×
14.06.2018
218.016.61e9

Результат интеллектуальной деятельности: Разъемный корпус турбомашины

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к разъемным корпусам турбомашин. Разъемный корпус турбомашины содержит торцевые фланцы, продольные фланцы, выполненные в местах разъема частей корпуса, колодки с продольным пазом и отверстиями под крепежные элементы. Продольные фланцы соединены между собой колодкой, охватывающей их. Разъемный корпус турбомашины снабжен окружными проушинами, выполненными на торцах колодок, с по меньшей мере одним отверстием. На торцевых фланцах корпуса выполнены отверстия, соосные с отверстиями соответствующих окружных проушин. Колодки зафиксированы на торцевых фланцах корпуса крепежными элементами. Изобретение обеспечивает снижение количества крепежных деталей в продольных соединениях разъемного корпуса, что уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к разъемным корпусам турбомашин.

Известен разъемный корпус турбомашины, содержащий две разъемные части, которые снабжены по меньшей мере одним торцевым фланцем и продольными фланцами, выполненными в местах разъема частей корпуса, и колодки с продольным пазом и отверстиями под крепежные элементы, при этом продольные фланцы попарно соединены между собой колодками, охватывающими их (см. патент GB 520910 A, F01D 25/24, 07.05.1940).

Недостатками известного кронштейна является необходимость применения нескольких колодок и их крепежных элементов для соединения по продольным разъемам частей корпусов больших габаритных размеров, что увеличивает время сборки/разборки корпуса.

Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленного изобретения, является устранение недостатка известного корпуса, то есть снижение количества крепежных деталей в продольных соединениях разъемного корпуса, что уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что согласно заявленному изобретению разъемный корпус турбомашины содержит торцевые фланцы, продольные фланцы, выполненные в местах разъема частей корпуса, колодки с продольным пазом и отверстиями под крепежные элементы, при этом продольные фланцы соединены между собой колодкой, охватывающей их, при этом разъемный корпус снабжен окружными проушинами, выполненными на торцах колодок, с по меньшей мере одним отверстием, при этом на торцевых фланцах корпуса выполнены отверстия, соосные с отверстиями соответствующих окружных проушин, а колодки зафиксированы на торцевых фланцах корпуса крепежными элементами.

Кроме того, корпус и колодки выполнены из материалов с различным коэффициентом термического линейного расширения.

Кроме того, в продольных фланцах корпуса и колодках выполнены сквозные отверстия для соединения их крепежными элементами.

Кроме того, торцевой фланец корпуса содержит отверстия под крепежные элементы с ответной сопрягаемой деталью, при этом ближайшие к продольным фланцам крепежные элементы сопрягаемой детали выполнены с возможностью фиксации окружных проушин.

Общеизвестно, что в современном турбомашиностроении часто применяются корпуса с продольным разъемом, при этом их торцевые фланцы являются средством соединения с соседними корпусами и на них устанавливают значительное количество дополнительных деталей, например кронштейнов крепления элементов внешней обвязки.

Выполнение колодок с окружными проушинами, на которых выполнены отверстия, соосные с отверстиями на торцевых фланцах частей корпуса, позволяет фиксировать колодки на торцевых фланцах посредством крепежных элементов, что, в большинстве случаев реализации, исключает необходимость размещать крепежные элементы колодки между торцевых фланцев корпуса, что снижает количество крепежных деталей в продольных соединениях разъемного корпуса и уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом.

Выполнение частей корпуса и колодок из материалов с различным коэффициентом термического линейного расширения позволяет не выдерживать точных метрологических посадок колодки на продольные фланцы, например, когда в работе при нагреве продольные фланцы частей корпуса расширяются больше колодок, обеспечивая требуемую герметичность корпуса в работе, а при сборке позволяет свободно надевать колодку на продольные фланцы без дополнительных технологических операций, таких как нагрев колодки, что уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом.

В частных случаях реализации корпусов с большим осевым размером в колодках и продольных фланцах выполняют сквозные отверстия для соединения их крепежными элементами для обеспечения требуемой герметичности корпуса в работе, что снижает количество крепежа относительно других способов реализации продольных разъемов и уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом.

Использование ближайших к продольным фланцам крепежных элементов сопрягаемых деталей с торцевыми фланцами корпуса для фиксации на последних колодок через отверстия в проушинах позволяет не делать отдельных крепежных элементов для колодок, что снижает количество крепежных деталей в продольных соединениях разъемного корпуса и уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом.

