×
18.05.2018
218.016.514c

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002653345
Дата охранного документа
07.05.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) длиной (L) вала (2) установленный в опорном корпусе (3) антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной на ней своими концами. Спираль выполнена из двух частей (длиной каждая - ). Направление витков нитей (4 и 5) этих частей встречное, направленное к центру цапфы. По торцам цапфы - участки вала, и между обеими частями спирали - цапфе, заданы уширения (6, 7, 8), диаметры которых больше диаметра цапфы, поверхности этих уширений, обращенные к виткам спирали, выполнены с наклоном (под углом α) относительно оси и плотно прилегающими к этим виткам. Технический результат: оптимизация конструкции подшипника скольжения и повышение надежности его работы. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин.

Известен подшипник скольжения, представляющий собой антифрикционный вкладыш, установленный в опорном корпусе и в котором расположена цапфа вала (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр. 291).

Недостаток данного подшипника состоит в том, что подобная конструкция вкладыша не обеспечивает необходимой долговечности подшипника, а сам подшипник - материалоемок.

В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения по заявке на изобретение РФ №2015141029, кл. F16С 33/26, от 25.09.2015 г. Сущность ее состоит в том, что подшипник содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности спирали и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы. Радиус цапфы выполнен меньшим радиуса вала на величину радиуса нити. Участки вала на границах с цапфой выполнены с наклоном относительно оси вала с углом наклона, равным углу наклона витков спирали, и плотно прилегают к крайним виткам спирали. Участки поверхности цапфы на границах с прилегающими к ним участкам поверхности вала сопряжены с ними по радиусу нити спирали, а крайние витки нити спирали плотно прилегают к поверхности этих сопряжений.

Недостаток прототипа состоит в том, что навивка спирали антифрикционного вкладыша выполнена в одном направлении - это приводит к возникновению осевых сил, действующих на вкладыш и стремящихся сместить этот вкладыш в осевом направлении (к торцу подшипника, по направлению к которому выполнена навивка спирали вкладыша). Кроме того, при работе подшипника со смазыванием навивка спирали вкладыша способствует перемещению смазочного материала в этом же направлении. Это приводит к скапливанию смазочного материала у торца подшипника, по направлению к которому выполнена навивка спирали вкладыша, и стремлению смазочного материала вытисниться за пределы подшипника (со стороны этого его торца); остальные части подшипника (нуждаются в смазывании) будут испытывать смазочное голодание, что будет приводить к интенсификации изнашивания подшипника.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции подшипника скольжения и повышения надежности его работы.

Для этого подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной своими концами на цапфе, по торцам которой, участкам вала, прилегающим к этим торцам, задан диаметр, больший диаметра цапфы, а поверхности этих уширенных участков вала, обращенные к торцам спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала и плотно прилегающими к крайним виткам спирали. Причем спираль выполнена из двух частей одинаковой длины, направления витков которых выполнены встречными, направленными к центру цапфы. Между обеими частями спирали расположен выступ цапфы, диаметр которого больше диаметра цапфы и поверхности которого больше диаметра цапфы, и поверхности которого, обращенные к обеим частям спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала с углом наклона, равным углу наклона внутренних витков частей спирали, и плотно прилегающими к этим виткам.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен подшипник скольжения - вид сбоку, в разрезе.

На чертеже показаны: цапфа 1, вал 2, опорный корпус 3, нити спиралей антифрикционного вкладыша 4 и 5, наружные опорные выступы вала 6 и 7, внутренний опорный выступ цапфы 8, антифрикционные кольца 9 и 10, торцевые заглушки 11 и 12; длина L цапфы (1); диаметр спиралей антифрикционного вкладыша ; угол наклона витков нитей (4 и 5) спиралей антифрикционного вкладыша α.

Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе 1 длиной L вала 2 установленный в опорном корпусе 3 с зазором относительно этого корпуса антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, состоящей из двух частей одинаковой длины из нитей 4 и 5 круглого сечения, плотно уложенных на поверхности цапфы, и зафиксированной своими концами на этой цапфе (не показано). Направление навивки витков обеих спиралей - встречное, направление - к центру подшипника; угол наклона нитей обеих спиралей - α. Помимо фиксации спиралей своими концами на цапфе, эти спирали зафиксированы на цапфе посредством двух уширений (опорных выступов) 6 и 7 участков вала 2, прилегающих к торцам цапфы 1, и одного уширения (опорного выступа 8) цапфы 1, расположенного между двумя частями спирали. Диаметры опорных выступов (6, 7, 8) больше диаметра цапфы. Поверхности этих выступов, обращенные к виткам спирали, наклонены относительно от вала (под углом α) и плотно прилегают к крайним виткам обеих частей спирали. Снаружи выступов 6 и 7 расположены антифрикционные кольца 9 и 10, прилегающие к этим выступам (6 и 7) и опорному корпусу 3. Снаружи колец 9 и 10, с прилеганием к ним, расположены торцевые заглушки 11 и 12.

