×
03.10.2018
218.016.8cef

Результат интеллектуальной деятельности: Способ обнаружения резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002668358
Дата охранного документа
28.09.2018
Аннотация: Изобретение относится метрологии, в частности к способам для вибрационной диагностики ротора газотурбинного двигателя. Согласно способу устанавливают датчики на неподвижных частях турбомашины, запускают двигатель и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора. При этом в качестве датчиков используют вибродатчики, которые устанавливают на наружном корпусе двигателя в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси двигателя, после запуска двигателя осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора, затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора в интервалах указанного поля по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков, с последующим построением графика орбиты вала исследуемого ротора, о наличии резонансных колебаний вала исследуемого ротора судят по повороту его орбиты на 180±50° с последующим восстановлением ее исходного положения при равномерном снижении числа оборотов исследуемого ротора. Технический результат - высокая достоверность и точность измерений. 3 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано при диагностике колебаний вращающегося ротора газотурбинного двигателя (далее ГТД).

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран способ обнаружения резонансных колебаний ротора ГТД (RU 2411466 С1).

Недостатком прототипа является отсутствие возможности определения резонансных колебаний вала ГТД.

Техническим результатом, достигаемым заявленным способом, является возможность определения резонансных колебаний вала ГТД при сохранении высокой достоверности и точности результатов.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обнаружения резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя, при котором устанавливают датчики на неподвижных частях турбомашины, запускают двигатель и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора, согласно настоящему изобретению, в качестве датчиков используют вибродатчики, которые устанавливают на наружном корпусе двигателя в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси двигателя, после запуска двигателя осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора, затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора в интервалах указанного поля по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков с последующим построением графика орбиты вала исследуемого ротора, о наличии резонансных колебаний вала исследуемого ротора судят по повороту его орбиты на 180±50° с последующим восстановлением ее исходного положения при равномерном снижении числа оборотов исследуемого ротора.

Возможность определения резонансных колебаний вала ГТД, при сохранении высокой достоверности и точности результатов достигается за счет обнаружения поворота фазы механических колебаний ротора, возникающего на резонансе и регистрации поворота эллипса с помощью орбитального анализа вибрации.

Сущность настоящего изобретения поясняется следующими графическими изображениями:

На фигуре 1 изображена нормальная орбита ротора

На фигуре 2 изображена орбита ротора при возникновении резонанса

На фигуре 3 изображена орбита ротора поле возникновении резонанса Способ обнаружения резонансных колебаний ротора ГТД осуществляют следующим образом:

На наружном корпусе ГТД в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси ГТД устанавливают вибродатчики. Затем запускают ГТД и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора, одновременно с этим осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора. Затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора в интервалах указанного поля по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков и строят график орбиты вала исследуемого ротора. О наличии резонансных колебаний вала исследуемого ротора судят по повороту его орбиты на 180±50° с последующим восстановлением ее исходного положения при равномерном снижении числа оборотов исследуемого ротора.

Пример осуществления способа резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя осуществляют следующим образом:

На наружном корпусе двигателя в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси ГТД устанавливают вибродатчики типа B&K 4513. Датчики подключаются к виброанализатору «Висом ВС 311», который подключается к компьютеру. Затем запускают ГТД и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора, одновременно с этим осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора. Затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора в интервалах указанного поля по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков и строят график орбиты вала исследуемого ротора. После чего осуществляют анализ орбит вибрации, измеряя положение и отклонения орбиты. При повороте орбиты на 180±50° на одном из режимов работы с последующим восстановлением ее исходного положения при равномерном снижении числа оборотов исследуемого ротора делают вывод о наличии резонанса.

Пример 1:

На наружном корпусе ГТД в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси двигателя устанавливают вибродатчики типа B&K 4513. Датчики подключаются к виброанализатору «Висом ВС 311», который подключается к компьютеру. Затем запускают ГТД и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора, одновременно с этим осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора в интервалах указанного поля. Затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков и строят график орбиты вала исследуемого ротора. После чего осуществляют анализ орбит вибрации, измеряя положение и отклонения орбиты. При увеличении оборотов орбита изменяла свое положение не более чем на 25 градусов. Делается вывод о отсутствии резонанса.

Пример 2:

На наружном корпусе ГТД в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси двигателя устанавливают вибродатчики типа B&K 4513. Датчики подключаются к виброанализатору «Висом ВС 311», который подключается к компьютеру. Затем запускают ГТД и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора, одновременно с этим осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора в интервалах указанного поля. Затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков и строят график орбиты вала исследуемого ротора. После чего осуществляют анализ орбит вибрации, измеряя положение и отклонения орбиты. При увеличении оборотов орбита изменяла свое положение на 175 градусов на режиме работы 87% и сохраняла свое положение до максимального режима работы с изменениями не более чем на 15 градусов. После прохождения режима 87% в сторону уменьшения орбита восстановила свое первоначальное положение. При этом делается вывод о резонансе на 87% режиме работы двигателя.

Способ обнаружения резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя, при котором устанавливают датчики на неподвижных частях турбомашины, запускают двигатель и равномерно увеличивают число оборотов исследуемого ротора, отличающийся тем, что в качестве датчиков используют вибродатчики, которые устанавливают на наружном корпусе двигателя в одной плоскости взаимно ортогонально с точкой пересечения проекций осей датчиков на технологической оси двигателя, после запуска двигателя осуществляют регистрацию и обработку полученных вибросигналов путем их многоуровневой фильтрации с выделением рабочего поля частот ротора, затем проводят орбитальный анализ вибрации ротора в интервалах указанного поля по двум координатам, направление которых совпадает с направлениями осей датчиков, с последующим построением графика орбиты вала исследуемого ротора, о наличии резонансных колебаний вала исследуемого ротора судят по повороту его орбиты на 180±50° с последующим восстановлением ее исходного положения при равномерном снижении числа оборотов исследуемого ротора.
Способ обнаружения резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя
Способ обнаружения резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя
Способ обнаружения резонансных колебаний ротора газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 17.
10.01.2015
№216.013.1861

Способ диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчик устанавливают на вибровод, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537669
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.05.2015
№216.013.4dd9

Способ вибрационной диагностики технического состояния подшипниковой опоры ротора двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к контролю и диагностике технического состояния подшипниковых опор роторов двухвальных газотурбинных авиационных и наземных газотурбинных двигателей и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчики устанавливают в одной плоскости взаимно ортогонально с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551447
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.5184

Устройство для диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к устройству для комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Контроль технического состояния межроторного подшипника выполняют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552389
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.02.2016
№216.014.cdfb

Способ виброакустической диагностики технического состояния подшипников в составе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов способом виброакустической диагностики с применением технического микрофона. Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя включает установку технического микрофона в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575243
Дата охранного документа: 20.02.2016
24.08.2017
№217.015.954d

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608512
Дата охранного документа: 19.01.2017
25.08.2017
№217.015.9a00

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение может быть использовано при изготовлении опор с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами, в частности в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Подшипник опоры установлен между валами роторов низкого и высокого давлений и состоит из наружного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609887
Дата охранного документа: 06.02.2017
25.08.2017
№217.015.b0f8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей с применением технического микрофона

Изобретение относится к метрологии, в частности, к методам контроля пошипников ГТД. Способ предполагает использование спектроанализатора для контроля сигнала с выхода микрофона. Определение технического состояния подшипниковых опор производят путем анализа полученного спектра частот в интервале...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613047
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b68f

Многосегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами. Самоустанавливающийся многосегментный подшипник скольжения состоит из корпуса, внешнего (1) и внутреннего (3) колец,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614463
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b7b8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей по изменению размаха амплитуды роторных частот

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов. Способ диагностики технического состояния подшипниковых опор газотурбинного двигателя включает установку датчиков вибрации в диагностируемом сечении на корпусе двигателя, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614908
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d9c6

Способ определения собственных частот и форм колебаний деталей сложной формы

Изобретение может быть использовано в машиностроении, авиа-, двигателестроении и других областях. В качестве датчиков звукового давления используется ряд технических микрофонов с узкой диаграммой направленности, установленных в заданном секторе исследуемой детали. Дополнительно выделяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623602
Дата охранного документа: 28.06.2017
+ добавить свой РИД