Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к составам фрикционных материалов, предназначенных для работы в тормозных устройствах.
Известен фрикционный материал, содержащий, мас.%: медь 15,0; углерод 9,0; кремнезем 3,0; асбест 3,0; сульфат бария 6,0; железо 64,0 [1].
Задачей изобретения является повышение износостойкости фрикционного материала.
Технический результат достигается тем, что фрикционный материал на основе железа, содержащий медь, углерод, кремнезем, сульфат бария, железо, дополнительно включает бор, серебро и кобальт при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 17,0-20,0; углерод 4,0-5,0; кремнезем 2,0-4,0; сульфат бария 5,5-6,5; бор 0,05-0,1; серебро 0,05-0,1; кобальт 5,5-6,5; железо - остальное.
В таблице приведены составы фрикционного материала.
При сухом трении при скорости скольжения 20 м/с, удельной работе 540 кгсм/см2, мощности торможения 25 кгсм/см2⋅с по контртелу ЧНМХ, износ материала составит ~1 мкм для всех приведенных в таблице составов.
В составе фрикционного материала на основе железа компоненты проявляют себя следующим образом. Углерод, кремнезем, бор, кобальт повышают твердость и износостойкость материала. Сульфат бария выполняет роль твердой смазки, препятствует образованию заусениц. Медь и серебро увеличивают пластичность фрикционного материала, обеспечивают равномерный нагрев его при трении. Медь и кобальт препятствуют возникновению и развитию трещин при трении и механических нагрузках.
Фрикционный материал для работы в условиях сухого трения получают следующим образом. Порошки компонентов дозируют в требуемых количествах и смешивают. Затем из полученной смеси под давлением 3-3,2 т/см2 прессуют изделия требуемой формы, которые спекают в вакууме.
Источники информации
1. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. - Киев: Наук. думка, 1979. - С. 172.