При работе подшипника встречная навивка двух спиралей антифрикционного вкладыша предотвращает возникновение осевых сил, стремящихся сместить этот вкладыш по оси цапфы. А при работе подшипника со смазыванием встречная навивка спиралей вкладыша предотвращает скапливание смазочного материала у одного из торцов подшипника и обеспечивает надежное смазывание подшипника.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника скольжения обеспечивает его износостойкость и надежность его работы. Причем это имеет место при любом направлении вращения вала и - подшипника, установленного на нем.

Подшипник скольжения, содержащий укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, плотно уложенной на поверхности цапфы и зафиксированной своими концами на цапфе, по торцам которой, участкам вала, прилегающим к этим торцам, задан диаметр, больший диаметра цапфы, а поверхности этих уширенных участков вала, обращенные к торцам спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала и плотно прилегающими к крайним виткам спирали, отличающийся тем, что спираль выполнена из двух частей одинаковой длины, направления витков которых выполнены встречными, направленными к центру цапфы; а между этими частями спирали расположен выступ цапфы, диаметр которого больше диаметра цапфы и поверхности которого больше диаметра цапфы, и поверхности которого, обращенные к обеим частям спирали, выполнены с наклоном относительно оси вала с углом наклона, равным углу наклона внутренних витков частей спирали, и плотно прилегающими к этим виткам.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Источник поступления информации: Портал edrid.ru

Показаны записи 1-10 из 463.
27.04.2013
№216.012.3af2

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2). Вдоль рабочих поверхностей (3) зубьев (2) и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480651
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af3

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), на торцах которых вдоль их боковых поверхностей (3), примыкая к ним, расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480652
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af4

Устройство для подачи жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус (1) и масляную ванну (2), состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480653
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e4e

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими вершины (3). Зубья расположены на теле колеса по окружности (4) впадин зубьев. Зубья имеют боковые рабочие поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481517
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e4f

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары кольцевых накладок, укрепленных с обеих сторон венца. Причем накладка, расположенная со стороны входа зубьев в зацепление, полностью перекрывает впадины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481518
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e50

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела и пары зубчатых венцов с канавкой между ними. В канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481519
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4192

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), включающими вершину (3), основание (4), боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (6) поверхности, сопряженные с телом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482356
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4193

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, имеющими вершину, основание, боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей. У каждого зуба...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482357
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4194

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2), имеющими боковую рабочую (3) и боковую нерабочую (4) поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей (5). У...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482358
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4195

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), имеющими вершины (3), основание (4) и две боковые поверхности, из которых рабочая (5) имеет профиль, идентичный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482359
Дата охранного документа: 20.05.2013
Показаны записи 1-10 из 463.
27.04.2013
№216.012.3af2

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2). Вдоль рабочих поверхностей (3) зубьев (2) и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480651
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af3

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), на торцах которых вдоль их боковых поверхностей (3), примыкая к ним, расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480652
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af4

Устройство для подачи жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус (1) и масляную ванну (2), состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480653
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e4e

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими вершины (3). Зубья расположены на теле колеса по окружности (4) впадин зубьев. Зубья имеют боковые рабочие поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481517
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e4f

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары кольцевых накладок, укрепленных с обеих сторон венца. Причем накладка, расположенная со стороны входа зубьев в зацепление, полностью перекрывает впадины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481518
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e50

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела и пары зубчатых венцов с канавкой между ними. В канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481519
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4192

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), включающими вершину (3), основание (4), боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (6) поверхности, сопряженные с телом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482356
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4193

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, имеющими вершину, основание, боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей. У каждого зуба...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482357
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4194

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2), имеющими боковую рабочую (3) и боковую нерабочую (4) поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей (5). У...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482358
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4195

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), имеющими вершины (3), основание (4) и две боковые поверхности, из которых рабочая (5) имеет профиль, идентичный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482359
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД