×
29.05.2018
218.016.56ed

Результат интеллектуальной деятельности: Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002655059
Дата охранного документа
23.05.2018
Аннотация: Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к раскладываемым аэродинамическим поверхностям, например рулям и стабилизаторам, и механизмам их раскрытия. Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей содержит поворотные части конструкции аэродинамических поверхностей, пружины сжатия в качестве механического привода, соединительное вращающееся на роликах центральное кольцо с шарнирно подсоединенными кулисами, связывающими поворотные части аэродинамических поверхностей с центральным кольцом и поворачивающими ползун-валами, соединенными с поворотными частями аэродинамических поверхностей посредством соосных муфт. Заявляемый механизм раскрытия аэродинамических поверхностей обеспечивает надежное срабатывание за счет получения наибольших и безударных усилий в наиболее ответственных фазах раскрытия механизма: в начале и в конце. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к раскладываемым аэродинамическим поверхностям, например рулям и стабилизаторам, и механизмам их раскрытия.

Конструкция аэродинамических поверхностей (рулей, стабилизаторов и крыльев) современных ракет из-за требования по компактности, к примеру, при старте из пускового контейнера, должна быть складываемой и соответственно, раскрываемой.

Известен механизм раскрытия руля из патента №524475 «Складной руль управляемой ракеты» (МПК F42B 10/14, опубл. 27.07.2014. Бюллетень №21).

Механизм раскрытия руля включает толкатель, расположенный в корневой части руля с возможностью его перемещения по оси вала привода под действием газа высокого давления, и поворотный рычаг.

Поворотный рычаг кинематически связывает толкатель и поворотную часть руля. Корневая часть руля снабжена двумя стопорами поворотной части руля в ее раскрытом положении, выполненными в виде подпружиненных штоков. Нижняя часть поворотного рычага, взаимодействующего с толкателем, выполнена с поперечным отверстием. В отверстии с двух сторон размещены шарики и подпружиненные цилиндрические фиксаторы. Фиксаторы размещены в плоскости симметрии корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него. Верхняя часть толкателя выполнена суженной с конической вершиной, размещенной под подпружиненными шариками и предназначенной для взаимодействия с последними при движении толкателя.

Известный механизм раскрытия руля обеспечивает фиксацию сложенного руля, которая автоматически снимается толкателем в начале его хода на раскрытие руля.

Однако, известный механизм раскрытия руля встроен в его конструкцию, кроме того, для синхронного раскрытия нескольких рулей он должен быть гидравлическим (несжимаемость жидкости), что снижает его надежность из-за вероятности разгерметизации.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является «Механизм раскрытия крыльев» (см. свидетельство на полезную модель №199 от 10.08.1993 г., МПК F42B 10/14, опубл. 16.01.1995 г. Бюллетень №1), содержащий поворотные и корневые части конструкции крыльев, пружину растяжения в качестве механического привода, соединительный элемент механизма в единую систему раскрытия, отличающийся тем, что для объединения механизма в единую систему раскрытия всех крыльев использовано гладкое центральное кольцо с шарнирно подсоединенными тягами, связывающими поворотные части крыльев с центральным кольцом. При этом используемые в качестве механического привода пружины растяжения шарнирно связаны с тягами и корпусом ракеты.

Выбираем указанное техническое решение в качестве прототипа.

В прототипе использование единой системы раскрытия крыльев с пружинами растяжения в качестве механического привода, размещенной в корпусе ракеты, позволяет получить значительный раскрывающий момент при малом весе за счет объединения сил нескольких пружин и собственной инерции поворотных частей рулей и использования действующих на них аэродинамических сил.

Однако к недостаткам прототипа относятся:

- во-первых, наличие пружин растяжения, которые не рекомендуются к использованию в ответственных конструкциях как менее надежных;

- во-вторых, установленные тяги обладают такой кинематикой, при которой раскрывающий момент руля вследствие характера изменения плеч (наибольшее в середине) раскрывающих усилий тяг имеет наименьшую величину в начале и конце раскрытия, чем в ее середине.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в обеспечении надежности срабатывания механизма раскрытия за счет получения наибольших и безударных усилий в наиболее ответственных фазах раскрытия аэродинамических поверхностей: в начале и в конце.

Поставленная задача реализуется в заявляемом изобретении следующим образом: в механизме раскрытия аэродинамических поверхностей, содержащем поворотные части конструкции аэродинамических поверхностей, пружины в качестве механического привода, соединительное центральное кольцо с шарнирно подсоединенными элементами, связывающими поворотные части аэродинамических поверхностей с центральным кольцом, в качестве механического привода установлены пружины сжатия, соединительное центральное кольцо выполнено вращающимся на роликах, а в качестве подсоединенных элементов установлены кулисы, поворачивающие ползун-валы, связанные с поворотными частями аэродинамических поверхностей посредством соосных муфт.

В пружинах сжатия отсутствуют, в отличие от пружин растяжения, специально выполненные зацепы, в которых возникают при работе большие изгибные напряжения, снижающие надежность пружины.

Вращение центрального соединительного кольца на роликах позволяет значительно сократить потери раскрывающего момента на трение.

Кроме того, использовано свойство кулисы, состоящее в возможности получения больших передаточных отношений.

