×
10.05.2018
218.016.4998

Результат интеллектуальной деятельности: Комбинированный подшипник

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002651406
Дата охранного документа
19.04.2018
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам роторов газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения, воспринимающим только радиальную нагрузку. Комбинированный подшипник содержит наружное кольцо (1), внутреннее кольцо (2), сепаратор (3), тела качения в виде роликов (4) и тела скольжения в виде кольцевых сегментов (5), ограниченные от смещения относительно продольной оси комбинированного подшипника. Сепаратор (3) выполнен в виде цельного кольца с гнездами, при этом ролики (4) и кольцевые сегменты (5) установлены в гнездах сепаратора поочередно. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности и долговечности конструкции, повышение грузоподъемности предлагаемого подшипника, уменьшение износа, увеличение ресурса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам роторов газотурбинного двигателя (ГТД) авиационного и наземного применения, воспринимающим только радиальную нагрузку. Являясь узлом энергообмена, подшипник опоры ротора ГТД работает в условиях воздействия значительных радиальных нагрузок и переменного количества подаваемого на смазку и охлаждение масла. На практике встречаются плохо прогнозируемые случаи внезапного повреждения используемых в настоящее время в опорах ротора ГТД роликовых подшипников качения. В качестве альтернативы, для использования в данных конструкциях рассматриваются сегментные подшипники скольжения из новых материалов с низким коэффициентом трения. Несмотря на подтвержденную работоспособность, сегментные подшипники имеют ряд недостатков, сдерживающих их активное применение в газотурбинных двигателях. К ним относятся - повышенное тепловыделение при увеличении скорости взаимодействия рабочих поверхностей деталей, склонность к возникновению автоколебаний.

Попытка объединить достоинства подшипников качения и скольжения предпринимается в комбинированных подшипниках, которые одновременно содержат и тела качения, и тела скольжения.

Известен комбинированный межвальный подшипник, содержащий наружное кольцо, внутреннее кольцо, сепаратор, тела качения, тела скольжения в виде кольцевых сегментов (RU 2079015 С1).

Данное устройство выбрано в качестве прототипа.

Известному устройству присущи следующие недостатки:

- сложность конструкции за счет наличия большого количества сегментов, в том числе наружных и внутренних, а также за счет наличия высоконагруженных осей и находящихся с ними в контакте элементов. Все это вызовет уменьшение грузоподъемности подшипника и, как следствие, ограничит возможности использования подшипников такой схемы в высоконагруженных узлах опор ГТД, а также более интенсивный износ его деталей, что снизит ресурс и надежность;

- все нагрузки, передающиеся от ротора на опоры, проходят через наружные и внутренние сегменты, соединенные имеющей относительно небольшой диаметр горизонтальной осью сепаратора и воспринимающей все передаваемые нагрузки, из-за этого ось и сегменты испытывают большие контактные напряжения на взаимодействующих рабочих поверхностях, что ведет к ускоренному их износу, что снижает срок службы подшипника;

- непосредственное взаимодействие поверхностей тел качения и сегментов из-за наличия трения скольжения оказывает влияние на угол атаки сегментов (в зависимости от направления вращения тел качения и расположения сегментов - увеличивает или уменьшает его), что отрицательно сказывается на формировании несущего масляного клина и снижает его несущие свойства, следствием чего является снижение грузоподъемности, что сужает область применения известного подшипника, в связи с этим нельзя использовать известный подшипник в опорах, на которые оказывается высокая нагрузка;

- существенно меньшая площадь контакта между поверхностью колец и внутренними сегментами по отношению к наружным сегментам, которая обусловлена невозможностью в данной конструкции изменить это соотношение площадей, вызовет разные силы трения на внутренних и наружных сегментах, что приведет к отклонениям в работе кинематической схемы подшипника и, как следствие, к ускоренному износу подшипника, что снижает срок службы подшипника.

Все вышеперечисленные недостатки устраняются предлагаемым изобретением.

Техническими результатами, достигаемыми при использовании заявленного изобретения, являются:

- упрощение конструкции за счет уменьшения общего количества деталей подшипника, а также уменьшение нагруженности (за счет отсутствия высоконагруженных осей и находящихся с ними в контакте элементов), что позволяет значительно повысить надежность и долговечность конструкции;

- отсутствие высоконагруженной цепочки: наружный сегмент - ось - внутренний сегмент и имеющей высокие контактные напряжения в зоне взаимодействия поверхностей деталей между собой позволяет значительно увеличить надежность, ресурс и долговечность;

- применение сепаратора, разделяющего элементы качения и элементы скольжения подшипника и исключающиго возможность непосредственного отрицательного воздействия элементов качения на угол атаки и параметры масляного клина элементов скольжения, позволяет повысить гидродинамическую устойчивость масляного клина, а как следствие, повысить грузоподъемность и ресурс предлагаемого подшипника;

- возможность формирования различных площадей контакта между поверхностями сегментов и беговыми дорожками колец позволяет обеспечить близкие скорости контактирующих поверхностей на их наружных и внутренних поверхностях, что позволяет уменьшить износ, увеличить ресурс.

