×
29.05.2018
218.016.5490

СИЛОВАЯ ТУРБИНА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002654156
Дата охранного документа
16.05.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к газотурбинным двигателям с силовой свободной турбиной. Силовая турбина содержит статор с размещенным в нем роликоподшипником и установленный в роликоподшипнике вал ротора турбины с дисками турбины. Внутреннее кольцо роликоподшипника силовой турбины установлено на промежуточной втулке, размещенной на валу силовой турбины и зафиксировано в осевом направлении с задней по потоку газа стороны установленной на валу гайкой через установленное на втулке пружинное кольцо. Гайка выполнена с кольцевым, осевым, направленным к роликоподшипнику ребром, размещенным с внешней стороны от пружинного кольца. Между промежуточной втулкой и валом выполнена кольцевая щелевая полость. С передней по потоку газа стороны на промежуточной втулке установлено лабиринтное кольцо с радиальными кольцевыми гребешками лабиринта, а также размещенное между лабиринтным кольцом и внутренним кольцом роликоподшипника регулировочное кольцо. К внешней поверхности регулировочного кольца обращено кольцевое радиальное ребро статорного фланца с образованием между ребром и гребешком лабиринтного кольца промежуточной кольцевой полости, соединенной на выходе радиальными каналами с масляной полостью опоры. Изобретение позволяет повысить надежность силовой турбины путем снижения напряжений, создаваемых во внутреннем кольце роликоподшипника валом силовой турбины, а также путем исключения попадания масла в воздушные полости и в газовый тракт турбины на пониженных режимах работы турбины. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с силовой свободной турбиной.

Известна силовая турбина, включающая в себя статор с размещенным в статоре роликоподшипником и ротор с установленным в роликоподшипнике ротором турбины (патент US 6711887, МПК В64С 11/48, опубл. 19.04.2004). Недостатком такой конструкции являются повышенные температурные деформации внутреннего кольца роликоподшипника, что снижает надежность силовой турбины.

Наиболее близкой по конструкции к заявляемой и принятой за прототип является силовая турбина, включающая в себя статор с роликоподшипником и установленный в роликоподшипнике ротор турбины (патент US 7437877, МПК F02K 3/04, опубл. 2005-08-18).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за попадания масла в воздушные полости турбины и из-за недостаточного ресурса роликоподшипника силовой турбины вследствие повышенной температурной деформации вала турбины.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности силовой турбины путем снижения напряжений, создаваемых во внутреннем кольце роликоподшипника валом силовой турбины, а также путем исключения попадания масла в воздушные полости и в газовый тракт турбины на пониженных режимах работы турбины.

Технический результат достигается тем, что в силовой турбине, содержащей статор с размещенным в ней роликоподшипником и установленный в роликоподшипнике вал ротора турбины с дисками турбины, согласно изобретению, внутреннее кольцо роликоподшипника силовой турбины установлено на промежуточной втулке, размещенной на валу силовой турбины и зафиксировано в осевом направлении с задней по потоку газа стороны установленной на валу гайкой через пружинное кольцо, причем гайка выполнена с кольцевым осевым направленным к роликоподшипнику ребром, размещенным с внешней стороны от пружинного кольца, а между промежуточной втулкой и валом выполнена кольцевая щелевая полость; с передней по потоку газа стороны на промежуточной втулке установлено лабиринтное кольцо с радиальными кольцевыми гребешками лабиринта, а также размещенное между лабиринтным кольцом и внутренним кольцом роликоподшипника регулировочное кольцо, к внешней поверхности которого обращено кольцевое радиальное ребро статорного фланца с образованием между ребром и гребешком лабиринтного кольца промежуточной кольцевой полости, соединенной на выходе радиальными каналами с масляной полостью опоры.

Установка внутреннего кольца роликоподшипника на промежуточную втулку, установленную, в свою очередь, на валу силовой турбины с радиальным зазором, а также осевая фиксация внутреннего кольца роликоподшипника гайкой через пружинное кольцо позволяет компенсировать избыточную радиальную и осевую температурные деформации высокотемпературного вала, повышая таким образом надежность роликоподшипника и газотурбинного двигателя.

Выполнение между кольцевым радиальным ребром статорного фланца и гребешком лабиринтного кольца промежуточной кольцевой полости, соединенной на выходе радиальными каналами с масляной полостью опоры силовой турбины, позволяет на пониженных режимах работы силовой турбины за счет центробежных сил сбрасывать частицы масла в масляную полость опоры, исключая, таким образом, попадание масла в газовый тракт силовой турбины.

На фиг. 1 показан продольный разрез силовой турбины;

На фиг. 2 показан продольный разрез роликоподшипника;

На фиг. 3 показан продольный разрез роликоподшипника.

