×
23.10.2018
218.016.953b

Результат интеллектуальной деятельности: ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002670341
Дата охранного документа
22.10.2018
Аннотация: Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к пропульсивным электроэнергетическим установкам с гребными электродвигателями, и может быть использовано в судостроении. Двигательно-движительный модуль кольцевой конструкции содержит обтекатель, являющийся элементом легкого корпуса формирующего кормовую оконечность аппарата, многолопастной гребной винт со ступицей большого диаметра, гребной электродвигатель, опорный и упорный подшипники. Устройство выполнено в виде модуля, размещенного вне прочного корпуса кормовой оконечности подводного аппарата, в конструкцию кормовой оконечности - двигательно-движительного модуля обращенной кольцевой конструкции введен второй гребной электродвигатель и гребной винт. В качестве гребных электродвигателей применены две кольцевые синхронные электрические машины обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов, где ротор каждой из гребных кольцевых синхронных электрических машин конструктивно объединен с многолопастным гребным винтом со ступицей большого диаметра. Гребные винты подвижно соединены с опорной конструкцией и статором через опорный и упорный подшипники и вращаются во взаимно противоположных направлениях, лопасти каждого из гребных винтов противоположно направлены. Достигается уменьшение уровня подводного шума аппарата, повышение пропульсивного КПД и возможность размещения буксируемых гидроакустических средств наблюдения и контроля за подводной обстановкой. 3 ил.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к пропульсивным электроэнергетическим установкам с гребными электродвигателями и может быть использовано в судостроении.

Известна судовая система электродвижения с двухвинтовым двигательно-движительным модулем кольцевой конструкции (патент на изобретение №2522733, опубликован 11.12.2012), принятая как аналог. Система состоит из двух движителей кольцевой конструкции на базе синхронных электрических машин с возбуждением от постоянных магнитов, с соосно установленными роторами, в полостях которых установлены гребные винты с противонаправленным разворотом лопастей, а скорости разнонаправленного вращения задаются и контролируются раздельно.

К недостаткам данного аналога относятся:

- конструкция не позволяет размещать в кормовой оконечности оборудование, позволяющее повысить боевую эффективность подводной лодки и ее защиту, а также буксируемые гидроакустические средства наблюдения и контроля за подводной обстановкой;

- рулевые устройства, при подобной конструкции, возможно разместить только перед движителем, что потребует необходимости увеличения площади пера руля для обеспечения требуемой управляемости подводной лодки;

- ограничение по диаметру винта корпусом двигательно-движительной системы кольцевой конструкции, что не позволяет уменьшить частоту оборотов винта за счет увеличения суммарной площади его лопастей для улучшения виброакустических характеристик установки. При подобной конструкции, решить данную проблему можно только увеличением габаритов двигательно-движительной системы, что сделает устройство чрезмерно громоздким, ухудшая гидродинамические характеристики аппарата.

Известна установка в составе кормовой оконечности подводной лодки (патент на изобретение №2166456, опубликован 10.05.2001), принятая за прототип, содержащая прочный и легкий корпус, подвижно установленный гребной винт, для чего в легком корпусе сделан разрыв. Гребной винт установлен подвижно на прочном корпусе, на опорном подшипнике.

Передача крутящего момента от гребного электродвигателя к винту производится через коническую зубчатую передачу (первое коническое колесо неподвижно закреплено на ступице гребного винта, ответная часть закреплена на гребном вале гребного электродвигателя). Гребной вал выходит из прочного корпуса через дейдвуд с уплотнением, препятствующим проникновению воды в прочный корпус, при обеспечении равномерного вращения вала.

К недостаткам данного прототипа, относятся:

- чрезмерная сложность конструкции (наличие зубчатой передачи), что приводит к ухудшению надежности устройства, уменьшению КПД, ухудшению виброакустических характеристик и как следствие, к увеличению уровня подводного шума (первичного акустического поля), усложнению технологию изготовления, монтажа и обслуживания оборудования, делая устройство нетехнологичным;

- необходимость герметизации прочного корпуса при помощи дейдвудного уплотнения, что ухудшает надежность устройства, требует дополнительного обслуживания, при вращении вала возникает дополнительная сила трения, действующая на вал;

- необходимость наличия системы смазки зубчатой передачи и других трущихся поверхностей элементов главного силового контура;

Задача, решаемая изобретением - улучшить виброакустические характеристики двигательно-движительной системы, повысить пропульсивный КПД, обеспечить возможность размещать в кормовой части подводной лодки, подводного технического средства или необитаемого подводного аппарата (далее - аппарат), оборудование, повышающее ее боевую эффективность и защиту со стороны кормы, в том числе буксируемые гидроакустические средства наблюдения и контроля за подводной обстановкой, а также уменьшить стоимость производства и монтажа.