Таким образом, сущность заявляемого изобретения состоит в применении вышеназванных конструктивных элементов, а именно пружин сжатия в механическом приводе, роликов, кулис, создающих большие передаточные отношения и, как следствие, наибольший и безударный раскрывающий момент на аэродинамической поверхности (выходном звене) в начале и конце раскрытия - наиболее ответственных ее фазах. При этом объединенные усилия дают суммарный эффект, который обеспечивает надежность срабатывания механизма.

Заявляемое изобретение «Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей» представлено на фиг. 1, включает раму 1, кольцо (синхронизатор) 2, кулисы 3, ползун-валы 4, ролики 5, пружинные блоки 6, рули (стабилизаторы) 7.

Заявляемый механизм раскрытия аэродинамических поверхностей работает следующим образом: после выхода ракеты из пусковой трубы контейнера, в которую сложены рули 7 (аэродинамические поверхности), усилием пружинных блоков 6 кольцо 2 (синхронизатор), вращаясь на роликах 5 рамы 1 против часовой стрелки, поворачивает кулисы 3, которые в свою очередь по часовой стрелке - связанные с ними ползун-валы 4 и соединенные с ними посредством соосных муфт поворотные части рулей из положения «сложены» в положение «открыты».

Таким образом, заявляемый «Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей» обеспечивает гарантированное и надежное раскрытие и рулей, и стабилизаторов, и крыльев, обладает новизной и промышленной применимостью.

Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей, содержащий поворотные части конструкции аэродинамических поверхностей, пружины в качестве механического привода, соединительное центральное кольцо с шарнирно подсоединенными элементами, связывающими поворотные части аэродинамических поверхностей с центральным кольцом, отличающийся тем, что в качестве механического привода установлены пружины сжатия, соединительное центральное кольцо выполнено вращающимся на роликах, а в качестве подсоединенных элементов установлены кулисы, поворачивающие ползун-валы, связанные с поворотными частями аэродинамических поверхностей посредством соосных муфт.
Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей
Механизм раскрытия аэродинамических поверхностей
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
13.01.2017
№217.015.887a

Направляющее устройство для запуска ракет

Изобретение относится к ракетной технике и касается запуска ракет. Направляющее устройство для запуска ракет содержит ферменный каркас, выполненный из шпангоутов, соединенных продольными трубами и раскосами, и усиленный металлическими листами. Внутри ферменного каркаса закреплены винтовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602641
Дата охранного документа: 20.11.2016
10.05.2018
№218.016.42ab

Способ определения оценок летно-технических характеристик ракет по результатам пусков

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способам статистического оценивания характеристик ракет. В способе определения оценок летно-технических характеристик ракет по результатам пусков в качестве исходных данных используют результаты измерений любого параметра, при этом в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649543
Дата охранного документа: 03.04.2018
29.05.2018
№218.016.570e

Малогабаритное приемо-передающее устройство для контроля полета беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для дистанционного контроля полета беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в режиме реального времени и приема команд управления. Технический результат – расширение функциональных возможностей за счет обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655041
Дата охранного документа: 23.05.2018
19.07.2018
№218.016.72dd

Наномодифицированный эпоксидный композит

Изобретение относится к полимерным композитам и предназначено для изготовления теплозащитных покрытий корпусов гиперзвуковых летательных аппаратов. Наномодифицированный эпоксидный композит, включающий эпоксидную смолу, отвердитель, неорганический наполнитель и наночастицы оксида алюминия, или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661583
Дата охранного документа: 17.07.2018
29.12.2018
№218.016.ad15

Малогабаритная бортовая аппаратура формирования и передачи телеметрической информации беспилотного летательного аппарата

Малогабаритная бортовая аппаратура формирования и передачи телеметрической информации беспилотного летательного аппарата (БПЛА) содержит не менее трех функциональных групп датчиков, модуль передачи телеметрической информации, интерфейсный модуль, блок аппаратного и алгоритмического кодирования....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676387
Дата охранного документа: 28.12.2018
31.07.2020
№220.018.3a76

Способ получения толстостенных керамических жаропрочных, теплозащитных и эрозионностойких покрытий

Изобретение относится к способам получения жаропрочных, теплозащитных и эрозионностойких керамических покрытий большой (более одного мм) толщины методом плазменного напыления для конструкционных элементов, работающих в условиях воздействия потоков агрессивных газовых сред и значительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728068
Дата охранного документа: 28.07.2020
12.04.2023
№223.018.491e

Способ нанесения слоистых теплозащитных композиционных материалов на крупногабаритные конструкции

Изобретение относится к области ракетной техники, авиа- и двигателестроения и может быть использовано для нанесения слоистых полимерных композиционных материалов (ПКМ) на крупногабаритные замкнутые конструкции. Способ нанесения слоистых теплозащитных материалов на крупногабаритные конструкции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793800
Дата охранного документа: 06.04.2023
16.05.2023
№223.018.6320

Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике, в частности для наружной тепловой защиты. Комплексное теплозащитное покрытие металлических конструкций планера высокоскоростных летательных аппаратов включает несколько теплоизоляционных слоёв. Один слой выполнен из органического или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002771553
Дата охранного документа: 05.05.2022
Показаны записи 1-1 из 1.
31.07.2020
№220.018.3ac5

Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к раскладываемым рулям и стабилизаторам. Обеспечивает выработку трех сигналов двумя возможными положениями переключающего блока при уменьшении габаритов устройства. Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей состоит из рычага,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728019
Дата охранного документа: 28.07.2020
+ добавить свой РИД