В настоящее время многими развитыми странами мира ведётся разработка пехотных роботов разных типов с колёсным или гусеничным шасси. В подавляющем большинстве данные роботы имеют дистанционное управление и предназначены для решения отдельных задач вне пехотного строя. В качестве примеров можно привести средние российские роботы: «Нерехта» и «Арго» и американские: Robotic Vehicle-Modular RV-M CART (от фирмы Polaris Defense/TORC Robotics) или MUTT (от фирмы General Dynamics Land Systems / Precision Remotes).
Вопросы тактики применения таких роботов и их взаимодействия с пехотой пока почти не отработаны, как и вопросы их транспортировки и разгрузки перед боевым применением. Есть тенденций к уменьшению их размера за счет миниатюризации и увеличения ёмкости аккумуляторов. Так у американцев есть робот MAARS от фирмы QinetiQ, с автономностью в 8 часов, весом всего около 170 кг, ростом по пояс. Его ещё более легкий (45 кг) прототип SWORDS/TALON предыдущей модели имел опыт применения на войне (Ирак и Афганистан). В России успешно испытывается и осваивается войсками робот «Платформа-М» с приличными ходовыми качествами и автономностью в районе 10 часов, его размеры: длина 160 сантиметров, ширина и высота не более 120 сантиметров при массе 800 килограмм. Также есть робот «Стрелок» с ещё меньшими габаритами: длина 164 см, ширина 70 см, высота 96 см — он предназначен для боев в городских условиях.
С уменьшением цены таких роботов, с улучшением их автономности и способности к самостоятельным действиям наступит момент, когда нужно будет выработать правила и тактику взаимодействия таких лёгких (200-400 кг весом) роботов с пехотой. Актуальными станут вопросы о внедрении таких пехотных роботов в современные штатные единицы мотострелковых войск (отделение, взвод, роту, …) без кардинального изменения штатного состава этих подразделений.
Очевидно, что при этом лучше ограничится использованием старой, освоенной техники в таких смешанных (пехота + роботы) подразделениях — т. е. нужен метод применения современных БТР/БМП с минимальными доработками (дополнительные антенны для связи с роботами, пульты управления роботами, устройства подзарядки роботов, возимый ЗИП для роботов). Тогда же возникнет вопрос о транспортировке таких роботов в подразделениях на марше. Но пехотные роботы не могут двигаться на марше самостоятельно (своим ходом) из-за низкой скорости (по сравнению с БТР/БМП) и малого запаса хода. Таким образом основным фактором, упрощающим и удешевляющим внедрение пехотных роботов в мотострелковое подразделение, является простая и надёжная схема перевозки (загрузки и выгрузки) пехотных роботов на штатных БТР/БМП (других транспортных машинах) обычных мотострелковых подразделений, без добавления дополнительных специальных транспортных машин. Здесь важны несколько основных моментов:
1) Роботы и на марше должны находиться как можно ближе к своему подразделению, чтобы быстро развёртываться в боевые порядки прямо вместе с бойцами своего подразделения, без промежуточных этапов и посредников, быть готовыми быстро поддержать своим огнём своё подразделение — в базовом варианте это мотострелковое отделение (далее МСО).
2) Роботы могут перевозится на БТР/БМП с самой пехотой, без добавления отдельных специальных транспортных машин, но при этом они не должны кардинально менять вооружение и возимый/носимый боекомплект машины и численность десанта МСО. Самым простым, безопасным и логичным способом транспортировки является перевозка роботов прямо на БТР/БМП данного МСО, но не внутри, а снаружи (чтобы не сокращать численность и боезапас десанта).
3) Загрузка и разгрузка роботов должны осуществляться самостоятельно силами МСО, без привлечения сторонних специалистов. Желательно, чтобы роботы могли разгружаться быстро и автоматически, без непосредственного привлечения экипажа и десанта (бойцов МСО), чтобы не отвлекать бойцов от собственных задач во время развёртывания перед боем.
4) Должен существовать метод аварийной разгрузки (сброса) роботов с БТР/БМП на малом ходу (с короткой остановки) в случае возникновения аварийной (пожар, задымление, повреждение БТР/БМП, требующие экстренной эвакуации десанта и экипажа) или экстренной ситуации (БТР/БМП не хватает тяги на подъеме, форсирование водной преграды с ходу, внезапная атака или обстрел, требующие резкого увеличения скорости/уменьшения веса машины).
Все эти моменты решаются в рамках метода изложенного ниже.
Суть метода:
Пехотные роботы можно возить в подвешенном состоянии на специальных штангах сзади за БТР/БМП (по две-три штуки), не увеличивая тем самым поперечных габаритов машины. Каждый робот крепится к двум продольным (круглым в сечении) трубам-штангам длиной 4-5 метров четырьмя крепежными кольцами на верху своего корпуса (расположены по бокам), раскрываемыми электромагнитными замками (управляются самим роботом, но радиокоманда с пульта БТР/БМП имеет безусловный приоритет). Штанга может подниматься задней частью (где висят роботы) вверх, выше горизонта и опускаться вниз почти до земли. Эти действия осуществляются индивидуальными приводами (электрическим, червячным или гидравлическим) на другом, переднем конце каждой штанги над крышей БТР/БМП.