Поставленная задача решается за счет того, что двигательно-движительный модуль обращенной кольцевой конструкции содержит обтекатель являющийся элементом легкого корпуса формирующего кормовую оконечность аппарата, многолопастной гребной винт со ступицей большого диаметра, гребной электродвигатель, опорный и упорный подшипники. Устройство выполнено в виде модуля, размещенного вне прочного корпуса кормовой оконечности подводного аппарата, в конструкцию кормовой оконечности - двигательно-движительного модуля обращенной кольцевой конструкции введен второй гребной электродвигатель и гребной винт, в качестве гребных электродвигателей применены две кольцевые синхронные электрические машины обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов, где ротор каждой из гребных кольцевых синхронных электрических машин конструктивно объединен с многолопастным гребным винтом со ступицей большого диаметра; гребные винты подвижно соединены с опорной конструкцией и статором через опорный и упорный подшипники и вращаются во взаимно противоположных направлениях, лопасти каждого из гребных винтов противоположно направлены.

Двигательно-движительный модуль кольцевой конструкции закрепляется на кормовой оконечности аппарата, применяются две гребные кольцевые синхронные электрические машины обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов, размещенных последовательно на одной оси, роторы гребных кольцевых синхронных машин конструктивно совмещаются со своими гребными винтами, вращающимися в противоположных направлениях, при раздельном управлении двух гребных кольцевых синхронных электрических машин обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов (далее - электродвигатель) по критерию наименьшего уровня шума или наибольшего упора.

На фиг. 1 представлена схема двигательно-движительного модуля обращенной кольцевой конструкции, содержащего: опорное устройство 1, гребные винты 2 и 3 совмещенные с роторами электродвигателей, упорный подшипник 4 кольцевой формы, статоры 5 и 6, обтекатель 7.

На фиг. 2 представлено трехмерное отображение кормовой оконечности - двигательно-движительного модуля обращенной кольцевой конструкции.

На фиг. 3 представлено сечение А-А Фиг. 1 электродвигателя, содержащем: гребной винт 2 конструктивно совмещенный с ротором электродвигателя, статор 5, постоянные магниты 8, опорный подшипник 9, полюсы с фазными обмотками 10, лопасти гребного винта 11. Конструкция второго электродвигателя аналогична конструкции вышеуказанного (фиг. 3).

Электродвигатели выполнены в виде двух кольцевых синхронных электрических машин обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов (фиг. 1) расположенных на одной оси, состоящих из статоров 5 и 6 с фазными обмотками 10, гребные винты 2 и 3 выполнены единой сборочной единицей с роторами электродвигателей; модуль содержит два гребных винта 2 и 3 вращающихся в противоположных направлениях. Гребной винт 2 и 3 выполнен со ступицей большого диаметра, совпадающего с диаметром и контуром образующей линии корпуса аппарата, лопасти 11 гребных винтов 2 и 3 противоположно направлены, гребные винты 2 и 3 соединены с роторами своих электродвигателей, причем каждый ротор объединен со ступицей гребного винта 2 или 3. Каждый гребной винт 2 и 3, установлен подвижно, опираясь на опорные подшипники 10 (фиг. 3), расположенные на внешней поверхности статоров 5 и 6 электродвигателей.

Описание двигательно-движительного модуля обращенной кольцевой конструкции в динамическом состоянии: при вращении гребных винтов 2 и 3, вращающихся в противоположных направлениях, создаваемый гребными винтами 2 и 3 упор, передается на упорный подшипник 4 кольцевой формы, расположенный симметрично относительно винта, на кормовой и носовой части опорной конструкции 1 (фиг. 1). Взаимное расположение гребных винтов 2 и 3 на одной оси - параллельное, при вращении во взаимно противоположных направлениях, развороте лопастей 11 каждого гребного винта 2 и 3 в противоположных направлениях относительно лопастей соседнего винта, позволяет спрямлять поток жидкости, проходящий через проточную часть винта. Количество лопастей 11 на каждом гребном винте 2 и 3 значительно превышает количество лопастей классического гребного винта, что дает возможность сократить высоту лопастей 11, уменьшить кавитацию, значительно понизив частоту вращения гребных винтов 2 и 3, при сохранении требуемого упора. Форма лопастей должна обеспечить упор в горизонтальном направлении и равномерное, безотрывное обтекание жидкостью обтекателя 7, минимизируя влияние явления подсоса кормовой оконечностью аппарата.