На фигуре 1 представлена принципиальная схема реализации заявленного корпуса (представлена половина корпуса), в частном случае реализации состоящего из двух частей.

На фигуре 2 приведена колодка для соединения частей корпуса.

Разъемный корпус турбомашины (фиг. 1), состоящий из верхней части 1 и нижней части 2. Верхняя часть 1 корпуса содержит передний торцевой фланец 3, задний торцевой фланец 4 и продольный фланец 5. Нижняя часть 2 корпуса содержит передний торцевой фланец 6, задний торцевой фланец 7 и продольный фланец 8. Верхняя часть 1 соединяется с нижней частью 2 посредством колодки 9, охватывающей их. На торцах колодок выполнены окружные проушины 10 и продольный паз 11. В окружных проушинах 10 выполнены отверстия 12 под крепежные элементы. Ответные отверстия 13 выполнены на торцевых фланцах 3, 4, 6, 7 верхней части 1 и нижней части 2 корпуса. При этом паз 11 повторяет своей формой форму продольных фланцев 5, 8.

В частном случае реализации разъемный корпус расположен между смежных корпусов турбомашины. При сборке с передним смежным корпусом соединяются верхняя часть 1 и нижняя часть 2 корпуса по передним торцевым фланцам 3, 6 посредством крепежа. На задние торцевые фланцы 4, 7 устанавливается задний смежный корпус. При этом в оба соединения не устанавливается только ближайшие к продольным фланцам 5, 8 крепежные элементы. После этого на последние надеваются колодки 9 и фиксируются на торцевых фланцах 3, 4, 6, 7 посредством крепежа, проходящего сквозь отверстия 12 и 13. В случае реализации соосных сквозных отверстий под крепеж в колодках 9 и продольных фланцах 5, 8 устанавливают дополнительную болтовую стяжку, как правило, по середине колодок 9.

В процессе работы турбомашины верхняя часть 1 и нижняя часть 2 корпуса пытаются раскрыться по продольным разъемам под действием эксплуатационных нагрузок. Колодки 9, будучи жестко закрепленными на торцевых фланцах 3, 4, 6, 7, сохраняют целостность разъемного корпуса, удерживая верхнюю часть 1 и нижнюю часть 2 за продольные фланцы 5, 8, которые расклиниваются внутри паза 11, обеспечивая требуемую герметичность. При наличии дополнительной болтовой стяжки колодок 9 и продольных фланцев 5, 8 в процессе работы разгружаются колодки 9, что обеспечивает целостность разъемного корпуса и требуемую герметичность.

Использование соединения колодочного типа для частей корпуса по продольным разъемам сокращает количество крепежных элементов за счет жесткой фиксации колодок 9 на торцевых фланцах 3, 4, 6, 7 и размещении продольных фланцев 5, 8 в пазах 11, что уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом.


Разъемный корпус турбомашины
Разъемный корпус турбомашины
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 51.
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.08.2014
№216.012.e8bc

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является снижение напряжений в упругом элементе опоры и, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525373
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7cf

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к энергетике. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, причём статорный элемент снабжен прорезями с образованными между ними балочками, сориентированными в радиальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529276
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0fb2

Упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругая опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535435
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.210d

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит подшипник, установленный на валу, статорный элемент. Статорный элемент содержит обечайку и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку. Последняя обечайка соединена со статорным элементом посредством разрезной втулки и образует с ним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539909
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.27b6

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора содержит установленный на валу подшипник, статорный элемент, обечайку, по меньшей мере, две спицы и кольцевой элемент с фланцем. Обечайка закреплена на наружном кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541623
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.03.2015
№216.013.328b

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным газотурбинным двигателям. Газотурбинный двигатель выполнен двухконтурным, двухвальным. Двигатель содержит не менее восьми модулей, смонтированных, предпочтительно, по модульно-узловой системе, включая компрессор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544414
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.04.2015
№216.013.4161

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор содержит полый элемент, проходящий сквозь внутренний и внешний корпуса. Полый элемент выполнен жестким и закреплен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548235
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.05.2015
№216.013.4dde

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин. Опора ротора турбомашины содержит корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, а также установленный на валу подшипник, наружная обойма которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551452
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.4fa6

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. Турбореактивный двигатель выполнен двухконтурным, двухвальным и содержит реактивное сопло, прикрепленное к поворотному устройству с возможностью выполнения совместно с подвижным элементом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551911
Дата охранного документа: 10.06.2015
+ добавить свой РИД