Перед загрузкой эти штанги позади машины опускаются (или скорее наклоняются назад), роботы подъезжают прямо к штангам. Бойцы МСО (по двое-четверо на один робот) вставляют конец штанги (слегка сгибая штангу) в передние крепежные кольца роботов, потом приподнимают переднюю часть робота, двигая его вперед (или робот сам медленно сдвигается вперед по команде), затем вставляют конец штанги в задние крепежные кольца. Затем бойцы устанавливают блокирующий крюк в конце штанги в транспортное положение (крюк упирается в заднее кольцо, тем самым мешает роботу съехать по штанге и соскочить с неё кольцами) и сообщают в БТР/БМП о готовности робота. Боец/командир в БТР/БМП включает на пульте приводы данных штанг — задние части штанг поднимаются и поднимают робота вверх, до уровня горизонта (Рисунок 1). Потом подъём задней части штанги продолжается, робот скользит по штангам до заднего среза БТР/БМП.
Во время транспортировки штанги держат крайнее положение задней частью частью вверх, выше горизонта, чтобы робот был как можно ближе к машине.
Перед разгрузкой эти штанги позади машины по команде из отделения десанта на приводы опускаются (или скорее наклоняются назад), роботы медленно сползают по ним своими кольцами. Блокирующий крюк в заднем конце штанги дистанционно переводится в нижнее (нейтральное) положение. Роботы, коснувшись земли, отцепляются, открывая кольца, удерживающие их на штангах - прыгают передком вниз, сдают назад, объезжают БМП, выстраиваются в 30-40 метров спереди. Только потом (на рубеже спешивания) из БМП выбегают бойцы десанта и развертываются в цепь позади роботов (Рисунок 2).
Роботы ведут атаку, двигаясь впереди цепи пехоты, используя заложенные в них перед атакой данные о рубежах и позициях противника, ориентируясь на солдат справа и слева, воспринимая звуковые команды командира и бойцов по радиосети. Начиная с рубежа перехода в атаку оружие роботов деблокируется и роботы начинают вести огонь по мере получения целеуказаний от пехотинцев (с помощью подсвета целей лазерами пехотинцев из своего МСО).
Размещение роботов на конкретных современных БТР и БМП:
В дальнейших прикидках размеры пехотного робота принимаются такими: длина в районе 1500-1800 мм, высота до 1200 мм, ширина до 1000мм, вес укладывается в 200-400 кг.
1. На БТР-80 с шириной около 2.9 метра можно закрепить по два робота шириной до 1 метра. На БТР-90 при ширине около 3.3 метра можно закрепить по три робота шириной 1 метр. Так как из этих БТР высадка десанта идёт с боков, то никому такие роботы сзади машины мешать не будут — их можно вешать ниже уровня крыши БТР. Смотри Рисунок 1 и Рисунок 3.
2. На БМП-2 (с шириной машины около 3.15 метра) можно подвесить до трех роботов шириной 1 метр. К сожалению, нельзя загораживать висящими сзади роботами задние двери десантного отделения (эвакуационный выход для десанта всегда должен быть свободен). Придётся подвешивать роботов повыше, так чтобы их траки не мешали распахиванию задних дверей.
3. На БПМ-3 (с шириной около 3.3 метра) сзади можно повесить два робота шириной 1 метра, так чтобы не загораживать заднюю дверь. Смотри Рисунок 5. На БМП-3 размещение крепления для роботов на крыше моторного отделения может помешать распахиванию люков для десанта. Для модернизированной БМП-3 «Драгун» с передним расположением двигателя и нормальным задним отделением десанта подойдет та же схема размещения роботов, как в случае с БМП-2.
4. На БМП «Курганец-25» (с шириной около 3,2 м) пару роботов можно разместить сзади, но пониже, по обе стороны от задней рампы/двери десанта, так, что бы они не мешали раскрытию рампы, открытию двери и вращению сдвинутой назад башни этой машины.
Преимущества метода
Данный метод позволяет органично внедрить по два (по три) пехотных робота в стандартное мотострелковое отделение (МСО). В самом отделении из 9-10 человек при этом не изменяется ни число бойцов, ни их вооружение — в отделение просто добавляются пехотные роботы (с пулеметами, возможно и с другим вооружением), действующие впереди пехоты данного отделения (для безопасности самой пехоты). Одним из факторов, упрощающим внедрение пехотных роботов в мотострелковое подразделение, является простая и надёжная схема перевозки (загрузки и выгрузки) пехотных роботов на штатных транспортных машинах подразделения (БМП/БТР), не меняя вооружение и возимый/носимый боекомплект МСО к которому приписаны роботы. Загрузка роботов данным методом и с применением описанного выше крепления осуществляется самостоятельно силами бойцов МСО, без привлечения сторонних специалистов. Разгрузка роботов осуществляется быстро и автоматически, без привлечения экипажа и десанта МСО, чтобы не отвлекать бойцов МСО от собственных задач во время развёртывания перед боем. Данный метод предусматривает также аварийную разгрузку (сброс) роботов с БТР/БМП на малом ходу (с короткой остановки) в случае возникновения аварийной (пожар, задымление, повреждение БТР/БМП, требующие экстренной эвакуации десанта и экипажа) или экстренной ситуации (БТР/БМП не хватает тяги на подъеме, форсирование водной преграды с ходу, внезапная атака или обстрел, требующие резкого увеличения скорости/уменьшения веса машины). Данный метод позволяет обойтись минимальной переделкой транспортных машин, БТР/БМП — требуется лишь монтаж снаружи корпуса, на задней верхней части машины, специального крепления, состоящего из двух длинных штанг с двумя опорами и двумя приводами на одного робота. Также требуется подключение приводов к электрической/гидравлической системе изнутри и монтаж пульта управления приводами в отделении десанта. Габариты машины по высоте и ширине не меняются, увеличивается длина машины (на 2-3 метра), вес (на 100-150 кг без роботов, на 500-740 кг с роботами), немного уменьшается запас хода и скорость БТР/БМП.