×
05.09.2018
218.016.82d3

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002665797
Дата охранного документа
04.09.2018
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к подводу охладителя к валу авиационного газотурбинного двигателя, и может быть использовано в транспортном машиностроении. Способ охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью заключается в том, что вал охлаждается воздухом, отбираемым через центральное отверстие обтекателя компрессора с входа в двигатель и проходящим через внутреннюю полость вала в область пониженного давления за срезом реактивного сопла. Способ охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью реализуется посредством устройства, которое содержит входной обтекатель компрессора 1 с центральным отверстием 2 отбора воздуха с входа в двигатель во внутреннюю полость вала 5 и трубопровод 3 с уплотнением 4 для прохода воздуха через внутреннюю полость вала 5 в область пониженного давления за срезом реактивного сопла 6 на расстоянии ~0,75-1,5 диаметра d трубопровода 3 и охлаждения вала 5. Такой способ позволяет улучшить охлаждение вала авиационного ГТД с внутренней полостью, обеспечивая при этом либо увеличение циклической долговечности вала, либо уменьшение его массы, либо возможность использования менее жаропрочного (более дешевого) материала для его изготовления. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к подводу охладителя к валу авиационного газотурбинного двигателя (ГТД), и может быть использовано в транспортном машиностроении.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

В известных конструкциях авиационных ГТД вал ротора, кроме передачи крутящего момента, служит для подачи воздуха с повышенными давлением и, соответственно, температурой на наддув уплотнений масляных полостей и на обогрев защищаемой от обледенения поверхности входного эллипсоидообразного или конического входного обтекателя компрессора (RU 2455511, F02C 7/12, 2012 г.; RU 128247, F02C 7/12, 2013 г.; RU 2550224, F02C 7/14; Иностранные авиационные двигатели, 2000: Справочник/ общая редакция Л.И. Соркина. -. М.: Изд. дом «Авиамир», 2000.; Иностранные авиационные двигатели, 2005: Справочник ЦИАМ/ общая редакция В.А. Скибин, В.И. Солонин. - М.: Изд. дом «Авиамир», 2005.; Иностранные авиационные двигатели и газотурбинные установки: Справочник (по материалам зарубежных публикаций.) - Вып. 15 (2010). - М.: Изд-во ЦИАМ, 2010).

В современных авиационных ГТД такие конструкции валов характеризуются применением жаропрочных сталей и сплавов для обеспечения их циклической долговечности в условиях повышенной температуры, что усложняет технологию их обработки и увеличивает стоимость их изготовления.

Способ и устройство охлаждения вала авиационного ГТД, представленные в патенте RU 2550224, приняты в качестве прототипа, в котором воздушные полости валов и подшипниковых опор соединены с кольцевыми коллекторами повышенного и пониженного давления воздуха, выполненными с возможностью переключения отбора воздуха с коллектора повышенного на коллектор пониженного давления воздуха, отличающийся тем, что коллектор пониженного давления воздуха на входе соединен с проточной частью газотурбинного двигателя за третьей ступенью компрессора низкого давления, а коллектор повышенного давления воздуха на входе соединен с проточной частью газотурбинного двигателя за третьей ступенью компрессора высокого давления, причем между коллектором повышенного давления воздуха и воздушными полостями подшипниковых опор и валов установлен воздухо-воздушный теплообменник, размещенный в канале наружного контура газотурбинного двигателя.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

При создании данного изобретения решается задача улучшения охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью при использовании воздуха, отбираемого со входа в двигатель, с соответствующим увеличением либо циклической долговечности вала, либо уменьшением его массы, либо возможностью использования менее жаропрочного (более дешевого) материала для его изготовления; технический результат заключается в реализации этого назначения.

Существенные признаки:

ограничительные: способ охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью, устройство охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью, входной обтекатель компрессора, область пониженного давления за срезом реактивного сопла.

отличительные: вал авиационного ГТД с внутренней полостью охлаждается воздухом, отбираемым через центральное отверстие обтекателя компрессора со входа в двигатель и проходящим через внутреннюю полость вала в область пониженного давления за срезом реактивного сопла.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖА

На чертеже показана:

Фиг. 1 - схема течения охлаждающего вал авиационного ГТД воздуха.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью осуществляется за счет наличия области пониженного давления за срезом реактивного сопла, при истечении через него продуктов сгорания, что позволяет организовать течение воздуха через внутреннюю полость вала со входа в двигатель в данную область. Способ охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью реализуется посредством устройства (Фиг. 1), которое содержит входной обтекатель компрессора 1 с центральным отверстием 2 отбора воздуха со входа в двигатель во внутреннюю полость вала 5 и трубопровод 3 с уплотнением 4 для прохода воздуха через внутреннюю полость вала 5 в область пониженного давления за срезом реактивного сопла 6 на расстоянии ~0,75-1,5 диаметра d трубопровода 3 и охлаждения вала 5.

После запуска авиационного ГТД под действием перепада давления между входом в двигатель и областью пониженного давления за срезом реактивного сопла воздух с минимальной температурой в термодинамическом цикле авиационного ГТД, проходя через центральное отверстие 2 входного обтекателя компрессора 1, внутреннюю полость вала 5 и трубопровод 3, охлаждает вал 5 авиационного ГТД до минимально возможной температуры, что позволяет обеспечить либо увеличение циклической долговечности вала ГТД, либо уменьшение его массы, либо возможность использования менее жаропрочного (более дешевого) материала для его изготовления.

Дополнительный эффект применения такого способа охлаждения вала авиационного ГТД заключается в переносе наиболее подверженной обледенению центральной части входного обтекателя компрессора во внутреннюю полость вала компрессора при введении центрального отверстия обтекателя компрессора, что обеспечивает сокращение количества воздуха, отбираемого из компрессора на его обогрев, и уменьшение вероятности повреждения лопаток компрессора частицами льда.


СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-3 из 3.
10.06.2013
№216.012.4904

Опора роторов турбины высокотемпературного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опоре роторов турбин высокого и низкого давления высокотемпературного газотурбинного двигателя, интегрированной с сопловым аппаратом турбины низкого давления. Опора включает в себя наружный корпус, внутренний корпус с газовоздушными уплотнениями, полые лопатки соплового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484272
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.12.2015
№216.013.95a6

Способ испытания корпусов турбомашин на непробиваемость и устройство для его реализации

Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к испытаниям корпусов роторов лопаточных машин на непробиваемость. Способ заключается в том, что на одной из лопаток, установленных в роторе, расположенном внутри неподвижного корпуса, осуществляется ослабление ее поперечного сечения, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569930
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.05.2016
№216.015.3cd1

Устройство подвода охладителя к охлаждаемым рабочим лопаткам высокотемпературной газовой турбины

Устройство подвода охладителя к охлаждаемым рабочим лопаткам высокотемпературной газовой турбины содержит аппарат закрутки охладителя и рабочее колесо с охлаждаемыми рабочими лопатками, в ножке хвостовика которых расположены приемные каналы, в совокупности образующие кольцевой приемный канал....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583492
Дата охранного документа: 10.05.2016
+ добавить свой РИД