2017
25.08.2017
№217.015.c9b8

Поршневой двигатель

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в качестве силовой установки для транспортных средств с экологически чистым выхлопом. Двигатель состоит из блока цилиндров, шатунно-поршневых групп, работающих на общий коленчатый вал, системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619516
Дата охранного документа: 16.05.2017
25.08.2017
№217.015.d074

Стабилизированный электропривод

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в высокоточных электроприводах. Технический результат - улучшение динамических характеристик электропривода. Для этого предложен стабилизированный электропривод, который содержит электродвигатель, импульсный датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621288
Дата охранного документа: 01.06.2017
25.08.2017
№217.015.d1d2

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике. Способ спуска отработанной части (ОЧ) ступени РКН на жидких компонентах ракетного топлива в заданный район падения основан на стабилизации и ориентации ОЧ за счет энергетики невыработанных остатков жидких компонентов ракетного топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621771
Дата охранного документа: 07.06.2017
Показаны записи 1-10 из 54.
10.02.2013
№216.012.2462

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого ракетного топлива и устройство для его реализации

Изобретения относятся к области исследования материалов и м.б. использованы при физическом моделировании процессов газификации остатков жидкого топлива в баках отделяющихся частей ступеней ракет-носителей (РН). Моделирование осуществляют с помощью экспериментальной установки путем введения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474816
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b5

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для программного смещения координат точек падения отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет космического назначения. Программу управления работой газовых ракетных двигателей и движением ОЧ ступеней ракет космического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475429
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.27eb

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого ракетного топлива и устройство для его реализации

Изобретения относятся к физическому моделированию, в земных или натурных условиях, процессов в топливных баках отделяющихся ступеней ракет-носителей в условиях малой гравитации. Способ основан на введении в поток теплоносителя (ТН) микрочастиц пористых керамических элементов. Моделирование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475739
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4050

Способ увода отделяющейся части ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Газовый ракетный двигатель (ГРД) предназначен для увода отделяющейса части (ОЧ) РКН с орбиты полезной нагрузки. ГРД обеспечивает вращение вокруг...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482034
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.07.2013
№216.012.5a33

Способ организации рабочего процесса в космической двигательной установке на газообразном топливе

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к организации процесса подготовки и сжигания газообразного топлива в камере сгорания. Предварительно газифицированные компоненты топлива, газообразный гелий из системы вытеснения и порошок алюминия подаются в форкамеру для смешения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488712
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.08.2013
№216.012.5fe7

Стыковочное устройство космических аппаратов

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Стыковочное устройство космических аппаратов содержит активный агрегат, в центре которого установлен стыковочный механизм, и пассивный агрегат с ответным приемным конусом, который заканчивается гнездом. Приемным конусом служит сопло маршевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490183
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c73

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого компонента ракетного топлива в условиях пониженного давления и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого компонента ракетного топлива в баках отделяющихся частей ступени ракет-носителей, основанном на введении в экспериментальную установку теплоносителя, обеспечении условий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493414
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.02.2014
№216.012.9e32

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для спуска отделяющихся частей (ОЧ) ракет космического назначения (РКН) с орбит полезных нагрузок. ОЧ РКН содержит топливный отсек, силовой отсек с днищами. На верхнем днище установлены поворотные камеры газового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506206
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.06.2014
№216.012.cbfe

Способ реализации тяги ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет космического назначения (РКН) для увода на орбиты утилизации или в указанные районы падения. Способ реализации тяги ракетного двигателя, основанный на газификации жидких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517993
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cf9b

Способ увода отделившейся части ступени ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), разгонным блокам и могут быть использованы при запуске двигательных установок (ДУ), когда остатки запасов жидкого топлива малы и не превышают 3% от начальной заправки. В способе увода отделяющейся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518918
Дата охранного документа: 10.06.2014
+ добавить свой РИД