×
29.05.2018
218.016.5641

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002654554
Дата охранного документа
21.05.2018
Аннотация: Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники и может быть использовано при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ). С помощью датчиков измеряют величину виброускорения, преобразуют полученные данные в вейвлет-коэффициенты по алгоритму непрерывного преобразования, определяют масштаб разложения, имеющий максимальную энергию вейвлет-коэффициентов, определяют толщинную резонансную частоту на данном масштабе, по величине и изменениям которой судят о скорости горения. При этом векторные вибродатчики размещают в точках корпуса двигателя, информативных относительно толщинных колебаний, измерительные оси датчиков ориентируют по радиусу заряда, а измерения проводят на участках времени горения, где канал заряда по всей длине гарантированно имеет цилиндрическую форму. Способ позволяет снизить погрешность определения скорости горения заряда РДТТ за счет обеспечения одинаково эффективной регистрации физического параметра в течение всего процесса горения путем оптимизации позиционирования и ориентации датчиков, а также за счет возможности одновременного определения толщинной резонансной частоты (физический параметр) и ее изменения во времени. 2 ил.

Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники и может быть использовано при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ).

Скорость горения является одной из основных характеристик твердого ракетного топлива, используемых при расчете внутрибаллистических характеристик. Современное состояние теории горения не позволяет определять скорость горения для конкретного состава твердого ракетного топлива (ТРТ) расчетным путем с практически приемлемой точностью. Поэтому для экспериментального определения скорости горения ТРТ используют результаты стендовых испытаний модельных или натурных изделий.

Известны способы определения скорости горения, основанные на применении проникающих излучений, к которым относятся радиационный, радиоволновый и ультразвуковой способы (Жарков А.С., Потапов М.Г., Демидов Г.А., Леонов Г.В. Стендовые испытания энергетических установок на твердом топливе: Учебное пособие. Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2001, с. 182-213).

Перечисленные способы относятся к классу так называемых волновых способов исследования, в которых требуемую информацию получают, используя данные измерения какого-либо параметра взаимодействия электромагнитных или акустических волн с измеряемым сводом заряда и последующего расчета. Способы реализуются с помощью установок (приборов), содержащих два основных блока, один из которых обеспечивает преобразование электрической энергии в требуемый тип волн и их направленное излучение, а другой - их прием после взаимодействия с изделием и измерение информативного параметра.

Недостатком перечисленных способов является необходимость использования специально созданного оборудования для генерации требуемого типа зондирующих волн и их направленного излучения. Наличие в этом оборудовании токонесущих частей, находящихся под высоким напряжением ограничивает, а иногда делает невозможным реализацию с его помощью указанных способов при испытаниях взрывопожароопасных изделий. Использование радиоизотопных источников излучения исключено возможностью разрушения РДТТ и радиационного заражения испытательного стенда.

Другим недостатком перечисленных методов является высокая погрешность определения скорости горения. Так, в наиболее развитом ультразвуковом методе погрешность превышает 10% (Ефимов В.Г., Дерябин Ю.А., Митин А.Г. Экспериментальное использование ультразвукового метода для определения скорости горения по своду заряда в процессе огневой утилизации РДТТ. Известия ВУЗов, сер. Физика, 2004, №10, с. 64-67), что вызвано фактором воздействия, который в настоящее время не может быть смоделирован и учтен в соответствующей технической реализации. Этим фактором является формирование в месте приема сложного акустического поля за счет многолучевого распространения широкополосного шума, сопровождающего процесс горения. Непрерывное изменение внутренней конфигурации и размеров заряда, наличие интерференционных и резонансных явлений приводят к резким флуктуациям амплитуды сигнала на приемном преобразователе, вплоть до его пропадания, т.е. к маскированию или полной утрате информации о временной координате отраженного УЗ-импульса.

