×
11.06.2018
218.016.607e

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002657268
Дата охранного документа
09.06.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к автоматизированному контролю и интеллектуальной диагностике прокатного производства. При реализации способа выполняют предварительное моделирование тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях; формируют типовые диаграммы изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях. Осуществляют сравнение зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя с типовыми диаграммами изменений тока и определяют ее принадлежность к одной из типовых диаграмм изменений тока и, соответственно, отклонение процесса прокатки от расчетных значений по коэффициенту детерминации R, вычисляемому по математическому выражению. При этом при значении R≥0,9 устанавливают соответствие процесса прокатки расчетному, а при R<0,9 устанавливают нарушение процесса прокатки и формируют выводы относительно отклонений характеристик процесса от расчетных значений. Способ обеспечивает повышение качества выходной продукции и надежности контроля. 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к автоматизированному контролю процесса прокатки металлов.

Известны способы контроля процесса прокатки на многоклетьевом стане, при котором регистрируют ток и скорость приводного двигателя (Малафеев С.И., Малафеева А.А., Коняшин В.И. Компьютерное моделирование процессов при прокатке металлов на стане 300 / Автоматизация в промышленности, 2013, №7. - С. 10-13; Федоряк Р., Лейковский К., Светличный А. Система контроля технологии и управления режимами прокатного стана / Современные технологии автоматизации, 2001, №1, с. 14-21).

Известные способы позволяют контролировать факт нарушения процесса прокатки. Вместе с тем при использовании известного способа не выявляются характер и причины отклонения режима прокатки от расчетного.

Следовательно, недостатками известных способов являются ограниченные функциональные возможности и недостаточная надежность контроля процесса прокатки.

Из известных технических решений наиболее близким к предлагаемому по достигаемому результату является способ контроля процесса прокатки на многоклетьевом стане, включающий регистрацию тока приводного двигателя при различных скоростях при холостом ходе, измеряют ток двигателя и угловую скорость при нагруженном состоянии, формируют зависимость тока холостого хода от угловой скорости двигателя в виде эмпирической формулы и хранят ее в памяти вычислительного устройства, измеряют угловую скорость двигателя и зависимость тока якорной обмотки и угловой скорости от времени в процессе прокатки и вычисляют силу трения (Патент РФ №2527324, МПК G01N 19/02, 2014).

При реализации известного способа обеспечивается контроль процесса прокатки путем получения информации о текущих значениях переменных, характеризующих работу приводного двигателя прокатного стана: угловой скорости и токе якорной обмотки, и силы трения в процессе прокатки. Вместе с тем при использовании известного способа не контролируется отклонение характеристик процесса от расчетных значений, и, следовательно, не обеспечивается высокая надежность контроля процесса прокатки.

Недостатками известного способа являются ограниченные функциональные возможности и недостаточная надежность контроля качества процесса прокатки.

Цель предлагаемого изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности контроля качества процесса прокатки.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе контроля процесса прокатки на многоклетьевом стане, включающем регистрацию тока приводного двигателя прокатного стана, дополнительно выполняют предварительное моделирование тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях, формируют типовые диаграммы изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях, обеспечивают хранение сформированных диаграмм в памяти компьютера, осуществляют сравнение зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя с типовыми диаграммами изменений тока и определяют ее принадлежность к одной из типовых диаграмм изменений тока и, соответственно, отклонение процесса прокатки от расчетных значений по коэффициенту детерминации R2, вычисляемому по математическому выражению:

где ik - значения тока, зафиксированные при прокатке; - значения тока, полученные при моделировании; - усредненное значение тока, полученное при прокатке; n - количество точек отсчета, причем при значении R2≥0,9 устанавливают соответствие процесса прокатки расчетному, а при R2<0,9 устанавливают нарушение процесса прокатки и формируют выводы относительно отклонений характеристик процесса от расчетных значений.

