×
10.05.2018
218.016.44ab

Результат интеллектуальной деятельности: Способ визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано преимущественно в аэродинамических трубах больших дозвуковых скоростей для более детального изучения картины обтекания моделей крыльевых профилей. Способ включает освещение области обтекания модели профиля крыла вдоль его размаха параллельным световым пучком и регистрацию теневой картины после прохождения светового пучка через исследуемую область с помощью теневого прибора. При этом проводят дополнительную регистрацию и инверсию теневой картины при отсутствии потока; после чего на регистрируемую теневую картину при наличии потока накладывают инверсированную теневую картину при отсутствии потока. 7 ил.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано преимущественно в аэродинамических трубах больших дозвуковых скоростей для более детального изучения картины обтекания моделей крыльевых профилей, которые, как известно, оказывают существенное влияние на аэродинамическое качество летательного аппарата. Глубокое понимание особенностей обтекания профилей открывает разработчикам аэродинамических компоновок возможность создания крыльев с высокими аэродинамическими характеристиками.

Известны способы визуализации обтекания моделей профилей, основанные на введении в поток мелких частиц и регистрации их движения. Такими способами, в частности, являются: способ «лазерного ножа» (см., например, Максимов А.И. Развитие метола «лазерного ножа» для визуализации потока в сверхзвуковых аэродинамических трубах // Ученые записки ЦАГИ, №5, 1986, с. 39-50) и способ PIV (см., например, Raffel М., Wereley S.T. Particle Image Velocimetry - a practical guide 2007, -2nd edn. Springer, Berlin, 448 p.). Главные недостатки данных способов заключаются в сложности их практического использования и недостаточной четкости визуализации скачков уплотнения, возникающих при больших скоростях потока.

Наиболее широкое распространение и наибольшее практическое применение при исследовании картины обтекания моделей профилей получили различные оптические способы визуализации.

Известен оптический способ визуализации, основанный на использовании интерференции световых лучей и осуществляемый с помощью интерферометра (см., например, В.Д. Боксер и др. «Определение волнового сопротивления профиля методом интерферометрии при околозвуковом обтекании», Ученые записки ЦАГИ, Том VI, 1975, №1, с. 103-107).

При интерференционном способе визуализации имеется возможность получать количественные значения скоростей в исследуемой области обтекания, однако на регистрируемых картинах обтекания не получается хорошего качества и наглядности результатов исследований. Получаемые с помощью интерферометра фотографии картины течения всегда густо исчерчены интерференционными полосами, в результате чего нечетко визуализируются такие важные детали течения, как скачки уплотнения и отрывы потока. Этот способ является весьма трудоемким, требующим сложной и дорогой специальной оптической аппаратуры.

Прототипом предлагаемого изобретения является прямотеневой оптический способ визуализации обтекания моделей (Холдер Д., Норт Р. Теневые методы в аэродинамике, М., «Мир», 1966, стр. 72-75). Данный способ отличается простотой при использовании в аэродинамических трубах и позволяет получать отчетливые картины скачков уплотнения и вихревых зон отрыва потока при оптических исследованиях моделей профилей крыльев. В этом способе проводятся освещение модели профиля вдоль размаха параллельным пучком света и регистрация теневой картины после прохождения светового пучка через исследуемую область с помощью теневого прибора.

Недостаток данного способа заключается в том, что он не позволяет визуализировать и определять размеры области пограничного слоя у поверхности модели. Известно, что пограничный слой оказывает значительное влияние на аэродинамические характеристики. По этой причине картина обтекания профиля без визуализации пограничного слоя является существенно не полной.

Задачей и техническим результатом предлагаемого изобретения является дополнительное выявление области пограничного слоя при визуализации картины обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока.

Поставленная задача и технический результат достигаются тем, что в известном способе визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока в аэродинамических трубах, включающем освещение модели профиля крыла вдоль размаха параллельным пучком света и регистрацию теневой картины обтекания после прохождения светового пучка через исследуемую область, с помощью теневого прибора проводят дополнительно регистрацию и инверсию теневой картины при отсутствии потока; после этого на регистрируемую теневую картину при наличии потока накладывают инверсированную теневую картину при отсутствии потока.

В предлагаемом способе для визуализации пограничного слоя используют явление рефракции световых лучей в пограничном слое. Рефракция (искривление) световых лучей происходит под действием градиентов плотности в среде, через которую проходят световые лучи.

На фиг. 1 показана схема хода лучей света 1 в пограничном слое у поверхности модели 2 между окнами 3 рабочей части и до плоскости регистрации теневой картины 4.