Предварительные исследования показали, что даже с использованием современных алгоритмов выделения временной координаты удается выделить не более 30 отсчетов за время горения. Такой массив данных, к тому же полученный на неравномерных временных интервалах, не может быть использован для оценки локальных изменений скорости горения, поскольку скорость обычно вычисляется через достаточно неустойчивую операцию численного дифференцирования.

Более эффективным способом, устраняющим указанные недостатки, является способ, использующий в качестве зондирующего сигнала широкополосный акустический шум, генерируемым самим процессом горения (резонансные эффекты в работающем двигателе).

Известны низкочастотные акустические методы определения резонансных частот изделий с использованием как свободных, так и вынужденных колебаний [Б.А. Глаговский, М.Б. Московенко. Низкочастотные акустические методы контроля в машиностроении. Л. Машиностроение, 1977, с. 79]. В момент совпадения частот вынужденных колебаний с частотой собственных колебаний изделия наступает резонанс, при котором амплитуда колебаний резко возрастает, что и регистрируется амплитудными или фазовыми измерительными устройствами. По частоте собственных колебаний определяются геометрические размеры изделия.

Известен способ определения амплитудно-частотных характеристик колебательных процессов системы «корпус-канальный заряд» также путем импульсного нагружения малогабаритных модельных РДТТ [И.А. Кашина, А.Ф. Сальников Исследование резонансного взаимодействия конструктивных элементов системы РДТТ. Вестник РГАТУ, 2012, №1(22), с. 19-23]. Ударное нагружение обеспечивает формирование широкополосного зондирующего сигнала, из которого свод заряда, как механический резонатор, выделяет, в том числе, толщинный резонанс. По этому резонансу можно определить текущую толщину свода, а, следовательно, и рассчитать скорость горения. Очевидны недостатки способа, связанные с необходимостью механического воздействия на крупногабаритный РДТТ в процессе огневых стендовых испытаний, что недопустимо по условиям испытаний.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является акустический способ определения скорости горения образцов заряда торцевого горения, основанный на измерении акустических мод колебаний газа в камере сгорания, вызванных шумом горения и турбулентностью.

При горении торцевого заряда длина газовой части камеры увеличивается, так что осевая акустическая частота уменьшается. Тангенциальная частота колебаний определяется диаметром камеры, остается неизменной и ее можно использовать, чтобы калибровать длину камеры по моде осевых частот. Таким образом, способ заключается в регистрации акустических мод колебаний газа в камере сгорания, выделении осевой моды частот, расчете мгновенного значения длины газовой части камеры и расчете скорости горения, как производной по времени от длины камеры [R.O. Hessler, R.L. Glick Concept for Passive Burning Rate Measurement. The Bo Stokes Memorial Workshop, Milano, 22-24 June, 1998].

Недостатком упомянутого ближайшего аналога является сложность проведения регистрации акустических мод. При установке датчика в камере необходимо обеспечить его тепловую защиту, а при контактной установке датчика на внешней цилиндрической поверхности камеры не удается обеспечить одинаково эффективную регистрацию акустических мод (физический параметр) в течение всего процесса горения, т.к. при горении образца изменяется положение на поверхности камеры пучностей давления, где достигается максимальная амплитуда колебаний и где обычно проводятся измерения.

Другим недостатком ближайшего аналога является использование в процедуре выделения доминирующей моды частот оконного Фурье-преобразования. Проблемы, связанные с выбором формы и размеров окна, появлением спектральных компонент, которых не было в исходном сигнале, обусловливают достигнутую погрешность регистрации осевой частоты 11% для первой моды колебаний. Кроме того Фурье-преобразование не в состоянии одновременно определить собственно частоту сигнала и ее изменение во времени, а только констатирует факт ее наличия в пределах выбранного окна.

Известно, что горящий заряд представляет собой колебательную систему с определенными собственными частотами. Воздействие вынуждающей силы (меняющееся давление) с частотой, близкой к собственной частоте заряда, естественно приводит к резонансу.