По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемый способ включает следующие новые операции:

- выполняют предварительное моделирование тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях;

- формируют типовые диаграммы изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях;

- обеспечивают хранение сформированных диаграмм в памяти компьютера;

- осуществляют сравнение зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя с типовыми диаграммами изменений тока;

- определяют принадлежность зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя к одной из типовых диаграмм изменений тока и, соответственно, отклонение процесса прокатки от расчетных значений по коэффициенту детерминации R2, вычисляемому по математическому выражению:

где ik - значения тока, зафиксированные при прокатке; - значения тока, полученные при моделировании; - усредненное значение тока, полученное при прокатке; n - количество точек отсчета, причем при значении R2≥0,9 устанавливают соответствие процесса прокатки расчетному, а при R2<0,9 устанавливают нарушение процесса прокатки и формируют выводы относительно отклонений характеристик процесса от расчетных значений.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «новизна».

При реализации предлагаемого способа расширяются функциональные возможности и повышается надежность контроля качества процесса прокатки.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».

По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, автоматики, контроля и диагностики.

Операции:

- выполняют предварительное моделирование тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях;

- формируют типовые диаграммы изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях;

- обеспечивают хранение сформированных диаграмм в памяти компьютера;

- осуществляют сравнение зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя с типовыми диаграммами изменений тока;

- определяют принадлежность зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя к одной из типовых диаграмм изменений тока и, соответственно, отклонение процесса прокатки от расчетных значений по коэффициенту детерминации R2, вычисляемому по математическому выражению:

где ik - значения тока, зафиксированные при прокатке; - значения тока, полученные при моделировании; - усредненное значение тока, полученное при прокатке; n - количество точек отсчета, причем при значении R2≥0,9 устанавливают соответствие процесса прокатки расчетному, а при R2<0,9 устанавливают нарушение процесса прокатки и формируют выводы относительно отклонений характеристик процесса от расчетных значений, в известных способах аналогичного назначения не обнаружены.

Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».

При реализации предлагаемого способа производится предварительное моделирование процесса прокатки на многоклетьевом стане. При этом формируется база данных, содержащая типовые образы процессов прокатки при нормальном протекании процесса обработки металла и при различных отклонениях процесса от расчетных значений. При прокатке осуществляется регистрация тока приводного двигателя прокатного стана. На основании данных непрерывных измерений вычисляют коэффициент детерминации, т.е. основной показатель, отражающий меру соответствия модельного и реального процессов, и выполняют сравнение реальной диаграммы с типовыми образами процессов. Результаты сравнения позволяют определить вероятную причину отклонения процесса прокатки от расчетного и оценить состояние и режимы технологического оборудования в зависимости от принадлежности полученной диаграммы тока в базе типовых образов к области нормальных или, допустимых или не допустимых режимов. Компьютерная визуализация процесса прокатки обеспечивает возможность непрерывной субъективной оценки работы прокатного стана, в том числе, с использованием удаленного мониторинга.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 показана функциональная схема системы контроля процесса прокатки на многоклетьевом стане. На фиг. 1 обозначено: 1 - приводной электрический двигатель постоянного тока; 2 - преобразователь управления двигателем; 3 - датчик тока; 4 - датчик напряжения; 5 - датчик угловой скорости; 6 - контроллер; 7 - шестеренная клеть; 8 - монитор; 9 - рабочая клеть; 10 - компьютер.

На фиг 2 показан вид экрана панели оператора с анимированным изображением процесса изменения тока приводного двигателя при прокатке. На фиг. 3 - фиг. 6 показаны примеры диаграмм тока приводного двигателя при прокатке в случаях различных отклонений.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. Якорная обмотка двигателя постоянного тока 1 многоклетьевого стана подключена к выходу преобразователя 2. Регулирование скорости приводного двигателя 1 многоклетьевого прокатного стана осуществляется путем изменения напряжения на выходе преобразователя 2. Измерение угловой скорости осуществляется с помощью датчика угловой скорости 5. Напряжение и ток якорной обмотки двигателя 1 измеряются с помощью датчиков соответственно тока 3 и напряжения 4. Выходные сигналы датчиков угловой скорости 5, тока 3 и напряжения 4 поступают на входы контроллера 6. Контроллер 6 выполняет следующие функции:

