×
11.06.2018
218.016.6124

Результат интеллектуальной деятельности: ПОЛУМУФТА ДЛЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВОРОТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ВАЛА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002657081
Дата охранного документа
08.06.2018
Аннотация: Изобретение относится к трансмиссиям для рельсовых транспортных средств. Радиально-аксиально подвижная муфта состоит из двух частей. Части присоединены крутильно-упруго и имеют по одной полумуфте для присоединения вала. Муфта содержит фланец (1), имеющей торцевой зубчатый венец (3). Венец (3) выполнен в виде плоского венца с множеством позиционированных рядом друг с другом, отделенных соответствующим межзубным промежутком (6) зубьев (5) с трапецеидальным поперечным сечением и плоскими боковыми сторонами (5.1) зубьев. Между каждыми двумя боковыми сторонами (5.1) зубьев расположена позиционированная на аксиальной торцевой стороне полумуфты плоская головка (5.2) зуба. В одной полумуфте в ее аксиальном направлении через точно каждую головку (5.2) зуба проходит фланцевое резьбовое соединение или выполнено отверстие для фланцевого резьбового соединения. В другой полумуфте в ее аксиальном направлении через точно каждый межзубный промежуток (6) проходит фланцевое резьбовое соединение или выполнено отверстие для фланцевого резьбового соединения. Достигается увеличение предельно допустимой нагрузки. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 3 ил.

Настоящее изобретение относится в целом к полумуфте для предусмотренного без возможности проворота присоединения вала согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения и, более того, к радиально-аксиально подвижной муфте согласно ограничительной части пункта 9 формулы изобретения, а также к трансмиссии для рельсового транспортного средства согласно ограничительной части пункта 10 формулы изобретения.

Например, в трансмиссиях для рельсовых транспортных средств, как они относятся к настоящему изобретению согласно одному варианту осуществления, передающие крутящий момент соединения осуществляются посредством свинченных друг с другом фланцев, которые входят друг в друга с передачей крутящего момента через торцевые зубчатые венцы муфты. Чтобы по отношению к известным торцевым зубчатым венцам, полученным методом циклопаллоид фирмы Klingelnberg, и торцевым коническим зубчатым венцам типа «Хирт» можно было использовать более экономичные решения, традиционно обращаются к так называемым разнонаправленным зубчатым венцам. Такой разнонаправленный зубчатый венец имеет на проходящем по периферии фланце с торцевой стороны четыре группы зубьев, причем зубья внутри одной группы отделены друг от друга промежутками, имеют трапецеидальное поперечное сечение, а между боковыми сторонами зубьев расположены плоские головки зубьев, которые своей продольной протяженностью ориентированы вдоль средней линии головки зуба и параллельно друг другу. Соответствующие две группы зубьев позиционированы на фланце диаметрально друг относительно друга таким образом, что их головки зубьев попарно соосны друг другу и пересекают воображаемые соединительные линии зубьев двух групп. Однако недостатком в случае таких известных разнонаправленных зубчатых венцов является то, что во фланце возникают области с высокими локальными нагрузками, которые на практике могут приводить к образованию трещин.

Поэтому, в основу настоящего изобретения положена задача предложить полумуфту с торцевым зубчатым венцом для предназначенного без возможности проворота присоединения вала, которая по отношению к известному разнонаправленному зубчатому венцу имеет более высокую предельно допустимую нагрузку, но которая, однако, может быть изготовлена настолько же экономично.

Соответствующая изобретению задача решается с помощью полумуфты с признаками пункта 1 формулы изобретения. В зависимых пунктах представлены предпочтительные и особенно целесообразные выполнения изобретения, а также аксиально-радиальная муфта и трансмиссия рельсового транспортного средства с по меньшей мере одной соответствующей полумуфтой.

Соответствующая изобретению полумуфта служит для исключающего возможность проворота присоединения вала. При этом полумуфта может представлять собой составную часть собственно вала или конструктивного элемента, к которому присоединен вал для передачи крутящего момента. В случае вала речь идет, в частности, о вращающемся вале, так что через полумуфту передается приводная мощность. Однако принципиально вал мог бы быть также предусмотрен в качестве стационарного вала, а полумуфта – соответственно для поддержки крутящего момента.

