В работе обсуждаются вопросы вызовов современности существования, в том числе, существующие риски для цивилизации, связанные с различными кризисами. При этом обсуждаются философские культурологические и психологические аспекты ценностно-эволюционных вызовов нашей эпохи современному человеку. Обсуждаются ряд вопросов, связанных с цивилизационным дискурсом, особенностью социокультурной ситуации, идентичностью в контексте социокультурного транзита, риска дегуманизации научно-технических и социальных достижений. Отмечается, что социокультурный транзит может быть изучен с помощью существующих психологических концепций, включающих в рассмотрение такие понятия как «идентичность», «ситуация», «граница». Так идея «трансграничности» позволяет обратиться к поиску противодействия распространению маргинальности. Маргинальность в этом ключе следует рассматривать как один из вариантов персоногенеза – персоноцентричности. Кризис идентичности в условиях размытых границ, определяющих социальные общности, культуру, виртуальную реальность создает почву для возрастания двойственности в восприятии и подмены понятий ценностно-смыслового поля. Основной тезис заключается в том, что ключевой характеристикой современной социокультурной ситуации является - быстрое изменение условий для развития человеческого индивида. Поэтому образование не только остается одним из важных условий противостояния современным рискам, но и позволяет обществу в условиях нестабильности сохранять и передавать значимые гуманистические смыслы.