Силовая турбина 1 включает в себя статор 2 с опорой 3 с размещенным в ней роликоподшипником 4, во внутреннем кольце 5 которого установлен через промежуточную втулку 6 вал 7 ротора 8 с дисками 9. Роликоподшипник 4 выполнен с роликами 10 и установлен в масляной полости 11 опоры 3. С задней стороны по потоку газа 12 в газовом тракте 13 турбины 1 от внутреннего кольца 5 роликоподшипника 4 на промежуточной втулке 6 установлено пружинное кольцо 14, которое совместно с внутренним кольцом 5 фиксируется в осевом положении установленной на валу 7 гайкой 15, которая выполнена с кольцевым осевым ребром 16, расположенным с внешней стороны от пружинного кольца 14. В окружном направлении гайка 15 относительно вала 6 фиксируется замком 17. С внутренней стороны от внутреннего кольца 5 роликоподшипника 4, между промежуточной втулкой 6 и валом 7 выполнена кольцевая щелевая полость 18.

С передней по потоку газа 12 стороны на промежуточной втулке 6 установлено лабиринтное кольцо 19 с радиальными кольцевыми гребешками 20, а также размещенное между лабиринтным кольцом 19 и внутренним кольцом 5 роликоподшипника 4 регулировочное кольцо 21, к внешней поверхности 22 которого обращено кольцевое радиальное ребро 23 статорного фланца 24 с образованием между ребром 23 и гребешками 20 промежуточной кольцевой полости 25, соединенной на выходе радиальными каналами 26 с масляной полостью 11 опоры 3. Кольцевая полсть 25 отделена от воздушной полости 27 гребешками 20 лабиринтного кольца 19.

Работает данное устройство следующим образом. При работе силовой турбины 1 вал 7 имеет существенно более высокую температуру по сравнению с температурой внутреннего кольца 5 роликоподшипника 4, что приводит к повышенной радиальной температурной деформации вала 7 по сравнению с температурной деформацией внутреннего кольца 5 роликоподшипника 4. Однако это не приводит к заклиниванию роликоподшипника 4 и к поломке внутреннего кольца 5, так как повышенная радиальная температурная деформация вала 7 парируется кольцевой щелевой полостью 18, расположенной с внутренней стороны от кольца 5. Осевая повышенная температурная деформация вала 7 парируется за счет упругости пружинного кольца 14, что сохраняет осевую фиксацию внутреннего кольца 5 роликоподшипника 4. При монтаже ротора 8 в статор 2 гайка 15 должна перемещаться в осевом направлении под роликами 10 роликоподшипника 4, что могло бы привести к повреждению роликов 10 пружинным кольцом 14. Однако этого не происходит, так как пружинное кольцо 14 прикрыто с внешней стороны осевым кольцевым ребром 16 гайки 15.

Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, заявляемого изобретения, позволяет повысить надежность силовой турбины путем снижения напряжений, создаваемых во внутреннем кольце роликоподшипника валом силовой турбины, а также путем исключения попадания масла в воздушные полости и в газовый тракт турбины на пониженных режимах работы турбины.

Силовая турбина, содержащая статор с размещенным в нем роликоподшипником и установленный в роликоподшипнике вал ротора турбины с дисками турбины, отличающаяся тем, что внутреннее кольцо роликоподшипника силовой турбины установлено на промежуточной втулке, размещенной на валу силовой турбины и зафиксировано в осевом направлении с задней по потоку газа стороны установленной на валу гайкой через установленное на втулке пружинное кольцо, причем гайка выполнена с кольцевым, осевым, направленным к роликоподшипнику ребром, размещенным с внешней стороны от пружинного кольца, а между промежуточной втулкой и валом выполнена кольцевая щелевая полость; с передней по потоку газа стороны на промежуточной втулке установлено лабиринтное кольцо с радиальными кольцевыми гребешками лабиринта, а также размещенное между лабиринтным кольцом и внутренним кольцом роликоподшипника регулировочное кольцо, к внешней поверхности которого обращено кольцевое радиальное ребро статорного фланца с образованием между ребром и гребешком лабиринтного кольца промежуточной кольцевой полости, соединенной на выходе радиальными каналами с масляной полостью опоры.
СИЛОВАЯ ТУРБИНА
СИЛОВАЯ ТУРБИНА
СИЛОВАЯ ТУРБИНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Показаны записи 1-10 из 87.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f0e

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506426
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f0f

Ротор турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины газотурбинного двигателя включает конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, фиксируемые между собой при помощи болтовых соединений. Кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506427
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a2d6

Турбина низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к турбинам низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Турбина низкого давления газотурбинного двигателя включает ротор, статор с задней опорой, лабиринтное уплотнение с внутренним и внешним фланцами на задней опоре статора. Лабиринтное уплотнение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507401
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД