×
18.05.2018
218.016.512f

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство и способ энергосбережения автономного приемопередатчика морского радиогидроакустического буя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002653403
Дата охранного документа
08.05.2018
Аннотация: Изобретение относится к области функционирования морских радиогидроакустических буев (РГБ), предназначенных для приема/передачи информации о подводной обстановке по гидроакустическому каналу и радиоканалу. РГБ используются в военных целях, а также при исследованиях и мониторинге Мирового океана и других акваторий. Предложено устройство энергосбережения автономного приемопередатчика морского РГБ, содержащее первый и второй микроконтроллеры МК1 И МК2 управления и контроля энергопотребления источника электропитания приемопередатчика, причем МК1 выполнен высокоскоростным со сравнительно большим энергопотреблением и с возможностью снижения тактовой частоты, а МК2 выполнен низкоскоростным с малым энергопотреблением; дополнительно введен акселерометр, при этом источник электропитания последовательно соединен через МК2 с МК1, а акселерометр соединен с МК1. Предложен также способ энергосбережения автономного приемопередатчика морского РГБ. Технический результат заключается в снижении энергетических затрат при работе РГБ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области функционирования морских радиогидроакустических буев (РГБ), предназначенных для приема/передачи информации о подводной обстановке по гидроакустическому каналу и радиоканалу. РГБ используются в военных целях [1], а также при исследованиях и мониторинге Мирового океана и других акваторий.

РГБ состоит из двух основных модулей: гидроакустического, предназначенного для приема/передачи информации по гидроакустическому каналу, и радиотехнического, предназначенного для приема/передачи информации по радиоканалу. Оба модуля располагаются в едином корпусе. РГБ сбрасывается в воду с самолетов (вертолетов) или выпускается из подводной лодки. После выпуска в воду РГБ всплывает, выпуская в воду гидроакустическую антенну, а в воздушную среду - радиоантенну. Поскольку РГБ принципиально является автономным, существенным фактором является проблема энергопитания устройств РГБ, в том числе энергосбережения.

Задачи энергосбережения являются актуальными практически для всех устройств, в том числе имеющих в своем составе приемо-передающие средства, что характерно для систем радиосвязи. В патенте [2] при связи с несколькими абонентами анализируют скорость передачи и объем информации первому абоненту и на основании этих данных адаптируют скорость передачи информации второму абоненту, обеспечивая энергосбережение. При наличии нескольких абонентов в патенте [3] предлагается анализировать трафик сообщений, уменьшая скорость передачи информации при более свободном трафике.

Наиболее близкими по функциональным и конструктивным характеристикам к предлагаемым способу и устройству являются способ и устройство, представленные в статье [4], которые приняты за прототип.

В статье [4] описываются общие принципы энергосбережения. В случае приемоизлучающего устройства устройство энергосбережения содержит микроконтроллер управления и контроля энергопотребления источника электропитания приемопередатчика, а способ его функционирования заключается в переводе в активный режим приемопередатчика при сеансе связи и переводе в «спящий» режим в паузах между сеансами связи с помощью этого микроконтроллера,

Недостатком такого решения является его малая эффективность применительно к сложным условиям работы РГБ.

Техническим результатом предложенного изобретения является снижение энергетических затрат при работе РГБ.

Для обеспечения указанного технического результата в устройство энергосбережения автономного приемопередатчика морского РГБ, содержащее первый микроконтроллер (МК1) управления и контроля энергопотребления источника электропитания приемопередатчика введены новые признаки, а именно: дополнительно введены второй микроконтроллер (МК2), причем МК1 выполнен высокоскоростным со сравнительно большим энергопотреблением и с возможностью снижения тактовой частоты, а МК2 выполнен низкоскоростным с малым энергопотреблением; и датчик-акселерометр, при этом источник электропитания последовательно соединен через МК2 с МК1, а датчик-акселерометр соединен с МК1 через переключатель.

В способе энергосбережения автономного приемопередатчика морского РГБ, состоящем в переводе в активный режим приемопередатчика при сеансе связи и переводе в «спящий» режим в паузах между сеансами связи с помощью первого микроконтроллера (МК1), новые признаки заключаются в том, что с помощью введенного второго микроконтроллера (МК2) в «спящем» режиме дополнительно понижают тактовую частоту МК1, а в период сеанса связи с помощью введенного акселерометра отслеживают положение этого акселерометра и включают передатчик, когда положение акселерометра близко к апогею морской волны.

