×
25.09.2018
218.016.8ae1

Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002667859
Дата охранного документа
24.09.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам со встроенным гидравлическим усилителем. Шариковинтовый гидроусилитель рулевого управления транспортного средства содержит корпус, в котором установлена рейка-поршень, с шариковинтовой передачей, размещённой в её осевом отверстии, взаимодействующая своими зубьями, начальная плоскость которых совмещена с собственной геометрической осью, с зубьями вала сошки, и делящая корпус на две рабочие камеры, сообщающиеся с источником подачи рабочей жидкости через гидравлический распределитель, созданный взаимодействием комплекта продольных канавок винта шариковинтовой передачи и ротором, расположенным в его осевом отверстии. Наружная цилиндрическая поверхность рейки-поршня выполнена двухступенчатой, одна из ступеней, большего диаметра, является уплотняющей, а вторая, меньшего диаметра, укомплектованная зубьями рейки, является направляющей, при этом их геометрические оси совмещены. Разделение в пространстве уплотняющей и направляющей части дает возможность направляющую часть рейки-поршня разместить в металлофторопластовом подшипнике. Такое решение обеспечивает значительное снижение потерь на трение и повышение механического КПД гидроусилителя. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к рулевым механизмам со встроенным гидравлическим усилителем.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем, содержащий корпус, в котором установлены поршень, одна часть которого делит полость корпуса на две рабочие камеры, связанные через распределитель с источником объемной подачи жидкости, и имеет осевое отверстие, а на другой части размещена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала сошки, винт, установленный соосно с поршнем и связанный с ним шарикововинтовой передачей.

Особенностью конструкции является то, что оси поршня и винта расположены на одном уровне с начальной плоскостью зубчатой рейки, при этом в зубьях рейки и сектора вала сошки выполнены пазы для размещения винта (см. патент RU №2211777 С2 B62D 5/06 от 10.09.2003 Бюл №25).

Недостатком известного технического решения является совмещение в единой цилиндрической поверхности рейки-поршня с функциями гидравлического уплотнения и направления.

При этом действующая в реечном зацеплении с валом сошки радиальная сила прижимает наружную цилиндрическую поверхность рейки-поршня к сопрягаемой с ней внутренней цилиндрической поверхности корпуса.

Взаимодействие оговоренных поверхностей под действием радиальной силы способствует износу одной из них, а именно более мягкой поверхности корпуса, и как следствие разгерметизации гидроцилиндра, образованного оговоренными поверхностями. Кроме того, невозможно применение антифрикционных материалов для снижения потерь от трения, вследствие их поверхностной не герметичности.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования гидроусилителя, повышение надежности и долговечности работы механизма. Достигаемый технический результат - разгрузка уплотняющей части рейки-поршня от радиальной силы и концентрация радиальной силы исключительно на направляющую часть.

Указанная задача решается шариковинтовым гидроусилителем рулевого управления транспортного средства, содержащим корпус в котором установлена рейка-поршень, с шариковинтовой передачей, размещенной в ее осевом отверстии, взаимодействующая своими зубьями, начальная плоскость которых совмещены с собственной геометрической осью, с зубьями вала сошки, и делящая корпус на две рабочие камеры, сообщающиеся с источником подачи рабочей жидкости через гидравлический распределитель созданный взаимодействием комплекта продольных канавок винта шариковинтовой передачи и ротором расположенным в его осевом отверстии, в котором, согласно предложению наружная цилиндрическая поверхность рейки-поршня (и соответственно отверстие большей длины корпуса, взаимодействующее с рейкой-поршнем, образующие совместно гидроцилиндр) выполнена двухступенчатой, одна из ступеней, большего диаметра, является уплотняющей, а вторая, меньшего диаметра, укомплектованная зубьями рейки, является направляющей, при этом их геометрические оси совмещены.

Геометрическая ось шариковинтовой передачи совмещена с геометрической осью рейки-поршня. При этом шариковинтовая передача, образованная винтом и гайкой, установлена в осевом отверстии уплотняющей ступени рейки-поршня и закреплена механически.

Ротор и винт кинематически связаны зубьями шлицевого соединения и упругой связью проходящим через их осевое отверстие торсионом, шлицевые концы которого сопряжены с ответными шлицевыми отверстиями винта и ротора. Шариковинтовая передача образована резьбовыми частями винта и гайки, комплектами циркулирующих шариков с каналами их возврата, размещенными в теле гайки, и соединяющими концы винтовых поверхностей винта в пределах кратных шагу винтовой линии.

Корпус выполнен в виде двух цилиндрических тел с осевыми отверстиями с перекрещивающимися осями.

При этом отверстие длины (закрытое дном с отверстием с одной стороны) служит для создания гидравлического цилиндра, при взаимодействии с рейкой-поршнем. В отверстии, выполненном в дне, расположена часть винта, в которой размещен ротор, при этом оговоренная часть винта сопряжена с отверстием корпуса, в котором расположены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости, а также полости для монтажа предохранительного и обратного клапанов.

В отверстиях меньшей длины корпуса размещаются обоймы, укомплектованные подшипниками для обеспечения центрирования цапф вала сошки и элементами гидравлических уплотнений для обеспечения внешней герметизации оговоренных цапф.