РДТТ со сложнопрофильным каналом имеет три явно выраженных частоты механического резонанса, для которых справедливы следующие утверждения:

а) частоты размерного резонанса на толщине свода в области дна щепи ƒщ, в области цилиндрического канала ƒк и в области зоны сопряжения щелей ƒc удовлетворяют следующему неравенству ƒщck, вплоть до момента времени , когда канал по всей длине приобретает цилиндрическую форму, где tполн - полное время горения заряда;

б) скорости увеличения частот упомянутых размерных резонансов различны и совпадут в момент t.

в) колебания РДТТ вызываются двумя вынуждающими силами: пульсациями давления на частотах толщинного (ƒD) и продольного (ƒL) внутрикамерных резонансов и широкополосным акустическим шумом.

Задачей заявляемого технического решения является снижение погрешности определения скорости горения заряда РДТТ за счет обеспечения одинаково эффективной регистрации физического параметра в течение всего процесса горения путем оптимизации позиционирования и ориентации датчиков, а также за счет возможности одновременного определения толщинной резонансной частоты (физический параметр) и ее изменения во времени.

Поставленная задача решается заявляемым способом определения скорости горения заряда ракетного двигателя твердого топлива, включающим измерение физического параметра во времени с помощью датчиков, регистрацию параметра в компьютерном блоке, преобразование параметра. Особенность заключается в том, что с помощью датчиков измеряют величину виброускорения, преобразуют полученные данные в вейвлет-коэффициенты по алгоритму непрерывного преобразования, определяют масштаб разложения, имеющий максимальную энергию вейвлет-коэффициентов, определяют толщинную резонансную частоту на данном масштабе, по величине и изменениям которой судят о скорости горения, при этом векторные вибродатчики размещают в точках корпуса двигателя, информативных относительно толщинных колебаний, измерительные оси датчиков ориентируют по радиусу заряда, а измерения проводят на участках времени горения, где канал заряда по всей длине гарантированно имеет цилиндрическую форму.

Известно, что при работе РДТТ в камере сгорания возникают акустические колебания, амплитуда которых может достигать значительных величин (до 3% от среднего давления (Абугов Д.И., Бобылев В.М. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1987. - С. 143-147). Заряд, как механический резонатор выделяет из акустических шумов частоты своих размерных резонансов по своей толщине и длине. Этим резонансам соответствуют частоты продольных ƒL (по длине) и поперечных ƒD (по толщине) колебаний

, где

с - скорость звука, м/с;

L - длина заряда, м;

D - толщина свода заряда, м.

При горении заряда, его толщина, а соответственно частота толщинного размерного резонанса, будет изменяться. Таким образом, измеряя через определенные интервалы времени значения указанной частоты, можно определять скорость горения. Резонансная частота по длине ƒL не изменяется.

Если регистрация частоты осуществляется в моменты t1 и t2, и при значениях частоты основной гармоники ƒ1 и ƒ2 в указанные моменты

где

D1 и D2 - толщина свода заряда в момент времени t1 и t2, то выражение для расчета скорости горения имеет вид

При использовании современных методов и средств погрешность измерения временных интервалов может быть сведена до величины 0,1-0,2%.

Другими составляющими погрешности являются погрешность определения скорости звука и погрешность определения частоты размерного резонанса по толщине, что вызвано шумоподобностью возбуждающего заряд акустического сигнала и его статистическим характером.

В ближайшем аналоге скорость звука в газовой части камеры сгорания определяется только расчетным путем и сложным образом зависит от температуры и состава топлива. Это может быть причиной появления значительной систематической погрешности. [Яскин А.В. Теория устройств ракетных двигателей / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013, 262 с.]. В заявляемом способе скорость предварительно определяется экспериментально на образцах, вырезанных из натурного заряда и с набором большой статистики. В этом случае погрешность определения скорости не превышает 2-3%.