Указанные технические эффекты достигаются тем, что комбинированный подшипник, содержащий наружное кольцо, внутреннее кольцо, сепаратор, тела качения и тела скольжения в виде кольцевых сегментов, ограниченные от смещения относительно продольной оси комбинированного подшипника, согласно настоящему изобретению тела качения выполнены в виде роликов, сепаратор выполнен в виде цельного кольца с гнездами, при этом ролики и кольцевые сегменты установлены в гнездах сепаратора поочередно.

Сепаратор разделяет элементы качения и элементы скольжения, чем достигается их полная кинематическая независимость. Отсутствие взаимовлияния позволяет избежать дополнительных возмущающих сил участвующих в процессе появления колебаний и автоколебаний различных видов, чем достигается стабильность работы и увеличение ресурса.

Кольцевые сегменты самоустанавливаются в гнездах сепаратора, что позволяет им занимать пространственное положение, способствующее формированию индивидуальных параметров масляного клина. Это позволяет несколько компенсировать угловые отклонения осей ротора и статора, всегда присутствующих в имеющих малую конструкционную жесткость современных ГТД. При этом уменьшается износ из-за неравномерного (частичного) нагружения линии контакта для роликов, путем перехода к плоскости контакта сегментов.

Поочередная установка тел качения и тел скольжения позволяет осуществлять переход с режимов качения при пуске и останове двигателя, когда основную нагрузку берут на себя тела качения, а сегменты, находясь на небольших углах атаки, не участвуют в работе, на режим скольжения на рабочих оборотах, когда сегменты увеличивают угол атаки и равномерно выбирают весь зазор по диаметру и воспринимают всю передаваемую нагрузку от ротора на опоры, а тела качения всплывают на масляном клине и выходят из работы. При уменьшении частоты вращения ротора процесс повторяется наоборот. Включение в работу сегментов позволяет уменьшить негативное влияние вибраций ротора на износ деталей подшипника, так площадь контакта сегментов значительно больше, чем роликов и удельное давление на поверхности будет меньше. Это позволяет избежать появление наиболее характерного повреждения для подшипников опор ГТД, работающих в больших диапазонах динамических нагрузок - осповидного выкрашивания (питттинга), являющего следствием значительного превышения контактных напряжений контактирующих поверхностей деталей подшипника.

Каждый из сегментов выполнен монолитным (состоящим из одной детали). Это позволяет увеличить его жесткость и соответственно максимальное значение передаваемых нагрузок.

На фигуре 1 представлен комбинированный подшипник, поперечный разрез.

На фигуре 2 представлен вид А-А.

На фигуре 3 представлен комбинированный подшипник, общий вид.

Комбинированный подшипник содержит наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2, сепаратор 3, тела качения в виде роликов 4 и тела скольжения в виде кольцевых сегментов 5, ограниченные от смещения относительно продольной оси комбинированного подшипника посредством буртов 6, выполненных на внутренней поверхности наружного кольца 1 или внутреннего кольца 2. Сепаратор 3 выполнен в виде цельного кольца с гнездами, центрированного по наружному кольцу 1 или внутреннему кольцу 2. Ролики 4 и кольцевые сегменты 5 установлены в гнездах сепаратора 3 поочередно и не касаются друг друга.

Площади рабочих поверхностей кольцевых сегментов одинаковы, но при необходимости могут отличаться, что позволяет регулировать скорости перемещения роликов 4 и кольцевых сегментов 5 между наружным и внутренним кольцами 1, 2.

Пример изготовления: - наружное и внутреннее кольца 1, 2 выполнены из карбонитрида титана, кольцевые сегменты 5 из карбида кремния, сепаратор 3 из латуни БРАЖнц, ролики 4 - стальные.

Принцип работы предлагаемого подшипника состоит в следующем.

- Неработающий подшипник опирается на ролики, при этом углы атаки сегментов равны нулю, а между сегментами и кольцами существует зазор, выводящий их из работы.

- В начальный период вращения вала нагрузка все также передается через ролики и начинает формироваться масляный клин, на котором всплывают сегменты, снижая силу трения скольжения. В это время нагруженные ролики перемещают по окружности сепаратор и неработающие сегменты.

- На установившихся рабочих оборотах, сформировавшиеся масляные клинья с двух сторон сегментов, позволяют им взять всю нагрузку на себя, выбрав весь рабочий зазор подшипника, а ролики при этом, выходят из работы и всплыв на масляном клине перемещаются по окружности беговых дорожек сепаратором.

- При снижении частоты вращения и останове двигателя все происходит в обратной последовательности.

