×
03.11.2018
218.016.9a29

Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых двигателей электровозов и устройство для его реализации

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002671548
Дата охранного документа
01.11.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проведении испытаний адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток электродвигателей локомотивов. Сущность: осуществляют воздействие на образец с износостойкими покрытиями деформирующей нагрузки до разрушения покрытия и оценку результатов испытаний. Воздействие на образец осуществляют вибрационными колебаниями, возбуждаемыми звуковым давлением, причем увеличивают интенсивность звуковых колебаний до разрушения образца и оценку прочности дают по результатам сравнения с эталонным образцом износостойкого покрытия, после чего делают заключение о состоянии изоляционного покрытия. Устройство содержит высокочастотный акустический динамик с присоединенными к нему генератором частот и усилителем звука для регулирования вибрационного воздействия. Динамик закреплен сверху относительно исследуемого образца на специальном штативе, на основании установлена подставка с захватами для образца, причем видеокамера имеет возможное перемещение, осуществляемое посредством манипулятора по нескольким степеням свободы. Технический результат: возможность оценить остаточный ресурс изоляционного покрытия, показать опасные места на изоляционном покрытии. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проведении испытаний адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток электродвигателей локомотивов.

В современных условиях развития экономики возникает необходимость повышения сроков доставки грузов и формирования устойчивых грузопоток. В связи с этим инфраструктура железнодорожного транспорта испытывает большие нагрузки, связанные с увеличением веса поездов и скоростей движения при неизменности технических характеристик тягового подвижного состава.

Результатом таких перегрузок становится усиление ряда негативных факторов, влияющих на тяговые свойства электродвигателей локомотивов. Основными возникновения режимов неустойчивой работы являются электрические и механические воздействия.

Основное внимание при испытаниях на влияние электрических воздействий уделяется значениям электрического сопротивления обмоток тягового двигателя, тем самым выявляется наличие «пробоев», ведущих к потере их изоляционных свойств. Целью механических испытаний в основном является проверка прочности крепления обмоток. Для этого применяется длительное вибрационное воздействие на двигатель в целом.

При этом влияние вибрационного поля и звуковых воздействий, возникающих в самом двигателе, в большинстве своем не принимается во внимание, однако адгезионная прочность изоляционного покрытия при длительной работе ухудшается.

Предлагается способ и устройство для оценки надежности изоляционного покрытия, основанный на испытаниях адгезионной прочности лакокрасочной пленки к подложке при помощи вибрационных воздействий, генерируемых высокочастотных звуковым динамиком.

В процессе патентного поиска выявлен ряд часть изобретений-аналогов.

Известен способ [Некрасов А.И., Борисов Ю.С., Некрасов А.А., Марчевский С.В., Ефимов А.В., «Способ эксплуатационного контроля состояния изоляции и ресурса обмоток электродвигателей», патент RU 2491560 С2, МПК G01R 31/00, опубл. 27.08.2013], при котором путем проведения измерений и расчетов определяют состояние изоляции и ресурс обмоток электродвигателей технологического оборудования, отличающийся тем, что контроль состояния изоляции и прогнозирование ресурса обмоток электродвигателей осуществляют в эксплуатационных условиях с учетом параметров окружающей среды производственных помещений, в которых эксплуатируются электродвигатели, режима работы электродвигателей и величины сопротивления изоляции обмотки в момент ввода электродвигателя в эксплуатацию, при этом измеряют и учитывают температуру, влажность, концентрацию в воздухе агрессивных примесей, а также степень загрузки и число пусков электродвигателей в сутки, причем все измерения выполняют в конце технологических пауз перед пуском электродвигателей технологического оборудования в работу, по результатам полученных измерений, после их статистической обработки, получают математические уравнения (зависимости) изменения электрического сопротивления изоляции и ресурса обмоток электродвигателей во времени, при этом для заданного сочетания эксплуатационных факторов определяют коэффициенты этих уравнений, по полученным уравнениям, исходя из первоначальной величины сопротивления изоляции, строят для данного сочетания эксплуатационных факторов окружающей среды и режима работы электродвигателей графические зависимости изменения сопротивления изоляции и расхода ресурса обмоток электродвигателей во времени, по этим графическим зависимостям определяют в процессе эксплуатации ожидаемое сопротивление изоляции и ресурс обмоток электродвигателей на данный момент времени, на основании которых принимают решение о продолжении использования в работе, проведении мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту для поддержания и работоспособности или замене электродвигателей.

Основным недостатком данного изобретения является отсутствие проверки адгезионной прочности изоляционного покрытия.

Известно устройство [Илюшкин М.В., Филимонов В.И., Филимонов А.В., «Устройство для испытания покрытия на отслоение», патент RU 37221, U1, МПК G01N 19/04, опубл. 10.04.2004], включающий в себя нагружение изделий, включающий в себя нагружение изделий индектором, регистрацию сигналов акустической эмиссии одновременно с нагружением, контроль физико-механических свойств по параметрам сигналов, отличающийся тем, что в качестве параметра принимают энергию импульсов сигналов, а контроль производят по критерию, определяемому по зависимости Kp=(Ес2), где Ес - энергия импульса, b2 с; τ - длительность импульсов, с.