Соответствующая изобретению полумуфта имеет фланец, который на аксиальной торцевой стороне несет торцевой зубчатый венец муфты. При этом торцевой зубчатый венец муфты означает, что торцевой зубчатый венец посредством вхождения в соответственно зеркально выполненный торцевой зубчатый венец и таким образом посредством образования множества геометрически замыкающихся поднутрений передает крутящий момент. Торцевой зубчатый венец муфты выполнен в виде плоского зубчатого венца с множеством позиционированных рядом друг с другом, разделенных соответственно межзубными промежутками зубьев с трапецеидальным поперечным сечением и ровными боковыми сторонами зуба. Между каждыми двумя боковыми стенками зуба расположена позиционированная на аксиальной торцевой стороне полумуфты, плоская головка зуба. Упомянутое трапецеидальное поперечное сечение получается при сечении перпендикулярно протяженности головки зуба параллельно межзубным промежуткам.

В соответствии с изобретением головки зубьев проходят теперь между боковыми сторонами зубьев вдоль средних линий головок зубьев, которые ориентированы в радиальном направлении относительно оси вращения полумуфты. При этом под осью вращения должна пониматься либо ось симметрии в случае вращательно-симметричного торцевого зубчатого венца, либо в случае окружной полумуфты – ось поворота, посредством которой обращается полумуфта, которая совпадает с соответствующей осью симметрии. В соответствии с этим, в отличие от разнонаправленного зубчатого венца средние линии головок зубьев пересекаются не попарно, а все вместе в центре вращения, соответственно, в оси вращения.

Таким образом, согласно изобретению головки зубьев – также они могли бы называться как вершины зубьев – также проходят не попарно перпендикулярно друг другу, а в радиальном направлении полумуфты. Вследствие этого может достигаться существенно более благоприятное распределение нагрузки в полумуфте при вводе крутящего момента через зубчатый венец.

Первый вариант осуществления изобретения предусматривает, что ширина головок зубьев – то есть протяженность перпендикулярно средней оси головки зуба между боковыми сторонами зуба – и, в частности, боковые стороны зуба становятся больше с увеличивающимся радиусом, на котором они позиционированы. Согласно одному альтернативному варианту осуществления ширина головок зубьев и, в частности, боковых сторон зубьев является постоянной по радиусу полумуфты.

Вариант осуществления, который может комбинироваться особенно с постоянными по ширине головками зубьев и/или боковыми сторонами зубьев по радиусу, но также может применяться при соответственно варьируемых значениях ширины, предусматривает, что ширина межзубных промежутков становится больше с увеличивающимся радиусом полумуфты. Альтернативно, здесь также может быть предусмотрена постоянная ширина по радиусу.

Особенно благоприятно, если все зубья по периферии полумуфты распределены равномерно. Однако может приниматься во внимание также несимметричное распределение.

Согласно одному предпочтительному варианту осуществления все головки зубьев имеют идентичную форму и, в частности, идентичную площадь. Дополнительно или альтернативно все межзубные промежутки также могут иметь идентичную форму и, в частности, идентичную площадь. Также возможно, чтобы головки зубьев и межзубные промежутки имели одну и ту же форму.

Если предусмотрено фланцевое резьбовое соединение, то оно проходит предпочтительно через множество головок зубьев и/или межзубных промежутков. Например, в каждом межзубном промежутке может быть предусмотрено отверстие, в частности резьбовое отверстие, для фланцевого резьбового соединения. Дополнительно или альтернативно в каждой головке зуба предусмотрено отверстие, в частности резьбовое отверстие, для фланцевого резьбового соединения. В таком случае, муфта с двумя соответствующими полумуфтами может иметь одну полумуфту с таким отверстием в головках зубьев и одну полумуфту с отверстиями в промежутках между зубьями, чтобы обе эти полумуфты свинчивать друг с другом посредством фланцевого резьбового соединения.

Согласно одному предпочтительному варианту осуществления зубья выполнены зеркально симметрично вдоль оси симметрии, проходящей через среднюю линию головки зуба, в радиальном сечении перпендикулярно продольной оси, соответственно, оси поворота полумуфты и/или в сечении, которое проходит в направлении обегания через продольную ось, соответственно, ось поворота полумуфты. Таким образом, полумуфта, соответственно, муфта с двумя состыкованными полумуфтами может быть выполнена с возможностью одинакового нагружения в обоих направлениях поворота.

Особенно предпочтительно полумуфта с постоянной шириной головок зубьев и, в частности, боковых сторон зубьев по радиусу состыковывается, соответственно, комбинируется со второй полумуфтой с постоянной шириной межзубных промежутков по радиусу для формирования единой муфты.

Выполненный в соответствии с изобретением торцевой зубчатый венец для полумуфты является особенно пригодным для радиально-аксиально подвижной муфты. Такая радиально-аксиально подвижная муфта, которая также называется как двухплоскостная муфта, имеет две части муфты, которые без возможности проворота и крутильно-упруго присоединены друг к другу и по меньшей мере частично ограничены друг относительно друга в радиальном направлении и в аксиальном направлении. Согласно одному варианту осуществления изобретения теперь, по меньшей мере, одна из обеих частей муфты снабжена выполненным в соответствии с изобретением торцевым зубчатым венцом муфты, соответственно, включает в себя соответствующую изобретению полумуфту, так что посредством этого торцевого зубчатого венца муфты вращательный момент может вводиться в радиально-аксиально подвижную муфту или отводиться из нее.

Согласно одному варианту осуществления изобретение предусматривает трансмиссию для рельсового транспортного средства, причем под рельсовым транспортным средством должно пониматься любое связанное с рельсами транспортное средство. Рельсовое транспортное средство включает в себя, по меньшей мере, один приводной мотор, включенную после него в поток приводной мощности передачу и, по меньшей мере, одну приводную колесную ось с, по меньшей мере, одним или двумя колесами рельсового транспортного средства. Альтернативно, может непосредственно приводиться не колесная ось, а только упомянутое, по меньшей мере, одно колесо рельсового транспортного средства. В любом случае, колесная ось установлена подвижно относительно передачи (редуктора) в смысле упругого подвешивания, а сама передача имеет выходной вал, который через окружающий колесную ось полый вал муфты с возможностью передачи крутящего момента присоединен к колесной оси или к колесу рельсового транспортного средства, причем в приводном соединении между выходным валом передачи и полым валом муфты и/или в приводном соединении между полым валом муфты и колесной осью или колесом рельсового транспортного средства предусмотрена радиально-аксиально подвижная муфта. Передача крутящего момента между, по меньшей мере, двумя из этих названных элементов осуществляется с помощью выполненной в соответствии с изобретением полумуфты одного из элементов с торцевым зубчатым венцом муфты, который входит в соответственно ответно выполненный торцевой зубчатый венец согласованной полумуфты другого элемента. Так, например, на ведомой стороне выходного вала передачи может быть предусмотрена соответствующая полумуфта с торцевым зубчатым венцом, так что ведомая сторона выходного вала передачи образует соответствующую полумуфту, которая, как правило, находится в зацеплении с ответно выполненной полумуфтой последующего в потоке приводной мощности агрегата, в частности радиально-аксиально подвижной муфты.

В соответствии с изобретением приводная сторона и/или ведомая сторона одной из названных радиально-аксиально подвижных муфт в приводном соединении между передачей и упомянутым, по меньшей мере, одним колесом рельсового транспортного средства также может быть выполнена в виде соответствующей изобретению полумуфты. То же самое имеет место для приводной стороны и ведомой стороны полого вала муфты, а также приводной стороны колесной оси или колеса рельсового транспортного средства.

Хотя изобретение здесь было описано посредством специальной трансмиссии для рельсового транспортного средства, оно также может применяться в по-другому выполненных рельсовых транспортных средствах, не связанных с рельсами (то есть не передвигающихся по рельсам) транспортных средствах или стационарных установках.

Далее изобретение будет примерно описано с помощью примеров осуществления.

На чертежах показано:

Фиг.1 - вариант осуществления соответствующей изобретению полумуфты в качестве составной части полого вала на его приводной стороне или ведомой стороне;

Фиг.2 – второй пример осуществления соответствующей изобретению полумуфты в качестве составной части так называемой муфтовой звезды радиально-аксиально подвижной муфты;

Фиг.3 – трансмиссия для рельсового транспортного средства, в которой выполненная в соответствии с изобретением полумуфта может применяться в одном или нескольких местах.

На фиг.1 представлен согласно одному предпочтительному варианту осуществления изобретения полый вал, который на одном аксиальном конце имеет полумуфту с фланцем 1, который на своей аксиальной торцевой стороне 2 несет торцевой зубчатый венец 3 муфты. При этом полумуфта показана на виде сверху на ось 4 вращения и на виде сбоку вдоль оси 4 вращения.