РГБ содержит несколько узлов, каждый из которых выполняет определенную задачу. В предлагаемом нами варианте, вводимый, низко энергопотребляющий микроконтроллер 2 (МК2) обеспечивает поочередное и повременное включение узлов, которые необходимы в конкретный момент времени в зависимости от программы работы, а наличие акселерометра позволяет осуществлять передачу оптимальным образом, когда буй находится в максимальных точках по вертикали - в апогее волны.

Сущность изобретения поясняется фиг. 1, на которой приведена функциональная схема - заявленное устройство энергосбережения в составе РГБ.

Заявляемый автономный цифровой приемопередатчик содержит низкопроизводительный, с малым энергопотреблением второй микроконтроллер (МК2) 3, соединенный линиями питания с высокопроизводительным первым микроконтроллером (МК1) 2 и с акселерометром 7. МК2 соединен по питанию с аккумуляторной батареей (АКБ) 1. МК1 и акселерометр соединены также между собой линиями данных. Поскольку заявляемое устройство является частью РГБ, на фиг. 1 в качестве поясняющего примера представлены дополнительные узлы, которые присутствуют или могут присутствовать в РГБ: спутниковый модем 4, радиомодем 5 и гидроакустический модем 6. Модемы 4-6 линиями данных соединены с МК1, а модемы 4-6 - с соответствующими им антеннами 8-10.

Представленные на фиг. 1 устройства описаны в известных источниках: микроконтроллеры являются элементами средств вычислительной техники; модемы 4-6 принципиально выполняют одинаковые функции (модуляция/демодуляция сигналов), применительно к устройствам связи описаны в книге [5]; акселерометр является стандартным устройством для регистрации ускорений.

С помощью предложенного устройства заявленный способ осуществляется следующим образом: АКБ 1 подает питание на МК2 3, который коммутирует питание по узлам буя в зависимости от режима работы и запрограммированной программы. При этом потребление энергии существенно сокращается, т.к. энергия расходуется только на активный узел. Остальные узлы при этом отключены, т.е. не расходуют вхолостую заряд АКБ. В рабочем режиме МК2 подает питание на необходимые в данный момент времени модемы, в зависимости от рабочей программы, при этом незадействованные модемы отключены. Для экономии энергии АКБ передача по УКВ связи или спутниковой связи осуществляется в оптимальное время в зависимости от положения буя, которое контролируется акселерометром в трех координатных плоскостях. Оптимальное условие передачи - в максимальных точках по вертикали (на апогее морской волны). При поступлении сообщения МК2 включает МК1, который принимает сообщение от работающего модема и согласно программе отправляет его на другой модем, который включает МК2. После завершения передачи модем обесточивается до следующего сеанса связи.

МК2 выполняет дополнительные задачи:

- управление спящим режимом устройств из информационной цепи буя;

- управление снижением тактовой частоты высокопроизводительного контроллера при отсутствии задач по обработке и передачи данных;

- отключение всех систем буя в режиме глубокого сна, при аварии, критическом заряде аккумуляторной батареи и т.п.

Таким образом, осуществляется экономия электроэнергии батареи и оптимизация работы РГБ с помощью данных от акселерометра.

Источники информации

1. Форский Л. Радиосвязные буи ВМС иностранных государств // Заруб. военное обозрение, 2000, №11.

2. Пат. РФ №2351099. Способ управления скоростью передачи и контроллер радиосвязи. МПК H04W 92/10. Заявл. 24.08.2006, опубл. 27.03.2009.

3. Пат. РФ №2574727. Способ управления схемой адаптивной модуляции и устройство беспроводной передачи, снабженное схемой адаптивной модуляции. МПК H04W 28/18. Заявл. 07.06.2012, опубл. 10.02.2016.

4. Андреев Ю.В., Ефремова Е.В., Лазарев В.А. Энергосберегающие режимы приемопередатчиков в сверхширокополосных сенсорных сетях // Журнал радиоэлектроники, 2012, №1.

5. Финк Л.М. Теория передачи дискретных сообщений. М., Сов. радио, 1970.


Устройство и способ энергосбережения автономного приемопередатчика морского радиогидроакустического буя
Устройство и способ энергосбережения автономного приемопередатчика морского радиогидроакустического буя
Источник поступления информации: Портал edrid.ru

Показаны записи 1-10 из 97.
27.12.2015
№216.013.9e8d

Способ обработки сигнала шумоизлучения объекта

Использование: изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано при разработке гидроакустической аппаратуры, предназначенной для обнаружения шумящих объектов. Сущность: способ обработки сигнала шумоизлучения объекта содержит прием временной последовательности сигнала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572219
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.01.2016
№216.014.bc70