- аналого-цифровое преобразование выходных сигналов датчиков тока 4, напряжения 3 и скорости 5;

- прием внешнего сигнала управления от компьютера 10;

- формирование сигнала управления для преобразователя 2 управления двигателем 1 по алгоритму стабилизации скорости в зависимости от сигналов тока I(t), угловой скорости Ω(t), напряжения U(t) и внешнего сигнала управления, поступающего от компьютера 10;

- формирование массивов данных о скорости Ω(t), токе I(t) и напряжении U(t) при выполнении цикла прокатки и передачу этих массивов в компьютер 10.

Компьютер 10 выполняет следующие функции:

- моделирование тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях;

- формирование типовых диаграмм изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях;

- хранение сформированных диаграмм в памяти;

- сравнение зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя с типовыми диаграммами изменений тока;

- определение принадлежность зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя к одной из типовых диаграмм изменений тока;

- вычисление коэффициента детерминации по математическому выражению:

где ik - значения тока, зафиксированные при прокатке; - значения тока, полученные при моделировании; - усредненное значение тока, полученное при прокатке; n - количество точек отсчета,

- определение отклонения процесса прокатки от расчетных значений по коэффициенту детерминации R2: при значении R2≥0,9 устанавливают соответствие процесса прокатки расчетному, а при R2<0,9 устанавливают нарушение процесса прокатки;

- формирование выводов относительно отклонений характеристик процесса от расчетных значений.

При предварительном моделировании компьютер 10 формирует программу вычислительного эксперимента, в соответствии с которой формируются диаграммы тока двигателя при прокатке, соответствующие расчетному протеканию процесса и при типовых нарушениях. Для моделирования процессов используется современное математическое описание процесса прокатки, например, изложенное в работе: Малафеев С.И., Коняшин В.И. Модель мехатронной системы прокатного стана 300 / Вестник машиностроения, 2014, №2. - С. 83-87. Массивы данных о значениях тока при различных процессах хранятся в памяти компьютера 10.

При выполнении цикла прокатки ротор приводного двигателя через шестеренную клеть 7 приводит во вращение валки рабочей клети 9. В процессе прокатки коэффициент трения (коэффициент, связывающий силу трения и силу реакции опоры в одной точке) в общем случае не постоянен. В основном это вызвано тем, что одна из поверхностей трения - прокатываемый металл, испытывает пластические деформации и частичное разрушение поверхностного слоя (окалины), т.е. коэффициент трения имеет случайный характер.

Изменение линейной скорости в процессе прокатки является одной из причин появления пробуксовок. При увеличении или уменьшении линейной скорости валков (угловой скорости двигателя) происходит изменение направления и значения сил трения: зона опережения, в которой сила трения направлена «вперед» (клеть втягивает прокат), сменяется зоной отставания, в которой сила трения направлена «назад». Частое изменение направления этих сил приводит к ускоренному разрушению поверхности и появлению пробуксовок.

Примеры осциллограмм тока, полученных в условиях реального производства при прокатке нихрома марки Х20Н80 на стане ДУО-300, приведены на фиг. 3 - фиг. 6. Для количественного сравнения диаграмм рассчитывается коэффициент детерминации

При «идеальных» условиях прокатки, когда скорость и температура соответствуют требуемым значениям, а также материал прокатываемого металла обладает заявленными свойствами, экспериментальные и модельные осциллограммы токов практически совпадают (фиг. 3: коэффициент детерминации 0,98). Если эти условия по каким-либо причинам нарушаются, наблюдаются отклонения (коэффициент детерминации 0,87-0,90).

Характерный вид полученных осциллограмм тока при отклонениях параметров процесса представлен на фиг. 2; фиг. 4 - фиг. 6.