Торцевой зубчатый венец 3 муфты имеет множество зубцов 5, которые равномерно распределены по всему периметру полумуфты, причем каждый зуб 5 окружается с обеих сторон межзубным промежутком 6. Каждый зуб 5 имеет две боковые стороны 5.1 и плоскую головку 5.2 зуба между боковыми сторонами 5.1 зуба.

Все головки 5.2 зубьев проходят между боковыми сторонами 5.1 зуба вдоль средней линии 5.3 головки зуба, которая ориентирована в радиальном направлении относительно оси 4 вращения, смотри примерно нанесенную штрихпунктирную линию на фиг.1.

В показанном примере осуществления, в каждой головке 5.1 зуба предусмотрено резьбовое отверстие 7 для фланцевого резьбового соединения.

В случае показанного на фиг.1 примера осуществления ширина головок 5.2 зубьев увеличивается по радиусу полумуфты. Ширина межзубных промежутков 6, напротив, является постоянной по радиусу полумуфты.

В случае примера осуществления согласно фиг.2 все оказывается наоборот. Здесь ширина головок 5.2 зубьев является постоянной по радиусу полумуфты, тогда как ширина межзубных промежутков 6 увеличивается с увеличивающимся радиусом полумуфты. В соответствии с этим, представленная на фиг.2 полумуфта вследствие своей зеркальной (обратной) формы торцевого зубчатого венца 3 муфты входит с геометрическим замыканием и прилегая по всей поверхности в торцевой зубчатый венец 3 муфты согласно фиг.1.

Соответственно, в случае примера осуществления согласно фиг.2 отверстия 8 для фланцевого резьбового соединения позиционированы в межзубных промежутках 6, так что винты могут вставляться через эти отверстия 8 и вкручиваться в резьбовые отверстия 7 согласно фиг.1.

Также, в случае торцевого зубчатого венца 3 муфты согласно фиг.2, средняя линия 5.3 головки зуба проходит в радиальном направлении полумуфты через ось 4 вращения.

В случае полумуфты согласно фиг.2 речь идет о составной части муфтовой звезды, которая представляет собой часть радиально-аксиально подвижной муфты. Для этого муфтовая звезда, которая, например, – как еще будет пояснено ниже посредством фиг.3 – может быть предусмотрена в трансмиссии для рельсового транспортного средства между передачей и приводным колесом, имеет несколько подключений 9 для рычагов (не представлены) или других элементов, которые позволяют передавать крутящий момент при компенсации аксиального или радиального зазора до второй (здесь не представленной) части муфты.

На фиг.3 примерно представлена трансмиссия для рельсового транспортного средства, которая имеет приводной мотор 10 и включенную после него в потоке приводной мощности передачу (редуктор) 11. Передача 11 имеет выходной вал 12 передачи, который через радиально-аксиально подвижную муфту 13, которая выполнена, в частности, согласно фиг.2, присоединен с возможностью передачи крутящего момента к полому валу 14 муфты. Полый вал 14 муфты окружает колесную ось 15 и через вторую радиально-аксиально подвижную муфту 13, в частности, названного типа, присоединен к колесу 16 рельсового транспортного средства. Колесо 16 рельсового транспортного средства, в свою очередь, жестко на кручение (без возможности проворота) присоединено к колесной оси 15, которая на своем втором аксиальном конце несет также жестко на кручение другое колесо 16 рельсового транспортного средства, которое таким образом также приводится в действие.

В одном, нескольких или всех этих приводных соединениях между двумя агрегатами в потоке приводной мощности может применяться муфта с двумя полумуфтами, каждая из которых имеет соответствующий изобретению торцевой зубчатый венец муфты, например, с парой торцевых зубчатых венцов, как они представлены на фиг.1 и 2. Схематично можно распознать, например, такой торцевой зубчатый венец 3 между полым валом 14 муфты и присоединенной к колесу 16 рельсового транспортного средства радиально-аксиально подвижной муфтой 13.