Антенная система эхолота для надводного корабля

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для установки на надводных кораблях (НК), преимущественно на ледоколах, в составе эхолотов. Техническим результатом от использования изобретения является сохранение целостности стального корпуса (днища) НК и его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573713
Дата охранного документа: 27.01.2016
20.04.2016
№216.015.34d5

Способ измерения скорости звука

Настоящее изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для определения скорости звука по трассе. Способ заключается в следующем. Неподвижный источник излучает через постоянные промежутки времени Т постоянные по длительности зондирующие сигналы. Сигналы распространяются в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581416
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.04.2016
№216.015.3780

Гидроакустический способ определения пространственных характеристик объекта на дне

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для измерения параметров положения объекта, обнаруженного на дне с использованием гидролокатора ближнего действия. Способ содержит излучение зондирующего сигнала в момент времени t, после излучения измеряется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582623
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.04.2016
№216.015.395a

Гидроакустический способ обработки рыбопромысловой информации

Использование: изобретение относится к области морского рыболовного промысла и может повысить эффективность процесса вылова рыбы с использованием гидроакустических средств. Сущность: гидроакустический способ обработки рыбопромысловой информации содержит обнаружение рыбного скопления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582624
Дата охранного документа: 27.04.2016
10.08.2016
№216.015.5383

Гидролокационный способ обнаружения подводных объектов в контролируемой акватории

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для автоматического обнаружения малоподвижных объектов. Гидролокационный способ обнаружения подводных объектов в контролируемой акватории, при котором последовательно облучают водное пространство сигналами, принимают эхосигналы от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593824
Дата охранного документа: 10.08.2016
10.08.2016
№216.015.5587

Способ измерения радиальной скорости объекта по его шумоизлучению

Изобретение относится к области гидроакустики, в частности к способам измерения радиальной скорости движения объекта. Способ заключается в следующем. С помощью антенны принимают сигнал шумоизлучения объекта, осуществляют дискретизацию принятого сигнала и измерение спектра сигнала по набранной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593622
Дата охранного документа: 10.08.2016
10.08.2016
№216.015.565a

Способ цветового кодирования информации гидроакустического шумопеленгования

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для определения расстояния до всех объектов, одновременно наблюдаемых в секторном обзоре шумопеленгования, путем анализа цвета их трасс. Производят прием гидроакустического шумового сигнала многоэлементной антенной, формируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593621
Дата охранного документа: 10.08.2016
12.01.2017
№217.015.5ff6

Гидроакустический способ измерения глубины погружения неподвижного объекта

Использование: настоящее изобретение относится к области гидролокации и предназначено для использования в станциях освещения ближней обстановки при измерении параметров обнаруженного объекта. Сущность: способ измерения глубины погружения, содержащий излучение двух последовательных во времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002590932
Дата охранного документа: 10.07.2016
12.01.2017
№217.015.6053

Активный гидролокатор

Использование: изобретение относится к гидроакустической технике, конкретнее к области активной гидролокации, в том числе к активным гидролокаторам, предназначенным для обнаружения объектов, измерения координат и параметров движения обнаруженных объектов и классификации обнаруженных объектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002590226
Дата охранного документа: 10.07.2016
Показаны записи 1-4 из 4.
25.08.2017
№217.015.bf3e

Гидроакустическая система подводной навигации

Изобретение относится к области подводной навигации и предназначено для определения координат местоположения подводного объекта, в частности подводных аппаратов, оборудованных навигационной гидроакустической аппаратурой. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617134
Дата охранного документа: 21.04.2017
20.01.2018
№218.016.1b99

Способ управления скоростью и дальностью передачи в радиомодеме адаптивной радиолинии передачи потоков дискретной информации

Изобретение относится к технике радиосвязи при передаче массивов информации в цифровом формате. Технический результат состоит в обеспечении оптимальной скорости и дальности связи путем варьирования частотой передачи в зависимости от условий связи в канале. Для этого предложен способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636574
Дата охранного документа: 24.11.2017
31.05.2019
№219.017.70b4

Водометный движитель

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водометным движителям, и может быть использовано в качестве привода судов различного назначения для повышения КПД движителя и его работоспособности. Водометный движитель содержит корпус, в котором расположен водовод, гребной вал с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689900
Дата охранного документа: 29.05.2019
06.08.2020
№220.018.3d18

Спутниковая поисково-спасательная система и способ ее функционирования

Изобретение относится к поисково-спасательным системам. Спутниковая поисково-спасательная система содержит космическую спутниковую систему КОСПАС-SARSAT, связанный с ней по радиоканалу аварийный спасательный буй, включающий микроконтроллер и соединенный с ним радиопередатчик и антенно-фидерное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728917
Дата охранного документа: 04.08.2020
+ добавить свой РИД