Вал сошки, размещенный в обоймах оговоренными цапфами, выполнен с двумя венцами, каждый из которых укомплектован, например, двумя зубьями.

Зубья выполнены на двух оппозитно расположенных венцах, соединенных С-образным участком, образующим пространство для размещения в нем части шариковинтовой передачи.

Разделение в пространстве уплотняющей и направляющей части дает возможность направляющую часть рейки-поршня разместить в металлофторопластовом подшипнике. Такое решение обеспечивает значительное снижение потерь на трение и повышение механического КПД гидроусилителя, кроме того уплотняющая часть рейки поршня разгружается от радиальных нагрузок, что обеспечит внутреннюю герметичность.

Сущность изобретения поясняется чертежами,

где на Фиг. 1 изображен продольный разрез шариковинтового гидроусилителя.

На Фиг. 2 изображен поперечный разрез по оси вала сошки.

На Фиг. 3 изображена схема взаимодействия рейки-поршня с направляющей частью корпуса.

На Фиг. 4 изображена схема взаимодействия рейки-поршня с уплотняющей частью корпуса.

На Фиг. 5 изображена схема взаимодействия ротора с винтом и торсионом.

На Фиг. 6 изображена схема взаимодействия направляющей части рейки-поршня с металлофторопластовым подшипником.

На Фиг. 7 изображена схема металлофторопластового подшипника.

Шариковинтовой гидроусилитель (фиг. 1) содержит корпус 1, разделенный рейкой-поршнем 2 на две рабочие полости, и герметично закрытый крышкой 3.

В осевом отверстии рейки-поршня 2 установлена шариковинтовая передача, содержащая винт 4 взаимодействующий с гайкой 5 посредством комплекта циркулирующих шариков 6.

В осевом направлении винт 4 базируются в торцевых роликовых подшипниках 7.

Зубья 8 вала сошки 12 входят в зацепление с зубьями 9 рейки-поршня 2, образуя реечную передачу.

Осевое отверстие корпуса 1 выполнено из двух ступеней.

Ступень большего диаметра 10 взаимодействует с уплотняющей частью рейки-поршня 2.

Ступень меньшего диаметра 11 взаимодействует с направляющей частью рейки-поршня 2.

Оговоренные ступени 10 и 11 расположены с совмещением их геометрических осей.

В осевом отверстии винта 4 размещен ротор гидравлического распределителя 14.

На фиг. 2 представлена схема зацепления вала сошки 12, установленного в подшипниковых узлах 15, с рейкой-поршнем 2.

При этом вал сошки образован двумя зубчатыми венцами 16, с зубьями 8, соединенными С-образным участком, охватывающим гайку 5, и взаимодействующими с зубьями 9 рейки-поршня 2.

На фиг. 3 представлена схема взаимодействия направляющей цилиндрической поверхности рейки-поршня 2 с исполнительным диаметром Dн. При этом зазор образованный оговоренными исполнительными диаметрами стремится к минимальному значению.

На фиг. 4 представлена схема взаимодействия уплотняющих цилиндрических поверхностей рейки-поршня 2, с исполнительным размером dy и корпуса 1, с исполнительным размером Dy.

При этом зазор, образованный оговоренными исполнительными диаметрами, стремится к нормативному значению, обеспечивающему необходимую герметичность, но сохраняя при этом отсутствие контакта поверхностей.

На фиг. 5 представлена схема винта 4 в сборе с ротором 14, торсионом 17 и втулкой фиксации торсиона 18.

Ротор 14 взаимодействуя с комплектом оппозитных продольных канавок, в отверстии винта обеспечивает подачу рабочей жидкости в соответствующие полости, образованные в корпусе 1, взаимодействующие с рейкой-поршнем 2.

Передача крутящего момента от ротора 14 на винт 4 осуществляет посредством взаимодействия зубчатой муфты 19, образованной зубьями ротора и винта, разрез В-В.

Торсион 17 осуществляет возврат ротора в нейтральное положение посредством шлицевого сопряжения 20, выполненного на торсионе, втулке 18 и отверстии ротора 14.

На фиг. 6 представлена схема с применением металлофторопластового подшипника 21 в отверстии направляющей части корпуса 1. При этом рейка-поршень 2 взаимодействует с оговоренным подшипником 21 используя эффект снижения коэффициента трения до значения 0,05…0,06 вместо значений 0,1…0,15.

На фиг. 7 представлена схема оговоренного подшипника с нанесенным на его поверхность металлофторопластовым слоем 22.


Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
17.01.2020
№220.017.f6a2

Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам со встроенным гидравлическим усилителем. Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства содержит корпус, в котором установлена рейка-поршень с шариковинтовой передачей, размещённой в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711092
Дата охранного документа: 15.01.2020
Показаны записи 1-1 из 1.
17.01.2020
№220.017.f6a2

Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам со встроенным гидравлическим усилителем. Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства содержит корпус, в котором установлена рейка-поршень с шариковинтовой передачей, размещённой в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711092
Дата охранного документа: 15.01.2020
+ добавить свой РИД