Опорные подшипники 9 и упорные подшипники 4 выполнены из антифрикционного материала, смазка и охлаждение которых обеспечивается при вращении винтов 2 и 3 самопротоком через них окружающей воды. На кормовой, торцевой части устройства закрепляется обтекатель 7, формирующий кормовую оконечность аппарата и обеспечивающий, во время работы устройства, равномерное обтекание жидкостью корпуса аппарата, уменьшая естественный подсос жидкости корпусом аппарата.

Технический результат реализации изобретения заключается в уменьшении уровня подводного шума аппарата, от работы движителя и механизмов СЭУ, уменьшении стоимости СЭУ и возможности размещения в кормовой части аппарата, оборудования, позволяющего повысить боевую эффективность и защиту аппарата, а так же возможности размещения буксируемых гидроакустических средств наблюдения и контроля за подводной обстановкой.

В данном техническом решении, за счет исключения из конструкции устройства зубчатой передачи, гребного вала и дейдвудного устройства, достигается повышение структурной надежности, а вынос модуля из прочного корпуса обеспечивает возможность размещения дополнительного оборудования, вооружения и улучшает условия обитаемости корабля. Многолопастная конструкция винта с увеличенным, по сравнению с гребным винтом традиционной конструкции, диаметром ступицы и уменьшенной высотой лопастей, исходя из расчета требуемого упора, позволяет значительно уменьшить частоту вращения гребных винтов и кавитацию лопастей.

Наличие двух, расположенных на одной оси - параллельно, гребных винтов с противонаправленным разворотом лопастей, вращающихся в противоположных направлениях, позволит повысить пропульсивный КПД, надежность пропульсивной системы, получать максимальную мощность за счет суммирования мощностей двух отдельных электроприводов, а так же взаимно компенсировать собственные виброакустические составляющие при определенных соотношениях в диапазоне частот вращения, при раздельном управлении двумя электродвигателями обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов по критерию наименьшего уровня шума или наибольшего упора. Так же отсутствие гребного вала, зубчатой передачи, дейдвудного уплотнения, отсутствие создаваемых этими механизмами шумов и снижение частот вращения винтов позволит существенно улучшить виброакустические характеристики двигательно-движительной системы, и пропульсивного комплекса в целом.

Двигательно-движительный модуль кольцевой конструкции содержит обтекатель, являющийся элементом легкого корпуса формирующего кормовую оконечность аппарата, многолопастной гребной винт со ступицей большого диаметра, гребной электродвигатель, опорный и упорный подшипники, отличающийся тем, что устройство выполнено в виде модуля, размещенного вне прочного корпуса кормовой оконечности подводного аппарата, в конструкцию кормовой оконечности - двигательно-движительного модуля обращенной кольцевой конструкции введен второй гребной электродвигатель и гребной винт, в качестве гребных электродвигателей применены две кольцевые синхронные электрические машины обращенного типа с возбуждением от постоянных магнитов, где ротор каждой из гребных кольцевых синхронных электрических машин конструктивно объединен с многолопастным гребным винтом со ступицей большого диаметра, гребные винты подвижно соединены с опорной конструкцией и статором через опорный и упорный подшипники и вращаются во взаимно противоположных направлениях, лопасти каждого из гребных винтов противоположно направлены.
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 162.
20.02.2013
№216.012.2680

Гребная электрическая установка с многоуровневыми преобразователями частоты

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств, в частности к гребной электрической установке. Гребная электрическая установка содержит источники электроэнергии, главный распределительный щит с генераторными, фидерными и секционным выключателями, многообмоточные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475376
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28aa

Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты

Использование: в области электротехники. Технический результат - увеличение надежности срабатывания при упрощении процесса реализации. Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты, содержащего в каждой m-фазе силовой части n-каскадов (матриц) мостовых схем на IGBT-модулях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475930
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3479