Недостатками данного изобретения являются отсутствие визуального контроля над обследуемым покрытием и проверки адгезионной прочности покрытия на стойкость вибрационным возмущениям.

К известным изобретениям также относится способ [Борисенко А.А. «Способ определения адгезионной прочности», патент RU 2019817 С1, МПК G01N 19/04, опубл. 15.09.1994], заключающийся в том, что на подложке формируют покрытие, прикладывают к нему сдвигающее усилие и по величине разрушающей нагрузки определяют адгезионную прочность соединения, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения адгезионной прочности соединений спаянных, склеенных или обожженных материалов, формирование покрытия осуществляют методом "сидячей" капли, сдвигающее усилие создают с помощью пластины с отверстием, в котором располагают каплю, диаметр которого выбирают в 5-10 раз больше исходного диаметра капли, а величину Т сдвигающего усилия выбирают из условия T/F ≅ 150 МПа, где F - площадь контакта капли с подложкой.

К недостаткам данного изобретения можно отнести отсутствие внимания к стойкости покрытия к вибрационным возмущениям.

За прототип взят способ [Бочкарев С.В., Цаплин А.И., Петроченков А.Б., Галиновский А.Л., Барзов А.А., Проваторов А.С., Павлов A.M., Елисеев А.Н., Хафизов М.В., Абашин М.И., «Способ контроля и диагностики устойчивости покрытия к действию внешних нагрузок», патент RU 2583332, С1, МПК, G01N 3/60, G01N 19/04, опубл. 10.05.2016], включающий воздействие индентором на образец с износостойкими покрытиями деформирующей нагрузкой до разрушения покрытия и оценку результатов воздействия, отличающийся тем, что воздействие осуществляют с помощью высокоскоростной струи жидкости, используемой в качестве индентора, со скоростью 300…1000 м/с на образцы, предварительно прошедшие циклическое нагружение, имеющее волновой нестационарный характер, а оценивают результаты воздействия по скорости струи, при которой начинается интенсивное разрушение покрытия, или по скорости подачи сопловой головки относительно поверхности диагностируемого образца или изделия, при которой начинается интенсивное разрушение покрытия, или по длине гидрокаверны от точки начала воздействия до точки полного разрушения покрытия или по глубине и ширине гидрокаверны.

К недостаткам данного изобретения можно отнести приложение воздействия в точке, а не к образцу в целом, в также отсутствие фиксации хода испытаний.

Задачей предлагаемого способа является сообщение звуковых колебаний исследуемому на адгезионную прочность образцу изоляционного покрытия при помощи высокочастотного динамика.

Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых электродвигателей транспортных средств, включающий воздействие на образец с износостойкими покрытиями деформирующей нагрузки до разрушения покрытия и оценку результатов воздействия, отличающийся тем, что воздействие осуществляют с помощью вибрационных колебаний, возбуждаемых звуковым давлением различной степени интенсивности, которую регулируют при помощи генератора частот и усилителя звука, а оценивают результаты по времени и силе воздействия, при котором начинается интенсивное разрушение покрытия, контроль за ходом испытания осуществляют при помощи перемещаемой видеокамеры, результаты фиксируют по окончанию этапа испытаний и сравнивают с эталонным первоначальным образцом и делают заключение о состоянии изоляционного покрытия.

Устройство оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых электродвигателей транспортных средств, содержащее высокочастотный акустический динамик с присоединенными к нему генератором частот и усилителем звука для регулирования вибрационного воздействия, причем динамик закреплен сверху относительно исследуемого образца на специальном штативе, устройства крепления для фиксации образца на основании, видеокамеру, перемещаемую при помощи манипулятора по нескольким степеням свободы.

Суть предлагаемого изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена горизонтальная проекция испытательной установки. Высокочастотный динамик 1 закреплен на штативе 2 над исследуемым образцом 3, закрепленном при помощи креплений 11 на подставке 4 и представляющим собой часть изоляционного покрытия. Динамик 1 присоединен к генератору частот 5, соединенному с усилителем звука 6, на котором установлен блок управления 7. Также предусмотрена видеокамера 8, закрепленная на манипуляторе 9 с возможностью движения по нескольким степеням свободы. Подставка 4 с исследуемым образцом 3 жестко закреплена на основании 12 при помощи скоб 11. На фиг 2 показана вертикальная проекция испытательной установки, где отмечены фигуры Хладни 10.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