ПОЛУМУФТА ДЛЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВОРОТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ВАЛА
ПОЛУМУФТА ДЛЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВОРОТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ВАЛА
ПОЛУМУФТА ДЛЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВОРОТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ВАЛА
ПОЛУМУФТА ДЛЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВОРОТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ВАЛА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 26.
27.07.2013
№216.012.59f9

Устройство и способ изготовления полотна материала

Изобретение относится к устройству для обезвоживания волокнистого полотна, в частности бумажного полотна санитарно-гигиенического назначения, с первой зоной прессования, которая имеет длину L прессования и через которую волокнистое полотно, лежа, пропускается между проходящей по замкнутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488654
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64dd

Зубчатое колесо

Изобретение касается зубчатого колеса, имеющего большое количество зубьев. Зубчатое колесо имеет активную область и область ножки. В нормальном сечении область ножки зуба проходит от окружности впадин до окружности зацепления. Боковые поверхности профиля зубьев, соседних в нормальном сечении,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491458
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7a89

Автоматическая коробка передач с ведущей зоной, гидродинамическим трансформатором и ведомой зоной, а также способ торможения при высоких скоростях вращения

Изобретение относится к автоматической коробке передач и способу ее торможения. Автоматическая коробка (1) передач содержит ведущую зону (3), гидродинамический трансформатор (2) и ведомую зону (6). В коробке (1) передач имеются силовые потоки через гидродинамический трансформатор (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497031
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.7ec8

Способ торможения при высоких частотах вращения с помощью автоматической коробки передач с гидродинамическим трансформатором

Изобретение относится к способу торможения с помощью автоматической коробки передач с гидродинамическим трансформатором при высоких частотах вращения выходного вала. Для торможения выходной вал автоматической коробки передач соединяется с валом турбины гидродинамического трансформатора. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498129
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.82d5

Автоматическая коробка передач с, по меньшей мере, одним планетарным рядом

Изобретение относится к автоматической коробке передач с одним планетарным рядом. Автоматическая коробка передач имеет один планетарный ряд (4) и проходящий параллельно этому планетарному ряду (4) путь передачи крутящего момента. Планетарный ряд (4) в одной ступени передачи коробки (1) передач...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499169
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2013
№216.012.89b3

Затвор с функцией тепловой защиты для гидродинамической машины

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты для гидродинамической или гидравлической машины. Затвор вставляется в корпус гидродинамической или гидравлической машины с рабочей средой. Затвор содержит тело затвора для монтажа на корпусе, например, путем ввинчивания или вставки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500933
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.03.2014
№216.012.a915

Устройство для крепления конструктивного узла на двигателе внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству для крепления конструктивного узла (2), прифланцованного к двигателю внутреннего сгорания непосредственно или посредством по меньшей мере одного промежуточного элемента. Крепление конструктивного узла (2) осуществляется по меньшей мере в одном месте с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509000
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.07.2014
№216.012.e56e

Упругая муфта в дисковой конструкции

Изобретение относится к упругой муфте в дисковой конструкции с демпфирующим устройством. Упругая муфта содержит полумуфты (1 и 2), боковые диски (1.1 и 1.2) и диск (3). Боковые диски (1.1 и 1.2) ограничивают непроницаемое для жидкости внутреннее пространство (5), в котором находится средний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524524
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.08.2015
№216.013.738c

Демпфер крутильных колебаний

Изобретение относится к машиностроению. Демпфер крутильных колебаний содержит первичную часть с двумя боковыми дисками (1) и (2), связанными между собой без возможности проворачивания. Вторичная часть включает центральный диск (3), расположенный между боковыми дисками. Первичная и вторичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561155
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.11.2015
№216.013.8c50

Компрессорное устройство и способ охлаждения сжимаемой среды

Изобретение относится к компрессорному устройству, содержащему приводное устройство, приводимый им в действие компрессор, охлаждающее устройство, включающее в себя одну крыльчатку вентилятора, охлаждающую сжимаемую среду. Крыльчатка находится в кинематической цепи с приводным устройством или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567527
Дата охранного документа: 10.11.2015
Показаны записи 1-1 из 1.
12.01.2017
№217.015.63e2

Опора крутящего момента и тележка для рельсового транспортного средства

Тележка содержит раму, колесную пару, передаточный механизм колесной пары, вал колесной пары, корпус передаточного механизма колесной пары и опору крутящего момента для шарнирного взаимного опирания передаточного механизма колесной пары на тележку или на ее раму. Опора содержит стержень (10),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589191
Дата охранного документа: 10.07.2016
+ добавить свой РИД