На фиг. 2 показан процесс, отклонение режима в котором объясняется повышенной скоростью прокатки: прокат покинул первую клеть на 1 с раньше расчетного времени (8…9 с на фиг. 2). Коэффициент детерминации равен 0,87.

При существенных нарушениях технологических условий прокатки, в основном вызванных несоответствием температурного режима (температура проката ниже требуемой или наоборот) или плохим качеством исходного материала, наблюдаются расхождения модели и эксперимента (фиг. 4 и фиг. 5). Возникающие пробуксовки связаны с частичным разрушением печной окалины, находящейся на поверхности прокатываемого металла, приводящее к резкому снижению коэффициента трения в кинематической паре «прокатываемый металл-валок» и, соответственно, момента нагрузки. Коэффициенты детерминации в примерах, показанных на фиг. 4 и фиг. 5, равны соответственно: 0,86 и 0,87.

В некоторых случаях (фиг. 6) частичное разрушение поверхности вызвано особенностью работы электропривода и примененных настроек регуляторов: при захвате слитка валками из-за действия момента прокатки возникают колебания скорости валков, приводящие к перераспределению сил трения в очаге деформации (зона отставания сменяется зоной опережения, изменяется положение нейтрального сечения). Коэффициент детерминации в случае, показанном на фиг. 6, равен 0,88.

С помощью программы распознавания образов компьютер 10 выполняет сравнение реальной диаграммы тока с типовыми образами, определяет ее соответствие одному из образов из множества расчетных моделей и, на основании результатов сравнения формирует выводы относительно характера протекания процесса прокатки и вероятной причины нарушения процесса.

Таким образом, использование в известном способе контроля процесса прокатки на многоклетьевом стане, включающем регистрацию тока приводного двигателя прокатного стана, дополнительно предварительного моделирования тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях, формирования типовых диаграмм изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях, обеспечения хранения сформированных диаграмм в памяти компьютера, сравнения зарегистрированной при прокатке диаграммы тока приводного двигателя с типовыми диаграммами изменений тока и определения ее принадлежности к одной из типовых диаграмм изменений тока и, соответственно, отклонения процесса прокатки от расчетных значений по коэффициенту детерминации R2, вычисляемому по математическому выражению:

причем при значении R2≥0,9 установление соответствия процесса прокатки расчетному, а при R2<0,9 установление нарушение процесса прокатки и формирование выводов относительно отклонений характеристик процесса от расчетных значений, расширяет функциональные возможности и повышает надежность контроля качества процесса прокатки.

Использование предлагаемого способа для контроля процесса прокатки на многоклетьевом стане позволит повысить качество продукции и эффективность работы технологического оборудования.


СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА МНОГОКЛЕТЕВОМ СТАНЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
27.12.2014
№216.013.147d

Способ контроля и визуализации работы щеточно-коллекторного узла электрического двигателя постоянного тока

Изобретение относится к автоматизированному контролю и интеллектуальной диагностике электрических машин. Техническим результатом является повышение точности выявления причины искрения щеточно-коллекторного узла. В заявленном способе измеряют температуру обмоток ротора, ток якорной обмотки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536669
Дата охранного документа: 27.12.2014
14.06.2018
№218.016.6195

Способ преобразования частоты следования импульсов в код

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерениям частоты импульсов, и предназначено для использования в системах обработки данных, формируемых импульсными датчиками. Техническим результатом является расширение диапазона преобразуемых частот с заданной точностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657368
Дата охранного документа: 13.06.2018
03.07.2018
№218.016.69fb

Преобразователь частоты следования импульсов в код

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в системах обработки данных, формируемых импульсными датчиками. Технический результат заключается в увеличении точности обработки данных, формируемых импульсными датчиками. Преобразователь частоты следования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659466
Дата охранного документа: 02.07.2018
28.10.2018
№218.016.979b