При помощи блока управления 7 генератору частот 5 задается требуемый режим воздействия, после чего происходит включение динамика 1. При необходимости увеличения звукового воздействия используется усилитель звука 6. Также блок управления 6 позволяет соединять и накладывать («микшировать») друг на друга различные звуковые воздействия для получения требуемых возмущений различной природы. Динамик 1 располагается сверху относительно исследуемого образца и закреплен на штативе 2 с возможностью перемещения динамика 1 после завершения испытаний. Звуковое воздействие, передаваемое на исследуемый образец 3, возбуждает его колебания, что позволяет оценить адгезионную прочность изоляционного покрытия образца, жестко зафиксированного устройствами крепления 11 на подставке 4. При помощи видеокамеры 7, закрепленной на манипуляторе 8, производится контроль за ходом испытаний, осуществляющийся после их окончания с возможностью записи визуальных результатов изменения структуры покрытия. Для исключения влияния на процесс неудерживающих связей исследуемый образец 3 на подставке 4 жестко присоединен к основанию 12 скобами 10.

У изоляционного покрытия при длительном воздействии различного характера, в том числе моделировании рабочих частот тягового электродвигателя, а также звуковых записей его работы, может снизиться адгезионная прочность, что приведет к образованию различных дефектов, в том числе трещин, вспучиваний, отрывов и т.д. Поэтому представленный способ после анализа результатов испытаний позволит оценить остаточный ресурс изоляционного покрытия, показать опасные места на изоляционном покрытии.


Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых двигателей электровозов и устройство для его реализации
Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых двигателей электровозов и устройство для его реализации
Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых двигателей электровозов и устройство для его реализации
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 51.
10.11.2013
№216.012.7ec6

Маховик с регулируемым моментом инерции

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит массивный обод, являющийся связующим звеном для полумуфт, размещенных на валах электродвигателя и начального звена механизма. Массивные ползуны выполнены с возможностью перемещения в радиальных пазах обода и образуют с ним поступательные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498127
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.06.2015
№216.013.53e4

Использование сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочных композициях для тяжелонагруженных узлов трения

Настоящее изобретение относится к использованию сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочной композиции. Техническим результатом настоящего изобретения является расширение сфер применения сульфидированного лигнина, а также использование сульфидированного лигнина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552997
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.10.2015
№216.013.8130

Фрикционный вариатор

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с бесступенчатым изменением крутящего момента. Фрикционный вариатор содержит опорный контур, ведущий и ведомый вал, штангу, опорную для ведомого звена передачи. Бесступенчатое изменение кинематических характеристик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564669
Дата охранного документа: 10.10.2015
27.08.2016
№216.015.4fe7

Способ настройки режимов работы виброзащитной системы и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области машиностроения. Способ включает регулировку колебаний рычажной системы путем установки между объектом защиты и основанием пружины и шарнирно-рычажного механизма из двух звеньев, которые одним концом соединяют в центральном шарнире. К центральному шарниру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595733
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.01.2017
№217.015.8a76

Способ и устройство для динамического гашения колебаний

Группа изобретений относится к области машиностроения. Колебания гасят со стороны основания с помощью инерционных масс, расположенных на стыках рычагов. Обеспечивают расширение диапазона частот гашения колебаний за счет инерционных сил дополнительных масс, установленных в местах соединений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604250
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.b6eb

Способ контроля устойчивости бесстыкового рельсового пути

Предлагаемое изобретение относится к железнодорожному транспорту. Согласно способу контроля устойчивости бесстыкового рельсового пути путем измерения частоты его собственных горизонтальных поперечных колебаний в качестве критерия устойчивости принимают отношение частоты его собственных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614744
Дата охранного документа: 29.03.2017
25.08.2017
№217.015.bb6f

Поглощающее лазерное излучение покрытие и способ его получения

Изобретение относится к получению светопоглощающих покрытий и может быть использовано при лазерной обработке металлических поверхностей. Поглощающее лазерное излучение покрытие, используемое при обработке металлической поверхности CO-лазером, состоит из двух слоев, причем первый слой содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615851
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.c1ad

Способ оценки технического состояния инженерного сооружения

Изобретение относится к средствам и методам диагностики инженерных сооружений и может быть использовано для контроля и оценки ресурса надежности и безопасной эксплуатации сооружений, работающих в условиях динамического нагружения. Способ включает создание динамической нагрузки в выбранных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617456
Дата охранного документа: 25.04.2017
25.08.2017
№217.015.c1fe

Способ и устройство оценки технического состояния инженерного сооружения

Изобретения относятся к испытательной технике, в частности к технологиям проведения вибрационных испытаний, и может быть использовано в процессе динамических исследований различных инженерных сооружений. Способ заключается в том, что возбуждают гармонические колебания путем приложения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617800
Дата охранного документа: 26.04.2017
26.08.2017
№217.015.de14

Способ управления характеристикой вибрационного поля и устройство для его осуществления

Изобретение относится к вибрационной технике и может быть использовано для измерения, контроля и управления динамическими характеристиками вибрационных технологических машин. Способ включает установку на поверхности рабочего стола датчиков, фиксацию параметров вибрационного движения рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624829
Дата охранного документа: 07.07.2017
+ добавить свой РИД