Способ выделения сигнала шума источника из суммарного шума

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и решает задачу выделения исследуемого сигнала из смеси с помехой. С этой целью после приведения исследуемого и суммарного сигналов к единому временному масштабу, в результате которого происходит сжатие их спектров вблизи частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478976
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.347f

Способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к способу определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля. Сущность: способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля включает синхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478982
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7f35

Способ локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства

Использование: в способе локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства. Сущность: в способе локализации зон шумоизлучения по длине движущегося транспортного средства, включающем прием сигналов в двух произвольных точках его волнового поля, полосовую фильтрацию принятых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498238
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.12.2013
№216.012.8962

Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием

Изобретение относится к области аэрогидродинамики плохообтекаемых конструкций и касается вопроса поперечных колебаний пролетных строений мостов, вызванных ветровым воздействием, решает задачу уменьшения колебаний пролетного строения моста, вызванных ветровым воздействием при одновременном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500852
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.9046

Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпусов водоизмещающих судов, сочетающих элементы, характерные для обводов однокорпусных судов и катамаранов. Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана имеет носовую оконечность с обводами водоизмещающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502627
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b7d0

Морская гравитационная платформа

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским гравитационным платформам, устанавливаемым преимущественно на мелководье и эксплуатируемым в ледовых условиях. Платформа содержит опорное основание в виде разделённого на отсеки полого корпуса, заполненного балластом, и верхнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512783
Дата охранного документа: 10.04.2014
Показаны записи 1-10 из 14.
20.09.2013
№216.012.6b04

Судовая валогенераторная установка

Изобретение относится к судостроению. Судовая валогенераторная установка, подключаемая к винту (4) гребному, имеет в своем составе двигатель (1) приводного вала, разъединительные муфты (2), (5), редуктор (3) и валогенератор (6) (электрическую машину с возбуждением от постоянных магнитов)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493047
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.11.2013
№216.012.85b5

Способ получения многослойной ленты для тепловыделяющего элемента

При получении многослойной ленты для тепловыделяющего элемента перемешивают порошки исходных компонентов экзотермической смеси и активируют указанную смесь в механоактиваторе в течение 4,5-10 минут при центробежном ускорении движения шаров от 30 до 90 g и соотношении массы смеси к массе шаров...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499907
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.01.2014
№216.012.93fe

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к области судостроения. Судовая электроэнергетическая установка содержит главный двигатель, соединенный с главным генератором, и локальную систему управления. Главный генератор через электрическую цепь, имеющую первый автоматический выключатель, главные шины и соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503580
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.06.2014
№216.012.d829

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами. Судовая электроэнергетическая установка содержит первый тепловой двигатель, второй тепловой двигатель, валогенератор, генератор, первый, второй и третий валы, вариатор, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521115
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d862

Судовая двигательно-движительная установка с накопителем энергии

Изобретение относится к устройствам электрического привода для передачи энергии от первичного теплового двигателя к движителям. Судовая двигательно-движительная установка с накопителем энергии содержит: тепловой двигатель, первый вал, вариатор, второй вал, на котором установлен гребной винт. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521172
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.de73

Судовая система электродвижения с двухвинтовым двигательно-движительным модулем с двигателями кольцевой конструкции

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым системам электродвижения с преобразователями частоты и гребными электродвигателями. Судовая система электродвижения содержит шины распределительного щита, подключенные через автоматический выключатель и дроссель к обратимому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522733
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.11.2014
№216.013.09a4

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с комбинированным пропульсивным комплексом. Судовая электроэнергетическая установка имеет в своем составе главный тепловой двигатель, разъединительную муфту, дополнительный тепловой двигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533869
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.12.2014
№216.013.10f9

Судовая валогенераторная установка

Изобретение относится к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты. Судовая валогенераторная установка содержит главный двигатель, разъединительную муфту, валопровод, гребной винт, валогенератор, электрическую цепь, первый и второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535768
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.02.2015
№216.013.2d7a

Судовая пропульсивная валогенераторная установка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим системам с комбинированными пропульсивными установками. Судовая пропульсивная валогенераторная установка содержит двигатель приводного вала, редуктор, валогенератор, шины, преобразователь частоты, трехфазные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543110
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.03.2015
№216.013.3111

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам. Судовая электроэнергетическая установка содержит главный двигатель, соединенный с главным генератором, дополнительный двигатель, соединенный с дополнительным генератором, гребной электродвигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544029
Дата охранного документа: 10.03.2015
+ добавить свой РИД