Способ управления электрооборудованием при перегоне экскаватора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования на горных предприятиях для повышения эффективности технологического процесса передвижения горных машин при использовании автономных дизель-генераторных станций. Техническим результатом является повышение надежности работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670964
Дата охранного документа: 26.10.2018
02.10.2019
№219.017.cb01

Способ управления электроприводом открывания днища ковша экскаватора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования на карьерных экскаваторах для повышения надежности механизма открывания днища ковша экскаватора при погрузке горной породы. В электроприводе постоянного тока с помощью задатчика 17 всегда установлено задание угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701674
Дата охранного документа: 30.09.2019
Показаны записи 1-10 из 19.
20.07.2014
№216.012.df9e

Электропривод прокатного стана

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе, предназначенном для промышленных технологических комплексов прокатного производства. Техническим результатом является повышение качества регулирования скорости в электроприводе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523032
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.08.2014
№216.012.f041

Способ измерения силы трения при прокатке металлов

Изобретение относится к измерительной и испытательной технике и предназначено для использования при исследовании сил трения в металлургическом производстве, а именно при прокатке металлов. Для определения силы трения при прокатке металлов измеряют токи якорной обмотки двигателя при различных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527324
Дата охранного документа: 27.08.2014
27.12.2014
№216.013.147d

Способ контроля и визуализации работы щеточно-коллекторного узла электрического двигателя постоянного тока

Изобретение относится к автоматизированному контролю и интеллектуальной диагностике электрических машин. Техническим результатом является повышение точности выявления причины искрения щеточно-коллекторного узла. В заявленном способе измеряют температуру обмоток ротора, ток якорной обмотки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536669
Дата охранного документа: 27.12.2014
20.01.2015
№216.013.1ffe

Электрический привод прокатного стана

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе. Техническим результатом является уменьшение динамических нагрузок и повышение качества регулирования при прокатке металлов. Электрический привод прокатного стана содержит задатчик (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539631
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.03.2015
№216.013.32d0

Автоматизированный электропривод прокатного стана

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленных технологических комплексах прокатного производства. Технический результат - повышение качества регулирования и снижение динамических нагрузок путем ограничения колебаний, вызванных нелинейной зависимостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544483
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.4094

Способ контроля износа щеток и работы щеточно-коллекторного узла электрической машины

Изобретение относится к автоматизированному контролю и диагностике коллекторных электрических машин и обеспечивает расширение функциональных возможностей путем организации непрерывного контроля остаточного ресурса и определения качества работы щеточно-коллекторного узла и повышение надежности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548020
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.05.2015
№216.013.498e

Способ определения остаточного ресурса автоматических выключателей

Способ определения остаточного ресурса автоматических выключателей в электроустановках предусматривает измерение и запоминание значения тока i, вызывавшего срабатывание выключателя при каждом j-м отключении, где j=1, …, n, и вычисление коэффициента k(i), характеризующего допустимое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550337
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.07.2015
№216.013.60a4

Способ идентификации параметров линии электропередачи, питающей экскаватор

Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для использования в системах электроснабжения горных машин. Способ идентификации параметров линии электропередачи, питающей экскаватор, основан на регистрации массивов мгновенных значений токов и напряжений на приемном конце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556281
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.6e43

Способ контроля ресурса изоляции силового трансформатора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для контроля ресурса изоляции сухих силовых трансформаторов. Технический результат состоит в повышении точности контроля ресурса. Сигнал θ с датчика температуры наиболее нагретой точки трансформатора 2 поступает на вход контроллера 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559785
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.08.2015
№216.013.73d7

Стенд для испытания электрических машин в динамическом режиме

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования при испытаниях электрических машин постоянного и переменного тока. Стенд содержит трансформатор, подключенный первичной обмоткой к питающей сети, а вторичной обмоткой - к входу управляемого выпрямителя, дроссель, один из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561230
Дата охранного документа: 27.08.2015
+ добавить свой РИД