Уменьшение погрешности определения частоты размерного резонанса по толщине в заявляемом способе достигается двумя путями.

На этапе регистрации для уменьшения влияния неинформативных резонансных сигналов (продольных, тангециальных) и различных типов волн (корпусных, сдвиговых) используют векторно ориентированные вибродатчики, обеспечивающие регистрацию вибрации только в выделенном направлении, что повышает достоверность измерений. Основная погрешность таких датчиков не превышает 5%.

На этапе обработки, в отличие от ближайшего аналога, где проводят Фурье-преобразование с его отмеченными недостатками, осуществляют непрерывное вейвлет-преобразование зарегистрированных сигналов и определяют масштаб вейвлетного разложения, на котором коэффициенты преобразования принимают максимальное значение. Масштаб разложения однозначно связан с частотой сигнала через вид применяемого вейвлета.

Максимальные коэффициенты разложения будут получены при одновременной локализации сигнала и вейвлета по времени и по частоте. Тем самым достигается повышение точности определения масштаба и, соответственно, частоты резонанса, а также времени появления этой частоты. Наконец, реализуется возможность непрерывного отслеживания изменения частоты резонанса (в нашем случае - увеличения) и исключается учет случайных гармонических компонент, близких по частоте к резонансной, но имеющих обратные тенденции.

Таким образом, совокупно по двум своим составляющим погрешность не превысит 6%. С учетом многоканальности измерений (использование нескольких датчиков) это значение может быть уменьшено по закону n - число датчиков.

Предлагаемый способ реализуют следующим образом.

Предварительно, вибродатчики, например типа ВТК-3 (зарегистрированы в Госреестре под номером 23241-02, изготовитель - Торговый дом СпецТехноРесурс, г. Москва), с ориентацией измерительной оси по радиусу заряда устанавливают на корпусе в заранее определенных узлах пучности акустического давления, расположенные в средней части корпуса между силовыми бандажами, крепящими корпус к силовому полу стенда.

Измеряют значения виброускорения и передают результаты измерения в компьютерный блок.

Проводят непрерывное вейвлет-преобразование пошагово с назначенным интервалом и определяют масштаб (частоту) преобразования, на котором энергия вейвлет-коэффициентов имеет максимальное значение.

Рассчитывают скорость горения по формуле (1).

Заявляемый способ подтверждается примером анализа результатов огневых испытаний.

Пример. Частота дискретизации сигнала вибродатчика, установленного на крупногабаритном РДТТ, - 20000 Гц. Измерения проводились на участках времени горения, где канал заряда по всей длине гарантированно имеет цилиндрическую форму.

На фиг. 1 представлено окно разработанной программы на этапе расчета резонансной частоты. Предварительно на этапе «преобразование» происходит вычисление вейвлетных коэффициентов, а на этапе «подробности» определяется масштаб разложения, имеющий максимальную энергию коэффициентов. Так, при длительности исходного сигнала 10000 отсчетов (что соответствует 0,5 с) и использовании комплексного вейвлета Morlet, анализируется 98 масштабов, из которых максимальную энергию несет масштаб j=30. Этот масштаб соответствует частоте Fr[30]=719,48 Гц. Обработка следующего кадра записи (через 1 с) дает значение масштаба j=29, что соответствует частоте Fr[29]=727,17 Гц. При скорости звука в заряде 1600 м/сек по формуле (1) получаем значение скорости горения 12 мм/сек.

На фиг. 2 приведена трехмерная картина вейвлетных коэффициентов в осях «TIME-SCALE-АМР» («время-масштаб-амплитуда»). Картина наглядно отображает колебательный (резонансный) характер поведения коэффициентов на масштабе с максимальной энергией. Такой же характер носит и дисперсия коэффициентов.

Таким образом, заявляемое техническое решение практически реализуемо и позволяет удовлетворить давно существующую потребность в решении поставленной задачи.