На фиг. 2 показаны зависимости изменения скорости u, плотности ρ и температуры T потока по высоте y от поверхности модели.

В связи с тем, что воздух обладает вязкостью, на поверхности модели 2 происходит прилипание потока, которое приводит к образованию пограничного слоя, в котором значения скорости u, плотности ρ, и температуры T потока изменяются по высоте y от поверхности модели 2 так, как показано на фиг. 2. Вследствие рефракции параллельных лучей света в пограничном слое тень модели профиля утолщается на величину δт (фиг. 1, 2). Как показали проведенные расчетные и экспериментальные исследования, утолщение тени модели с расхождением не более 5-8% соответствует толщине пограничного слоя на исследуемой модели профиля. Однако при обычном использовании прямотеневого способа визуализации утолщение тени модели из-за своих малых размеров практически неразличимо.

В предлагаемом способе для отчетливого выявления рефракционного утолщения тени модели, которое соответствует области пограничного слоя, проводят дополнительную регистрацию и инверсию теневой картины, при отсутствии потока. После чего на регистрируемую теневую картину, при наличии потока, накладывают инверсированную теневую картину при отсутствии потока. Данный способ, по сравнению с известными способами, позволяет дополнительно визуализировать пограничный слой на модели профиля и получать более полную качественную картину обтекания модели профиля.

На фиг. 3 показана схема рабочей части аэродинамической трубы с установленной моделью профиля крыла и оптической системой визуализации обтекания.

На фиг. 4 показана теневая картина обтекания модели профиля при угле атаки α=3° и числе Маха М=0.76.

На фиг. 5 показана теневая картина модели профиля при угле атаки α=3° без потока в трубе (М=0).

На фиг. 6 показана инверсированная теневая картина модели профиля при угле атаки α=3° без потока в трубе (М=0).

На фиг. 7 показана теневая картина обтекания модели профиля при угле атаки α=3° и числе М=0.76, полученная предлагаемым способом.

Предлагаемый способ осуществляют на модели аэродинамического профиля, выполненного в виде прямоугольного крыла 2, устанавливаемого между оптическими окнами 3 на противоположных стенках рабочей части аэродинамической трубы (фиг. 3). С помощью осветителя 5 теневого прибора область обтекания модели аэродинамического профиля крыла освещают вдоль его размаха параллельным световым пучком 1. Плоскость регистрации (фокусировки) 4 теневого прибора располагают между торцом модели 2 и приемной частью 6 теневого прибора. Более точное расположение плоскости фокусировки 4 теневого прибора подбирают экспериментально из условия получения наиболее отчетливой картины скачков уплотнения и вихревых зон при обтекании модели в потоке при околозвуковых скоростях. Теневую картину обтекания модели регистрируют фотографическим или цифровым регистратором 7 в плоскости фокусировки 4 теневого прибора.

На (фиг. 4) представлен пример теневой картины обтекания модели профиля крыла относительной толщины 15% при числе Маха М=0.76 и угле атаки α=3°. На представленной теневой картине видны скачки уплотнения, возникающие в местной сверхзвуковой зоне на верхней поверхности модели профиля и волновой отрыв потока, возникающий при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем. На теневой картине, полученной стандартным способом, не видна область пограничного слоя.

Для визуализации области пограничного слоя на поверхности модели профиля проводят дополнительную регистрацию теневой картины при отсутствии потока в аэродинамической трубе. На фиг. 5 представлена теневая картина приведенной выше модели профиля при отсутствии потока в аэродинамической трубе. Далее, проводят инверсию (преобразование в негативное изображение) теневой картины модели профиля при отсутствии потока. Инверсия теневой картины может быть проведена, например, с помощью цифровой техники или негативной фотосъемки. На фиг. 6 представлена инверсированная теневая картина приведенной выше модели профиля при отсутствии потока в аэродинамической трубе. После этого на регистрируемую теневую картину обтекания потоком модели профиля накладывают инверсированную теневую картину при отсутствии потока. В результате, на получаемой предложенным способом картине обтекания визуализируется область пограничного слоя у поверхности модели. На фиг. 7 представлена теневая картина обтекания приведенной выше модели профиля, полученная предлагаемым способом. На данной картине обтекания область пограничного слоя видна. Она имеет темный цвет, обусловленный выталкиванием световых лучей из области пограничного слоя под действием градиентов плотности.