Расположение сегментов между рабочими поверхностями наружного и внутреннего колец подшипника обеспечивает снижение скорости перемещения взаимодействующих рабочих поверхностей сегментов и колец. Одной поверхностью сегменты контактируют с рабочей поверхностью внешнего кольца, а противоположной стороной с рабочей поверхностью внутреннего кольца. Таким образом, относительная скорость скольжения внешней поверхности сегмента и наружного кольца, а также внутренней поверхности сегмента и рабочей поверхности внутреннего кольца почти в два раза ниже, чем скорости в подшипнике скольжения, рассматриваемом как прототип. Это происходит потому, что сегменты также перемещаются со скоростью сепаратора, которая значительно ниже частоты вращения ротора.

Сохранение расчетного положения каждого сегмента обеспечивается центрирующимся по наружному или внутреннему кольцу сепаратором, имеющим прямоугольные окна, в каждое из которых установлен сегмент. Сепаратор ограничивает перемещение каждого из сегментов по углу рыскания по курсу движения сегмента, а выполненные на одном из колец направляющие буртики обеспечивают отсутствие осевого перемещения сегментов, которые удерживают связанный с ним сепаратор.

Наличие большого количества сегментов определяет такое же количество масляных клиньев, что способствует снижению вероятности возникновения автоколебаний подшипника на масляном клине.

Конструкция компактна и легко адаптируется в опоры, ранее спроектированные для использования в их конструкции подшипников скольжения. В качестве модельного подшипника для проведения исследований работоспособности подшипников данной конструкции использовался подшипник стандартной схемы, в котором в гнезда сепаратора вместо роликов установлены сегменты.

В данной схеме реализуются все преимущества подшипников скольжения и в первую очередь большая устойчивость к воздействию вибрации роторных систем, и в тоже время снижается рабочая скорость взаимодействующих рабочих поверхностей подшипника, обеспечивается стабилизация положения сегментов в подшипнике и снижение вероятности возникновения автоколебаний на масляном клине при сохранении массовых габаритных параметров конструкции.

В тоже время на режимах пуска и останова, когда масляный клин существенно снижает несущую способность - в работу вступают тела качения. На рабочих режимах - основная нагрузка приходится на сегменты, а тела качения за счет действия гидродинамических сил всплывают на масляном слое над беговыми дорожками наружного и внутреннего колец.

Массивный сепаратор механически полностью развязан с телами качения и сегментами. Поэтому они имеют возможность незначительных перемещений в пределах зазоров в гнездах сепаратора. Это позволяет выполнить самоустановку тел качения и сегментов и компенсировать незначительные отклонения соосности осей наружного и внутреннего колец, вызванной несоосностью элементов опоры.


Комбинированный подшипник
Комбинированный подшипник
Комбинированный подшипник
Комбинированный подшипник
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 17.
10.01.2015
№216.013.1861

Способ диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчик устанавливают на вибровод, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537669
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.05.2015
№216.013.4dd9

Способ вибрационной диагностики технического состояния подшипниковой опоры ротора двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к контролю и диагностике технического состояния подшипниковых опор роторов двухвальных газотурбинных авиационных и наземных газотурбинных двигателей и может быть использовано в авиадвигателестроении. Вибродатчики устанавливают в одной плоскости взаимно ортогонально с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551447
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.5184

Устройство для диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к устройству для комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении. Контроль технического состояния межроторного подшипника выполняют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552389
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.02.2016
№216.014.cdfb

Способ виброакустической диагностики технического состояния подшипников в составе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов способом виброакустической диагностики с применением технического микрофона. Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя включает установку технического микрофона в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575243
Дата охранного документа: 20.02.2016
24.08.2017
№217.015.954d

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608512
Дата охранного документа: 19.01.2017
25.08.2017
№217.015.9a00

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение может быть использовано при изготовлении опор с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами, в частности в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Подшипник опоры установлен между валами роторов низкого и высокого давлений и состоит из наружного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609887
Дата охранного документа: 06.02.2017
25.08.2017
№217.015.b0f8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей с применением технического микрофона

Изобретение относится к метрологии, в частности, к методам контроля пошипников ГТД. Способ предполагает использование спектроанализатора для контроля сигнала с выхода микрофона. Определение технического состояния подшипниковых опор производят путем анализа полученного спектра частот в интервале...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613047
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b68f

Многосегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами. Самоустанавливающийся многосегментный подшипник скольжения состоит из корпуса, внешнего (1) и внутреннего (3) колец,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614463
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b7b8

Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей по изменению размаха амплитуды роторных частот

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов. Способ диагностики технического состояния подшипниковых опор газотурбинного двигателя включает установку датчиков вибрации в диагностируемом сечении на корпусе двигателя, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614908
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d9c6

Способ определения собственных частот и форм колебаний деталей сложной формы

Изобретение может быть использовано в машиностроении, авиа-, двигателестроении и других областях. В качестве датчиков звукового давления используется ряд технических микрофонов с узкой диаграммой направленности, установленных в заданном секторе исследуемой детали. Дополнительно выделяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623602
Дата охранного документа: 28.06.2017
+ добавить свой РИД