Способ определения скорости горения заряда ракетного двигателя твердого топлива, включающий измерение физического параметра во времени с помощью датчиков, регистрацию параметра в компьютерном блоке, преобразование параметра, отличающийся тем, что с помощью датчиков измеряют величину виброускорения, преобразуют полученные данные в вейвлет-коэффициенты по алгоритму непрерывного преобразования, определяют масштаб разложения, имеющий максимальную энергию вейвлет-коэффициентов, определяют толщинную резонансную частоту на данном масштабе, по величине и изменениям которой судят о скорости горения, при этом векторные вибродатчики размещают в точках корпуса двигателя, информативных относительно толщинных колебаний, измерительные оси датчиков ориентируют по радиусу заряда, а измерения проводят на участках времени горения, где канал заряда по всей длине гарантированно имеет цилиндрическую форму.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 46.
10.12.2015
№216.013.95d7

Способ получения окисленного декстрана

Изобретение относится к способу получения производных природных соединений - декстранов, которые применяются в качестве носителей и модификаторов природных и синтетических биологически активных веществ и фармакологических субстанций. Водный раствор декстрана окисляют перманганатом калия в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569979
Дата охранного документа: 10.12.2015
27.03.2016
№216.014.c76d

Способ определения скорости горения твердого ракетного топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для определения скорости горения твердого ракетного топлива при стационарном и переменном давлении в камере сгорания. Способ включает подготовку, монтаж и сжигание цилиндрического образца твердого ракетного топлива в камере...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578787
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.05.2016
№216.015.3e10

Фильтрующий материал

Изобретение относится к прикладной химии, а именно к фильтрующим материалам (ФМ) на основе природного песка, предназначенным для изготовления фильтров очистки высокотемпературных газов от мелкодисперсных частиц и шлаковых образований в газогенераторах на твердых топливах. Предложенный ФМ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584206
Дата охранного документа: 20.05.2016
13.01.2017
№217.015.6b70

Способ получения окисленного декстрана

Изобретение относится к способу получения окисленного декстрана. Способ предусматривает окисление водного раствора декстрана с молекулярной массой 20-75 кДа раствором перманганата калия в среде уксусной кислоты при нагревании, отстаивание и фильтрование раствора от примесей, выделение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592617
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6c36

Способ получения декстраналя

Изобретение относится к способу получения декстраналя. Способ предусматривает модификацию декстрана с молекулярной массой 20-75 кДа в виде 5-25% водного раствора путем механоактивационной обработки исходного декстрана в аппарате с энергией активации 16-85 кДж/моль. Предпочтительно декстраналь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592618
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6c49

Способ изготовления зарядов смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к производству ракетной техники, а именно к изготовлению зарядов смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ). Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива включает последовательное механическое перемешивание окислителя и смеси горюче-связующего на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592599
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.83b7

Твердое горючее

Изобретение относится к прикладной химии, а именно к твердым горючим (ТГ) для прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) активно-реактивных снарядов (АРС). Твердое горючее содержит органическое горючее-связующее, ультрадисперсный порошок высокоэнергетического металла и карборан и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601760
Дата охранного документа: 10.11.2016
13.01.2017
№217.015.8d22

Способ ликвидации крупногабаритных зарядов твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ликвидации крупногабаритных зарядов твердого ракетного топлива на стенде, а именно к способам сжигания канальных зарядов твердого ракетного топлива непосредственно в корпусах ракетных двигателей. Способ ликвидации крупногабаритных зарядов, скрепленных с корпусом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604612
Дата охранного документа: 10.12.2016
13.01.2017
№217.015.8d2a

Алмазоуглеродное вещество и способ его получения

Изобретение относится к получению высокочистых активных алмазоуглеродных материалов, которые могут быть использованы при суперфинишном полировании, в гальванике и медицине. Сначала исходное алмазоуглеродное вещество в виде суспензии или порошка обрабатывают смесью водных растворов азотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604846
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.9c71