Предложенный способ визуализации обтекания модели профиля крыла позволил выявить принципиально новую особенность структуры волнового отрыва, возникающего при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем при обтекании профилей крыльев при околозвуковых скоростях. Выявленная новая особенность состоит в том, что вихревая зона волнового отрыва располагается не на поверхности профиля, как это ранее считалось, а на внешней границе пограничного слоя за скачком уплотнения. Правильное понимание структуры волнового отрыва позволяет более успешно разрабатывать мероприятия по его ослаблению и уменьшению аэродинамического сопротивления крыльев околозвуковых летательных аппаратов.

Способ визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока, включающий освещение области обтекания модели профиля крыла вдоль его размаха параллельным световым пучком и регистрацию теневой картины после прохождения светового пучка через исследуемую область с помощью теневого прибора, отличающийся тем, что проводят дополнительную регистрацию и инверсию теневой картины при отсутствии потока; после этого на регистрируемую теневую картину при наличии потока накладывают инверсированную теневую картину при отсутствии потока.
Способ визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока
Способ визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока
Способ визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока
Способ визуализации обтекания модели профиля крыла при околозвуковых скоростях потока
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-10 из 11.
27.12.2013
№216.012.9052

Способ ослабления волнового отрыва при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем

Изобретение относится к летательным аппаратам околозвуковых скоростей. Способ ослабления волнового отрыва при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем на обтекаемой поверхности включает отсос части потока через перфорацию в поверхности в полость под ней на участке обтекаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502639
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.02.2015
№216.013.2c5c

Способ уменьшения трения газового потока на обтекаемой поверхности

Изобретение относится к техническим объектам, испытывающим воздействие газовых потоков. Способ снижения трения газового потока на обтекаемой поверхности путем поперечного отсоса потока через перфорацию в обтекаемой поверхности заключается в том, что поперечный отсос газа осуществляют дискретно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542824
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.09.2015
№216.013.77df

Способ исследования состояния течения в пограничном слое

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано преимущественно при исследованиях аэродинамического обтекания моделей в аэродинамических трубах. Пограничный слой на обтекаемых аэродинамических поверхностях может иметь ламинарное или турбулентное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562276
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.04.2016
№216.015.373a

Аэродинамический профиль крыла

Изобретение относится к авиационной технике. Аэродинамический профиль крыла включает носовую часть круговой формы малого радиуса от передней кромки до сопряжения с контуром нижней поверхности. Носовая часть профиля крыла от передней кромки профиля до сопряжения с контуром верхней поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581642
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.6ab7

Аэродинамический руль

Изобретение относится к средствам управления полетом летательных аппаратов. Аэродинамический руль состоит из переднего и заднего поворотных звеньев с максимальным углом поворота переднего звена, меньшим максимального угла поворота заднего звена относительно не отклоненного положения. Переднее и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593178
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.880a

Способ торможения сверхзвукового потока

Изобретение относится к аэродинамике летательных аппаратов сверхзвуковых и околозвуковых скоростей. Способ торможения сверхзвукового потока заключается в создании скачков уплотнения, движущихся относительно обтекаемой поверхности в направлении течения, со значениями скоростей меньшими разницы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603705
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.b84a

Способ ослабления волнового отрыва при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем

Изобретение относится к области летательных аппаратов околозвуковых скоростей. Способ ослабления волнового отрыва при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем на обтекаемой поверхности включает выполнение выдува струй округлой поперечной формы из обтекаемой поверхности перед скачком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615251
Дата охранного документа: 04.04.2017
14.11.2018
№218.016.9cc4

Крыло самолета

Изобретение относится к области авиационной техники. Крыло самолета включает выдвижной предкрылок и основную часть крыла с выходами внутренних подводящих каналов для выдува струй воздуха. Выходы внутренних подводящих каналов для выдува струй воздуха расположены на участке верхней поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672234
Дата охранного документа: 12.11.2018
07.06.2020
№220.018.24fe

Стенд для измерения аэродинамических характеристик модели отсека крыла

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для измерений аэродинамических характеристик моделей отсеков крыльев, преимущественно, при дозвуковых скоростях. Стенд включает аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, подвеску для крепления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722856
Дата охранного документа: 04.06.2020
21.06.2020
№220.018.28b6

Фюзеляж самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, преимущественно к фюзеляжам самолетов с дозвуковыми и околозвуковыми скоростями полета. Фюзеляж самолета, в кормовой части содержит выходы каналов для выдува воздуха, расположенные на его поверхности, выходы каналов выполнены с осями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724036
Дата охранного документа: 18.06.2020
+ добавить свой РИД