Способ пассивирования тонкого порошка алюминия

Изобретение относится к пассивированию тонкого порошка алюминия. Способ включает термическую обработку и последующее охлаждение порошка, при этом порошок алюминия нагревают до температуры пассивации 200-350°С и ведут термическую обработку порошка алюминия в воздушной среде с влажностью 8-12 г/м...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610580
Дата охранного документа: 13.02.2017
Показаны записи 1-10 из 21.
20.03.2013
№216.012.2ff3

Способ гашения работающего рдтт при испытаниях и установка для его осуществления

Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники и может быть использовано для гашения ракетных двигателей твердого топлива при отработке и наземных испытаниях. При гашении работающего ракетного двигателя подают хладагент в камеру сгорания испытуемого двигателя. Предварительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477810
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.09.2013
№216.012.6846

Способ высотных испытаний крупногабаритного рдтт и установка для его осуществления

При высотных испытаниях ракетного двигателя создают разрежение за счет предварительного вакуумирования пространства вокруг двигателя, эжектирующих свойств струи продуктов сгорания в диффузоре и инжекции дополнительного газа в выхлопную магистраль. Запуск диффузора обеспечивают до момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492341
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.10.2013
№216.012.7a71

Ракетный двигатель твердого топлива

Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус с днищами, скрепленный с ним по наружной поверхности заряд твердого топлива, по крайней мере, с одним торцом, раскрепленным от элементов корпуса, и центральным сквозным или глухим каналом, снабженным компенсатором поверхности горения топлива....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497007
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.05.2014
№216.012.c1b4

Способ определения прочности клеевого соединения резиноподобного покрытия с основой

Изобретение относится к области проведения испытаний по оценке прочности клеевого соединения материалов в ракетной технике. Предлагаемый способ определения прочности клеевого соединения резиноподобного покрытия с основой из твердого ракетного топлива включает использование двух жестких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515337
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.08.2014
№216.012.e674

Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе и предназначено для применения при проектировании, отработке и изготовлении крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе. Ракетный двигатель включает корпус с передним и задним днищами, а также скрепленный с корпусом по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524789
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.02.2015
№216.013.29d1

Способ диагностики предаварийных режимов работы рдтт при огневых стендовых испытаниях

Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники, а именно к способу диагностики предаварийных режимов работы РДТТ при огневых стендовых испытаниях, и может быть использовано для аварийного гашения ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) при отработке и наземных испытаниях....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542162
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.06.2015
№216.013.58bc

Форсунка для распыления расплавленных металлов

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к получению порошка распылением расплава металла. Форсунка содержит корпус с кольцевой щелью для подачи газа, ниппель с центральным каналом для подачи расплава и защитный стальной чехол, ниппель изготовлен из пьезоэлектрического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554257
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.08.2015
№216.013.6b82

Способ получения металлических порошков распылением расплавов

Изобретение относится к области порошковой металлургии. Струю металлического расплава диспергируют окружающим ее концентрическим потоком распыляющего газа с наложением звуковых колебаний. Звуковые колебания создают посредством не менее двух одинаковых упругих прямоугольных пластин,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559080
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.03.2016
№216.014.c0f6

Ракетный двигатель на твердом топливе

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях маршевых двигателей на твердом топливе для верхних ступеней, которые характеризуются малым отношением длины к диаметру. Ракетный двигатель содержит корпус с днищами и скрепленный с корпусом канальный заряд,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576411
Дата охранного документа: 10.03.2016
27.03.2016
№216.014.c766

Способ контроля качества адгезионного соединения

Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники и может быть использовано при выходном контроле на предприятии-изготовителе корпуса ракетного двигателя и входном контроле на предприятии-изготовителе твердотопливного заряда. Сущность: осуществляют зондирование контролируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578659
Дата охранного документа: 27.03.2016
+ добавить свой РИД